Сценарий форум-театра Отказаться можно только один раз — ПЕРВЫЙ. Умей сказать нет!


Отдел образования, спорта и туризма
Вороновского районного исполнительного комитета


Государственное учреждение образования «Дотишская средняя школа»





СЦЕНАРИЙ ФОРУМ-ТЕАТРА

«Отказаться можно только один раз – ПЕРВЫЙ. Умей сказать «НЕТ»!»






Автор сценария и режиссёр Руселевич Елена Романовна
м.т. 8(029) 93-65-548 (Velcom)
Актёры (учащиеся 8 класса):
Вентис Татьяна
Дудо Диана
Бобнис Анастасия
Свечко Алексей
Цыбулько Евгений
Козловская Диана








2014
Сценарий форум-театра
«Отказаться можно только один раз – ПЕРВЫЙ. Умей сказать «НЕТ»!»

Цель: содействие осознанию участниками опасности употребления СПАЙСов.
Задачи:
создать условия для формирования у учащихся отрицательного отношения к СПАЙСам;
способствовать формированию умения принимать альтернативные решения в конфликтных ситуациях, умения сказать «нет»;
оказать влияние на развитие навыков социального сотрудничества и взаимодействия у учащихся между собой и со взрослыми.

ХОД ФОРУМ-ТЕАТРА
ВЕДУЩИЙ: Добрый день, дорогие друзья! Приветствую всех участников форум-театра. Предлагаю Вам поздороваться. Для этого проведём упражнение «Поздороваться разными частями тела».
І. РАЗОГРЕВ
Упражнение «Поздороваться разными частями тела»
Цель: разогрев; стимуляция индивидуальной активности, быстрое включение в работу
Материалы: не требуются
Время: 10 минут
Содержание: тренер предлагает участникам поздороваться какой-либо частью тела. После того как все поприветствовали друг друга, тренер называет имя того, кто предлагает часть тела, которой группа будет здороваться дальше. После этого, задавший движение передает эстафету другому участнику
ІІ. ДЕЙСТВИЕ
Сегодня я предлагаю вам обсудить очень важную и актуальную проблему современной молодёжи – это употребления СПАЙСов. Вы об этом уже не один раз слышали. В последнее время СМИ часто констатируют факты распространения и употребления этих смесей среди нашей молодёжи.
Как вы думаете, почему молодые люди начинают курить СПАЙС? (за компанию, ради интереса, для поднятия своего авторитета, для самоутверждения, считают, что это безвредно, от одного раза не привыкнешь, не могут или не умеют отказать и т.д.)
Сегодня мы с вами рассмотрим один из вариантов начинания употребления СПАЙСов. Сейчас вы просмотрите сценку, действующие лица которой девушка Таня, её парень Алексей, подруга Диана, мама Тани, соседка.

СПЕКТАКЛЬ
Действующие лица:
девушка Таня 16 лет – стопроцентный угнетенный.
мама Тани – стопроцентный угнетатель.
подруга Диана 16 лет - семидесятипроцентный угнетатель.
парень Тани Лёша 17 лет - семидесятипроцентный угнетённый.
Соседка – семидесятипроцентный угнетатель.
Друг Андрей - семидесятипроцентный угнетатель.

СЦЕНА 1. «Встреча»
Ведущий: Таня приходит на свидание к Лёше. Он её ещё не ждал.
(На скамейке сидит Лёша (парень-подросток), пересчитывает деньги и держит в руках маленький пакетик. К нему со спины подходит Таня (девочка-подросток), закрывает ему ладошками глаза. Лёша роняет деньги и пакетик).
Таня. Привет. Угадай кто я?
Лёша (удивлённо хватает Таню за ладошки, роняет деньги и пакетик) Тань, это ты?
Таня. Да, я. А что, ты меня не ждал или ждал кого-то другого?
Лёша. Нет, что ты. Конечно, же я тебя ждал.
Таня. Что там у тебя?
Лёша (спешно собирает упавшие деньги) Да так ничего.
Таня (помогает ему, поднимает пакетик) Что это?!
Лёша (старается забрать пакетик у Тани) Тань, отдай. Тебе это не надо.
Таня (рассматривает пакетик, читает, с удивлением, обращается к Алексею) Это же СПАЙС!!! Ты что, куришь ЭТО! Лёша, это же наркотики! (бросает ему в лицо пакетик и пытается убежать)
Лёша (пытается удержать Таню) Таня, стой, подожди. Ты не правильно поняла. Я тебе всё объясню.
(Таня убегает, не выслушав Алексея.
Лёша стоит растерянный, затем поднимает пакетик и ложит его в карман)

