Руководство для использования Кейс -метода на уроках технологии

Содержание
стр
Введение 3
Глава 1 Кейс – метод 6
1.1 История возникновения Кейс – метода 6
1.2 Определения и понятия 8
Глава2 Классификация кейсов 10
Глава 3 Создание кейса 13
Заключение 17
Список использованных источников 18


































Введение
Концепция модернизации российского образования поставила перед общеобразовательной школой ряд задач, одна из которых – формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Современное обучение требует от педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику общеобразовательной школы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает умение педагога составлять ориентировочную основу деятельности - совокупность сведений о деятельности, которая включает описание предмета, средств, целей, продуктов и результатов деятельности. От педагога требуется научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни. Ученик в процессе обучения должен не только усваивать отдельные друг от друга знания и умения, а и овладевать ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по иному определяется система методов обучения, среди них метод проектов, компьютерное моделирование, деловые игры и т.д. Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. Использование информационно-коммуникационных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает возможность для размышления, и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение практических задач. Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают учащимся понимание и запоминание учебного материала, пробуждают у них интерес к изучаемым явлениям. Восприятие информации – важный этап усвоения материала, от него зависит правильное формирование понятий, осознание их сути. При использовании ИКТ на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Впервые возникает такая ситуация, когда ИКТ обучения становятся и основными инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека. Развитие исследовательских умений и интереса к научно-исследовательской деятельности учащихся возможно в ходе разработки проектных заданий, предусмотренных в структурной модели инвариантного (базисного) содержания образовательной области «Технология».
При активном обучении обычно используются разные технологии. Например,
- при игровом проектировании участники занятия организуются в небольшие группы для работы над проектом, результаты сравниваются в условиях презентации каждого проекта на межгрупповом пленуме, а затем обсуждают инновационные идеи и подходы;
 - в мастер-классе, в творческой лаборатории преподавателя, обучаемые в процессе подготовки анализируют разнообразные по жанру, виду и целевому предназначению ситуации-кейсы;
- на том или ином тренинге разыгрываются инсценировки, ситуации в ролях, деловых играх. В комплексе такого рода интерактивные технологии относятся к кейс- технологиям или методу анализа ситуаций.
Существуют различные обозначения данной технологии обучения, хотя это различия в нюансах. В зарубежных публикациях приходилось встречаться с такими подходами, как метод изучения ситуаций (case studies), деловых историй (case stories) и, наконец, просто метод кейсов (case method). В российских, а также русскоязычных изданиях чаще всего говорится о методе конкретных ситуаций, деловых ситуаций, кейс-методе.
Проблема внедрения кейс-метода в практику образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:
- первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;
- вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.
Цель - рассмотреть возможность реализации и применения кейс-метода на уроках по технологии.
Задачи.
1. Провести анализ литературы по кейс-методу.
2. Рассмотреть понятие кейс-метода.
3. Собрать сведения о кейс-методе обучения.
4. Рассмотреть возможность реализации и применения кейс-метода на уроках по технологии.
Методы исследования:
Теоретические;
эмпирические: анализ педагогической, психологической, методической литературы, изучение нормативной документации по изучаемой теме.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в данной работе выделены и сформулированы требования к организации обучения в рамках кейс-метода, что позволит более эффективно реализовывать компетентностный подход в обучении на уроках технологии.








































Глава I.
Кейс-метод (кейс-стади, метод ситуаций) - техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case - «случай»).
Он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Кейс-метод выступает и специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
В нем дается наглядная характеристика практической проблемы и демонстрация поиска способов её решения. Наконец, по критерию практичности он представляет собой чаще всего практически-проблемный метод.
Кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс-методе свои роли. Кейс-метод выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, развить творческий потенциал. Этому способствует и широкая демократизация и модернизация учебного процесса, раскрепощение преподавателей, формирование у них прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации педагогической деятельности.

