Рабочая программа ПМ 01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации»


Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Хакасия
среднего профессионального образования
«Черногорский механико-технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
профессионального модуля ПМ 01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации»
специальность 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»
квалификация «Бухгалтер»
2014
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Квалификация - бухгалтер.
Разработчик:
Качайло О.А. – преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Хакасия среднего профессионального образования «Черногорский механико-технологический техникум»
Рассмотрена
на заседании МК ТЭД
от ______________20___ г.
Протокол № _______
Председатель МК
Волокитина Е.М. _______________ Утверждена:
Зам. директора по УР
Бычкова С.А. _______________
от __________________ 20___ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
8
СТРУКТУРА и содержание ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
9
условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
18
Контроль и оценка результатов Освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
20
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации;
уметь:
принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение;
принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей;
проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;
проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;
проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;
проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов;
организовывать документооборот;
разбираться в номенклатуре дел;
заносить данные по сгруппированным документам в ведомости учета затрат (расходов) – учетные регистры;
передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив;
передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения;
исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах;
понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;
поэтапно конструировать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;
проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
оформлять денежные и кассовые документы;
заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию;
проводить учет основных средств;
проводить учет нематериальных активов;
проводить учет долгосрочных инвестиций;
проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг;
проводить учет материально-производственных запасов;
проводить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;
проводить учет готовой продукции и ее реализации;
проводить учет текущих операций и расчетов;
знать:
основные правила ведения бухгалтерского учета в части документирования всех хозяйственных действий и операций;
понятие первичной бухгалтерской документации;
определение первичных бухгалтерских документов;
унифицированные формы первичных бухгалтерских документов;
порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов: формальной, по существу, арифметической;
принципы и признаки группировки первичных бухгалтерских документов;
порядок проведения таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов;
порядок составления ведомостей учета затрат (расходов) – учетных регистров;
правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации;
сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета в финансово-хозяйственной деятельности организации;
инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета;
принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации;
классификацию счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре;
два подхода к проблеме оптимальной организации рабочего плана счетов;
автономию финансового и управленческого учета и объединение финансового и управленческого учета;
учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги;
правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию;
понятие и классификацию основных средств;
оценку и переоценку основных средств;
учет поступления основных средств;
учет выбытия и аренды основных средств;
учет амортизации основных средств;
особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств;
понятие и классификацию нематериальных активов;
учет поступления и выбытия нематериальных активов;
амортизацию нематериальных активов;
учет долгосрочных инвестиций;
учет финансовых вложений и ценных бумаг;
учет материально-производственных запасов:
понятие, классификацию и оценку материально-производственных запасов;
документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов;
учет материалов на складе и в бухгалтерии;
синтетический учет движения материалов;
учет транспортно-заготовительных расходов;
учет затрат на производство и калькулирование себестоимости:
систему учета производственных затрат и их классификацию;
сводный учет затрат на производство, обслуживание производства и управление;
особенности учета и распределения затрат вспомогательных производств;
учет потерь и непроизводственных расходов;
учет и оценку незавершенного производства;
калькуляцию себестоимости продукции;
характеристику готовой продукции, оценку и синтетический учет;
технологию реализацию готовой продукции (работ, услуг);
учет выручки от реализации продукции (работ, услуг);
учет расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг;
учет дебиторской и кредиторской задолженности и формы расчетов;
учет расчетов с работниками по прочим операциям и расчетов с подотчетными лицами.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 246 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 174 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 116 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 58 часов;
учебной практики – 72 часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно- коммуникационных технологий
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
.
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций Наименования разделов профессионального модуля Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Самостоятельная работа обучающегося Учебная,
часов Производственная (по профилю специальности),
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего,
часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов Всего,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПК 1.1 Раздел 1. Обработка первичных бухгалтерских документов 26 18 8 - 8 - 16 -
ПК 1.2. Раздел 2. Разработка рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации 20 14 4 6 8 -
ПК 1.3. – ПК 1.4. Раздел 3. Ведение бухгалтерского учета денежных средств и имущества организации 128 84 42 44 48 -
Учебная практика, часов 72
-
Всего: 246 116 54 - 58 - 72 -
3.2. Объем профессионального модуля и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 174
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего),
в том числе:
практические занятия 116
54
Самостоятельная работа обучающихся (всего),
в том числе:
- подготовка к практическим работам
- решение задач
- написание реферата
- внеаудиторная самостоятельная работа по изучению
теоретического материала и освоению практической работы 58
Учебная практика 72
Итоговая аттестация в форме квалификационного экзамена
3.3. Содержание обучения по профессиональному модулю
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоение
1 2 3 4
Раздел 1. Обработка первичных бухгалтерских документов 26 МДК 01.01. Практические основы бухгалтерского учета имущества организации 18 Тема 1.1. Бухгалтерская документация
Содержание 4 1. Экономическое и юридическое значение бухгалтерских документов. Понятие первичной бухгалтерской документации. 1
2 Классификация документов по назначению, способу использования, порядку формирования, месту и способу составления. 1
3 Реквизиты документов, их унификация и стандартизация. 1
Практические занятия 2 2
1. Заполнение реквизитов предложенных документов. Выделение обязательных и дополнительных реквизитов в документах. Тема 1.2. Бухгалтерская обработка документов
Содержание 2 1. Порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов (формальной, по существу, арифметической) и исправления ошибок в них. 1
2. Принципы и признаки группировки первичных бухгалтерских документов. 1
3 Порядок проведения таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов. 1
4. Порядок составления ведомостей учета затрат (расходов) – учетных регистров. 1
Практические занятия 4 2
1. Обработка первичных бухгалтерских документов: проверка, группировка, таксировка и контировка. 2. Выявление ошибок в оформленных первичных бухгалтерских документах. Тема 1.3. Документооборот в бухгалтерском учете
Содержание 4 1 Понятие о документообороте в бухгалтерском учете и его основных этапах. Автоматизация документооборота. 1
2 Хранение бухгалтерских документов, выдача документов напрокат, изъятие и порядок их уничтожения. 1
3 Правила оформления документов при передаче их в текущий и постоянные архивы. 1
Практические занятия 2 2
3
3
3
1. Составление схемы документооборота основных хозяйственных операций. Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1.
Самостоятельный поиск в справочной информационно-правовой системе «КонсультантПлюс» «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» и изучение раздела «Документирование хозяйственных операций», составление конспекта по данной теме.
Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление результатов практической работы к защите. 8 Примерная тематика домашних заданий
К теме 1.1.
1. Классификация основных ошибок при оформлении первичных бухгалтерских документов.
2. Изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой).
К теме 1.2.
1. Составление конспекта по теме «Основные оценочные значения, используемые в бухгалтерском учете».
2. Изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой).
К теме 1.3.
Изучение правил ведения бухгалтерских архива как части архива организации. Учебная практика
Виды работ
1. Прием первичных бухгалтерских документов и проверка наличия обязательных реквизитов.
2. Проведение всех видов проверки (формальная, по существу, арифметическая) первичных бухгалтерских документов.
3. Проведение группировки первичных бухгалтерских документов по ряду признаков, таксировки и контировки.
4. Выявление и исправление ошибок в первичных бухгалтерских документах.
5. Формирование номенклатуры дел бухгалтерских документов.
6. Разработка схемы документооборота бухгалтерских документов.
7. Оформление первичных бухгалтерских документов для передачи в текущий и постоянный бухгалтерские архивы. 16 Раздел 2. Разработка рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации 20 МДК 01.01. Практические основы бухгалтерского учета имущества организации 14 Тема 2.1. Типовой план счетов бухгалтерского учета
Содержание 6 1. Сущность типового плана счетов бухгалтерского учета. 1
2. Классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре. 1
3. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета. 1
Практические занятия 2 2
1. Группировка плана счетов по видам деятельности. Тема 2.2. Рабочий план счетов бухгалтерского учета
Содержание 4 1. Принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета. 1
2. Два подхода к проблеме оптимальной организации рабочего плана счетов организации. 1
Практические занятия 2 2
3
3
1. Формирование плана счетов для организаций различного вида деятельности. Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2.
