Урок русского языка .Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными цели. 9 класс


Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными цели. 9 классТехнология проблемного обучения

Цели:
Формирование навыка узнавания и характеристики СПП с придаточным обстоятельственным цели.
Закрепление навыка постановки запятой между частями СПП.
Совершенствование навыка комплексного анализа текста.
Формирование умения употреблять СПП с придаточными обстоятельственными цели в своей устной и письменной речи.
Формирование умения находить пути решения проблемы, формулировать гипотезы.
Воспитание интереса к изучению родного языка.
Оборудование:
Видеоурок.
Карточки с текстами для работы на уроке и для домашней работы.
Ход урока:
Оргмомент.
Мотивация. Запишите себе в тетрадь, с какой целью вы пришли сегодня на урок и для чего изучаете русский язык. (зачитать)
Подготовка к восприятию нового материала. Постановка и решение проблемы.
Фронтальный опрос.
- Какие виды сложных предложений вы знаете?
- С какими предложениями мы работаем в течение нескольких уроков?
- Назовите изученные виды придаточных предложений.
2.-- Запишите предложение.
Язык, чтобы оставаться средством общения, должен постоянно развиваться.
(А. Корнилов)
-- О чем говорится в предложении? Определите сопутствующую тему урока.
(Роль языка в жизни общества)
-- Произведите полный синтаксический разбор предложения по схеме на стр. 66.
(пов., невоскл., глав. часть – 1, придат. часть – 2, придаточная часть внутри главной, придаточное со значением цели, союз – чтобы .
[ , ( чтобы ), ].
-- Сформулируйте и запишите тему нашего урока.
(СПП с придаточными обстоятельственными цели)
Изучение нового материала.
Прослушать видеоматериал (объяснение темы). Составление опорного конспекта «ВОПРоС» (на доске)
В – вопросы (зачем? С какой целью?)
О – относится (ко всей главной части)
П – присоединяется (союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы )Р – разделяется запятой
о
С – стоит (местоположение свободное)
Закрепление изученного

Комплексный анализ текста.
Зачем нужен язык? Для чего человеку членораздельная речь?
Во-первых, язык нужен для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности. Он нужен как средство общения. Правда, кроме языка, для этой цели могут использоваться и другие средства, например, система знаков, регулирующих уличное движение.
Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой знаменитый закон, то первое, что он сделал, -- сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам – его далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.
Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И все это благодаря языку.
Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.
А. Леонтьев.
Задания:
1) Найдите все СПП, укажите их вид.
2) Выпишите в тетрадь СПП с придаточными обстоятельственными цели, произведите их синтаксический разбор.
Во-первых, язык нужен для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности.
Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики.
Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции.
[ для того ], ( чтобы ).

МИНУТКА ОТДЫХА.
V.Подготовка к ОГЭ.
- Решение тестов онлайн (сайт «Незнайка») 1 ученик
- Решение тестов ( слабые ученики) КИМ в распечатанном виде (3 ученика).

- Дифференцированная работа: выполнение заданий ОГЭ.
1.Из предложений 16-20 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: "Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении присоединения, близости к чему-либо".(16)Из дому пришло письмо. (17)Чужой рукой было написано о нашей маме. (18)И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь. (19)Но рядом была моя сестричка. (20)И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.
2. Из предложений 7-13 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: "На конце приставки пишется -С, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный".(7)Олеська, мигом осознавшая все это, вдруг резко втянула в себя воздух, запрокинула голову и уже не (8)"Ненавижу! (9)Не-на-ви-жу! - завертелось в голове. (10)- Ну что за люди? (11)Что за люди?! (12) Всех ненавижу!"(13)Она обессиленно села на корточки и закрыла голову руками; еще никогда в ее душе не было столько злобы на весь окружающий мир.
3. Из предложений 7-10 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: "На конце приставки пишется -С, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный".(7)Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (8)А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. (9)Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. (10)Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.
4. Из предложений 12-14 выпишите слово, правописание приставки ПРЕ- в котором зависит от лексического значения слова.(12)Ею восхищались, ее превозносили, перед ней преклонялись, ее боготворили. (13)Что же такого совершила эта прекрасная женщина?(14)Более полувека назад мать Тереза с несколькими помощницами организовала Орден милосердия и поначалу пыталась в одиночку противостоять человеческим бедам: помогать нищим, умирающим, неизлечимо больным.
5.Из предложений 1-6 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: "Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук".(1)Это было сразу после войны. (2)Лето выдалось на Кубани жаркое, но не сухое. (3)Сочные травы вымахали чуть ли не по пояс. (4)Станичники, кто с косами, кто с серпами, с утра уходили на сенокос. (5)Пока старшие занимались делами, я бродил по округе. (6)Нередко мне попадались затянутые временем воронки, россыпи гильз.
Из предложения выпишите грамматическую основу:
1.В корчме не было ни одной женщины. (Акунин Б.)
2.После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня была особенно мутной.(Голубев Г.)
3.Отправив связного с сообщением, Рябинкин велел бойцам выполнять этот его приказ. (Кожевников В.)
4.Одинокая чайка, подхваченная ветром, ослепительно белая в свинцовом небе, косо пронеслась над лесом, ныряя и остро махая крыльями. (Бондарев Ю.)
5.Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. (Паустовский К.)
6.После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. (Иванов А.)
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
1.Серая громада висла над переулочком,(1) по утрам зáстила солнце,(2) а вечерами сверху летели звуки музыки. Там,(3) в поднебесных этажах,(4) шла,(5)казалось,(6) совсем иная жизнь,(7) чем внизу.
2.Но вы, (1) конечно, (2) заезжайте недельки через три-четыре, (3) я запрошу наш департамент, (4) потом заявка уйдёт в архив, (5) знаете, (6) всё теперь не так просто...
3. И гладила она и гладила Алексея по холодной руке и, (1) видимо, (2) добилась-таки своего. Рука порозовела, (3) стала тёплой, (4) и однажды Пряхин посмотрел на тётю Груню осознанно и заплакал.
4. И гладила она и гладила Алексея по холодной руке и, (1) видимо, (2) добилась-таки своего. Рука порозовела, (3) стала тёплой, (4) и однажды Пряхин посмотрел на тётю Груню осознанно и заплакал.
5. Они стояли друг над дружкой, (1) голова над головой, (2) руки по швам, (3) они замерли, (4) точно готовились сфотографироваться. Только вот глаза, (5) конечно, (6) были не для фотографии: удивлённые, (7) печальные, (8) непонимающие глаза.
- Интерактивный тренажёр (художественные средства языка).Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание .Поисковая работа: найти в толковом словаре толкование слов САМОВОСПИТАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, САМООБРАЗОВАНИЕ. Написать вступление к сочинению 15.3 по одному из слов (средний уровень) или полностью сочинение (высокий уровень подготовки к ОГЭ).
ИЛИ
Теория по СПП с придаточными цели и упр. 144