Конспект открытого урока литературного чтения на тему Нравственный смысл басни И.А.Крылова Стрекоза и Муравей (2 класс)


Конспект урока литературного чтения
на тему: «Нравственный смысл басни
И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
во 2-м классе
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №13
Цеева Тамара Федоровна
Цели деятельности учителя Создать условия для ознакомления со способами обозначения речи персонажей; способствовать развитию навыка чтения по ролям
Тип урока Решение частных задач
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: отличать басню от стихотворения или рассказа, определять особенности басенного текста, воспринимать на слух художественное произведение, сравнивать авторские и народные произведения; получат возможность научиться: находить авторские сравнения и подбирать свои, соотносить пословицы и смысл басенного текста, характеризовать героев басни с опорой на текст.
Метапредметные: познавательные: используют разные виды чтения (изучающее, выборочное, поисковое); осознанно воспринимают и оценивают содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу; коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета
методы и формы обучения Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический
Образовательные ресурсы Литературное чтение. Климанова Учебник 2класс Москва «Просвещение» 2013г Л.Ф.  Электронное приложение к учебнику Литературное чтение 2 класс  Л.Ф. Климанова Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс С.В.Кутявина. Москва «ВАКО» 2012г
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы
организации взаимодействия
на уроке Формируемые умения
(универсальные учебныедействия Промежуточный
контроль
I. Мотивация самоопределение к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; настраивает на учебную деятельность.
Кому-то сказки надоели,
А кто-то сказками пленен.
И самый лучший наш урок
Начнем с знакомых нам имен Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку Фронтальная, индивидуальная Коммуникативные: учатся слушать и понимать других; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность Устные ответы, наблюдения учителя
II. Актуализация знаний 1. Проверка домашнего задания.
2. Речевая разминка -На прошлом уроке мы познакомились с творчеством И.А.Крылова.
-Что вы узнали о И.А Крылове ? Слайд 2
- Как называется жанр, в котором работал И.А.Крылов?
- Что такое басня?
-Что  высмеивается  в баснях?
-Кто главные герои басен? 
-Что такое мораль?
-Прочитаем выразительно басню «Лебедь, Щука и Рак»
-А сейчас звуковая разминка
Изобразите звуками как:
- шипит змея (ш-ш-ш);
- жужжит жук (ж-ж-ж);
- стрекочут кузнечики (ч-ч-ч);
- шипит разогретое на сковороде масло (щ-щ-щ).
- Что можете сказать об этих звуках?
- Прочитаем чистоговорки с этими звуками. Слайд№3
Ша - ша - ша - как погода хороша!Шу -шу - шу - никуда я не спешу.Ши - ши - ши - свежим воздухом дыши!Шо - шо - шо - солнце греет хорошо!Шэ - шэ - ше - как приятно на душе!
- Что мы сейчас с вами сделали?
- С какой целью мы сейчас произносили эти звуки?
Отвечают на вопросы
Читают выразительно басню «Лебедь, Щука и Рак»
Дети произносят звуки
Отвечают на вопросы. (Эти звуки шипящие)
Дети читают чистоговорки, отрабатывая умение правильно произносить шипящие  звуки.
Отвечают на вопрос.
Фронтальная, индивидуальная Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация); извлечение необходимой информации из текстов; выявление сущности, особенности объектов.Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, умеют высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.
Личностные: осознают свои возможности в учении
Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания
III. Постановка учебной задачи – Сегодня мы познакомимся еще с одной басней И.А. Крылова. Сначала послушайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем читать.
На ромашку у воротОпустился вертолет –Золотистые глаза.Кто же это? … (Стрекоза.) Слайд№4
-Стрекоза – это удивительное хищное насекомое. Она довольно большого размера с огромными глазами. Стрекозы могут очень быстро летать и хватать добычу на лету.
Некоторые их виды очень красивы, особенно привлекают их тонкие большие крылья и выразительные глазки.
