Сказки-несказки В.Бианки и Э. Шима. Внеклассное чтение


Тема урока: Сказки-несказки В.Бианки и Э. Шима.
Задачи:
Познакомить учащихся с природоведческими сказками Э.Шима и В.Бианки.
Показать как хороши и забавны миниатюрные лесные разговоры, услышанные и записанные этими писателями.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: иллюстрации животных, презентация
Ход урока:
Презентация о писателях .Актуализация знаний
Посмотрите на нашу выставку книг. Что объединяет авторов этих книг?
Учитель: Природоведческие сказки-несказки -излюбленный жанр этих двух писателей.
Прочитаем названия сказок (Слайд)
Э.ШимВ.Бианки«Кто копыто потерял?» «Чей нос лучше?»
«Зачем большая голова?» «Кто чем поёт?»
«Что белки делают?» «Мышонок Пик.»
«Кто на кого похож?» «Птичьи разговоры.»
«Что это ночью светится?» «Чьи это ноги?»
«Как прибавляется день?» «Рыбий дом.»
«Кто работает зимой?» «Где раки зимуют?»
«Молчком-то лучше!» «Паучок-пилот.»
Что ещё общего в названиях сказок?
Учитель: Они задают удивительно занимательные вопросы, рассказывают про необыкновенные дела.
Читайте книги В.Бианки и Э.Шима!
Инсценирование сказок.
Учитель: А как хороши, как забавны миниатюрные лесные разговоры, услышанные и записанные Э.Шимом.
Послушайте их. (6 подготовленных учащихся ) А потом я задам вопросы и узнаю, как вы слушали своих товарищей.
« Коростель и Грач.» (слайд)
-Коростель, ты чего запоздал, из тёплых краёв так поздно?
-А я ждал, пока мой дом подрастёт.
-Как это-дом подрастёт?!
-Ты на дереве, Грач, живёшь, тебе и не понять. А я на чистом лугу живу, в траве прячусь.
Вот и ждал, пока трава подрастёт!
« Сойка и Канюк.» (слайд)
-Сойка-растрёпа, причешись!
-Попробовал бы…Меня и цапли за хохол драли, и сороки драли,
и галки драли-все, кому не лень…
-Да за что же?!
-Да совсем ни за что…Не лезь, говорят, в чужое гнездо, когда хозяина дома нет!
«Лось и Глухарь» (слайд)
-Тру-руру…Слышь, братцы, с кем бы подраться?
-Что ты, Лось, опомнись! Ты же зверь смирный!
-Молчи, старый леший, а то наподдам! Небось весною сам дрался?
-Так то весной…А нынче-то осень!
Вот-вот! Весной мне драться-то несвычно было, рога не отросли…
А нынче они- каменные! Э-эх, братцы, с кем бы подраться?
Вопросы: (слайд)
-Почему Коростель запоздал?
-За что же все обижают Сойку?
-Зачем Лось драться захотел осенью?
Учитель:
И таких разговоров, что вы услышали , в лесу ведётся немало:
«Выпь и Утка», «Заяц и ЁЖ», «Енот и Ворона», «Волчонок и Волчица»
Рассказы детей о прочитанных дома произведениях.
Давайте послушаем, о чём узнали вы из сказок Э. Шима и В. Бианки.
(двое уч-ся пересказывают рассказ «Черёмуха» и «Сова»)
-Вам понравились выступления детей?
-Всё ли вы знали из того, о чём они говорили?
-Что вам удалось узнать из прочитанного?
5. Коллективное прочитывание сказки В.Бианки
Учитель:
Давайте отправимся с вами в лес и узнаем от братьев наших
меньших «Чей нос лучше?»
чтение сказки учащимися
6.Викторина по сказке:
-На что жаловался Мухолов? (Трудно добывать пищу)
-У кого нос вишнёвую косточку раскусывает? ( У Дубоноса)
-У кого нос крестом? (У Клеста)
-Чьи это слова6 «Ничего вы не понимаете в носах!» (Бекас)
-У какой птицы нос-целая кладовая? (Пеликан)
Вывод:
-О чём же спорили птицы? (У кого нос лучше?)
-Как разрешился их спор? (Птицы так и не решили у кого нос лучше, прилетел ястреб и схватил мухолова на обед. Птицы испугались и разлетелись)
Итог урока:
С произведениями каких писателей мы сегодня вели душевную беседу?
Рефлексия: Если вам понравился наш урок возьмите красное яблочко и повесьте на дерево.
Если было скучно-зелёное яблочко, если вам ещё хочется прочитать произведения этих авторов, то возьмите –жёлтое яблочко.