Рабочая программа Дискуссионного клуба 5-6 класс ФГОС


РАССМОТРЕНО
на заседании МО
Протокол
от 26.08.2015 г.№ 1
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол
от 27.08.2015 г. № 1
УТВЕРЖДЕНО
приказ МБОУ «Гимназия №72»
от 28.08.2015 г. № 116
Рабочая программа внеурочной деятельности «Дискуссионный клуб»
5-7 классы
направление внеурочной деятельности - духовно-нравственное
Составитель: Падалко Людмила Ивановна,
учитель истории и обществознания

Структура рабочей программы
Пояснительная записка 3
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности 6
Учебный план 8
Тематическое планирование 9
Содержание программы 14
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса 17
1
Пояснительная записка
В соответствии со Стандартом основного общего образования по обществознанию учащиеся должны получать опыт познавательной и практической деятельности - получать социальную информацию из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации, оценивать явления и события, происходящие в социальной жизни, участвовать в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни. Дискуссионный клуб как нельзя лучше помогает в решении этих задач. Дискуссия – одна из форм внеурочной деятельности, в которой отражены обучающие, развивающие, воспитательные, коммуникативные аспекты. При составлении рабочей программы внеурочной деятельности «Дискуссионный клуб» был учтён федеральный компонент Государственного образовательного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания образования курса обществознание. Дискуссия развивает в молодых людях навыки, необходимые для эффективного общения в любой сфере деятельности. Рабочая программа внеурочной деятельности «Дискуссионный клуб» разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования, основными положениями Стандарта основного общего образования, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников основной школы. Программа рассчитана на учащихся 5-7 -х классов и является первой частью программы для 5-9 классов.
Ведущей идеей рабочей программы внеурочной деятельности «Дискуссионный клуб» является внеурочная деятельность, которая приобщает обучающихся к видению многообразия мира, приучает к уважительному отношению к прошлому и настоящему нашей Родины, готовит ребят к самостоятельной взрослой жизни. Особенностью является то, что в результате они создают новые для себя ценности (патриотизм, толерантность), важные для формирования личности как общественного субъекта. Метод проектов, ИКТ позволяют органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи. Проектная деятельность – одна из технологий воспитания мотивированных детей. Продвинутые дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, самоутвердиться, ощутить радость успеха.
Работа «Дискуссионного клуба» направлена на:
формирование и развитие у школьников критического мышления, навыков цивилизованной дискуссии, в том числе: терпимости и уважения к различным взглядам;
способности концентрироваться на сути проблемы;
организаторского искусства;
умения работать в команде;
способности отстаивать различные идеи и убеждения;
выступления в роли лидера.
Новизна рабочей программы внеурочной деятельности заключается в том, что, с 2005 года в МБОУ «Гимназия № 72» работает «Молодежный дискуссионный клуб» для старшеклассников, увлекает гимназистов и существует благодаря их заинтересованности. «Дискуссионный клуб» для 5-7-х классов становится учебной площадкой для будущих выпускников. А результатом деятельности в этом направлении станут:
более правильный выбор будущей профессии выпускниками,
участие в дискуссиях разного уровня,
научно-исследовательские работы, научные статьи, участие в НПК разного уровня, публикации.
Трудность заключается в том, что необходимо так заинтересовать учащихся, чтобы желание участвовать в дискуссии было их внутренней потребностью, осознаваемой необходимостью в их дальнейшей жизни.
Целью рабочей программы внеучебной деятельности «Дискуссионный клуб» является: формирование современной социабельной востребованной обществом личности, способной, опираясь на полученные знания и личностные качества реализовать себя в обществе, тем самым способствуя процветанию нашей страны.
Задачи:
1. Сформировать умения обучающихся находить, оценивать, анализировать информацию, проводить анкетирование, интервьюирование и умело использовать полученные данные для доказательства собственной точки зрения.
2. Овладеть навыками искусства спора, ведение дискуссий, дебатов. Научить обучающихся свободно держаться и выступать в аудитории, оппонировать собеседнику.
