Урок на тему: Образ Салавата Юлаева в живописи и скульптуре.


Тема: Образ Салавата Юлаева в живописи и скульптуре.
Цели: Познакомить учащихся с различными видами искусства, с художниками, скульпторами, режиссером, раскрывшими образ национального героя в своем творчестве; развивать интерес к культуре родного края, мышление, устную речь, творческие способности детей, умение выступать перед аудиторией;
Воспитывать патриота своей страны, гордость за славных сынов своего народа.
Оборудование: музыкальное сопровождение аудиозаписи: песня «Уралым» в исполнении Р.Загретдинова, фрагменты фильма «Салават Юлаев» режиссера Я. Протазанова, портреты художников РБ, репродукции картин А. Кузнецова «Допрос Салавата», А.П. Лежнева «Поимка Салавата», Р. Ишбулатова «Непокоренная воля», «Цветок курая», курай- музыкальный инструмент; памятник С. Тавасиева и бюст Т. Нечаевой; кроссворд, рабочая тетрадь; выставка рисунков о Салавате Юлаеве; выставка книг.
ХОД УРОКА:
I. Организационный моментУ. - Долгожданный дан звонок
Д. - Начинается урок.
У. - Давайте для начала разгадаем кроссворд и узнаем о ком мы будем с вами говорить на нашем уроке? (Задание 1 в тетради), (слайд 1)
исламкУ раи3.
агидельУ фа5. аксаковаУ люР таРелигия, которой придерживаются мусульмане.
Национальный башкирский музыкальный инструмент.
Главная река республики.
Столица РБ.
Наш земляк, автор сказки «Аленький цветочек».
Как называется башкирская деревня ?Жилище башкир кочевников ?У. - Какое слово получилось по вертикали ? (получилось слово Салават).
Ребята, сегодня мы продолжим говорить о национальном герое башкирского народа. Вы должны будете постараться и показать все свои знания о нем. (Слайд 2). Итак, тема урока: «Образ Салавата Юлаева в живописи и скульптуре». Запись в тетради.
2. Повторение пройденного материала.
- А сейчас, нам кратко напомнит о Салавате Юлаеве Алсу, слушайте внимательно. После ее выступления вы должны будете ответить на поставленные мной вопросы.
Легендарный герой башкирского народа, поэт-импровизатор Салават Юлаев родился летом 1754 года в деревне Текей Шайтан-Кудеевской волости Уфимской провинции Оренбургской губернии. Ныне это Салаватский район РБ. Уже с детства Салават был храбрым, свободолюбивым, очень любил свою родину и свой народ. А все крестьянское население страны бедствовало, с утра до ночи работая на своих поработителей. Но настал момент, крестьяне не выдержали. И в 1773 году началась Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Активным участником этой войны стал и Салават Юлаев - славный сын башкирского народа. Но вскоре, Салават Юлаев и его отец попали в руки властей. Они подверглись многочисленным допросам, страшным пыткам и были сосланы на вечную каторгу в крепость Рогервик в Эстонию. Салават Юлаев умер на каторге в возрасте 46 лет. Проходят века, а имя Салавата Юлаева не забывают. Я думаю, слава Салавата связана с тем, что он воплотил в себе лучшие черты народа.
- Итак ребята, в какую крепость был заточен Салават Юлаев?
- Кто был предводителем крестьянской войны?
- А как бы вы назвали Салавата, каким он предстал перед вами ?(воин, поэт, певец, храбрец, герой, патриот, полководец, сподвижник, защитник, джигит)
+ Молодцы ребята. Запишите на цветке курая лучшие черты Салавата Юлаева (Выполнение задания 2, запись в тетради).
-Давайте послушаем, что о Салавате говорил башкирский поэт Шайхзада Бабич в своем стихотворении «Салават – батыр». (слайд 3)
Прочтет стихотворение Вика.
Кто он грозный Салават?
Чем он славен и богат?
Он родной земли булат,
Он отвагою богат!
Ни во сне, ни наяву
Равных нет такому льву,
В небесах и на земле
Равных нет его стреле.
Наш Урал – его отец.
Он стремленье всех сердец,
На земле-он свет земной,
В небе светится луной.
Он – отечества глаза,
Он захватчиков гроза,
Саблей гору он свернет,
Криком озеро спугнет.
Салават, как наш Урал,
Никогда не умирал.
Кровь его – завет живым,
Мы его не оскверним!
- О чем рассказывает это стихотворение, особенно его последние строчки: «Кровь его - завет живым, мы ее не оскверним!» (о том, что народ никогда не забудет подвиг Салавата Юлаева, который он совершил ради них).
- В башкирской литературе трудно найти писателя, который бы не обратился к образу Салавата.
-Скажите, какие авторы писали о Салавате ?(Ст, Злобин. Роман «Салават Юлаев»; Мустай Карим, Повесть «Салават»).