Кто они? Откуда! Чьи?Льются чёрные ручьи:Дружно маленькие точкиСтроят дом себе на кочке. (Муравьи.) Слайд №5
-Муравей – символ трудолюбия, взаимопомощи, про него написано много басен и сказок. В Библии говорится, что нет у муравья начальника, но он всё равно непрерывно работает и что ленивцам есть чему у него поучиться.
- Догадайтесь, о ком будем читать басню?
.
-Прочитайте в учебнике, как она называется.
- Почему  слова Стрекоза и Муравей написаны с заглавной буквы?
- Тема нашего урока….Слайд №6
Отгадывают загадки
Слушают учителя.
Рассматривают картинки с изображением насекомых
Отвечают на вопросы
Учащиеся определяют тему урока Фронтальная, индивидуальная Устные ответы
IV. Работа по теме урока 1. Чтение басни
И. Крылова «Стрекоза и Муравей» (аудиозапись).
2. Словарная работа Слайд №7
-Что необходимо выяснит для успешного усвоения басни? Попробуем вместе объяснить значения непонятных слов и выражений Слайд №8-№9
Удручена – огорчена.
Вешних – весенних.
Оглянуться не успела – прошло всё очень быстро.
Помертвело чисто поле – урожай собран.
Как под каждым ей листком был готов и стол и дом – везде могла найти себе приют.
И кому же в ум пойдёт – никто не подумает Слушают басню
Дают толкование непонятных слов. Фронтальная, индивидуальная Устные ответы
Физкультминутка Представили, что мы стрекозы. Покажите, как они прыгают с цветка на цветок и машут крыльями.
Дети прыгают и машут ручками
Фронтальная Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Выполнение движений
V. Закрепление знаний и способов действий 1. Повторное чтение басни
2. Анализ художественного произведения (беседа по содержанию произведения).
2. Работа с пословицами (с. 107).
3. Работа по вопросам и заданиям учебника (с. 107)
4. Чтение басни по ролям - Прочитайте басню вполголоса.
.
– Кто из героев басни вам понравился и почему?
– Как жила Стрекоза летом? Прочитайте.
– Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы?
– К кому пошла Стрекоза за помощью? С какой просьбой обратилась она к Муравью?
– Жалко вам Стрекозу или нет? Объясните свой ответ. Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему? Что нам хотел сказать
И. А. Крылов своей басней?
– На примере Стрекозы и Муравья чьи же поступки изображены в басне?
-Герои басни обладают разными чертами характера, как и все люди. Подберите характеристики для наших героев
(Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливы, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый.) Слайд№10
-Я буду читать начало пословицы, а вы- конец.
-Сделал дело-…….гуляй смело.
-Семь раз отмерь-…….один отрежь.
-Делу время-….потехе час.
-Люди пахать-……а он руками махать.
Кто веселится весной,-….. проплачет зимой. Слайд №11
-Какая пословица подходит к морали басни?– Соотнесите пословицу и мораль басни.
Слайд №12-13
– Какие еще пословицы подходят к этой басне?
Обобщает, корректирует ответы учащихся Дети читают басню самостоятельно
Дети
Отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся дают характеристику героям басни.
Выполняют задание на карточках и зачитывают свои ответы
Определяют мораль басни, подбирают пословицы.
Дети читают басню Фронтальная, индивидуальная
Работа в парах Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций; выявление сущности, особенности объектов.
Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.
Коммуникативные: формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции.
Личностные: оценивают усваиваемое содержание Устные ответы, выполненные задания
VI. Итоги урока.
Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа.
Выставление оценок – Как называется басня?
– Кто написал басню?
– Как жила Стрекоза летом?
– Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы?
– К кому пошла Стрекоза за помощью?
– С какой просьбой она обратилась к Муравью?
– Что ей сказал Муравей?
– Как следует понимать слова Муравья: «Ты всё пела…» Отвечают на вопросы Фронтальная, индивидуальная Познавательные: ориентируются в системе знаний – отличают новое от уже известного.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.
Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний Устные ответы
Домашнее задание Инструктаж по выполнению домашнего задания Чтение по ролям басни (задание 6, с. 107) Задают уточняющие вопросы Фронтальная, индивидуальная Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу