Рабочая программа коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ с использованием потенциала интеллектуально – творческих игр (старший дошкольный возраст)

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образования Невьянского городского округа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 39 «Родничок»





Рабочая программа коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ
с использованием потенциала интеллектуально – творческих игр
(старший дошкольный возраст)







Разработчики: Кукарцева Е.Ю., учитель-логопед,
Петровская Е.В. воспитатель
Остаточникова Н.А.










Пояснительная записка
Современные образовательные системы, как компонент «модели мира», отличаются динамичностью, вариативностью, разнообразием организационных форм Они гибко реагируют на потребности личности и общества. Положительные тенденции в развитии дошкольного образования, проявились, прежде всего, в том: что личностно-ориентированная модель воспитания и обучения сменила учебно-дисциплинарную и приобрела статус приоритетной в педагогической теории и практике. Она ориентирована на целостное развитие ребенка и отражает прогрессивную идею гуманизации целей и принципов дошкольного образования.
Целостность развития ребенка определяют следующие показатели, соответствующие возрастной норме психофизическое развитие, самостоятельность и определенный уровень сформированности ценностных ориентации (освоение позиции субъекта в детской деятельности, первые творческие проявления, зарождающийся индивидуальный стиль деятельности), а также адекватные полу ребенка интересы и способы поведения (М В Крулехт, 1996).
Целостное развитие ребенка-дошкольника многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. В умственном развитии немаловажную роль играет математическое развитие, которое в то же время не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального.
Важнейшая задача современного образования состоит в формировании личности, обладающей высоким уровнем умственного развития, способной эффективно усваивать знания и применять их на практике. Поиск новых психолого-педагогических подходов к развитию умственной активности детей в дошкольном возрасте становится все более значимым, так как именно активность ума является одним из основополагающих свойств личности. Известно, что умственное воспитание и развитие детей заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности. Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления у дошкольников одна из сложнейших в психолого педагогической практике. Главное для ее решения рациональная организация всего учебного процесса
Дошкольное образование, является составляющей общего образования, обеспечивающее доступность качественного образования детям, в том числе и детям с особыми образовательными потребностями. Об этом говорится в последних документах, регламентирующих дошкольное воспитание и обучение. Право на получение качественного образования закреплено в статьях 23, 28, 29, в Конвенции «О правах ребенка», в Конституции РФ - ст. 43, в Законе РФ «Об образовании» - ст. 2 п.п.1,3 и ст. 50, в областном Законе «О защите прав ребенка» - ст.9. Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (далее ФГТ). Данный документ определяет направления стратегических преобразований, реализация которых приведет к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста. Центральным моментом, глобальной идеей этих преобразований является, психологизация системы образования дошкольника, а именно приведение практики дошкольного образования в соответствие с теми специфическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его уникальный вклад в общий цикл психического развития.
Современные концепции развития образования, признание уникальности и самоценности человеческой индивидуальности привели к поиску путей социализации личности к разработке новых педагогических стратегий, направленных на развитие идей гуманизма, в поиске новых форм взаимодействия с родителями, где родитель - партнер. Таким образом, возникла проблема существенного обновления подходов к организации и содержанию образовательных услуг для детей дошкольного возраста. Поэтому созданная модель организации коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста, в с использованием потенциала интеллектуально – творческих игр, является актуальной. В рабочей программе определены ценностно-целевые ориентиры, задачи, основные направления коррекционно-развивающей работы. Программа рассчитана на два года обучения (старший дошкольный возраст).
Программа направлена на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ при реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей в данный возрастной период.
Цель программы:
Обеспечение системы средств и условий для осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса, чтобы реализовать поставленную цель, мы определили такие задачи:
Развивать мышление, формировать количественные, пространственные и временные представления у дошкольников, развивать воображение, интеллект, эмоциональную сферу ребенка
Гармонизировать личность ребенка, осуществлять развитие и коррекцию его психоэмоционального состояния и психофизических процессов средствами музыкального искусства.
Развивать способности у детей к морфологическим и синтаксическим обобщениям. Формировать языковые операции. Формировать способности к целостному смысловому высказыванию. Развивать речевое творчество детей.

Общая характеристика старшего дошкольного возраста.
Внимание в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер, но постепенно оно становиться более устойчивым. Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания - произвольного внимания - к шести-семи годам уже достаточно велики. Но даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым. Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший, интерес, дает наилучшие впечатления. Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у детей шести-семи лет несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок.
Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности. Развитие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне. Эта возможность существенно повышается к шести годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления. При выполнении волевых действий значительное место продолжает занимать подражание, хотя оно становится произвольно управляемым. Вместе с тем, все большее значение приобретает словесная инструкция взрослого, побуждающая ребенка к определенным действиям. У старшего дошкольника отчетливо выступает этап предварительной ориентировки. Игра и требует заранее выработать определенную линию своих действий. Поэтому она в значительной степени стимулирует совершенствование способности к волевой регуляции поведения. Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается. Основой первоначальной самооценки является умение сравнивать себя с другими детьми. Для шестилеток характерна в основном не дифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка сравнивания себя с другими сверстниками. Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок шести-семи лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы. Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка шести-семи лет, можно заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.
Интеграция содержания дошкольного образования» – состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Объединяющим принципом данных образовательных стандартов будет создание единого образовательного пространства, где важными и значимыми участниками будут являться родители ребенка.
В своей работе участники проблемно – творческой группы, сориентированы на соблюдение достаточно важных принципов, таких как:

· Оказывая содействие, не навреди (особенно важно соблюдать этот принцип в силу особенностей детей с ОВЗ их более выраженными качествами).
Придай сотрудничеству открытость. Сотрудничество со всеми заинтересованными лицами повышает степень информированности их как о позитивных изменениях в развитии ребенка, так и в появлении новых проблем. Достичь этого мы пытаемся посредством организации консультаций для родителей и работой интеллектуального клуба «Играем вместе».
Соблюдай преемственность и системность в своей работе

Схема № 1 Взаимодействие субъектов образования
Модель взаимодействия специалистов в коррекционно – образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения













Таблица №1
Формы и средства организации образовательной деятельности
воспитатель

учитель – логопед

музыкальный руководитель


Диагностика
Арттерапия (рисование, лепка, аппликация, художественный труд), конструирование
Игровая деятельность: (сюжетно – ролевая, дидактическая, строительная,
настольно – печатная,
игры – драматизации интеллектуальные игры )
Прогулка, экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность.
Закаливание
Индивидуально – коррекционная деятельность
Работа с семьей
Диагностика
Формирование звуковой культуры речи
Артикуляционная гимнастика
Формирование лексико – грамматических категорий речи
Обучение грамоте
Индивидуальные коррекционные занятия, вт.ч. с элементами логоритмики
Игровая деятельность
Работа с семьей