1.1 История возникновения: Кейс - метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. В 1920г. преподаватели [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] быстро поняли, что не существует учебников, подходящих для аспирантской программы в бизнесе. Их первым решением данной проблемы было интервью с ведущими практиками бизнеса и написание подробных отчетов о том, чем занимались эти менеджеры, а также о факторах, влияющих на их деятельность. Слушателям давались описания определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности для того, чтобы ознакомиться с проблемой и найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе. После издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY (обучение на основе реальных ситуаций). В настоящее время сосуществуют две классические школы case- study – Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая – предполагает многовариантность решения проблемы. Сегодня метод case- study завоевал ведущие позиции в обучении, активно используется в зарубежной практике бизнес – образования и считается одним из самых эффективных способов обучения студентов навыкам решения типичных проблем. Американские кейсы больше по объему (20-25 страниц текста, плюс 8-10 страниц иллюстраций), европейские кейсы в 1,5-2 раза короче. В последние годы кейс-методы обучения нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, математике, культурологи, политологии, экономике, бизнес-образовании. Его суть состоит в том, что слушателям дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Лидером по сбору и распространению кейсов является созданный в 1973 году по инициативе 22 высших учебных заведений The Case Clearing House of Great Britain and Ireland; с 1991 года он называется European Case Clearing House (ECCH). ECCH является некоммерческой организацией, которая связана с организациями, предоставляющими и использующими кейсы и расположенными в различных станах мира. В настоящее время в состав ECCH входит около 340 организаций. У каждой из этих организаций своя коллекция кейсов, право на распространение которых имеет ECCH.
Метод case-study (или, как писали в двадцатые годы, «метод казусов») был известен преподавателям экономических дисциплин в нашей стране еще в 20-е годы прошлого столетия. В сентябре 1926 года состоялась конференция преподавателей по экономическим дисциплинам в совпартшколах, на которой рассматривались вопросы применения различных методов и методик обучения, в том числе метод проектов или метод казусов. В период с октября 1924 г. по октябрь 1925 г. преподаватели совпартшкол ознакомились с методом казусов в одном из американских экономических журналах Гарвардского университета. Метод case-study, достоинства которого так хорошо понимали преподаватели экономических дисциплин, тем не менее, не применялся в СССР достаточно долго. Интерес к нему возник лишь в конце двадцатого столетия. Таким образом, происходит быстрое распространение метода в образовании, но при этом возникают и определённые трудности. Прежде всего, они связаны с поверхностным отношением преподавателей к методологической основе метода. Часто возникают ситуации, когда под использованием метода кейс-стади подразумевается привнесение в учебный процесс «псевдо» ситуаций, так называемых «примеров из жизни», а образовательная дискуссия подменяется разговором «про жизнь». В тоже время, кейс-метод может стать реальным средством повышения профессиональной компетентности преподавателя, способом соединения учебного, образовательного и исследовательского содержания в обучении.
1.2 Определения и понятия: Кейс - название произошло от латинского термина «casus (от англ. case  «обстоятельства»)  реальный, запутанный или необычный случай, на котором разбираются теоретические идеи. Кроме этого, иногда используется термин «кейс-технологии» как папка с учебными материалами. Метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Метод кейсов ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Case method, кейс-метод, кейс-стади, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], метод конкретных ситуаций)  техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации. Анализ конкретных учебных ситуаций (case study) метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей навыки групповой работы.
Непосредственная цель метода case-study –проанализировать ситуацию как индивидуально, так и в составе группы – кейс, возникающую при конкретном положении дел; выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий. Помимо этих целей при применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты, обучаемые:
- получают коммуникативные навыки;
- развивают презентационные умения;
 - формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;
- приобретают экспертные умения и навыки;
- учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Однако главное его предназначение - развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, другими словами научиться работать с информацией. Ситуационные задачи могут быть связаны с проблемами прошлого, настоящего и даже будущего времени. Хороший кейс это не просто качественное описание той или иной ситуации. Это информация, изложенная таким способом, чтобы читатель погрузился в ту же самую ситуацию, что и сам создатель кейса, когда он впервые столкнулся с заинтересовавшим его случаем. Описание же, в свою очередь, предоставляет информацию, раскрывает ситуацию, расставляет акценты, подталкивает к заключениям и, таким образом, помогает прийти к определенным выводам. У Кейс-метода есть свои признаки и технологические особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения.
Признаки Кейс-метода:
-Наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени.
-Коллективная выработка решений.
-Многоальтернативность решений; принципиальное отсутствие единственного решения.
-Единая цель при выработке решений.
-Наличие системы группового оценивания деятельности.
-Наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых.
Технологические особенности Кейс - метода:
Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.
Метод выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией.
Метод интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.
Метод выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии идет процесс разрешения имеющейся проблемы посредством совместной деятельности, тогда как в Кейс-методе идет формирование проблемы и путей ее решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.
Концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха». В нем предусматривается деятельность по активизации школьников, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений обучаемых. Именно достижение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, формирования устойчивой позитивной мотивации, наращивание познавательной активности.


Глава 2
Классификация кейсов может производиться по различным признакам. Различают "полевые" (основанные на реальном фактическом материале) и "кабинетные" (выдуманные) кейсы. По наличию сюжета кейсы делятся на сюжетные и бессюжетные. Сюжетные кейсы обычно содержат рассказ о произошедших событиях, включают действия лиц и организаций. Бессюжетные кейсы, как правило, прячут сюжет, потому что четкое изложение сюжета в значительной степени раскрывает решение. Внешне они представляют собой совокупность статистических материалов, расчетов, выкладок, которые должны помочь диагностике ситуации, восстановлению сюжета. Временная последовательность материала также накладывает отпечаток на жанровые особенности кейса. Кейсы в режиме от прошлого к настоящему характеризуются естественной временной последовательностью событий, позволяют хорошо выявлять причинно-следственные связи. Кейсы-воспоминания характеризуются тем. Что время в них прокручивается назад: герои что-то вспоминают, сами воспоминания отрывочны, часто несистемные, фрагментарны, что создает затруднения по восстановлению временных цепочек. По сути дела анализ кейса сводится к реконструкции ситуации, ее осмыслению в аспекте той или иной познавательной парадигмы. Наконец, прогностические кейсы дают довольно подробное описание событий недавнего прошлого и настоящего, ставят задачу выработать наилучший вариант поведения «героя» в будущем. Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают:
1.иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;
2.учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;
3.учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.
Цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов; - прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы. По структуре:
-Структурированные кейсы- короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Для такого типа кейсов существует определенное количество правильных ответов. Они предназначены для оценки знания и/или умения использовать одну формулу, навык, методику в определенной области знаний;
-Неструктурированные кейсы. Они представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определенной области. Для них существуют несколько правильных вариантов ответов и обычно не исключается возможность нахождения нестандартного решения;
-Первооткрывательские кейсы могут быть как очень короткие, так и длинные. Наблюдение за решением такого кейса дает возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за отведенное время. Если проходит групповое решение, то может ли он подхватить чужую мысль, развить её и использовать на практике.
По размеру:
-Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для командной работы в течение нескольких дней и обычно подразумевают командное выступление;
-Сжатые кейсы (3-5 страниц) предназначены для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию;
-Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к теории, преподаваемой на занятии.
По типу методической части кейсы бывают вопросными, при их разрешении студентам нужно дать ответы на поставленные вопросы, либо кейсы-задания, которые формулируют задачу или задание.
