Выступление призера городских Покровских образовательных чтений, посвященных памяти святого воина-князя Александра Невского


Образ Александра Невского в кинематографе на примере фильмов Сергея Эйзенштейна и Георгия Кузнецова.
В год, когда исполняется 750 лет со дня смерти Александра Невского, нельзя не вспомнить, в очередной раз, о той роли, которую сыграл этот великий святой, политик в истории нашей страны. Победа Александра Невского в телевизионном проекте «Имя России» свидетельствует о народной любви и почитании. Его образ не сходит со страниц учебников и художественной литературы, его изображали иконописцы и художники… Не менее ярко святой русский князь изображен и в кинематографе.
Актуальность нашей работы обусловлена необходимостью духовно-нравственного, патриотического воспитания молодежи в настоящее время. Именно примеры жизни православных святых учат нас бескорыстному служению совей стране. И одним из основных инструментов воспитания в современном обществе можно считать именно кинематограф. Цель нашей работы состоит в том, чтобы исследовать изменения кинематографического образа Александра Невского на примере фильмов«Александр Невский» Сергея Эйзенштейна и «Житие Александра Невского» Георгия Кузнецова.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить биографию Александра Невского;
2)изучить исторические условия создания фильмов;
3)сравнить образ князя, представленный Эйзенштейном, с образом, созданным Кузнецовым;
4) определить значение картин в деле патриотического воспитания.
Александр Невский, сын великого Ярослава Всеволодовича, родился в мае 1221 г в Переяславле-Залесском. В возрасте 16 лет он заступил на княжение в Великом Новгороде. Правление князя пришлось на тяжелейшие времена для истории нашей страны: раздробленность, нашествие монголов, угроза с Запада. Молодой князь показал себя грамотным, мудрым политиком: понимая, что Русь бессильна перед Ордой, налаживал с татарскими ханами дипломатические отношения. Возможно, тем самым он предотвращал окончательное истребление Руси татаро-монголами. Всеобщую славу, как талантливому полководцу, князю принесли две победы: битва на берегу Невы со шведами, 15 июля 1240 г. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским. И битва, известная как Ледовое побоище, состоявшаяся 5 апреля 1242 г.
Именно событиям 1242 г. и посвящён фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». В 2013 году этой картине исполняется 75 лет. Премьера состоялась в декабре 1938 года. Несмотря на успех фильма картина была изъята из проката., т.к был подписан пакт о ненападении СССР и Германии друг на друга. В итоге, все картины, где русские воевали с немцами, оказались вне закона. Однако после начала Великой Отечественной войны, в 1941 году, «Александр Невский», вернулся на экраны советских кинотеатров с еще более оглушительным успехом.
Фильм, общепризнанный шедевр мирового кинематографического искусства, является прямым отражением эпохи, его создавшей. Перед режиссером стояла непростая задача «расшифровки героя». Серьезным препятствием были скудность материала и заданная святость князя, которая не могла быть показана в 1938 г. Однако режиссер сумел найти выход из сложного положения. Святость была трансформирована в человеческие достоинства: удаль, храбрость, мудрость. На роль Александра Невского был приглашён Николай Черкасов. Эйзенштейн был убеждён, что именно он и никто другой должен играть полководца. Ведь с несомненным талантом и профессиональным мастерством Черкасова так чудесно сочетались его физические данные: огромный рост, сильный низкий голос. Приоритетным стало изображение гениальности Александра как военного стратега, безупречного, мудрого вождя, одержимого идеей о мощи и независимости родины.
В фильме Князь произносит величавую фразу: «А кто с мечом к нам войдёт — от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская земля ..»
Картина завершается полным торжеством Александра Невского как народного героя, его славой! Став свидетелями ратных подвигов полководца, зрители расставались с ним в момент его высшего торжества.
Совершенно иной образ князя раскрывается в «Житие Александра Невского» режиссера Георгия Кузнецова. Фильм был снят в 1991 г., в совершенно иных исторических условиях, в переломный период нашей истории, когда необходимым был поиск новых ориентиров. Само название говорит о том, что зрителю предложено религиозное видение образа князя-святого, а не князя-полководца. Фильм повествует о последних днях жизни Александра. Умирающий князь вспоминает события прошедшей жизни, видит фрагменты посмертной жизни, чудеса, совершающиеся у его святых мощей. Поскольку посмертные чудеса — главный аргумент в вопросах канонизации, режиссер их и использует, чтобы подчеркнуть святость князя. Герой этой картины — не просто исторический персонаж, но торжественно канонизированный церковью святой.
В результате проделанной работы, мы пришли к следующим выводам:
- во-первых, вся жизнь Александра Невского – пример самоотверженного служения своему народу, своей стране.
- Во-вторых, фильмы Эйзенштейна (1938 г.) и Кузнецова (1991 г.) были созданы в тяжелые, переломные периоды нашей истории и стали отражением политики государства.
- В-третьих, сильные образы, задуманные режиссерами и воплощенные актерами, являются отображениями разных граней одной великой личности.
- В-четвертых, обе картины занимают важное место в деле патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи, т.к. целиком строятся на высоких идеалах и ценностях.
Данные фильмы должны использоваться на уроках по основам православной культуры, на уроках истории и литературы в качестве дополнительного материала.
Хочется верить, что несмотря на уже отснятые фильмы, интерес к этой исторической эпохе, у личности Александра Невского не угаснет.