Диагностика
Музыкотерапия
Индивидуальные коррекционные занятия, в т.ч. с элементами логоритмики
Праздники, развлечения, досуг
Фонопедические упражнения
Упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти
Коррекционная ритмика
Игровая деятельность
Игры-инсценировки
интеллектуально – развивающие игры, игры с музыкальными инструментами.
Работа с семьей


Программа реализуется в следующих образовательных областях:
«Коммуникация» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:
развитие активной речи детей в различных видах деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами русской речи;
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие интеллектуальных и личностных качеств.
«Социализация» – область образования детей дошкольного возраста, содержание
которой направлено на решение следующих задач:
формирование адекватных представлений ребенка о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
формирование целостной картины мира;
развитие интеллектуальных и личностных качеств.
«Музыка» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:
развитие музыкально-ритмических способностей;
приобщение к музыкальному искусству;
развитие интеллектуальных и личностных качеств.
«Познание» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:
развитие познавательно-исследовательской деятельности;
формирование сенсорных, элементарных математических представлений;
формирование целостной картины мира;
расширение кругозора детей;
развитие интеллектуальных и личностных качеств. приобщение к музыкальному искусству;
развитие интеллектуальных и личностных качеств.
Тематический план работы специалистов
Таблица №2
Тематическое планирование работы логопеда, воспитателя и музыкального руководителя
тема
содержание
Логопедические игры
Воспитательно – образовательные
Музыкальные


Осень

Смена времен года, их взаимосвязь (осень – после лета, после осени - зима)

Приметы осени
- в природе – похолодание
-изменение окраски листьев на деревьях и траве
Уменьшение насекомых, сбор птиц в стаи
Название плодов и овощей
Особенности внешнего вида – цвет, форма, величина, твердость - мягкость
«Листья»
«Дождик»
«Что прибавилось»
«Ежик и барабан»
«Яблоня»
«За малиной»
«В лес идем мы погулять»
«Четвертый лишний»
(по теме времена года)
«Наша грядка»
«Ежик и яблоки»
«Что изменилось»
«Подскажи словечко»
«Разрезные картинки»
«Разноцветные листья»
«В огороде у козы Лизы»
«Один - много»
«Кто скорее соберет»
«Составление загадок - описаний»
«Поможем клоуну»,
«Веселый клоун»
«Назови ласково»

«Осенью
«Тучи»
«Осенний ветер»
«Листопад»
«Урожай»
«Во саду ли, в огороде»
«Что сначала, что потом»
«Продолжи ряд»
Кубики Никитина
«Яблоки»
Восприятие музыки:
«Осень»
«Солнышко и тучка»
«Октябрь»
«Дождик»
Певческая деятельность:
«Осенние подарки»
«Рыжие опята»
«Осенины»
«Здравствуй, Осень»
«Разноцветные листья»
«Постучалась осень»
«Осенняя»
Музыкально-ритмическая деятельность:
«Полька с листочками»
«Весёлый огород»
«Гриб волнушка»,
«Туча»,
«Яблочко»
«Найди листок».
Творческая деятельность:
«Осенние листья»
«Скульптура в осеннем саду»
«Осенний парк»
Игры с музыкальными инструментами:
«Туча»
«Тишина»


Моя страна
Символы государства, названия столицы Родины. Знание о малой Родине (Невьянск, поселок)
Достопримечательности, история
Город в сравнении с деревней.
Различие понятий проспект - улица площадь.
Городские учреждения: больниць1, д/с, школы, почта, церковь, институты/аптека, вокзал.
Места отдыха (сквер, парк).
Памятники в городе («Первая палатка», «Тыл фронту» и др.).
мандировку и т.п. ситуации).
«Когда я был маленький ...» (семейные истории).
«Назови выборочно» (только имя, только отчество, только фамилию).
«Кто из них твои родственники?» (мама, соседка, подружка, бабушка).

«Береза»
«Разрезные картинки по теме»

«Цепочки слов»
«Найди лишний пейзаж»
«Что за чем»
«Какое растение не растет в России»

«Пригласим родственников»
«Один - много»
«Скажи ласково»
«Великан и гномик»
«Закончи предложение»
«Что где»
«Путешествие по Невьянску»
«Сравни »
«Исправь предложение» (Я бабушкина внучка. Папа старше дедушки.).
Разбор смысла пословиц о семье: «Вся семья вместе, и душа на месте», «Где любовь да совет, там и горя нет».

«Березка»
«Что перепутал художник»
«Я знаю пять названий»
Счетные палочки «Домик»

Восприятие музыки:
«Итальянская полька»
«Старинная французская песенка»
«Немецкая песенка»
«Мужик на гармонике играет
«Под яблонькой зелёной»
Певческая деятельность:
«Две тетери»
«Лучше нет родного края»
«Край родной»
«Песенка о дружбе»
«Весёлая песенка»
«Моя Россия»
«Здравствуй, Родина моя»
«Дети любят рисовать»
Музыкально-ритмическая деятельность:
«Ай да берёзка»
«Карусель»
«Русский танец»
«Кадриль»
«Танец дружбы»
Играем в оркестре:
«Камаринская»
«Неаполитанская песенка»


Моя семья
Названия членов семьи (мама, дядя, сестра)
Понятия молодо – старый
дядя, племянник, племянница; знания о членах своей семьи (Ф.И.О., профессия).
Количество этажей в доме, комнат в квартире, их название и назначение.
Мебель в квартире (название и назначение мебели в разных комнатах).

Обобщающие понятия «Домашние животные»(живут рядом с человеком, который строит им жилище, ухаживает за ними)
Особенности внешнего вида(величена, цвет шерсти, особенности частей тела)
«Маленький кролик»
«Как мы телят поили»
«Составь портрет»
«Что перепутал художник»(чем угостим)
«Кто лишний»
«Кого не стало»
«Подскажи словечко»
«Кто убежал»
«Сравни предметы»
«Чей, чья, чье»
«Автобиография»
«Назови части предметов»
«Найди маму»
«Кто за забором»
«Кто чем питается»
«Волшебный мешочек»
«Наш двор»
«Как щенок узнал кто всех важней»
«На водопой»
«Раздели и забери»
«Зоопарк»
«Кто кем был или что чем было»
«Кто самый сообразительный»


«Семья»
«Братья»
«Домик»
«Мышиная семья»
«Кто потерялся»
«Домик для матрешки»
«Палочки Кюизера»
«Кто из нас в гостях»
«Угадай, как нас зовут»
«Чего не бывает»

Восприятие музыки:
«Мама», «Сладкая грёза», «Нянина сказка».
«Игра в лошадки»
«Тревожная минутка»
Музыкальная сказка:
«Петя и волк»
Певческая деятельность:
«Что такое семья?»,
«Бабушка моя» «Самая хорошая» «Песенка для папы»
«День рождения»
«Маленькая мама»
«Мамочка»
«Солнышко моё»
«Про бабушку»
Музыкально-ритмическа деятельность:
«Делай так»
«Ищи»
«Плетень»,
«Гори, гори, ясно»
«Яблочки»
«Вальс с мамами»,
Творческая импровизация:
«Деревянные и тряпичные куклы», «Заводные игрушки»,
«Играем в гостей»
«Что ты хочешь, кошечка?»
«Колыбельная»




Зима


Место зимы среди времен года
(после.., перед.., до..)
Приметы зимы
В погоде
В природе
Зимующие птицы
Причины зимовки
Чем питаются
Забота о птицах в зимнее время (кормушки, корм)
«Медведь»
«Зимние забавы»
«Свяжи шапочку»
«Отправь телеграмму мудрой сове»
(по теме зимующие птицы)
«У кормушки»
«Подскажи словечко»
Отгадывание загадок по теме
«Передай дальше»
«Развивающие сказки»
Путешествие в сказку
«Как сорока клеста учила»
«На новый год»
«Снежинки»
Стихи руками« Сосулька»
«Снежная баба»
«Расскажи, что слышал»
Палочки Кюизера «Лабиринт»
«Пазлы»
Блоки Дьенеша
«Кто где зимует»

Восприятие музыки:
«Зима»
«Зимнее утро»
«На тройке»
«Дед Мороз»
«Вальс снежных хлопьев»
Певческая деятельность:
«Русская зима»
«Снеговик»
«Снежная песенка»
«Когда зимы пора придёт»
«Фонарики»
«Маскарад»
«Дед Мороз»
Музыкально-ритмическая деятельность:
«Игра в снежки»
«Что такое Новый год?»
«Российский Дед Мороз»
«Карнавал у ёлки»
«Новогодний хоровод»
«У оленя дом большой»
«Зимняя игра»
«Снежок»
«Санный поезд»

Календарь
Обобщающие понятия о временах года, признаках, явлениях
Время
Часы
Святки толкование праздников(смена календарного года)

«Тает месяц молодой»
«На елке»
«На елке»
«Чего не стало»
«Передай мяч»
«Подарок незнайке»
«Составь слово»
«Подскажи словечко»







«Ночью»
«Цветок»
«Радуга»
«Гроза»
«Стрелочки в часах»
стихи руками «Часы»
кубики Никитина
«Чего не бывает»
«Где ошибся Буратино»
«Когда это бывает»
«Времена года»
Триз
МФО «Расскажи от имени..»
Восприятие музыки:
«У камелька»
«Зимнее утро»
«Утро»
«Вечер»
«Ходит месяц над лугами»
«Масленица»
Певческая деятельность:
«Подарки зимы»
«На ярмарке»
«Четыре времени года»
«Праздник к нам пришёл»
«Праздник-безобразник»
«Блины»
Музыкально-ритмические движения:
«Мороз»
«Как на тоненький ледок»
«Как пошли наши подружки»
«Во сыром бору тропинка»
«Во поле берёза стояла»
«Разноцветная игра»

Защитники Отечества

Обобщающие понятия об армии
Рода войск танкисты, летчики и т.д

Кем работают папы – профессии
Понятие профессия, работа, значение для человечества путь получение профессии: школа-училище, институт – работа.
Актуализация словаря
«Машинист»
«Летчик»
«Шофер»
«Теплоход»
«Пограничники»
«Кто лишний»
«Что лишнее»
«Что перепутал художник»
«Кто скорее»
«Кому что нужно»
«Кто сильнее»
«Прочитай телеграмму»
«Кто чем управляет»
«Кому что нужно»
«Раздели и разложи»
«Расставь по гаражам»
«Кто что делает»








Палочки Кюизера «Смелый капитан»
«Юные спортсмены»
«Солдатики»
«Вертолет»
«Прочти карту»
«Лабиринт»
кубики Никитина
«Ракета»
«Ордена»
«Кораблик»
«Кому что нужно»
«Кто сильнее»
«Кто что делает»
«Пограничники»
«Кто лишний»



Восприятие музыки:
«Сказка о марше»
«Военный марш»
«Маршируют солдаты»
«Смелый наездник»
Певческая деятельность:
«Труба»
«Смелый пилот»
«Мы идём с флажками»
«Бескозырка»
«Наденем бескозырки»
«Три танкиста»
«Будем солдатами»
«Почётней дела нет»
«Бравые солдаты»
«Песенка про папу»
«Я как папа»
«Всадник»
«Будем моряками»
Музыкально-ритмические движения:
«Наездники»
«Горячий конь»
«Будь ловким»
«Рондо с палочками»
«Салют»
«Наши кони чисты»
Танец «Яблочко»



Космос
Середина весны. Прилет птиц
Середина весны. Название месяца - апрель, народное называние - сне-гогон.
Признаки в погоде: обильное таяние снега, ручьи, половодье, ледоход; солнце яркое, теплое, небо голубое, кучевые облака; теплый ветер; увеличение продолжительности дня.
В неживой природе: появление почек на деревьях, первая трава, цветы.
В живой природе: прилет птиц, гнездование, появление насекомых.
Названия перелетных птиц: грач, скворец, трясогузка, ласточка, лебедь, журавль и др. (гнездование, выведение птенцов, поют звонко и громко, скворечник...).
Понятие «космос»: Солнце, планеты, созвездия и "везды, их внешние признаки.
Значение Солнца в космосе.
Планета Земля (использование глобуса). Смена времен года на земле.
Земля и Луна, смена частей суток. Освоение космоса: спутники, полеты животных, первый космонавт, ... 12 апреля День космонавтики.
пословиц, например: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».

«Сравни и назови»
«В темном небе»
«Ласточки»
«Покажи и назови»
«Кто лишний»
(перелетные и зимующие птицы)
«Ракета и космонавт»
«Волшебные слова»
«Один - много»
«Подскажи словечко»
«Кто больше назовет»
«Продолжи предложение»
Продолжи предложение» (в космосе много ... и т.п.). «Объясни словечко» (луноход, невесомость, созвездие, инопланетянин). «Исправь предложение» (космонавт на вертолете полег тел в космос). «Представь себя звездой» (что ты видишь из космоса?). «Встреча с инопланетянином» (расскажи о себе, о планете). «Хорошо. плохо» (солнце - это хорошо или плохо).
«Самые солнечные» (месяц, время года, часть суток, цветок, событие). «Когда солнышко радуется» (развитие воображения: Солнце улыбается, когда ...).