3. Выработать потребность обучающихся в постоянном самосовершенствовании, самоутверждении.
Данная рабочая программа внеурочной деятельности создана для 5-7-х классов и является первой частью программы, рассчитанной для учащихся 5-9 классов. Сроком реализации программы является 2014-2017 учебный год. На работу программы выделено в:
5 классе - 34 часа в год, 1 час в неделю;
6 классе – 34 часа в год, 1 час в неделю;
7 классе - 34 часа, 1 час в неделю.
Формой внеурочной деятельности является клуб.
Программа работы «Дискуссионного клуба» включает в себя следующие формы работы: «мозговой штурм»; анализ новых тем в поисках аргументов; работу с источниками информации: книгами, журналами, газетами, Интернетом; практику в области риторики, импровизационной речи, актерском исполнении отрывков произведений. Методами работы «Дискуссионного клуба» являются: анкетирование, наблюдение, анализ, сравнение, проблемно-хронологический, сравнительно-исторический. В ходе работы учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- использовать различные средства массовой информации и анализировать ее;
- использовать критическое мышление для построения аргументации;
- видеть логические связи между абстрактными идеями и событиями реального мира;
- организовывать наработанный материал; правильно строить речь;
- вести записи;
- опровергать аргумент оппонента;
- приводить поддержку и доказательства к выдвинутому аргументу;
- умение определить и вычленить проблему;
- умение делать выводы и заключения;
- умения эффективно решать проблемы;
- умения оценивать доказательства, собственный мыслительный процесс;
- умение работать в команде.
Для реализации рабочей программы внеурочной деятельности в кабинете истории и обществознания существуют оптимальные условия: видеопроектор, видеомагнитофон, телевизор, компьютер, Интернет.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
ориентация в системе моральных норм и ценностей;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
Метапредметные результаты проявляются в :умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности.
Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы являются в сфере:
познавательной
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и об областях общественной жизни;
знание отдельных научных понятий, отражающие наиболее важные социальные объекты, умение с этих позиций оценивать явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя термины и понятия.
ценностно-мотивационной
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
понимание значение трудовой деятельности для личности и для общества;
коммуникативной
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и способами преодоления конфликтов.
Учебный план.
Название раздела Количество часов
5 класс
Введение. 1
Дискуссия, виды, формы, типы дискуссий. 16
Обязательные элементы дискуссий 5
Стили выступлений на дискуссии 6
Подготовка и проведение дискуссий 6
6 класс
Теоретические занятия. 17
Подготовка и проведение дискуссий. 17
7 класс
Подготовка к выступлению на дискуссии. 9
Способы фиксации получаемых сведений. 2
Оформление результатов. 2
Устное выступление. 5
Подготовка и проведение дискуссий. 16
Тематическое планирование. 5 класс.
№ Тема занятия
Название раздела (количество часов)
Введение. 1 час.
1 Что такое дискуссия.
Дискуссия, виды, формы, типы дискуссий. 16 часов.
2 Структурированная или регламентированная дискуссия.
3 Дискуссия с элементами игрового моделирования.
4 Проектная. «Симпозиум». «Круглый стол». «Дебаты». «Аквариум».
5 Регламентированная дискуссия по теме: «Зачем я учусь?»
6 Дискуссия с элементами игрового моделирования: «Всегда ли прав учитель?» (проигрывание проблемных ситуаций).
7 Проектная дискуссия: «Моя любовь…» (о стране, городе, семье)
8 Круглый стол: «Проблема распорядка дня младшего подростка».
9 Формы дискуссий: дискуссия-диалог.
10 Формы дискуссий: дискуссия-полилог.
11 Типы дискуссий: свободная, альтернативная, направляемая.
12 Подиум-дискуссия как путь к   толерантности.
13 Позиция «за» и позиция «против».
14 Дискуссия: «Черное - белое» (нужно ли наказывать ребенка за плохие оценки?)
15 Психологический микроклимат дискуссионного занятия.
16 Регламент. Правила пользования «свободным микрофоном».
