Урок в 9 классеТема. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными.

Урок в 9 классе. Преподавание русского языка. Преподавание истории. (С использованием текста Послания Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева "Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее".)
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков. Форма урока: интегрированный.
Оборудование: кроссворд, тексты Послания Президента РК народу Казахста-на, портрет Президента РК, словарь русского языка С.И. Ожегова.

Тема. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными.
Цель:
-совершенствование знания учащихся о структурных особенностях сложноподчиненных предложений с придаточными определительными и изъяснительными;
- развивать умения определять вид и создавать схемы СПП:
-воспитывать стремление к рефлексии и к самоконтролю.
по истории
- развитие монологической речи учащихся;
-воспитание патриотических чувств, гордости за Республику Казахстан.
Ход урока: 1.Организованный момент. Определение готовности к уроку.
2.Постановка темы и целей урока
3.Слово учителю истории.(Она кратко рассказывает об Послании)
4.Решение кроссворда. (Ключевое слова : Послание)
























п
р
и
д
а
т
о
ч
н
о
е







с
о
ю
з














к
о
с
в
е
н
н
ы
е











г
л
а
в
н
о
е












з
а
п
я
т
а
я








д
о
п
о
л
н
е
н
и
е













ф
и
л
о
л
о
г
и
я








о
п
р
е
д
е
л
е
н
и
е







1. Как называется зависимая часть СПП?





2.Средства связи придаточного и главного предложения в СП?


3.Все падежи кроме именительного?



5.Отделяющий знак препинания?




6.Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы коссвенных падежей?


7.Раздел языка, изучающий на вопросы косвенных падежей?


8.Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы; Какой? Какая?Какое?

5. Синтаксический разбор предложения.
Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев обратил-ся к народу с Посланием, которое взволновало всех и каждого. (СПП с придаточным определительным; / - = сущ./, ( которое = ).
6.Беседа с классом.
- что вы знаете о личности нашего Президента?
-какие качества Президента привлекают к нему симпатии всех людей?
1.Задание. Учащиеся будут рассказывать о Президенте и составлять кластер.
2.Расставить ударение в словах:
Дипломат, лидер, государственный деятель, реформатор.
3.Разминка «Угадай слово»
Задание. Подчеркнуть первую букву в словах-ответах и прочитать получив-шееся в результате слово (реформатор).
4.Составить синквейн (пятистишие со словом –послание
5. Повторение теоретического материала о СПП. ( «Слепая» схема)
Задание. ЗАПОЛНИТЕ « СЛЕПУЮ » СХЕМУ. ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ?
? ПАДЕЖНЫЕ ВОПРОСЫ «Прочтите слепую схему. Расскажите о строении сложных предложений.» 6.Практический материал.
Задание. Выборочный диктант с грамматическим заданием. -Выпишите СПП. Составьте схемы этих предложений. Земля. Человек появляется на свет на земле. Тут он растёт, узнаёт мир и жизнь. Узнаёт ласковые руки матери и жёсткие рабочие руки отца. Познаёт память о тех, кто жил до него, кто своим трудом украшал землю, на которой он живёт. Он познаёт чувство ответственности перед родившей его землёй, которая дала ему всё.
В преданиях всех народов любимые герои набирали сил, припадая к родной земле. Землёй клялись. Горсть родной земли брали с собой, отправляясь в дальние страны.
Из любви к самому сокровенному и дорогому клочку земли рождается любовь молодых людей ко всей великой Отчизне нашей, рождается истинно сыновнее чувство к ней.
Мы знаем, какие страшные раны наносит война земле. И нет у землян выше программы важнее, злободневнее, чем Программа мира. Программа мира на земле. -укажите предложения с причастными и деепричастными оборотами. - произвести синтаксический разбор ПП (любого по выбору). 7. «Цифровой диктант».
Даётся установка: «Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру «1» в буклете, если нет-«0».Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках»
Верно ли утверждение, что: 1.Союзы что, если, где – подчинительные ? 2.Определение не отвечает на вопрос –чей?
3.Предложение – это синтаксическая единица?
4.Местоимение – себя - не имеет именительного падежа?
5.Союз – однако – подчинительный? 6.Двусоставное предложение может быть неопределённо-личным?
7. Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей?
8.В предложении Сделано всё, чтобы я мог жить спокойно.- первая часть –придаточное предложение?
9. , ( который) схема сложноподчинённого предложения.? 8. Фронтальный опрос. Графический диктант. Задание. Прослушав предложение, составьте его схему и определите вид придаточного. Записываем схемы .
1.Я удостоверился что Пугачёв и он были одно и то же лицо.2.В мучитель-ном волнении ожидал он возвращения тройки на которой он отпустил её.3.Что волки жадны всякий знает.4.Я перешёл через широкую дорогу осторожно пробрался сквозь запылённую крапиву и прислонился к низкому плетню.5.Хлеб питает тело а книга питает разум.6.Деревня где скучал Евге-ний была прелестный уголок.

9.Работа по таблице.
Задание. Соединить части СПП, записать их, расставить знаки препинания и дополнить таблицу своими примерами.
Нельзя не гордиться народом
что всячески избегают уплаты налогов, скрывают свои доходы, берут взятки, проявляют свою нетерпимость к людям в политике и в быту.

Многие люди говорят о любви к земле
который при всём этом сумел сохранить благородство и терпимость, уважение к другим народам

Сегодня я часто встречаю так называемых патриотов
где они живут, но небрежно и потре-бительски относятся к окружающей природе

Трилогия Есенберлина подво-дит нас к размышлениям о подлинно человеческих ценностях
когда наша жизнь находится в наших руках

Мы сегодня живём в такое удивительное время
что постепенно становятся достоянием нашей жизни

10. Рефлексия
11. Итог урока
Д/з. написать эссе о своём отношении к Посланию Президента РК.