Палочки Кюизера
«Капитаны»
«Космодром»
кубики Никитина
«Инопланетянин»
«Ракета»
«Колумбово яйцо»

«Ракета и космонавт»





Восприятие музыки:


Певческая деятельность:
«Марш юных космонавтов»
«Разноцветная планета»
Музыкально-ритмические движения:
«Лунная полька»
«Снаряжаем мы ракету»
«Займи место в ракете»
«Будь внимательным»



Цветы
Насекомые Обобщающее понятие «цветы» (травянистые растения, которые цветут).
Части цветка: корень, стебель, листья, цветок, лепестки.
Группировка цветов по месту произрастания: садовые (розы, пионы, тюльпаны) и полевые (ромашка, василек, колокольчик, тюльпан).
Значение цветов для человека (эстетическое удовольствие, лекарство).
Стадии развития насекомых.
Значение насекомых для природы и человека.
кую рыбу поймал рыбак?». «Маленькая хозяйка» (блюда из рыбы).
Толкование образных выражений: «Бьется, как рыба об лед»; «Молчит, как рыба».

«Веснянка»
«Грядка»
«Гусеница»
«Мотылек»
«Речка»
«На лужайке»
«Угадай-изобрази»
«Мак»
«Венок»
«Что лишнее»
«Что изменилось»
«Посади на ромашку»
«Когда это бывает»
«Кто больше»
«Телеграф»
«Один-много»
«Грибок и бабочка»
«Подскажи словечко»
«У кого больше»
Игры и упражнения «Что сначала - что потом?» (развитие насекомых, рост цветка). «Четвертый лишний». «Где растет?». «Собери из частей». «Собери букет» (соотношение величины, цвета)
Палочки Кюизера
«Росточек»
«Собери букет»
«Угадай-изобрази»
«Разноцветные круги»
«Что лишнее»
«Что изменилось»
«Посади на ромашку»
«Когда это бывает»
Танграм
кубики Никитина
«Хорошо - плохо»
«Один - много»
«Подскажи словечко»
«Назови части предмета»
«Сложи узор»,
«Что лишнее»
«Восприятие музыки:
«Дождик»
«Подснежник»
«Колокольчики»
«Вальс цветов»
Певческая деятельность:
«Маки, маки, маковочки»
«Летний дождь»
«На лужайке»
«Ландыш»
«Одуванчик»
«Незабудка»
«Летние цветы»
Музыкально-ритмические движения:
«Собери букет»
«Травушка-муравушка»
«Веночек»
«Хоровод цветов»
«Мы в зелёные луга пойдём»
«Сеяли ребята разные цветы»
«Хоровод с веночками»
«Цветы»
«Весенний цветок»- творческое задание
Озвучиваем стихи:
«Хрустальный колокольчик»








Содержание работы специалистов с родителями
Как показал проведенный опрос родителей, они не владеют необходимыми знаниями в вопросах психического и речевого развития детей. Анкетирование и наблюдение за стилем общения родителей с детьми показали, что для родителей представляет интерес такие проблемы, как:
- речевые нарушения и причины их возникновения; - плохая память у ребенка; - когда начинать обучать ребенка чтению; - как научить запоминанию стихов; - как и что, читать ребенку с нарушением речи.
Для того, чтобы партнерство педагогов и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для нас важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.
Организация работы проблемно – творческой группы с родителями ведётся по следующим направлениям:
Информационное просвещение: - знакомство с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования; - знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи; - знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия.
Обучающее просвещение: - привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка; - обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом; - формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.
Решение группы задач обучающего просвещения невозможно без знания того, что хотят найти для себя родители в общении с педагогом. Родительские ожидания можно сформулировать следующим образом: родители хотят быть уверены в хорошем отношении к ребенку.
Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя "добрый взгляд" на ребенка: видеть в его развитии, прежде всего, положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Пользуясь научной терминологией эту ситуацию можно назвать "психологией доверия". Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах коррекции речи и обучения и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость, уважение).
Разнообразные формы работы педагогов и специалистов с родителями в МБДОУ
Родительские собрания. ("Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму", "Итоги коррекционной работы за год".)
Домашние задания. (Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания; а также домашние задания вывешиваются на стенде для родителей).
Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).
Домашние игротеки - практикумы. Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".)
Дни открытых дверей. (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. При этом они не обязаны ставить в известность логопеда о своем посещении Интеллектуальная игровая «Играем вместе» Родители вместе с детьми выполняют игровые задания, направленные на развитие детей. Играя приобретают необходимые знания о тех занимательных интеллектуальных играх, в которые можно играть и дома.
Поэтому, была поставлена задача инициировать формы ознакомления родителей с условиями организации образовательной деятельности и образовательного пространства
Схема № 2,3
Работа учителя-логопеда с родителями


Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционно - развивающем процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Логопед помогает определить формы организации домашних занятий с ребенком - логопатом.
Содержание работы родителей с детьми дома.
1.Закрепление полученных на логопедических занятиях навыков: а) правильного звукопроизношения; б) фонематического восприятия; в) грамматического строя речи; г) речевого общения и связной речи. 2.Совместная деятельность родителей с детьми: а)чтение художественных произведений; б) познавательный рассказ взрослого; в) наблюдения в природе; г) выполнение совместных поделок, беседа о проделанной работе; д)поход в кинотеатр, цирк, зоопарк, разговор об увиденном. 3.Самостоятельная деятельность: а)игра; б) рассказ из личного опыта; в) придумывание игрового или нового сказочного сюжета; г) создание творческой игровой ситуации (конструирование, изо. деятельность и т. д.)
В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства: - специальные "логопедические уголки"; - информационные стенды; - тематические выставки Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Минимум раз в неделю материал на стендах обновляется. При оформлении стендов используются не только рисунки, надписи "от руки", но плакаты и фотографии.
Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагоги, постоянно поддерживают контакт с семьей, знают особенности каждого ребенка и учитывают их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в современной педагогике и психологии.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
При реализации новой философии взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.
Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционно – развивающего процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, развиваются творческие способности дошколят. А так же, решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.
Оценка результативности.
Апробация программы началась в 2008 – 2009 учебном году. На первом этапе мы определили уровень речевого развития детей с ОВЗ, уровень сформированности элементарных математических представлений и уровень развития музыкально – творческих способностей детей.
Таблица № 3
Мониторинговая оценка сформированности интегративных качеств воспитанников за 2008-2009 учебный год (подготовительная к школе группа)
Речевое развитие
Развитие элементарных математических представлений
Развитие музыкально – творческих способностей