Нельзя не вспомнить еще и о том, что Салават Юлаев и сам писал стихи.
Ребята, давайте послушаем в исполнении оперного певца Загретдинова песню «Уралым» на стихи Салавата Юлаева, а затем прочитаем его стихи «Мой Урал» на странице 38. (Слушание музыки) (слайд 4).
-Какой музыкальный инструмент прозвучал?
- О чем поется в песне?
Вывод. - О чем рассказал Салават в этом стихотворении ? (о любви к своей родине).
- Что он воспел ? (Салават воспел красоту родного края).
Мы с вами учили стихи Салавата Юлаева «Соловей», давайте вспомним. Прочитает стихи Зарина. И из этого стихотворения мы еще раз делаем вывод, что Салават Юлаев любил свой родной край, природу, Родину. О настоящий герой, батыр.
Физкультминутка под игру на курае.
Зашагаем как батыр,
Приседаем как батыр
Потянулись как батыр
Отдохнули как батыр
Улыбнулись как батыр
За работу как батыр
Молодцы. Отдохнули. Продолжаем наш урок.
- Ребята, вы должны были подготовить пословицы о Родине. Итак, вам слово. (слайд 5)
У кого есть Родина – у того есть жизнь.
Кто Отчизне зла желает - тот от зла и погибает.
Жить — Родине служить.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Нет в мире краше Родины нашей.
Дома и стены помогают.
2. Объяснение нового материала
Учитель. Человек, который так любил свою родину естественно вдохновил и многих поэтов, писателей, композиторов, художников, скульпторов на написание своего образа. И сейчас мы поговорим о живописи. Каждый художник представляет себе Салавата по-своему. Но каждый из них наделяет героя лучшими качествами. Рассмотрим репродукции картин. Посмотрим, каким предстаёт перед нами наш Салават и расставим эти полотна в хронологическом порядке по времени их создания.
Среди башкирских художников над созданием образа Салавата Юлаева работал Анатолий Петрович Лежнев. (слайд 6) Картина называется «Поимка Салавата», написана в 1930 году. Давайте взглянем на эту картину (слайд 7). Работа по учебнику стр. 57. (А. Лежнев создал цикл картин, посвященных национально-освободительной борьбе, положив тем самым начало развитию нового, исторического жанра в живописи Башкортостана).
- (Анатолий Петрович Лежнев (1888-1956). «Поимка Салавата», 1930 год).
- Каким изобразил здесь художник Салавата? (изобразил его убегающим от врагов.)
Ребята, художник А.П. Лежнев через судьбу одного героя, пытающегося уйти от преследующих его врагов показал драматизм и сложность национальной истории башкирского народа).
Ребята, какое состояние героя передает художник в своем полотне, какие средства изобразительного искусства он использует? Кого он изобразил на переднем плане, как использовал фон? (Фон- суровый величественный горный пейзаж, преобладающие цвета голубые, розовые, серебристо-черные оттенки. Пасмурное предвечернее небо, темные ели. На переднем плане изображен С. Юлаев-сильный, мужественный, стойкий, несокрушимый, несмотря на то, что его преследуют.
Учитель. Далее вашему вниманию предстанет следующая картина «Непокоренная воля» (стр. 28). Кто написал эту картину? (Рахим Ишбулатов), 1966 г. (слайд 8, 9).
Учитель. Посмотрите, образ Салавата полон здесь огромной внутренней силы, моральной стойкости, во взгляде видна несокрушимая стойкость и сила всего народа.
Учитель. Следующая картина одна из самых известных называется «Допрос Салавата» (слайд 10). Сообщение подготовил Тимур, послушаем его, а вы ребята внимательно слушайте, кто написал эту картину и в каком году.
Учитель. Итак, картину написал в 1955 году художник Алексей Александрович Кузнецов. Для создания образа Салавата Юлаева Кузнецову позировал молодой живописец Амир Султанович Арсланов.
- А каким здесь предстает перед нами Салават Юлаев? (не сломленный духом) (слайд 11).
Ребята, на странице 58 (второй абзац). Прочтем воспоминание художника о написании им этой картины.
Вывод. - Какие еще слова, видя эту картину, мы могли бы добавить в наш список слов о Салавате? (гордый, независимый, бесстрашный, батыр) (слайд 12).
В 1955 году картина «Допрос Салавата» была выставлена на выставке в Москве в дни Декады башкирской литературы и искусства, где была отмечена как одно из лучших картин, а сам художник был награжден орденом «Знак Почета».
- Сейчас мы поговорим о скульптуре и скульптурах, которые создавали образ Салавата.
Учитель. Память о герое жива, а скульптурные изваяния помогают нашим современникам лучше представить национального героя. Однажды осетинский скульптор Сосланбек Тавасиев услышал рассказ о славном башкирском батыре Салавате и решил создать его памятник. (слайд 13). Где он находится? (В Уфе, находится около телецентра).
