Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия


Андыкова Ханда Дареевна, учитель русского языка и литературы ГКОУ Специальной (коррекционной) школы-интерната I-II вида Республики Бурятия
Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточным причины
Цели: 1. формирование умений:
определять структуру СПП с придаточными причины;
правильно расставлять знаки препинания в СПП с изученными придаточными, составлять их схемы;
развивать умения конструировать предложения по заданному условию.
совершенствовать умения выполнять тестовую работу
2. воспитывать интерес к слову;
3. развивать письменную и устную речь;
4. совершенствовать произносительные навыки учащихся
Оборудование: компьютер, таблицы, таблички, индивидуальные карточки с заданиями и тестовыми заданиями, опорные папки, ИКТ
Ход урока:
Организационный момент. Встали. Поздоровайтесь.
-Люба, спроси у Эдика , какое сегодня число.
-Аюр, какой день недели?
-Эдик, какой сейчас урок?
-Женя, какой по счету урок?
II. Фонетическая зарядка
- Какой сегодня дежурный звук? - Дежурный звук [ ш – ж ]
Послушайте внимательно, как я читаю. Произносите звуки четко и ясно. Сначала я читаю, потом – хором, затем – по одному.
[Ш – Ж]
аша – ажа Наташа – пожар
ашо – ажо порошок – пирожок
уша – ужо груша – стужа
Женя-копуша целый час жевала грушу.
Актуализация имеющихся знаний.
Стадия вызова.
1) Тест. Прием «Верные и неверные утверждения»   
 -- На карточке записаны различные утверждения. Прочитайте и скажите номера правильно выбранных ответов (отметьте знаком только те, которые считаете верными).
1) СПП состоит из двух частей – главной и придаточной.                                                   Да
2) Изъяснительные придаточные – одна из групп обстоятельственных.                       Нет
3) Придаточное места – одна из групп обстоятельственных.                                       Да
4) Придаточное времени – одна из групп обстоятельственных.                                     Да
5) Придаточные времени присоединяются к главной части                       Нет
при помощи союзов и союзных слов.
6)Придаточные места присоединяются к главной части Да
при помощи союзных слов.
- Теперь посмотрим на доску, правильно ли выполнил (а) тест.
Ключ: 1, 2, 3, 4, 6
III. Проверка домашнего задания
- Сарюна , какое было домашнее задание?
- Выучить параграф 8, выполнить упр. 81
- Что мы сейчас сделали? - Мы проверили домашнее задание
2) Совместное определение темы и целей урока.
-- Определите тему нашего урока.
-- Какие цели мы должны перед собой поставить?  (Научиться узнавать СПП с придаточными причины, ставить в них знаки препинания, строить схемы, конструировать предложения, следить за своим произношением.)
Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточным причины.
Изучение новой темы . Работа по таблице. Анализ предложений.
2. Стадия осмысления.
-- Объясните различие в лексическом значении слов причина и следствие. (Из Толкового словаря С. И. Ожегова).
-- Перечислите подчинительные союзы, передающие отношения причины.
СПП с придаточным причины
Причина –то, что порождает какое-нибудь явление
Следствие –то, что следует из чего-нибудь, вывод
Союзы
Нейтр. – потому что
Книжн. – так как, поскольку, ибо
Архаич. – затем что
Разгов. – благо
Делов. – оттого что, из-за того что,
                 благодаря тому что,
                 вследствие того что и др.
Вопросы: Почему? Отчего?
Схемы: [        ], ( потому что   ).
3.Стадия рефлексии.  
- Прочитайте теоретические сведения на печатном листе
- Какая информация вам была известна?
- Что нового вы узнали?
- Какая информация для вас осталась непонятна?
Вывод:
В сложноподчиненных с придаточными причины в главной части – следствие, в придаточной – причина.
Выполнение упр.95 (устно)
Работа по карточкам № 1,2, 3, 4
Карточка № 1
Задание: распространенные обстоятельства причины замените придаточными причины ( смотри упр. 95)
1.Не находя нужного слова, он замолчал.
2.Спросонья он не мог ничего понять.
1.Он замолчал, потому что не нашел нужного слова.
2.Он не мог ничего понять, так как только проснулся (был спросонья).
Карточка № 2
Задание: укажите главные и придаточные предложения, поставьте вопросы к придаточному, выделите союзы, составьте их схемы.
1. Дети все были веселы и счастливы, оттого что ожидали встречи с родными.
2.Верить хотелось, ибо книги уже внушили мне веру в человека.
3.Жалкие остатки консервов Алексей решил съесть, так как почувствовал голод.
Карточка № 3
Задание: Из 2-х простых предложений составьте сначала СПП с придаточным причины.
укажите главные и придаточные предложения, поставьте вопросы к придаточному, выделите союзы, составьте их схемы.
1.Мы создали в школе виртуальный музей.
Мы хотим сохранить историю школы для будущих поколений.
Мы создали в школе виртуальный музей, потому что хотим сохранить историю школы для будущих поколений.
Карточка № 4
Задание: укажите главные и придаточные предложения, поставьте вопросы к придаточному, выделите союзы, расставьте запятые, составьте схемы.
1. Сестра завела будильник потому что боялась проспать.
2. Однажды зимой я осталась ночевать у них потому что поднялась сильная метель.
Y.Итоги: На уроке я…
узнал…
понял…
я не умел, а теперь умею…
самый большой мой успех – это…
YI. Оценивание
YII. Д/з: Выучить правило –СПП с придаточным причины, упр. 96 (1 часть)