начало года
конец года
начало года
конец года
начало года
конец года

в – 25%
с-75%
н – о %
в – 40%
в.с – 15%
с – 45%
в - 25%
с – 75%
н – 0%
в – 50%
с – 50%
н – 0%
в –11%
с – 65%
н –25%
в – 30%
с – 70%
н – 0%

Из результатов, приведенных в таблице: речевое развитие на начало учебного года высший уровень сформированности речевых процессов -25%, со средним уровнем 75% , низкого уровня нет. Конец года: высший уровень у 40% воспитанников, выше среднего – 15%, средний у 45% .В разделе развития элементарных математических представлений, на начало года высшего уровня – 25%, среднего – 75%, низкий отсутствует. Развитие музыкально – творческих способностей: высокий уровень развития лишь у 11 воспитанников, средний уровень – 65% и 25% низкого уровня развития. Конец года - высокий уровень отмечался у 30%, средний у 70%, низкого не стало первичная Диагностика, проведенная в группе, выявила множество проблем, среди которых у детей отмечалось нарушение речевого развития, Несформированность эмоционально – волевой сферы, проблемы в освоении элементарных математических представлений. Как следствие – низкий уровень развития творческих способностей. К концу года благодаря коррекционно – развивающей работе специалистов увеличилась динамика развития. Благодаря внедрению программы увеличилась положительная динамика по данным показателям. А так же развиты такие интегративные качества как:
Таблица №4
Интегративные качества
1.Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

2.Любознательный, активный

3.Эмоционально отзывчивый

4.Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

5.Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения

6.Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

7.Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

8.Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

9.Овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности

Учителя начальных классов отмечают, что дети хорошо подготовлены к школьному обучению, мотивация детей к обучению в школе очень высокая, отмечается высокий уровень речевого развития, познавательные процессы развиты. Кроме этого, ученики активны, самостоятельны, стремятся к участию в конкурсах. К началу младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
Анализ мониторинга еще раз подтвердил, что созданная модель организации коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием потенциала интеллектуально – творческих игр, позволил нам добиться положительных результатов в коррекционно – развивающей работе.
Получены такие результаты коррекционно – развивающей работы (таблица 5):
Таблица № 5
Мониторинговая оценка сформированности интегративных качеств воспитанников за первое полугодие 2011-2012 учебного года (старшая группа)
Речевое развитие
Развитие элементарных математических представлений
Развитие музыкально – творческих способностей

начало года
середина года
начало года
середина года
начало года
середина года

в – 0%
с- 7.6%
н / с – 34.6%
н - 54%
к - 3.8%
в – 0%
с- 16%
н / с – 56 %
н - 28%
к - 0%
в - 45 %
с – 55 %
н – 0 %
в – 45%
с – 55%
н – %
в - 21 %
с – 79 %
н – 0 %
в - 26 %
с – 74 %
н – 0 %


Созданное информационное пространство в работе семейного клуба «Играем вместе», помог сформировать партнерские отношения с родителями. Заинтересовать их успехами собственного ребенка. Логопедагогическое просвещение повысило компетентность родителей в использовании интеллектуальных игр дома.
Заключение
Несмотря ни на что - ни на переходное состояние нашего общества, ни на отсутствие безопасности, ни на большое количество стрессов, ни на явную невротизацию и психопатизацию определенного числа взрослых, наслаждайтесь общением с вашим чудом, несмотря ни на что и во имя того, чтобы он вам никогда не написал: "Неужели вы, взрослые, не понимаете, что я не хочу расти глупым, умственно отсталым, неполноценным? Неужели вы, взрослые, не понимаете, что мне нужны мама и папа? Неужели вы, взрослые, не знаете, что я не могу жить без вашего тепла? Почему же вы такие злые, бездушные, бессердечные?"
Всем, кто думает о жизни, мы предлагаем эту работу...!»


















Приложение № 1

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы с ОВЗ
Тема: «Звуки осени»