Источники кейсов. Кейс представляет собой результат научно-методической деятельности преподавателя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники, которые можно представить следующим образом: - общественная жизнь во всем своем многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса; - образование – определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в метод case-study; - наука – третий источник кейса, как отражательного комплекса; она задает ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом, а также множество других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа. Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела такой кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный их смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности. Выделенные выше источники кейсов являются базовыми, или первичными, поскольку они определяют наиболее значимые факторы воздействия на кейсы. Вместе с тем можно выделить и вторичные источники формирования кейсов, которые носят производный характер от описанных выше базовых источников:
1. Художественная и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде случаев определять сюжетную канву кейсов по гуманитарным дисциплинам. Применение художественной литературы и публицистики придает кейсу культурологическую функцию, стимулирует нравственное развитие личности школьника. 2. Научность и строгость кейсу придают статистические материалы, при этом данные материалы могут играть роль непосредственного инструмента для диагностики ситуации, а могут выступать в качестве материала для расчета показателей.
3. Добротные материалы к кейсу можно получить посредством анализа научных статей, монографий и научных отчетов, посвященных той или иной проблеме. Использование научной литературы при разработке кейса придает ему большую строгость и корректность. Научная статья обычно характеризуется углубленным рассмотрением какого – либо вопроса; научная монография дает системную, всестороннюю характеристику предмета исследования; особенностью научного отчета является актуальность и новизна материала.
4. Неисчерпаемым источником материала для кейсов является Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.





















Глава 3 Создание кейса
В процессе работы над написанием кейса выделяются три основных этапа: исследование, анализ и фактическое написание. Начать необходимо с исследования.
ЭТАП 1 – ИССЛЕДОВАНИЕ Исследование в библиотеке и в Интернете. Предварительно выясните, что уже было написано и опубликовано по интересующей вас теме, и ознакомьтесь с наиболее важными публикациями и статистическими данными. В ходе исследования вы, возможно, выясните, что существует реальная проблема, которую необходимо решить, или же предпочтете развить собственную идею в целях положительных изменений в ситуации После того как будет принято решение о содержании вашего кейса (это может быть один или несколько вопросов), необходимо определить его цели и сформулировать проблему, которую вы хотите рассмотреть и, по возможности, решить, а также выбрать объект исследования и изучить наиболее доступные источники имеющейся информации. Вы можете использовать разные виды опросов: устные интервью, панельные исследования, анкетирование. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.
ЭТАП 2 – АНАЛИЗ
 Сведите полученную информацию воедино. К настоящему моменту вы собрали достаточное количество информации: опросили сведущих людей, изучили статьи и книги, ресурсы Интернета. Вы не можете включить в ваш будущий кейс информацию, значит, вам необходимо продумать, каким образом вы будете сортировать полученные данные. Таким образом, для того чтобы ситуация, описываемая в кейсе, была понятна вашим читателям, необходимо свести все имеющиеся у вас данные воедино, а затем приступить к отбору и сортировке информации, чтобы проанализировать ее.
Поручите каждую секцию материалов отдельным участникам проекта или их группам. Каждый участник или группа должны определить наиболее важные аспекты для данной секции информации, выделить приоритеты, решить, что необходимо знать читателям, чтобы понять ситуацию.
Постарайтесь сформулировать суть проблемы в нескольких фразах. Когда вы будете делать это, вы можете обнаружить, что вам необходимо больше информации. Если вы удовлетворены способом, который избрали для описания проблемы, предлагаемой вниманию читателей, «разбейте» проблему на несколько частей. Каждая из частей будет представлять собой кусочек головоломки , который необходимо изучить до того, как вы сложите «картинку» и приступите к решению проблемы в целом. Обсудите это предложение с остальными участниками вашего проекта.
 Разделив информацию на несколько частей, вы можете проанализировать имеющиеся у вас данные, дополнить имеющиеся сведения, предложить варианты решений по каждому пункту. Когда вы будете удовлетворены количеством, качеством и классификацией имеющейся у вас информации, можете приступить к следующему этапу – фактическому составлению кейса.
  ЭТАП 3 – НАПИСАНИЕ КЕЙСА
 Изложите проблему или вопрос, который вы хотите предложить читателям.