СЦЕНА 2. «Дом»
Ведущий: Таня убегает от Алексея и приходит домой. Сцена 2. «Дом»
(В комнату вбегает Таня. Она обращается к матери, которая явно не в духе, раздражена ожиданием дочери).
Таня. Мам! Я тебе сейчас такое расскажу!
Мама (поворачиваясь к дочери и начиная разговор повышенным тоном). Сколько времени?! Ты посмотри на часы!? Где можно шляться!? Нормальные дети сидят дома, уроки учат, в институты готовятся, а ты?
Таня. Мам?
Мама (не слушая дочь). Опять с этим болталась, ну как его там?
Таня. Мам, ну что ты сразу кричишь? У тебя что, неприятности на работе? (Бросает сумку на диван.) Нигде я не болталась И вообще, нечего на меня кричать!
Мама. Что?! Как ты со мной разговариваешь, соплячка! Я тебя кормлю, одеваю, обуваю, а ты, скотина неблагодарная, еще и оговариваешься!
Таня (взвинченная до предела непониманием матери). Ты сама, скотина, хоть раз со мною нормально можешь поговорить?!
Девочка хлопает дверью, выскакивает из дома.
Мама (сидя за столом). Господи, как все надоело! Как я хочу пожить спокойно! Дочь совсем от рук отбилась. И этому козлу ничего не надо Опять приползёт на бровях

СЦЕНА 3. «В подъезде»
Ведущий: Таня уходит из дома, в подъезде встречает соседку. Сцена 3. «В подъезде»
Соведка. Здравствуй, Танечка. Как твои дела? Что случилось?
Таня. Какое Вам дело как мои дела. Чего Вы лезете? Всё-то Вам интересно, всё-то Вам знать надо! Только сплетни распускаете!
Соседка. Какие сплетни, Танечка? Я помочь хотела.
Таня. Какая от Вас помощь. Идите куда шли.
(Убегает)

СЦЕНА 4. «У подруги»
Ведущий: Таня приходит к подруге, чтобы поделиться своей проблемой. Сцена 4. «У подруги»
(Комната подруги. Подруга в наушниках слушает музыку, делает маникюр).
Таня (подбегает к подруге, снимает наушники) Привет, Диана. Я тебе сейчас такое расскажу.
Диана (здоровается пренебрежительно) Привет. И что ты мне расскажешь?
Таня. Я сегодня узнала, что мой Лёшка СПАЙС курит. Представляешь?! СПАЙС! Это же не просто сигареты, это же наркотики!!! Ужас!!!
Диана (развязно) Вот удивила. И что тут такого. Сегодня многие курят.
Таня. Как многие?! Но это же вредно, опасно. Это же неправильно.
Диана. Что ты заладила: вредно, опасно, неправильно. Что сейчас не вредно? Зато кайф получаешь и прикольно.
Таня. Откуда ты знаешь? Ты что, тоже курила?
Диана. Ну, пробовала, и что тут такого?
Таня. Когда? С кем? Почему ты мне об этом не рассказывала?
Диана. Да было дело на дискотеке. Тебя тогда мамаша не пустила, а вся наша компания была. Андрюха принёс, ему брат подогнал. Предложил нам попробовать. Вот мы все и затянулись.
А что тебе рассказывать, ты же у нас вся такая правильная!
Таня. Но от этого же можно умереть!
Диана. Как видишь, все живы остались. Да успокойся, не грузись ты.
(Таня уходит грустная)

СЦЕНА 5. «Двор»
Ведущий: Таня возвращается домой, во дворе её ждут Лёша и друг Андрей. Сцена 5. «Двор»
(Лёша и Андрей встречают Таню во дворе. Появляется Таня. Грустная. Задуманная).
Лёша (обнимая Таню) Ну что, успокоилась?
Таня (не поднимая глаз) Я была у Дианы. Она мне всё рассказала.
Лёша. Вот видишь, в этом нет ничего страшного. Хочешь, тебе дадим попробовать?
Таня. Нет, я боюсь! Нет, не надо! Это опасно!
Лёша. Да, чего ты боишься, пойдем, попробуешь, расслабишься. От одного раза плохо не будет. Не понравится – не надо.
Андрей. Пошли, Тань, узнаешь ради интереса, поприкалываемся. Все равно же домой не пойдешь.
СТОП!