Коррекционно – образовательные задачи: Расширение представлений об изменениях, происходящих в природе осенью. Активизация словаря по темам «Осень». «Деревья». Совершенствование - грамматического строя речи (образование существительных в форме родительного падежа с предлогом с, согласование прилагательных с существительными в роде и числе). Активизация творческого самовыражения в двигательной импровизации.
Коррекционно-развивающие задачи: Развитие длительного выдоха, речевого слуха, связной речи, памяти, мышления, артикуляционной тонкой и общей моторики. Развитие звуковысотного слуха, закрепление понятий темп, динамика, регистр. Учить передавать настроение музыки через свободные движения.
Коррекционно-воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Предварительная работа. Сбор листьев на участке детского сада. Образование относительных прилагательных от названий деревьев (березовый, дубовый, рябиновый, кленовый, еловый, сосновый). Разучивание упражнения «Лесная речушка». Повторение упражнения « Разноцветные листья».
Пособия и материалы: Разноцветные листочки, картинки к игре «Четвертый лишний», кубик с листочками, предметы, издающие шуршание, аудиокассета с записью звучания ветра различной силы, шороха опавших листьев.
Ход занятия
1. Знакомство со звуками ветра и шуршанием осенних листьев, с предметами и музыкальными инструментами, издающими эти звуки.
Воспитатель: ребята, вот мы и попали с вами в наш сказочный лес. Что вы видите на дорожках? (Лужи). Давайте мы пройдем по дорожкам, но лужи будем перешагивать.
Логопед - Мы оказались с вами на полянке, посмотрите, как много листочков на нашей полянке.
Игра «Разноцветные листья» (Передаем кубик, на котором листочки) Давайте вспомним, какие листочки, с каких деревьев облетели?
- березы - березовый
-с осины - осиновый ( с тополя, с клена, с рябины, с дуба... ).
Упражнение «Осенние листочки». (Развитие длительного плавного выдоха.)
Посмотрите, сколько листочков осталось в нашем сказочном лесу. Логопед. Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочки.
Упражнение выполняется три-четыре раза по команде.
М\Р : Осенние листочки заводят хоровод...
Танец импровизация (Дети выполняют танцевальные движения под музыку)
Воспитатель: Ветер подхватил листочки и унес их далеко.Давайте присядем на наши сказочные пенечки, послушаем и вспомним, как шуршали под ногами опавшие листья, как дул ветер.
Творческое задание «Восприятие музыки»
М\Р - Ребята, а вы знаете, что ветер в детстве был ветрёнком?
Предложить детям изобразить голосом звуки большого ветра и маленького ветрёнка. Большой ветер: у-у-у-у-у-у-у-у-уф... Ветрёнок: п-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш...
М\Р ; Сейчас мы послушаем интересную музыку, а потом вы скажете что вы представили когда ее слушали.
Слушание музыки. «Полет шмеля» (Н. А. Римский-Корсаков).
Воспитатель: - Слышите, ребята, это большой и маленький ветер в догонялки играют.
- Как вы думаете, а что может случиться, если они нечаянно налетят на ворох листьев?
- Правильно, листья встрепенутся и полетят над землей, слегка кружась.
М\Р ;- Давайте и мы с вами поможем осени украсить землю разноцветными листьями и споем песню «Листик желтый», а чтобы песенка была выразительней нам помогут «Шур-шунчики».
Эмоциональное исполнение знакомых песен
Исполнение песни «Листик желтый». Аккомпанируя «Шуршунчиками».
Логопед: Ребята, что могут делать листочки? (Ответ детей) Давайте поиграем в игру, которая называется «Что делает».
Игра с мячом «Что делает». (Расширение и актуализация словаря глаголов по теме. Развитие ловкости)Дети встают в круг. Логопед бросает мяч и называет слова- предметы.
Логопед- Дождь
Дети: Идет, льет, моросит, каплет (ветер, листья, туча)
Упражнение «Четвертый лишний». (Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, связной речи.)
Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.
Игра «Четвертый - лишний» (Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, связной речи.) Воспитатель помещает на наборное полотно четыре картинки: зонт, резиновые сапоги, спасательный круг, плащ-дождевик.
Воспитатель Сейчас мы поиграем в игру «Четвертый лишний». Посмотрите на картинки иподумайте, которая из них не имеет отношения к осени.
Дети. Лишний спасательный круг.
Воспитатель . Почему?
Дети. Он нужен летом, на пляже.
Воспитатель Верно. А все остальные предметы нужны осенью.
Подвижная игра «Дождик». (Развитие общей моторики, координации речи с движением, интонационной выразительности речи. Закрепление умения прыгать на носочках.) Логопед предлагает детям встать и сделать знакомое упражнение. Он делает упражнение вместе с детьми, интонируя речь (восклицательная интонация). Логопед. Логопед Посмотрите, начинается дождик. Давайте поиграем с дождиком.
К нам на длинной тонкой ножке Прыжки сначала на одной, затем па другой ноге
Скачет дождик по дорожке.
В лужицах, смотри, смотри Обходят лужицу вокруг.
Он пускает пузыри.
Стали мокрыми кусты Поднимаются на носочки, потряхивая кистями рук.
Стали мокрыми листы Наклоняются к низу, потряхивая кистями
Старый, серый воробей Встали, выпрямились, руки за спиной.
Сушит перышки скорей
Воспитатель дождик прошел, осталась только одна волшебная капелька.(Угощение детей). Вам понравилось в волшебном лесу? (Ответы детей)
Теперь нам пора возвращаться обратно, давайте пройдем по той же тропинке
обратно.




Приложение № 2
Интеллектуальные игры: семейный клуб «Играем вместе»

Визитка-Презентация группы
Воспитатель предлагает родителям посмотреть фильм о жизни группы.

Лекторий: Развитие интеллектуальной сферы дошкольника.
(Педагогическое просвещение родителей)
Логопед: Большое значение в умственном и всестороннем развитии детей имеют занимательные развивающие игры, задачи, развлечения. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Именно развивающие игры способствуют развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления. Главное при этом творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению. Задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно. Развивающие интеллектуальные игры разнообразны по содержанию; они как все игры не терпят принуждения и создают атмосферу свободного творчества. Большую ценность в интеллектуальном развитии детей  представляют словесные игры (народные загадки, молчанка, запретное слово). Эти игры возбуждают умственную активность. Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам. В играх ребёнок вынужден проявлять умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение ставить цель и добиваться её решения. Дети этого возраста лучше могут управлять своими психическими процессами, речью и мышлением. Систематически проводя с дошкольниками дидактические игры и интеллектуальные игры можно не только развить умственные способности детей, но и выработать у них нравственно-волевые черты характера, приучать детей к более быстрому темпу умственной деятельности.
Развитие речи, тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, направленные на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: мышления, логики, а так же чтение книг и просто повседневные разговоры, так или иначе, развивают речь малыша. Но есть игры, направленные исключительно на развитие речи детей. Или наоборот, многие игры, предназначенные для развития речи детей, так или иначе, помогают в развитии мышления, логики, внимания, знакомят с окружающим миром, с взаимоотношениями людей, со свойствами предметов и многим другим. Мы предлагаем вам сегодня вместе с детьми поиграть.
2.1 Разминка: «Вопрошалки».
(развитие внимания, логического мышления)

Вопрос детям: Кто быстрее плавает - утёнок или цыплёнок?
Вопрос родителям: Какой месяц короче других?(май)
Вопрос детям: Кто быстрее долетит до цветка - бабочка или гусеница?
Вопрос родителям В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии?
Вопрос детям: Над лесом летело 3 рыбки: 2приземлились. Сколько улетело?
Вопрос родителям Кто становится выше когда садится?
2.2 Подбери слово на заданный звук. ( проводит логопед)
(развитие фонематических процессов)
На слайде представлены картинки, дети называют картинку, звук на который она начинается, взрослые составляют слова.
2.3 Продолжи ряд.
(развитие внимание, памяти, умение находить закономерности)
Дети: Найди лишнее, (см. ал б. Весёлые задачки)
Музыкальная пауза : «Узнай - своего ребёнка»
(дети – релаксация, развитие эмоционального восприятия, родители – развитие внимания)
Дети заходят в зал накрытые простынями, задача родителей узнать, где его ребенок.
3.1 Кубики Никитиных
(развитие внимания, логического мышления, восприятия)
для детей – собери квадрат
З. 2 Что не так?
(развитие внимания памяти , словесно – логического мышления)
Для детей Игра «Что перепутал художник»
для родителей: (логопед)
Истории в рифмовках - путанках
Логопед: Послушайте перепутанную историю, а затем расскажите её правильно.
Вам сейчас задачу дам
Всё расставить по местам:
Воробей дремал в беседке,
Далматин сидел на ветке,
Старичок же в это время
Громко лаял у соседки.