В детективных историях преступление обычно совершается в самом начале повествования, и детективу необходимо собрать имеющуюся информацию воедино, чтобы в ходе расследования найти ответы на все вопросы. Составление кейса вы можете начать с постановки вопроса. Например, вы можете начать с интервью. После того как вы проинформировали читателей о существующей проблеме, вы можете предоставить им больше информации о характерных чертах и особенностях предмета вашего исследования, предоставив возможность читателям сделать собственные заключения.
Разделите кейс на секции. Вам необходимо разделить вашу информацию по подтемам, например, следующим образом:
 а. Введение в суть проблемы. Поскольку вы являетесь автором кейса, вам и вашей команде необходимо поставить вопросы, а также задать тон для последующего повествования. Цель введения - «зацепить» внимание и интерес читателей и дать им ключ к тому, о чем необходимо задуматься.
 б. Информация об объекте, описываемом в вашем кейсе – где он расположен, история, развитие, наиболее привлекательные черты и т.п. Данная часть должна представлять собой краткое общее описание. Вы можете ограничиться описанием с фотографиями, картами и т.п., изложенного таким образом, чтобы ваши читатели могли почувствовать себя так, будто побывали в описываемом месте. Что делает их особенными, не похожими на другие?
 в. Участники. Вам необходимо привлечь читателей к сотрудничеству, вызвать их активное участие в вашем проекте. Предложите им обзор информации, отраженной в графиках или таблицах, которые вы включили в кейс
г. Задайте вопрос: Уделите этому вопросу особое внимание. 
 Другие разделы кейса. В зависимости от проблемы, которую вы исследуете, разделы кейса должны быть организованы таким образом, чтобы каждый вид информации относился к определенному вопросу и был понятен читателю.
 Заключение. Кейс нуждается в заключении. Вместо того чтобы поместить сформулированный вами ответ на поставленный в теме кейса вопрос в конце повествования, лучше будет задать вашим читателям еще несколько вопросов
Основная цель создания кейсов состоит в том, чтобы поделиться опытом и имеющейся информацией с теми, кто с ней не знаком. Если в своем кейсе вы используете специальные термины или обращаете внимание на традиции или обычаи, которые могут быть неизвестны другим людям, используйте сноски и примечания. Было бы интересно также узнать о судьбе объекта. ставшего предметом исследования и об изменениях, которые может катализировать созданный вами кейс.
Основное требование к кейсу:
Ситуация должна быть актуальна
Не иметь очевидного решения
Соответствовать тематике учебного материала
Отсутствие авторской оценки проблемы
Представленная информация кейса должна быть противоречива
Основной этап. Проведение занятия с кейсом. Результаты могут быть оформлены в виде мини-проекта
Заключительный этап. Подведение итогов по следующим критериям:
Количество правильных ответов на поставленные вопросы
Самостоятельность решения
Нетрадиционность решения
Высокий уровень практического обоснования и подтверждение выдвинутых гипотез.
Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов:
1 – знакомство с ситуацией, ее особенностями следует выявить ключевые проблемы кейса и понять, какие именно из представленных данных важны для решения; войти в ситуационный контекст кейса, определить, кто его главные действующие лица, отобрать факты и понятия, необходимые для анализа, понять, какие трудности могут возникнуть при решении задачи.
2 – выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.
3 – предложение концепций или тем для «мозгового штурма».
4 – анализ последствий принятия того или иного решения.
5 – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения. Анализ кейсов может быть как специализированным, так и всесторонним. Специализированный анализ должен быть сосредоточен на конкретном вопросе или проблеме. Всесторонний (подробный) анализ подразумевает глубокое погружение в ключевые вопросы кейса. Обсуждение небольших кейсов может вкрапливаться в учебный процесс и учащиеся могут знакомиться с ними непосредственно на занятиях. Принципиально важным в этом случае является то, чтобы часть теоретического курса, на которой базируется кейс, была бы прочитана и проработана школьниками.
Максимальная польза из работы над кейсами будет извлечена при систематическим подходом к анализу, основные шаги которого представлены ниже:
1. Выпишите из соответствующих разделов учебной дисциплины ключевые идеи, для того, чтобы освежить в памяти теоретические концепции и подходы, которые Вам предстоит использовать при анализе кейса.