17 Плюсы и минусы дискуссии.
Обязательные элементы дискуссий. 5 часов.
18 Композиция речи. Начало речи, вступление, главная часть, конец речи, свободная композиция.
19 Что значит владеть своим голосом? Темп речи, сила и высота голоса.
20 Как подготовить устное выступление. Экспромт.
21 Способы связи речи в устном выступлении. Повтор и анафора.
22 Практическое занятие: «Обозначь проблему».
Стили выступлений на дискуссии. 6 часов.
23 Диалог в дискуссии. Монолог особого типа.
24 Скрытая форма диалога. Открытый диалог.
25 Языковые средства создания эмоциональности речи. Стиль и тип речи.
26 Практическое занятие: Стиль и презентация. Элементы стиля.
27 Стратегии поведения при выступлении. Ошибочные действия.
28 Тренинг: «Телеведущий».
Подготовка и проведение дискуссии. 6 часов.
29 Письменная речь в устном выступлении. Использование разных типов речи.
30 Что такое ассоциация? Использование и создание оратором литературно-художественных образов.
31 Выбор слова. Пословицы. Нормы грамматики и их нарушение.
32 Тренинг: «Перекрестный допрос».
33 Способы активизации дискуссии.
34 Дискуссия: «Необитаемый остров: программа выживания».
Тематическое планирование. 6 класс
№ Тема занятия.
Название раздела (количество часов).
1 Теоретические занятия. 17 часов.
2 Вводное занятие.
3 Композиция речи.
4 Индивидуальные занятия по развитию речи.
5 Что значит владеть своим голосом?
6 Индивидуальные занятия по развитию речи.
7 Как подготовить устное выступление.
8 Индивидуальные занятия по развитию речи.
9 Способы связи речи в устном выступлении.
10 Индивидуальные занятия по развитию речи.
11 Диалог в дискуссии.
12 Стиль и тип речи.
13 Использование разных типов речи.
14 Индивидуальные занятия по развитию речи.
15 Словесная наглядность.
16 Речевые ошибки.
17 Индивидуальные занятия по развитию речи.
Подготовка и проведение дискуссий. 17 часов.
18 Составление анкеты по теме: «Школьная жизнь современного школьника».
19 Проведение анкеты во 2-4 –х классах гимназии. Обработка анкетных данных анализ.
20 Оформление результатов анкетирования.
21 Дискуссия по теме: Школьная жизнь современного школьника.
22 Путем устного опроса гимназистов 6-х классов выявление их музыкальных предпочтений.
23 Оформление результатов опроса.
24 Дискуссия по теме: «Музыкальная культура подростков».
25 Проведение анкетирования среди подростков в социальных сетях.
26 Обработка полученных данных. Анализ.
27 Оформление результатов анкетирования в социальных сетях.
28 Дискуссия по теме: «Влияние современных средств связи на образовательный процесс».
29 Организация и проведение конкурса сочинений среди 6-х классов по теме: «Моя будущая профессия».
30 Подведение итогов конкурса сочинений. Оформление результатов.
31 Круглый стол по теме: «Моя будущая профессия».
32 Организация и проведение конкурса сочинений среди 6-х классов по теме: «Я русский бы выучил!?»
33 Подведение итогов конкурса сочинений. Оформление результатов.
34 Дискуссия по теме: «Судьба русского языка в 21 веке».
Тематическое планирование. 7 класс.
№ Тема занятия
Название раздела (количество часов)
Подготовка к выступлению на дискуссии. 9 часов.
1 Формулировка новой темы. Что такое гипотеза.
2 Как строить гипотезы. Определение пригодности выбранной для проверки гипотезы.
3 Разработка аргументов. Составление аргументов.
4 Аргументация и дискуссия.
5-6 Понятие «источник информации» (библиотека, экскурсия, книги, фильмы, ресурсы Интернета, анкетирование и др.). Справочно-поисковый аппарат.
7 Практикум: «Работа с библиотекой».
8-9 Сбор информации (проведение наблюдений, опросов, экскурсий, работа с печатными источниками, поиск в Интернет и пр.).
Способы фиксации получаемых сведений. 2 часа.
10-11 Обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.
Оформление результатов. 2 часа.
12 Письменный отчёт - структура и содержание.
13 Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики.
Устное выступление. 5 часов.
14 Стиль устного выступления. Подготовка выступления.
15 Возможные ошибки в доказательстве.
16 Рассуждение: типы рассуждений.
17 Перекрестные вопросы во время дискуссии.
18 Опровержение позиции оппонентов. Выстраивание собственной позиции.
Подготовка и проведение дискуссий. 16 часов.
19 Составление анкеты по теме: «Нужна ли семья современному человеку?».
20 Проведение анкеты в 6-7 –х классах гимназии. Обработка анкетных данных анализ.
21 Оформление результатов анкетирования.
22 Дискуссия по теме: «Нужна ли семья современному человеку?».
23 Методом интервью провести сбор информации среди родителей 7-х классов и учителей гимназии по теме: «Противоречия воспитания и образования».
24 Оформление результатов интервьюирования.
25 Дискуссия по теме: «Противоречия воспитания и образования».
26 Сбор информации.
27 Обработка информации. Подготовка выступлений по теме: «Общение».
28 Дискуссия по теме: «Умеем ли мы общаться друг с другом?»
29 Проведение анкетирования среди родителей и учителей гимназии по теме дискуссии.
30 Обработка полученных данных. Анализ.
31 Дискуссия по теме: «Чего от нас хотят родители и учителя?»
32 Проведение конкурса сочинений среди 7-х классов по теме: «Возможен ли свободный выбор».
33 Обработка полученных данных. Анализ.
34 Дискуссия по теме: «Возможен ли свободный выбор».

Содержание программы.
5 класс.
Введение. Что такое дискуссия. 1 час.
Дискуссия, виды, формы, типы дискуссий (16 часов): структурированная или регламентированная дискуссия, дискуссия с элементами игрового моделирования,  проектная, «симпозиум», «круглый стол», «дебаты», «аквариум». Типы дискуссий: свободная, альтернативная, направляемая. Формы дискуссий: дискуссия-диалог, дискуссия-полилог. Подиум-дискуссия как путь к   толерантности. Позиция «за» и позиция «против». Психологический микроклимат дискуссионного занятия. Регламент. Правила пользования «свободным микрофоном». Плюсы и минусы дискуссии.
Обязательные элементы дискуссий. 5 часов. Композиция речи. Начало речи, вступление, главная часть, конец речи, свободная композиция. Что значит владеть своим голосом? Темп речи, сила и высота голоса. Занятия по развитию речи. Как подготовить устное выступление. Экспромт. Определение темы, направленности, названия выступления. Предварительный план. Работа над фактами, теоретическим материалом. Способы связи речи в устном выступлении. Слова, словосочетания, предложения, выражающие субъективное отношение к речи. Повтор и анафора. Анализ использованной информации. Уровень аргументации. Уровень коммуникативной активности. Тренинг: «Обозначь проблему».
Стили выступлений на дискуссии. 6 часов. Диалог в дискуссии. Монолог особого типа. Скрытая форма диалога. Открытый диалог. Языковые средства создания эмоциональности речи. Стиль и тип речи. Стиль и презентация. Элементы стиля. Стратегии поведения при выступлении. Ошибочные действия. Использование книжных стилей в речах разного рода и вида. Тренинг «Телеведущий».
Подготовка и проведение дискуссий. 6 часов. Письменная речь в устном выступлении. Использование разных типов речи. Словесная наглядность. Что такое ассоциация? Использование и создание оратором литературно-художественных образов. Тренинг: «Перекрестный допрос». Речевые ошибки. Нормы языка и речевые ошибки. Нормы ударения и речевые ошибки. Выбор слова. Пословицы. Нормы грамматики и их нарушение. Способы активизации дискуссии. Уточняющие вопросы.    Парафраз. “Сомнение”. “Альтернатива”.  “Доведение до абсурда”.  “Задевающее утверждение”.  “Нет-стратегия”.  Дискуссия: «Необитаемый остров: программа выживания».
