Рабочая программа элективного курса для 5 класса Мир вокруг нас

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»
Рассмотрено методическим объединением учителей
Протокол №_________
от « »________2016 г.
Руководитель МО______
Лоскутова Л.И.

Согласовано
Заместитель директора по УВР
_______Пилюгина Е.А.
« »_________2016 г.

Утверждаю
Директор школы
______Хайдукова А.П.
Приказ №__________
от « »_______2016 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Мир вокруг нас»
5 класс







Составитель: учитель физики
Князева Елена Александровна






Рузаевский муниципальный район РМ
2016 г. Пояснительная записка
Изучение физики в школе составляет неотъемлемую часть среднего образования. Место курса физики в школьном образовании определяется решающим влиянием на развитие всех естественнонаучных дисциплин. Поэтому обучение физике должно служить в первую очередь целям развития, образования и воспитания полноценной гармоничной личности, способной ориентироваться в окружающем мире, подготовки к активной и безопасной жизни в обществе, сформировать и поддерживать познавательный интерес.
Наблюдения за младшими школьниками позволяют высказать предположение о том, что именно разнообразные явления природы вызывают у них самый неподдельный интерес. Большинство вопросов, которые они задают родителям и учителям, касаются природных явлений. Более того, учащиеся уже в возрасте 10-11 лет готовы к тому, чтобы на качественном уровне понять многие из тех явлений природы, изучать которые им предстоит в старших классах, когда интерес к ним уже будет замещен интересом к другим проблемам или утрачен вовсе.
Данная программа учитывает возрастные особенности, развивает внимание, наблюдательность, фантазию, воображение, логическое и критическое мышление, умение грамотно и адекватно выражать свои мысли, описывать явления, выдвигать гипотезы, объяснять явления окружающего мира с помощью физических моделей.
Изучение физики начинается с 5 класса и продолжается в 6 классе.
Цель курса:
расширить представления учащихся об окружающем мире;
развивать познавательный интерес учащихся к явлениям и процессам, происходящим в природе. Показать роль человека в изучении природы.
развить навыки работы учащихся с дополнительной литературой, расширить кругозор мировоззрения;
прививать интерес к физике;
развивать способности учащихся к исследовательской деятельности.
Основные задачи курса:
1. Поддержание и побуждение интереса к познанию природы, опираясь на естественные потребности младших школьников.
2. Заложить фундамент для понимания взаимосвязи явлений природы, устанавливать причинно-следственные связи между ними.
3. Научить школьников наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями и объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы.
4. Мотивировать необходимость осознания человека как субъекта и объекта природы.
Курс носит интегративный характер.
В этом курсе находит отражение идея первоначального изучения явлений природы при помощи органов чувств.
При отборе содержания каждой темы курса главное внимание уделяется тем вопросам, ответы на которые ищут дети.
Предложенная программа позволяет полностью реализовать стандарт пропедевтического курса и соответствует структуре школьного физического образования на современном этапе развития образовательной системы.
При работе с учащимися по этой программе предполагается использование современных педагогических технологий, адекватных возрасту учащихся и направленных на развитие общеучебных и информационно-коммуникативных умений, творческого потенциала школьников и способности адаптироваться в современном им социуме.
Рабочая программа представляет собой интеграцию двух авторских программ: программа физика, химия для 5-6 классов автор А.Е.Гуревич и программа по физике 5-6 класс Г.Н.Степанова.
Рабочая программа 5 класса рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Содержание программы:
Введение (11 часов)
Природа живая и неживая. Первоначальное знакомство с явлениями окружающего мира – физическими, биологическими, астрономическими и др. Человек – часть природы. Взаимные влияния человека и природы. Физика-наука о природе. Методы изучения природы. Тела и вещества. Необходимость измерений. Измерение линейных размеров тел. Проблема выбора эталона, метрическая система мер. Измерительные приборы. Измерение объема тела. Мензурка. Масса тела. Измерение массы тела на весах. Разновесы. Время. Измерение времени. Повторяющиеся события. Движение вокруг своей оси и Солнца. Сутки. Месяц. Год. Как измеряли время в древности. Календарь. Часы. Секундомер.
Взаимодействие тел (18 часов)
Измерение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие. Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Инерция. Проявление инерции, примеры ее и применение. Масса как мера инертности. Гравитационное взаимодействие. Вселенная. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы тела. Деформация. Виды деформации. Сила упругости и ее направление. Сила трения. Электрические и магнитные взаимодействия. Электризация трением. Постоянные магниты и их взаимодействие. Земля как магнит. Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Передача давления жидкостями и газами. Сообщающееся сосуды и их применение. Архимедова сила. Условия плавания тел.
Звуковые явления (4 часа)
Звуковые явления вокруг нас. Звук как источник информации и средства общения. Значение звука в жизни человека и животного. Распространение звука в различных средах. Отражение звука от преград. Эхо. Музыкальные звуки. Шум и его влияние на живой организм. Инфразвук. Ультразвук.
Итоговое занятие (2 часа)
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате освоения курса ученик должен:
Понимать смысл
-понятий: явление, наблюдение, опыт, тела и вещества, измерения, события, календарь, взаимодействие, деформация, инерция, гравитационное взаимодействие, электризация, магнит, сообщающееся сосуды, плавание тел, звук, музыкальные звуки, инфразвук, ультразвук.
-физических величин: линейные размеры, площадь, объем, масса, сила, время, скорость распространения звука.
Уметь
-описывать и объяснять физические явления и свойства тел
-приводить примеры практического применения физ.знаний в жизни
-воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащую в сообщениях СМИ; использовать новые ИТ для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях.
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами обучения являются:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг у другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов и явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать поученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения являются:
знание о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты изменений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешности результатов измерений;
умения применять теоретические знания на практике;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств;
формирование мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики.
Основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п
№ в теме
Тема урока
Дата