2. Бегло прочтите кейс, чтобы составить о нем общее представление.
3. Внимательно прочтите вопросы к кейсу и убедитесь в том, что Вы хорошо поняли, что Вас просят сделать.
4. Вновь прочтите текст кейса, внимательно фиксируя все факторы или проблемы, имеющие отношение к поставленным вопросам.
5. Прикиньте, какие идеи и концепции соотносятся с проблемами, которые Вам предлагается рассмотреть при работе с кейсом.
Вопросы обычно подготавливают заранее и предлагают учащимся вместе с текстом кейса. При разборе учебной ситуации преподаватель может занимать активную или пассивную позицию, иногда он «дирижирует» разбором, а иногда ограничивается подведением итогов дискуссии. Сдача результатов анализа кейса может быть групповая и индивидуальная. Отчет может быть индивидуальным или групповым в зависимости от сложности и объема задания. Целесообразно выделять промежуточный и конечный результат. Первый связан с представлением промежуточного результата, конечный – дает готовое решение. Применяя метод кейс-метода, можно использовать все виды оценок: текущую, промежуточную и итоговую. Текущая оценка помогает руководить процессом обсуждения кейса; промежуточная оценка позволяет фиксировать продвижение ученика по пути решения кейса; конечная – подводит итог успехам учащегося в анализе кейса и овладении дисциплиной. При оценке работы групп (подгрупп) в открытой дискуссии может быть использовано публичное оперативное оценивание текущей работы группы (подгруппы), которое стимулирует соревновательность. Следует подчеркнуть, что оценочное творчество преподавателя должно носить обоснованный характер. Ученик должен понимать не только правила разбора кейса, но и систему его оценивания преподавателем, последнее требует обязательного ее разъяснения до начала работы над кейсом. Преподавателю не следует забывать о воспитательном эффекте оценки, обусловленном не только открытостью, понятностью для учащихся системы оценивания, но и ее справедливостью.







Заключение
Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы. Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя. Однако хорошо подготовленного кейса мало для эффективного проведения занятия. Для этого необходимо еще подготовить методическое обеспечение, как для самостоятельной работы студентов, так и для проведения предстоящего занятия. Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад учеников в анализ ситуации. Педагогический потенциал кейс-метода значительно больше педагогического потенциала традиционных методов обучения. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения. Преподаватель должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, обеспечивать соблюдение личностных прав школьника. Практически любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс-технологии, имея на руках руководство и набор ситуаций, сможет это сделать вполне профессионально. Однако следует отметить, что выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью преподавателя в образовательном процессе. Ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учетом учебных целей и задач, особенностей группы обучаемых, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента многих других факторов, обусловливающих возможности внедрения кейс-технологий, их подготовки и проведения. Наибольшего эффекта можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга и при эффективном руководстве групповой и межгрупповой дискуссией. Достичь эффективности обучения с помощью интерактивных технологий, к которым относится метод анализа ситуаций, можно лишь в тех случаях, когда сам преподаватель является грамотным коммуникатором, в совершенстве владеет игротехническим менеджментом. Именно эти характеристики дают возможность современному преподавателю быть конкурентноспособным, быстро овладевать не только новейшей теоретической информацией, но и прогрессивными технологиями.




Список использованных источников
1. Буравой, М. Углубленное сase study: между позитивизмом и постмодернизмом / М.Буравой // Рубеж.- 1997 - № 10 – 11. 
2. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.
3. Козина, И. Особенности стратегии case-study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России / И.Козина //Социология: методология, методы, математические модели. - 1995.- N5-6.- С.65-90.
 4. Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы /И.Козина // Рубеж.- 1997.- № 10-11.- С. 177-189.
5.Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова / Маркетинг.- 1999.- №1.
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8. http://www.uchportal.ru/load/142-1-0-6711













13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615




Лђ Заголовок 115