Анализ рабочих документов конкретной организации: учетная политика, рабочий план счетов, формы отчетности организации и структурных подразделений и др.
Анализ разделов учетной политики организации.
Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление результатов практической работы к защите. 6 Примерная тематика домашних заданий
1. Обзор статей в профессиональной периодической печати по основным ошибкам при формировании рабочего плана счетов.
2. Решение ситуационной задачи по определению правильности составления рабочего плана счетов организации. Учебная практика
Виды работ
1. Определение критериев формирования рабочего плана счетов для организации выбранного вида деятельности.
2. Поэтапное конструирование рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации.
3. Разработка инструкции по применению рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации. 8 Раздел 3. Ведение бухгалтерского учета денежных средств и имущества организации 128 МДК 01.01. Практические основы бухгалтерского учета имущества организации 84 Тема 3.1. Учет денежных средств Содержание 6 1. Цели, задачи и принципы организации учета денежных средств. 1
2. Порядок оформления денежных и кассовых документов. Правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию. 1
3. Нормативные документы, регулирующие порядок ведения учета кассовых операций. Синтетический учет кассовых операций. 1
4. Нормативные документы, регулирующие порядок ведения операций по расчетному и другим счетам в банках. Учет операций по расчетному счету. Учет переводов в пути. 1
5. Порядок учета денежных средств, выраженных в иностранной валюте. Учет операций по валютной кассе. Учет операций на валютных счетах в банке. Учет операций по покупке-продаже иностранной валюты. 1
Практические занятия 6 2,3
1. Оформление кассовых операций. 2. Оформление операций по безналичному расчету. 3. Оформление валютных операций. Тема 3.2. Учет основных средств и нематериальных активов Содержание 10 1. Основные средства и нематериальные активы и их классификация. 1
2. Документальное оформление движения основных средств и нематериальных активов. 1
3. Методы расчета сумм амортизации основных средств и нематериальных активов. Учет амортизационных отчислений. 1
4. Учет средств на ремонт. 1
5. Аренда основных средств и ее формы. Учет операций по текущей аренде у арендодателя и арендатора. Учет лизинговых операций. 1
Практические занятия 8 2,3
1. Учет поступления основных средств и нематериальных активов. 2. Учет начисления амортизационных отчислений основных средств и нематериальных активов. 3. Учет выбытия основных средств и нематериальных активов. 4. Учет аренды основных средств и лизинговых операций. Тема 3.3. Учет финансовых вложений Содержание 4 1. Понятие, классификация и оценка финансовых вложений. 1
2. Учет финансовых вложений в акции. Учет вложений в долговые ценные бумаги. 1
3. Аналитический учет финансовых вложений. Инвентаризация финансовых вложений. 1
Практические занятия 4 2,3
1. Расчет эффективности финансовых вложений и их учет. 2. Решение ситуационной задачи «Анализ эффективности финансовых вложений организации». Тема 3.4. Учет материально-производственных запасов Содержание 6 1. Понятие, классификация и оценка материально-производственных запасов. 1
2. Документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов. 1
3. Синтетический и аналитический учет движения материалов. 1
4. Учет транспортно-заготовительных расходов. Учет недостач и потерь от порчи ценностей. 1
Практические занятия 6 2
1. Учет поступления материально-производственных запасов. 2. Учет списания материалов. 3. Учет транспортно-заготовительных расходов. Учет недостач и потерь от порчи ценностей. Тема 3.5. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости Содержание 8 1. Система учета производственных затрат и их классификация. 1
2. Сводный учет затрат на производство, обслуживание производства и управления. 1
3. Особенности учета и распределения затрат вспомогательных производств. 1
4. Порядок учет труда и заработной платы. 1
5. Порядок учета потерь и непроизводственных расходов. 1
6. Порядок учета и оценки незавершенного производства. 1
7. Калькуляция себестоимости продукции. 1
Практические занятия 8 2
1. Расчет и учет производственных затрат. 2. Учет потерь и непроизводственных расходов. 3. Учет незавершенного производства. 4. Расчет калькуляции себестоимости продукции. Тема 3.6. Учет готовой продукции и ее реализации Содержание 8 1. Понятие готовой, отгруженной и реализованной продукции. 1
2. Оценка готовой продукции в учете. Синтетический и аналитический учет готовой продукции. Документация по учету готовой продукции. 1
3. Порядок учета и распределение коммерческих расходов. 1
4. Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками. 1
5. Порядок учета дебиторской задолженности. 1
Практические занятия 10 2,3
1. Учет отгруженной готовой продукции. 2. Расчет, учет и распределение коммерческих расходов. 3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками. Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 3.
