Конспект урока в 5 классе. О-Ё после шипящих


Русский язык 5 класс
Дата проведения Тема урока Буквы О и Ё после шипящих в корне слова.
Цели урока Закрепить умения применять изученную орфограмму на практике; совершенствовать навыки правильного произношения слов; развивать творческие способности учащихся.
Оборудование Интерактивная доска. Карточки для самостоятельной работы, карточки для самопроверки
ХОД УРОКА
Этап урока.Вид деятельности Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Организационный момент - Доброе утро! По традиции с помощью рифмовки настроим себя на активную работу. Учащиеся хором произносят рифмовку:
«Русский выучить мы сможем!В этом книга нам поможет!Будем много мы читать - Будем грамотно писать!» Личностные : умение с помощью рифмовки настроиться на работу
Закрепление знаний по орфоэпии Предлагает выполнить задания на карточках: поставить правильно ударение.
Проверка: на экране рифмовка. Ставят правильно ударение. Предметные: постановка ударения.
Актуализация опорных знаний - Какую орфограмму мы с вами изучали на прошлом уроке? Называют орфограмму, дают определение. Предметные: называют орфограмму, определяют алгоритм действия.
- Кто выучил набор слов, которые пишутся всегда с О? Наизусть произносят слова-рифму. Личностные: развивают логическое мышление, память
Сообщение темы урока - Сегодня мы с вами закрепим умения применять орфограмму на практике.
Записывают дату, тему Совершенствуют умения работать в тетради.
- Творческий диктант. Замените сочетания слов одним словом-синонимом, объясните правописание.
1) Место соединения сшитых кусков ткани (шов)2) Водитель машины (шофёр)3) Плод дуба (жёлудь)4) Откидной головной убор, пришитый к вороту одежды (капюшон)5) Застывшая масса какао с сахаром (шоколад)6) прядь волос, ниспадающая на лоб (чёлка)7) Колючий кустарник с кисло-сладкими плодами (крыжовник)Один учащийся пишет на доске, остальные в тетради. Предметные: развитие навыков правописания.
- Запишите загадки, дайте на них отгадки.1) Чёрный Ивашка где носом проведёт, там чёрточку кладёт (карандаш)2) Шёл, шёл долговяз, в сыру землю увяз (дождь)3) Красный петушок по жёрдочке бежит (пожар) Пишут под диктовку. Один учащийся пишет на доске. Предменые: умение писать под диктовку
Работа по теме урока. - Кто из вас был в цирке?- Назовите слова , относящиеся к теме «Цирк». Отвечают на вопрос учителя. Личностные: строят ответ на основе личного опыта.
Запись под диктовку:
Вот жонглёр принёс трещётку,Шляпу, шарики и щётку.Их бросает он, играяИ чечётку отбивая.Выступает с ним девчонка - Расклешённая юбчонка,Кудри – шёлк, на лобик – чёлка,А на блузке – брошка-пчёлка.Пишут под диктовку Предметные: отрабатывают правила правописания.
- Предлагаю вам правильное написание. Проверьте самостоятельно написание слов с орфограммой Проверяют самостоятельно по тексту. Личностные: развитие самостоятельности, внимания.
- Ребята, что значит выражение «Хлопать в ладоши?»
Предлагаю поиграть. Я вам буду читать слова, а вы будете хлопать в ладоши. Условие такое: если слов нужно писать с О, то хлопаете перед собой, а если Ё, то хлопаете над головой»
Жёлудь, жёрдочка, шоссе, шёпот, шорох, решётка, жонглёр, шофёр, чёрствый, капюшон, щёчка, тяжёлый, шорты, пчёлы, причёска, крыжовник, чёрный.Участвуют в игре: определяют правильность правописания. Предметные: отрабатывают правила правописания
Творческое задание. Написать сочинение-миниатюру на тему «Осенний день в парке», используя слова: жёлтые листья, шорох, шопот, чёрный ствол дерева, шёлковая травка, щёлкать орехи, белка, шёрстка.Пишут сочинение-миниатюру. Предметные: совершенствуют умения писать сочинение.
Метапредметные: времена года, искусство.Личностные: умение выразить свои чувства.
Проверка домашнего задания - Дома вы составили словарный диктант для друга. Выберите себе пару и проведите взаимопроверку. 1. Работая в парах, диктуют слова с орфограммой «О/Ё после шипящих в корне слова».
2. Проводят взаимопроверку. Личностные: умение работать в паре.
Предметные: умение подобрать слова на изученную орфограмму, определить правильность написания слов у товарища.
Подведение итогов - Оцените свои умения:
Зелёный: я умею находить слово с орфограммой, знаю правило правописания О/Ё, правильно пишу, могу объяснить
Жёлтый: я умею находить слово с орфограммой, знаю правило, но не всегда правильно пишу.
Красный: я не я умею находить слово с орфограммой, не знаю правило, пишу с ошибкой.
Выбирают цвет, обосновывают свой выбор Личностные : совершенствуют умения делать выводы.
Д/ЗСочинение-миниатюра «Я бы хотел…» Развитие творческих способностей.