Я запутался опять.
Помогите разобрать
Далматин дремал в беседке,
Старичок сидел на ветке,
Воробей же в это время
Громко лаял у соседки.

Из воды, увидев волка,
елка бросилась к кустам,
Бегемот залез на елку
И грызет орешки там.
Злой кабан сидел на ветке.
Пароход томился в клетке.
Попугай давал гудки.
Соловей точил клыки.

Кошка физику учила.
Маша хвостик свой ловила.
Сел воробышек на дом,
Провалилась крыша.
Под березою с котом
Пляшут польку мыши.
Мальчик булькал на костре.
Чайник прыгал во дворе.
Строгий дядя сдан в ремонт.
Холодильник взял свой зонт.
Осьминоги в вышине.
Самолёты спят на дне.
3.3 Узнай по голосу маму
(развитие слухового внимания)
Родители зовут одновременно своих детей «Радость моя, иди ко мне, дети с завязанными глазами по голосу находят маму»
4.1- «Волшебники»
(Развитие внимания, воображения)
Детям предлагается предложенные геометрические фигуры дорисовать так, чтобы получился знакомый предмет
родителям - «Обведи фигуру , не отрывая руки от бумаги»
4.2 Расскажи стишок руками, жестами, (см. картотеку)
Танец «Дружбы»
Сегодня мы постарались познакомить вас с развивающими играми, которые способствуют развитию интеллектуальных способностей. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память. Умение находить зависимости закономерности (н-р; асфальт сырой, значит...) классифицировать и систематизировать материал, что обеспечивает подготовку к школе.



































Приложение № 3

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы с ОВЗ
Тема: «Зимующие птицы»


Коррекционно – образовательные задачи:
__активировать словарный запас по теме «Зимующие птицы»';
развивать координацию движений;
работать над развитием способности согласовывать движения с музыкой;
развивать творческое воображение и подражательность;
работать над развитием диафрагмального дыхания;
развивать логическое мышление;
развивать чувство ритма и темпа;
обучать расслаблению глазных мышц,
Коррекционно-развивающие задачи:
работать над развитием артикуляционной моторики; _развивать мелкую моторику;
работать над развитием слухового внимания;
работать над развитием общей моторики;
развивать способности к расслаблению.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать уважение детей друг к другу;
воспитывать у детей чувства любви к природе.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети заходят в музыкальный зал под музыку и становятся в круг.
Логопед: Здравствуйте, На прогулку в Зимний лес мы предлагаем вам пойти.
Интересней приключенья нам ребята не найти.
В лес на лыжах мы пойдем.
Друг за другом становитесь.
За палки лыжные держитесь.
Приготовились, идем за мной, по моей лыжне друг за другом.
- правая нога – правая рука. (Музыка останавл иваетс я).
Логопед: Вот мы с вами и дошли до «Зимнего леса», в нём много деревьев, сугробов. Снимаем лыжи и дальше пойдём пешком.
III. Дыхательная гимнастика.
- Руки вперёд – вдох, руки опустить – выдох.
- Руки в стороны – вдох, руки опустить – выдох.
- Руки вверх – вдох, руки опустить вниз – выдох.
IV. Упражнение для мышц плечевого пояса, мимических и артикуляционных мышц лица. (Звучит спокойная музыка)
Логопед: Дети, мы оказались в Зимнем лесу. Давайте посмотрим, как гут красиво! Посмотрим направо, налево. И снова направо, налево, направо, налево. А теперь поднимем голову на небо, опустим голову – посмотрим на сугробы. Набежали серые тучки. Нахмурьте брови. Пошёл снег, падают снежинки. Теперь движутся только глазки, голова остаётся на месте. Следим, как кружи гея снежинка. Вправо, к центру, влево, зафиксировать. Слева к центру. Вправо, вниз и т.д. Вдруг небо стало светлеть. Удивитесь и поднимите брови вверх. Солнышко выглянуло из-за серых тучек – обрадуйтесь, улыбнитесь. Прищуримся и посмотрим на солнышко вот так.
V. Упражнение для развития чувства темпа и ритма. (Звучит музыка)
Воспитатель: Красиво в Зимнем лесу? Вы заметили, что в лесу очень тихо, грустно.
- Слышите, что это? (Звучит пение птиц). Сразу стало веселее, шумно, лес ожил. Птицы создают красоту природы. – А что это за птица? (Дятел). Давайте его найдём, где он стучит. (Находим дятла)
Логопед: Песенка дятла выделяется среди пения других птиц. Дятел поет громко: дддд. Улыбнитесь, приоткройте ротик, язык поднимите и укрепите за верхними зубами, включите голос и спойте песенку дятла: дддд .(2 раза) под музыку .
Музыкальный руководитель Дятел может стучать по – разному. Тук {хлопаю в ладоши один раз). Тук – тук. Тук – тук – тук – тук – тук. Давайте сейчас превратимся в дятлов и будем подражать.
Строят домик для бельчат (поколачивание кулачком по правой руке)
Вот какой хороший дом (погладить ладонью левой руки от кисти к плечу)
Белка славно заживёт (погладить ладонью правой руки )
Будет песни распевать (скользящие хлопки ладоней друг о друга 'Тарелочки») Веселиться и плясать.
Молодцы!
Воспитатель: Дятел говорит вам спасибо за помощь, а мы пошли дальше.
VII. Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель Чтобы узнать каких зимующих птиц мы встретим дальше отгадайте загадку:
Сероспиный, красногрудый.
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает.
Кто это? (Снегирь)
Найдите снегиря. Он тут один? Сколько их? (Стая снегирей). Давайте произнесем слово СНЕГИРИ под музыку. Сколько частей? СНЕ – ГИ – РИ (три части). Молодцы!
Логопед: Пальчики превращаются в снегирей.
Вот на ветках посмотри
В красных майках снегири
Снегири, снегири
Пели песни до зари!
VIII. Воспитатель: А какую зимующую птицу вы видите рядом со снегирями? (Клеста).
Обратите внимание, клюв у клеста, напоминает ножницы. Как вы думаете для чего? (Чтобы добывать корм)
Логопед: Клест своим клювом ловко вытаскивает' орешки из шишки и раскусывает. Удивительная птица!
- Выполним упражнение для языка «Лошадка» (под музыку), так клест шелушит орехи. (Дети цокают языком).
Игра «Клесты»
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы играть.
Вот клесты к нам прилетели.
Вокруг елки полетели
Все орешки пощелкали («Лошадка»)
Песенку о солнце спели (цок, цок, цок) (твить – вить – вить)
И на елку тихо сели.
Раздается грамзапись с пением птицы.
Игра «Поймай звук » Логопед: вы узнали пение этой птицы? Кто поет? (синица). Какие гласные звуки есть в слове «синица»? (В этом слове гласные звуки и, и. а).
Муз. Рук .(под музыку) гласный звук (иии..).
Споем (под музыку) гласный звук (ааа).
А теперь споем цепочку гласных звуков «А». Не отрывая их друг от друга (иа.,.иа).
X. Упражнение на координацию речи и движения «Синичка».
Логопед: Скачет шустрая синичка (дети прыгают на двух ногах)
Ей на мести не сидится.
Прыг – скок, прыг – скок
Завертелась, как волок (кружатся)
Вот присела на минутку (приседают)
Причесала клювом грудку (почесывают пальчиками грудку)
И с дорожки на плетень (убегают на места)
Тири – гири – тень – тень – тень (взмахивают кистями рук)
Молодцы!
Воспитатель: мы с вами побывали в зимнем лесу. Мы слышали звуки зимнего леса. Каких птиц мы видели в лесу? (Мы встретили снегирей, клеста, синицу, дятла).
Замечает под елкой письмо.
Что это? (Письмо) открывает конверт, читает.
«Дорогие дети, очень трудно нам птицам в лесу в эту холодную и снежную зиму. Помогите птицам, Покормите птиц!» Птицы ваши лесные друзья».
Воспитатель проводит краткую беседу о помощи птицам зимой. Давайте вернемся в наш детский сад, сделаем кормушку и покормим птиц




