Самостоятельный поиск в справочной информационно-правовой системе «Консультант Плюс» и систематическая проработка материала, изложенного в Положениях о бухгалтерском учете: ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов, ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации», ПБУ 14/07 «Учет нематериальных активов».
Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление результатов практической работы к защите. 44 Примерная тематика домашних заданий
Изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой).
Выполнение упражнений по отражению в учете поступления и выбытия денежных средств.
Выполнение упражнений по отражению в учете основных средств и нематериальных активов.
Выполнение упражнений по отражению в учете финансовых вложений.
Выполнение упражнений по отражению в учете поступления и списания материалов.
Выполнение упражнений по отражению в учете потерь и недостач.
Выполнение упражнений по отражению в учете производственных затрат.
Выполнение упражнений на калькуляцию себестоимости.
Выполнение упражнений по отражению в учете готовой продукции и ее реализации.
Учебная практика
Виды работ
Оформление и отражение в учете кассовых операций, денежных документов и переводов в пути.
Оформление и отражение в учете денежных средств на расчетных и специальных счетах.
Оформление и отражение в учете кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам.
Оформление и отражение в учете основных средств организации выбранного вида деятельности.
Оформление и отражение в учете нематериальных активов организации выбранного вида деятельности.
Оформление и отражение в учете долгосрочных инвестиций.
Оформление и отражение в учете финансовых вложений и ценных бумаг.
Оформление и отражение в учете материально-производственных запасов организации выбранного вида деятельности.
Оформление и отражение в учете затрат на производство продукции и калькулирование себестоимости организации выбранного вида деятельности.
Оформление и отражение в учете готовой продукции и ее реализации.
Оформление и отражение в учете текущих операций и расчетов. 48 Примерная тематика курсовых работ (проектов) (не предусмотрено) - Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту) (не предусмотрено) - Всего 246 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета бухгалтерского учета, налогообложения и аудита.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект бланков бухгалтерской документации;
комплект законодательных и нормативных документов;
комплект учебно-методической документации;
комплект образцов оформленных бухгалтерских документов;
комплект учебно-методических материалов.
Реализация программы модуля предполагает итоговую учебную практику.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Закон Российской Федерации от 26.12.2011. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.
Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, утв. ЦБ РФ 03.10.2002 №2-П
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н (ред. от 26.03.2007 г.).
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006, утв. приказом Минфина РФ от 27.11. 2006 № 154 н.
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утв. приказом Минфина РФ от 06.07.99 № 43н.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина РФ от 30.03.01 № 26н.
Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утв. приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н.
Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина РФ от 06.05.99 № ЗЗн.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007. утв. приказом Минфина РФ от 27.12.2007 г. № 153н.
Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» ПБУ 22/2010, утв. приказом Минфина РФ от 26.06.2010 г. № 63н (ред. 08.11.2010 г).
Брыкова Н.В. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации. – М.: ОИЦ «Академия», 2014.
Гомола А.И., Кириллов В.Е., Кириллов С.В. Бухгалтерский учет. – М.: ОИЦ «Академия», 2013.
Иванова Н.В. Бухгалтерский учет. – М.: ОИЦ «Академия», 2013.
Лебедева Е.М. Бухгалтерский учет. Практикум. – М.: ОИЦ «Академия», 2012.
Лебедева Е.М. Основы бухгалтерского учета. – М.: ОИЦ «Академия», 2014.
Периодические издания: «Главбух», «Главная книга», «Бухгалтерский учет», «Акты и комментарии для бухгалтера», «Актуальная бухгалтерия», «Актуальные вопросы бухгалтерского учета».