Сообщение учащегося. Слово Рамазану. Открыт памятник в 1967 году в городе Уфе на самом высоком берегу Белой. (слайд 14). Памятник стал украшением нашей столицы. Выполнил его скульптор из Осетии Сосланбек Дафаевич Тавасиев. Идея создания скульптуры у него возник во время пребывания в Башкортотане 1941-1946 годах (слайд 15). Он создал самый трудный вид скульптуры – конный монумент. Изображение всадника, его поза, уверенная, крепкая посадка олицетворяет волю и целеустремленность. Постамент на котором стоит памятник, со своими выступами и гранями символизирует горные хребты Уральских гор. Весит памятник 40 тонн. Выполнен из чугуна и бронзы. Высота -9,8 метров, постамент-10 метров. (стр. 61) (слайд 16).
Подготовленный ученик читает стихотворение Назара Наджми «Два всадника», стр. 45.
-Каких всадников сравнивает автор в этом произведении?
+ Ребята, а вы знаете, что тавасиевский памятник не самый первый памятник Салавату, а о первом памятнике мы сейчас прочитаем на стр. 59.
Вывод. + Какие еще слова о Салавате мы можем добавить в наш список? (несгибаемый, волевой, стойкий).
Итак, Т.П. Нечаева создала в 1952 году первый в республике
бронзовый памятник-бюст Салавату. (слайд 17). Установлен в Салаватском районе под открытым небом родных местах С. Юлаева. Художница показала Салавата как несгибаемого защитника родины и народа, как вдохновенного поэта. (слайд 18).
+ Образ Салавата Юлаева вдохновлял еще и режиссеров и актеров на создание фильмов и спектаклей о нем. (слайд 19, 20). Даже в кино образ легендарного героя раскрывается в 1941 году в художественном фильме режиссера Якова Протазанова «Салават Юлаев» по сценарию Степена Злобина (фрагмент фильма), а сыграл главную роль Арслан Мубаряков.
( просмотр фрагмента из фильма. Салават Юлаев и Емельян Пугачев).
+ А вот в кино, пожалуй лучше всех из башкирских актеров Салавата сыграл Арслан Мубаряков - легенда театра и кино. Посмотрим фрагмент фильма.
Закрепление. Выполнение тестового задания
1. Автор картины "Поимка Салавата"
а) А.П.Лежневб) А.А.Кузнецов
в) К.С.Давлеткильдеев2. Автор картины "Допрос Салавата"
а ) А.П.Лежнев
б) А.А.Кузнецов
в) К.С.Давлеткильдеев3. Автор первого бронзового памятника-бюста Салавата Юлаеваа) Т.П.Нечаеваб) С.Д.Тавасиевв) А.П.Лежнев4. Когда был открыт памятник Салавату Юлаеву в г.Уфеа) 1955
б) 1967
в) 1970
5. Автор стихотворения "Салават-батыр"
а) А.С.Пушкинб) Р.Г.Игнатьевв) Ш.Бабич6. Автор монументального памятника Салавата Юлаева на берегу Агиделиа) Т.П.Нечаеваб) С.Д.Тавасиевв) А.П.Лежнев7. Когда был снят кинофильм Я.Протазанова "Салават Юлаев"
а) 1943
б) 1940
в) 1957
8. Кто автор стихотворения? Как оно называется?
Ай, Урал, ты, мой Урал,
Великан седой, Урал!
Головой под облака
Поднялся ты, мой Урал!
Моя песня о тебе,
О любви моей к тебе.
9. Кто позировал для картины А.А.Кузнецова "Допрос Салавата"
а) А.П.Лежневб) А.С.Арслановв) А.Мубаряков10. Актер, создавший образ С.Юлаева в кинофильме Я.Протазановаа) А.П.Лежневб) А.С.Арслановв) А.МубаряковРебята, Салават Юлаев был очень талантливым человеком. У нас в школе растет достойная смена. Игра учащегося на курае.
1. Ребята, сегодня мы с вами увидели, как каждое слово на лепестках нашего цветка связано с именем Салавата Юлаева. Мысль о Салавате Юлаеве вдохновила и вас ребята. И вы нарисовали замечательные рисунки. Все, кто участвовал в выставке рисунков, получают по пятерке. А вот выставка книг, в которых можно найти и прочитать сведения о Салавате. Посмотрите их на перемене в школьной библиотеке.
2.Мы подобрали много слов, которые помогли нам охарактеризоватьнашего башкирского героя. Кто их нам прочтет?
-Дети, вспомним, в какой момент урока вам было весело, радостно ?- А когда грустно?
Д/з. Составить викторину по материалу урока (слабый уровень.)
Учитель. + Вы все молодцы. Хорошо работали. Урок окончен.
До свидания.