Приложение № 4
Сценарий спортивно - интеллектуальной игры посвященной Дню Российской Армии 23 февраля «Папа, мама и я вместе дружная семья!»
Цель: помочь детям осознать значимость народного праздника* воспитывать у детей желание вырасти настоящими защитниками Родины, создать радостное настроение, желание соревноваться.
Задачи: Развитие общей моторики, координации движений, ориентации на листе бумаги и на местности.
Актуализация словарного запаса по теме.
Развитие внимания, памяти.
Совершенствование навыков звукового анализа.
Под песню "Бравые солдаты- с музыка Л. Филиппенко, слова Т. Волгиной, св. Музыка в детском саду-, составитель Н. Ветлугина и дети старшей группы входят в зал. останавливаются возле стены и начинают выполнять перестроения (С физкультурным работником)
Задание 1 Перестроение команд.
Воспитатель : Завтра наша страна отмечает праздник ~ День защитника Отечества. В этот день поздравляют всех мужчин, ведь они были или будут защитникам и Отечества. К этому дню готовятся заранее, чтобы он был торжественным, и запоминающим! Мы в детском саду тоже готовились к празднику: читали и учили стихи, песни, беседовали с ребятами, рисовали, готовили подарки для пап. А сегодня мы решили отметить праздник по-семейному и назвали его. «Папа, мама н я вместе дружная семья!» Мы проведем соревнования, где примут участие и дети, и родители. Ведь, согласитесь, не так часто мы устраиваем дома совместные праздники для своих детей.
Представление команд.
Чтобы силы были примерно равные, каждый из вас. Ребята, возьмет цветную эмблему желтый цвет одна команда, красный - другая.
Под музыку воспитатель приносит 2 мешочка с эмблем «.и и. дети достают по одной эмблеме. Взрослые прикрепляют их к одежде ребенка.
(Ведущая раздает эмблемы родителям и предлагает им пройти к своим командам - для них приготовлены стулья с каждой стороны). Вам всем предстоит придумать названия своим командам. Болельщики, выбирайте, за какую команду вы будете болеть, а мы начинаем соревнования - Папа, мама и я... (вместе говорят хором) - вместе дружная семья!
Ведущая: Вот и первый этап - представление команд (названия и девиз)
Конкурс «Эрудитов»
Логопед: Второй этап - от каждой команды нужно по 5 ребят и 1 взрослому. Возьмите каждый под своим стулом карточку. Ко мне подойдут те, у кого написано - «Я». Постройтесь в две шеренги напротив друг друга. По одному от каждой команды поочередно вы подбегаете ко мне, называете какую-либо военную технику, возвращаетесь к своей команде. Не повторяться. Взрослый участник только подсказывает в случае затруднения. Та команда, которая не сможет дать ответ, проигрывает. Пока дети называют слова, папы разложат по порядку названия офицерского состава.
Воспитатель: Будем считать, что разминкой эрудитов прошла успешно.
Муз. рук.: Наши ребята подготовили стихи и песню для пап.
Песня «Мальчишки»
Конкурс: «Скоростное одевание»
Воспитатель: Каждый солдат должен уметь быстро и правильно одеваться. Победивший получает звездочку.
Конкурс «Полоса препятствий»
Физрук: Защитники Родины должны быть умными, ловкими, смелыми, и быстрыми, сейчас мы проверим, чья команда лучше подготовилась к защите Родины
Необходимо преодолеть полосу препятствий: проползти по скамейке, пролезть через тоннель. Переправиться по кочкам через болото. Команда, первой закончившая «полосу препятствий», получает звездочку.
Воспитатель: после прохождения полосы препятствий появились раненые. От каждой команды - 3 участника: мама, папа И ребенок. Мама -медицинская сестра, ей вручают медицинский халат и санитарную сумку, остальные - раненые бойцы:- один в руку, другой в голову. От вас требуется быстрая квалифицированная помощь.
«Окажи первую помощь»
Воспитатель: Впереди чудесная поляна, все устали, давайте отдохнем. А какой же отдых без хорошей песни?

Песня «О дружбе»
Конкурс «Телефонограмма»
Логопед: К нам дошли по факсу зашифрованные слова, чтобы их прочить нужно из первых букв названий каждой картинки составить зашифрованное слово, (кок, танк)
Логопед: кто такой кок, кто управляет танком? (ответы детей)
Телефонограмму необходимо доставить в штаб.
Но прежде чем доставить, нужно ее прочесть

Конкурс «Ориентировка в пространстве»
Воспитатель: На территории нашего игрового полигона находятся тайники. Ваша задача их найти. Папы «читают карту», дети - участники команды двигаясь по указанному пути ищут «Тайник». Находят канат с донесением.

Конкурс «Перетягивание каната»
С донесением, в донесении поздравления.


Подведение итогов
Воспитатель: Итак, победила - дружба, это значит, что все были ловкими, смелыми и сообразительными. Ребята подготовили подарки для своих пап. Поздравление детьми.








13PAGE 15


13PAGE 142815



воспитатель

музыкальный руководитель

ребенок дошкольного возраста

учитель – логопед

педагог - психолог

инструктор физического воспитания



15