План
Факт

Введение (11 часов)

1
1
Мир, в котором мы живем
7.09


2
2
Физика-наука о природе. Методы изучения природы
14.09


3
3
Наблюдение и описание какого-либо явления. Проведение эксперимента.
21.09


4
4
Тела и вещества. Свойства тел. Конструкционные материалы
28.09


5
5
Измерения. Проблема выбора эталона, метрическая система. Измерительные приборы
5.10


6
6
Измерение размеров малых тел.
12.10


7
7
Измерение площади поверхности правильной и неправильной формы
19.10


8
8
Цена деления мензурки. Измерение количества жидкости и сыпучего материала.
26.10


9
9
Масса тела. Измерение массы тела на рычажных весах. Разновесы.
9.11


10
10
Время. Измерение времени. Повторяющееся события. Движение Земли вокруг своей оси и Солнца
16.11


11
11
Итоговый контроль
23.11


Взаимодействие тел (18 часов)

12
1
Действие и противодействие. Сила как характеристика
30.11


13
2
Инерция. Проявление инерции, примеры ее и применение.
7.12


14
3
Масса как мера инертности. Наблюдение зависимости инертности от массы тела.
14.12


15
4
Гравитационное взаимодействие. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы. Измерение сил.
21.12


16
5
Деформация. Наблюдение различных видов деформации. Наблюдение возникновения силы упругости при деформации.
11.01


17
6
Сила упругости и ее направление. Исследование зависимости силы упругости от деформации.
18.01


18
7
Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхности.
25.01


19
8
Опытное изучение трения
1.02


20
9
Электрические взаимодействия. Электризация трением.
8.02


21
10
Наблюдение электризации. Изготовление электрометра
15.02


22
11
Магнитные взаимодействия. Магниты и их действия.
22.02


23
12
Земля как магнит. Применение магнитов
1.03


24
13
Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры.
8.03


25
14
Передача давления жидкостями и газами. Артериальное давление. Опытная проверка закона Паскаля
15.03


26
15
Сообщающиеся сосуды и их применение
22.03


27
16
Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила.
5.04


28
17
Выяснение условия плавления тел.
12.04


29
18
Итоговый контроль
19.04


Звуковые явления (4 часа)

30
1
Звуковая явления. Звук как источник информации и средства общения
26.04


31
2
Распространение звука в различных средах. Отражение звука. Эхо
3.05


32
3
Музыкальные звуки. Шум и его влияние на живой организм
10.05


33
4
Инфразвук и ультразвук в природе и технике
17.05


Повторение (2 часа)

34
1
Повторение и обобщение
24.05


35
2
Итоговое занятие
31.05




Список литературы
Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о животных. - Ярославль: Академия развития 1997
Богданов К. Ю. Физик в гостях у биолога. - М.: Наука, 1986
Гольдфарб Н. И. Сборник вопросов и задач по физике.- М.: Высшая школа 1973
Зверева С. В. В мире солнечного света.- Л.: Гидрометеоиздат.1088
Семке А. И. Занимательные материалы к урокам М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2006
Остроумов Г. А. Взаимодействие электрических и гидродинамических полей. М.: Наука 1979
Физика. Астрономия 7-11 классы.: программы для общеобразоват. учреждений/ В.А.Коровин, В.А.Орлов .-М.: Дрофа, 2008
Физика. Химия. 5-6 кл. :учеб.для общеобразоват. учреждений/А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак.-8-е изд.,стереотип.-М.: Дрофа, 2007
Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября».
Журнал «Физика в школе»
Журнал «Квант»
Журнал «Потенциал»









13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215




15