Статья: Использование кейс-метода на уроках географии с учётом ФГОС.

Современный урок географии с учётом ФГОС

Учить надобно не мыслям,  а мыслить. И.Кант

На современном этапе развития образования главной задачей учителя является выработка системы развивающих занятий, направленных на формирование приёмов мыследеятельности, способствующих формированию учебно-интеллектуальных, коммуникативных, информационных, исследовательских действий и развитию аналитико-статистических способностей путём сравнения, поиска закономерностей, классификации, обобщения.
Всё большую популярность и значимость приобретает интерактивное обучение на основе анализа конкретных ситуаций для решения поставленных задач. Эта система получила название кейс-технологии, представляющая собой целую группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем и поставленных задач. Суть метода кейс-стади довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Цель данной статьи – рассмотреть вопрос применения метода кейс-стади к организации современного урока географии.
В 6 классе при изучении нового учебного материала по теме «Почва» урок целесообразно организовать по методу инцидента, суть которого заключается в нахождении информации для принятия решения обучающимися самостоятельно (табл. 1).
Таблица 13 SEQ Таблица \* ARABIC 14115
Этапы урока по методу кейс-стади /Характеристика этапа

1. Чтение полученного фрагмента

Чтение обучающимися фрагмента публицистической статьи
«Как воронежский чернозем в Париже побывал и что с ним там стало?» из познавательного журнала
«Школа жизни»: «Воображение посетителей поражал монолит чернозема, взятый на территории, ныне составляющей Панинский район Воронежской области. Это был огромный куб, каждая грань которого равнялась сажени. Восемь с лишком кубометров - только представьте себе! Докучаев для характеристики этих плодороднейших почв нашел такие слова: «чернозем для России дороже всякой нефти, всякого каменного угля, дороже золотых и железных руд; в нем – вековечное неистощимое русское богатство!»
[http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-16898/]

2. Анализ текста

Пересказ и уточнение различных деталей. Обращение внимания обучающихся на вопросы:
Что такое чернозём?
Почему чернозём дороже золота и зачем он нам нужен?
О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Обучающиеся формулируют тему урока «Почва» самостоятельно.

3. Выделение проблемы

Выделяется явная проблема, если их несколько, то показывается их взаимосвязь.
После демонстрации слайдов презентации с объектами живой и неживой природы, обучающиеся под руководством учителя задаются вопросами: 1) Что такое почва? 2) К живой или неживой природе относится почва? 3) Почему она формируется и из чего состоит?

4. Поиск информации

Класс делится на группы:
I группа получает пакет информации о почве как объекте живой природы и перечень проблемных вопросов:
1. Чем представлена органическая природа в почве?
2. Что отличает почву от материнской природы?
3. Каким образом в почву попадает органическое вещество;
II группа - пакет информации о почве как объекте неживой природы и перечень проблемных вопросов:
1.Чем представлена неорганическая природа в почве?
2. Каким образом это можно доказать?
3.Чтот такое химический состав почвы и от чего он зависит;
III группа - о факторах почвообразования и перечень проблемных вопросов:
1. Какое влияние на почву оказывают температура и влага?
2. Какие части можно выделить в почве?
3. Что такое плодородие;
IV группа – о составе, строении, типах почв и перечень проблемных вопросов:
1.Как различаются почвы по механическому составу?
2. Что такое почвенный горизонт и на что оказывает влияние соотношение почвенных горизонтов?
3. Какие зональные типы почв выделяют?
Используются интернет-ресурсы, электронные приложения к учебнику географии, карты атласа для поиска недостающей информации.

5. Обсуждение

Ведётся диалог, выслушиваются все версии, предлагаются пути решения проблемы и записываются.
Результатом данной работы становятся: 1) обоснование определения почвы как особого природного тела, образованного в результате взаимодействия живой и неживой природы и обладающего плодородием; 2) приводятся доказательства, почему почву не относят ни к живой, ни к неживой природе, а к особому образованию (наличие органических останков, минеральных частиц, воды, воздуха и организмов, в ней обитающих); 3) показывается влияние климата, материнской горной породы, растительного и животного мира, рельефа и геологического возраста территории, а также хозяйственной деятельности человека - как факторов почвообразования; 4) раскрывается главное свойство почв - содержание гумуса, строение почвы, процессы почвообразования и как результат всего этого – выделение зональных типов почв.

6. Презентация решения

Результат всей работы. Творческие навыки.

7. Альтернативная проблема

При анализе текста возможно выделение альтернативной метапредметной проблемы, тесно связанной с изучаемой темой, решение которой предлагается обучающимся взять на дом в качестве творческой самостоятельной работы.
В данной теме такой проблемой может быть «Как понимать высказывание академика В.И. Вернадского, что почва - это «благородная ржавчина земли»?


Кейс-метод - инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказывать свою. С помощью этого метода ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
Использование подобных методов формируют умения анализировать текст, выделять проблему, а также предлагать пути её решения, работать с различными источниками географической информации, устанавливать причинно-следственные связи, вести диалог и защищать свою точку зрения, выслушивать других, а также анализировать своё мнение и мнение других.
Таким образом, наличие проблемной ситуации, умение найти необходимую информацию, коллективно выработанное решение, возможность нескольких вариантов решения проблемы, высокая степень активности, а также управляемый эмоциональный фон отличают кейс-технологии от других и способствуют формированию познавательного интереса обучающихся, расширению их кругозора, развитию критического мышления, а также активизации всего педагогического процесса.
Основная функция метода – учить школьников решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует учащихся, развивает информационные и коммуникативные компетентности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.

Литература
1. "Уроки. Творчество. Мастерство" Сайт Заиченко Г.Н. - Кейс-метод
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Кейс-метод в школе | «ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Гладких, И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент.-2005.-Выпуск 2. С. 169-194.
4. Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения.-М: ГЭОТАР-Медиа, 2008г.


























13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15