6 класс.
Теоретические занятия. 17 часов.
Вводное занятие. Определение темы дискуссий путем тестирования классных коллективов.
Композиция речи. Теория курса: начало речи, вступление, главная часть, конец речи, свободная композиция. Индивидуальные занятия по развитию речи.
Что значит владеть своим голосом? Темп речи, сила и высота голоса. Индивидуальные занятия по развитию речи.
Как подготовить устное выступление. Экспромт. Определение темы, направленности, названия выступления. Предварительный план. Работа над фактами, теоретическим материалом. Индивидуальные занятия по развитию речи.
Способы связи речи в устном выступлении Слова, словосочетания, предложения, выражающие субъективное отношение к речи. Повтор и анафора. Индивидуальные занятия по развитию речи.
Диалог в дискуссии. Монолог особого типа. Скрытая форма диалога. Открытый диалог. Языковые средства создания эмоциональности речи.
Стиль и тип речи. Использование книжных стилей в речах разного рода и вида. Письменная речь в устном выступлении. Использование разных типов речи.
Словесная наглядность Что такое ассоциация? Тропы – средство наглядности речи. Использование и создание оратором литературно-художественных образов.
Речевые ошибки Нормы языка и речевые ошибки. Нормы ударения и речевые ошибки. Выбор слова. Пословицы. Нормы грамматики и их нарушение. Индивидуальные занятия по развитию речи.
Подготовка и проведение дискуссий. 17 часов.
Составление анкеты по теме: «Школьная жизнь современного школьника». Проведение анкеты во 2-4 –х классах гимназии. Обработка анкетных данных анализ. Оформление результатов анкетирования. Дискуссия по теме: Школьная жизнь современного школьника.
Путем устного опроса гимназистов 6-х классов выявление их музыкальных предпочтений. Оформление результатов опроса. Дискуссия по теме: «Музыкальная культура подростков».
Проведение анкетирования среди подростков в социальных сетях. Обработка полученных данных. Анализ. Оформление результатов анкетирования в социальных сетях. Дискуссия по теме: «Влияние современных средств связи на образовательный процесс».
Организация и проведение конкурса сочинений среди 6-х классов по теме: «Моя будущая профессия». Подведение итогов конкурса сочинений. Оформление результатов. Круглый стол по теме: «Моя будущая профессия».
Организация и проведение конкурса сочинений среди 6-х классов по теме: «Я русский бы выучил!?» Подведение итогов конкурса сочинений. Оформление результатов. Дискуссия по теме: «Судьба русского языка в 21 веке».
7 класс.
Подготовка к выступлению на дискуссии. 9 часов. Формулировка новой темы. Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Определение пригодности выбранной для проверки гипотезы.
Разработка аргументов. Составление аргументов. Составление аргументов утверждения по теме. Составление аргументов отрицания по теме. Исследование и поддержка аргументов. Аргументация и дискуссия.
Понятие «источник информации» (библиотека, экскурсия, книги, фильмы, ресурсы Интернета, анкетирование и др.). Справочно-поисковый аппарат.
Практикум: «Работа с библиотекой».
Сбор информации (проведение наблюдений, опросов, экскурсий, работа с печатными источниками, поиск в Интернет и пр.).
Способы фиксации получаемых сведений. 2 часа. Обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.
Оформление результатов. 2 часа. Письменный отчёт - структура и содержание. Визуальный отчёт – диаграммы, таблицы, схемы, графики.
Устное выступление. 5 часов. Стиль устного выступления. Подготовка выступления. Выступление на заседании клуба. Общие понятия об умозаключениях. Классификация умозаключений.
Возможные ошибки в доказательстве. Стратегии отрицания. Опровержение и отрицание.
Рассуждение: типы рассуждений. Перекрестные вопросы во время дискуссии. Составление вопросов. Ответы на вопросы. Опровержение позиции оппонентов. Выстраивание собственной позиции.