Интернет-ресурсы:
http://www.buhgalteria.ru/ - Информационно-аналитическое электронное издание в области бухгалтерского учета и налогообложения.
http://www.buhonline.ru/ - Портал «Бухгалтерия Онлайн».
http://www.businessuchet.ru/ - Портал информационной поддержки ведения бухгалтерского учета в малом бизнесе.
Справочная информационно-правовая система «Консультант Плюс».
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
В целях реализации компетентностного подхода следует использовать в образовательном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий (моделирование производственных ситуаций, деловые и ролевые игры, разбор конкретной ситуации, тренинги, групповые дискуссии) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Практика представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающегося. При реализации профессионального модуля предусматривается учебная практика.
Учебная практика предусматривается по окончании изучения профессионального модуля.
Цели, задачи, программы практик определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Аттестация по итогам учебной практики проводится по результатам выполненных заданий (зачет).
Итоговая аттестация по профессиональному модулю проводится в четвертом семестре в виде экзамена после окончания изучения профессионального модуля. Итоговая аттестация предполагает обязательное наличие положительной аттестации по междисциплинарному курсу МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации и зачёта по учебной практике.
Консультации для обучающихся проводятся на основе графиков на протяжении всего процесса освоения профессионального модуля (индивидуальные, групповые, письменные, устные).
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Контроль и оценка результатов освоения междисциплинарного комплекса осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Освоение профессиональных компетенций
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы. Правильность приема первичных бухгалтерских документов на любых видах носителей и полнота проверки наличия обязательных реквизитов.
Полнота и точность всех видов проверок (формальная, по существу, арифметическая) первичных бухгалтерских документов.
Демонстрация проведения группировки, таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов.
Демонстрация рациональной организации документооборота в соответствии с разработанной номенклатурой дел.
Полнота и точность занесения данных по сгруппированным документам в учетные регистры.
Полнота и правильность оформления первичных бухгалтерских документов при передачи в текущий и постоянный архивы.
Выявление и исправление ошибок в первичных бухгалтерских документах в соответствии с действующими правилами. Устный и письменный текущий контроль.
Проверка выполнения практических заданий
Защита практических занятий
Оценка правильности заполнения документов
Оценка правильности расчетов
Тестирование
Оценка участия в деловой игре, работы на практике
Оценка устных выступлений и оформления самостоятельной работы
Оценка решения ситуационных задач
ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации. Полнота и качество анализа типового плана счетов бухгалтерского учета.
Грамотное обоснование необходимости разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
Поэтапное конструирование рабочего плана счетов бухгалтерского учета в соответствии с разработанным алгоритмом. ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы. Правильное отражение в учете кассовых операций, денежных документов и переводов в пути.
Правильное отражение в учете денежных средств на расчетных и специальных счетах.
Правильное отражение в учете кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам.
Полнота и точность оформления денежных и кассовых документов.
Полнота и точность оформления кассовой книги и отчета кассира в бухгалтерию. ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. Правильность отражения в учёте основных средств и нематериальных активов.
Правильность отражения в учёте долгосрочных инвестиций, финансовых вложений и ценных бумаг.
Правильность отражения в учёте материально-производственных запасов.
Правильность отражения в учёте затрат на производство и калькулирование себестоимости.
Правильность отражения в учёте готовой продукции и ее реализации.
Правильность отражения в учёте текущих операций и расчетов.
Правильность отражения в учёте труда и заработной платы.
Правильность отражения в учёте финансовых результатов и использования прибыли.
Правильность отражения в учёте собственного капитала.
Правильность отражения в учёте кредитов и займов. Итоговая аттестация Зачет по учебной практике
Экзамен по междисциплинарному курсу МДК 01.01
Квалификационный экзамен по профессиональному модулю
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Освоение общих компетенций
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес демонстрация интереса к будущей профессии Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области документирования и оформления хозяйственных операций
оценка эффективности и качества выполнения задач Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области документирования и оформления хозяйственных операций Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. эффективный поиск необходимой информации;
использование различных источников, включая электронные Использовать информационно- коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности работа на компьютерах, использование специальных программ Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. самоанализ и коррекция результатов собственной работы Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности изучение и анализ инноваций в области документирования и оформления хозяйственных операций Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) применение полученных профессиональных знаний при выполнении воинской обязанности.