ІІІ. ФОРУМ
Ведущий: Как вы думаете, Таня попробует закурить СПАЙС? Почему?
Какие проблемы затронула эта сценка? (взаимоотношения подростков с родителями, опасность употребления СПАЙСов, доступность СПАЙСов, неумение сказать «НЕТ!»)
Кто из героев является угнетённым?
Почему Таня попала в такую ситуацию? (она отличается от своих одноклассников)
Давайте рассмотрим первую сцену. Что там можно было изменить? (со стороны Тани дать возможность Алексею объясниться)
(обыгрывание ситуации)

Анализ сцены 2.
Ведущий: Какая проблема раскрыта во второй сцене? (отношения родителей и детей-подростков)
На что надеялась Таня, когда хотела поговорить с мамой? (рассчитывала на мамину поддержку)
Как себя повела мама? Почему? (потому что не удовлетворена жизнью, муж выпивоха, наверное, мало обеспечивает, не помогает решать семейные проблемы и т.д.)
Актуальна ли эта проблема для современного общества?
Могла ли эта ситуация разрешиться как-то по-другому?
Как со стороны мамы?
Как со стороны Тани?
(обыгрывание ситуации)

Анализ сцены 3.
Ведущий: Что можно изменить в третьей сцене? (Таня не должна была грубить соседке, а если её хорошо знает, то могла бы обсудить с ней свою проблему).
(обыгрывание ситуации)
Анализ сцены 4.
Ведущий: На что Таня надеялась, когда шла к подруге?
Что получила в ответ?
Должна ли была подруга так поступать?
Можно ли такого человека считать другом?
Какая проблема затронута в этой сцене? (доступность СПАЙСов, поведение за компанию)
Что можно изменить в этой сцене?
(обыгрывание ситуации)

Анализ сцены 5.
Ведущий: Чем заканчивается наш спектакль? (Танина проблема не решена, её никто не поддержал).
К чему это может привести? (В силу своего слабого характера Таня может согласится на уговоры Лёши и Андрея)
Как должна себе повести Таня?
(обыгрывание ситуации)
IV. Передача полезной информации
Участники-актёры зачитывают листовки, на которых написано:
Здоровье и счастье каждого - в его собственных руках. Поэтому знай, что отказаться можно только один раз – ПЕРВЫЙ, и это одно из главных условий, как не стать наркоманом.
Одна затяжка СПАЙСа: уничтожает дружбу, разрушает взаимоотношения, останавливает умственное и физическое развитие, лишает здоровья и убивает тебя.
Желание поскорее стать взрослым – курить, употреблять алкоголь, попробовать наркотики – приводит к печальным последствиям.
Наркотики – не выход из сложностей жизни, но, наоборот, это начало пути к огромным проблемам, освободиться от которых очень сложно.
Ведущий. Остановись и подумай, хочешь ли ты такой жизни? Мы говорим сегодня:
Нет – (актёры хором) наркотикам;
Нет – (актёры хором) добровольному рабству;
Нет – (актёры хором) дурману;
Нет – (актёры хором) преждевременной старости;
Ведущий. Ведь ты- личность! Неповторимая! Уникальная!
Ну что ж, наш друг, решенье за тобой –
Ты вправе сам командовать судьбой.
Ты согласиться можешь, но отказ
Окажется получше в сотню раз.
Ты вправе жизнь свою спасти.
Подумай, может ты на правильном пути.
Но если все-таки успел свернуть
То потрудись себе здоровье вернуть!

V. Обратная связь
Берется интервью у зрителей о спектакле, о тех переживаниях, которые они испытали, об изменении отношения к той проблеме, о которой шла речь в спектакле.
15