Подготовка и проведение дискуссий. 16 часов.
Составление анкеты по теме: «Нужна ли семья современному человеку?». Проведение анкеты в 6-7 –х классах гимназии. Обработка анкетных данных анализ. Оформление результатов анкетирования. Дискуссия по теме: «Нужна ли семья современному человеку?».Методом интервью провести сбор информации среди родителей 7-х классов и учителей гимназии по теме: «Противоречия воспитания и образования». Оформление результатов интервьюирования. Дискуссия по теме: «Противоречия воспитания и образования».
Сбор информации. Обработка информации. Подготовка выступлений по теме: «Общение». Дискуссия по теме: «Умеем ли мы общаться друг с другом?»
Проведение анкетирования среди родителей и учителей гимназии по теме дискуссии. Обработка полученных данных. Анализ. Дискуссия по теме: «Чего от нас хотят родители и учителя?»
Проведение конкурса сочинений среди 7-х классов по теме: «Возможен ли свободный выбор». Обработка полученных данных. Анализ. Дискуссия по теме: «Возможен ли свободный выбор».
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Литература для учащихся:
Кон И.С. Открытие себя. Политиздат, М., 1984.
Лосев А.Ф. Дерзание духа. Политиздат, М., 1989.
Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз, Азбука, М., 2010.
Корчак Я. Как любить ребёнка. У-фактория, М., 2007.
Пчелов Е.В. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. Русское слово, М., 2009.
Литература для учителя:
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
Гришак Л.П.. Общение с собой. – М., 1999.
Григорьев Д. Технология социальной проблемно-ценностной дискуссии// Классный руководитель. – 2010. – №5. – С. 51-4.
Кохтев Н.Н. Риторика – М., 1996.
Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи, – М., 1992.
Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. /Под ред. И.В. Дубровиной. – Екатеринбург, 2000.
Тресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. – М., 1966.
Цукерман Р. Психология саморазвития. – М., 1995.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2006.
Франкл В.. Человек в поисках смысла. – М., 1991.
Фромм Э. Бегство от свободы. –М., 1990.
Технические средства обучения.
Компьютер (ноутбук)
Принтер
Мультимедийная установка
Телевизор
Видеомагнитофон-плеер
Электронные образовательные ресурсы.
Презентации по истории на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:
http://www.rusedu.ru/subcat 32.html
Презентации по истории на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:
http://school-collection.edu.ru/http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://museum.ru/ Портал «Музеи России».
http://ant-m.ucoz.ru/ - "Виртуальный кабинет истории и обществознания".
http://history.ucoz.ua/ - школьная лаборатория по истории.
http://russia.rin.ru/ Русский
llistoric.Ru: Всемирная история
http://www.historic.ru
I и 1 p://www. withhistory.com/ Великая французская революция
http://liberte.newmail.ru Всемирная история в лицах
http://rulers.narod.ru Всеобщая история искусств
http://artyx.ru/ II Изобразительное искусство. История, стили, художники, картины
История Древнего Рима
http://www.ancientrome.ru Древняя Греция: история, культура, мифология
http://www.ellada.spb.ru Знаменитые греки
http://geocities.com/Athcns/Academy/3923/Greek.htm ХРОНОС - Всемирная история в Интернете
http ://www. h rono. ru Федеральная служба государственной статистики. Базы данных, статистическая информация
http://wwvv.gks.ru Фонд "Общественное мнение"
http://www.fom.ru/ Рекомендации участникам олимпиад по истории
http://soc.rusoiymp.ru/default.asp7artl D=3673 Ресурсы WWW по истории
http://www.history.ru/hist.htrn Вторая мировая война: каталог ресурсов
http://www. 1939-1945.net Всемирная история: Единое научно-образовательное пространство
http://www.worldhist.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"
http://his.lseptember.ru Сеть творческих учителей
http://www.it-n.ru/ Преподавание истории в школе
http://www.pish.ru/ Преподавание истории и обществознания в школе
http://schoolait.narod.ru/metodica.html Аудиториум - электронная библиотека социальных и гуманитарных наук.