Рабочая программа элективного курса «Химия вокруг нас»

г. Усть-Лабинск
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 имени И.Т. Сидоренко муниципального образования Усть-Лабинский район


УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №_1_
от «31» августа 2015 г.
Председатель педсовета
______________М.О. Карташева



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА


по _____ «Химия вокруг нас»_______________________________
( указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) _ 9 класс________ Количество часов __144____

Уровень ___профильный_ (базовый, профильный)

Учитель ___Заворотная Екатерина Викторовна











Содержание
Титульный лист.. 1
Пояснительная записка. 1
Учебно-тематический план.7

Содержание изучаемого. 9
Методическое обеспечение. 17
Список литературы для учителя 47
Список литературы для учащихся. 47


















1.Пояснительная записка
Программа «Химия вокруг нас» составлена на основе авторской программы, разработанной учителем химии МБОУ СОШ№22 г. Каменска-Уральского Свердловской области Крылосова Ольга Ивановна, 2014г.
Содержание программы направлено на обеспечение формирования целостной научной картины мира и воспитания ответственного и бережного отношения к окружающей среде. Предмет предполагает овладение учащимися межпредметным анализом различных сфер жизни человека. Данная образовательная программа, используя деятельностный подход в обучении, позволяет обучащимся овладеть умениями формулировать гипотезы, конструировать и моделировать технические химические процессы; сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; оценивать полученные результаты, понимая постоянный процесс эволюции научного знания, что в конечном итоге способствует самообразованию и саморазвитию обучающихся.
Умение определять химические компоненты в окружающем мире и предметах является одним из показателей уровня развития химического мышления школьников, глубины и полноты усвоения ими учебного материала, наличия навыков применения приобретенных знаний в повседневной жизни. Процесс определения включает сочетание теоретического материала, предусмотренного программой, с умениями логически связывать воедино отдельные химические явления и факты, что стимулирует более углубленное изучение теоретических вопросов и практических знаний курса химии. Вместе с тем умение определять химическую сторону окружающих процессов поможет ориентировать процесс обучения на «зону ближайшего развития» обучающегося, развивая его личностные, метапредметные и предметные результаты, способствуя профессиональному самоопределению.
Новизна заключается в возможности изучения обучающимися новых тем, не рассматриваемых программой предмета, а именно позволяет строить обучение с учетом максимального приближения предмета химии к практической стороне жизни, к тому, с чем обучающиеся сталкиваются каждый день в быту позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, естествознания, биологии, географии.
Возраст обучающихся является важным для профессионального самоопределения школьников. Возможно, что проснувшийся интерес к химии может перерасти в будущую профессию. С другой стороны, представляется очень важным обучение учащихся рациональному природопользованию, через цепь естественнонаучных дисциплин, решение данных проблем раскрывается в данной дополнительной общеобразовательной программе.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является более глубокий анализ программных тем по предмету «Химия» и их расширение, связанное с практической стороной жизни человека («Химия и математика», «Химия в центре естествознания», «Химия и медицина» и др.).
Цель программы:
интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия».

Основные задачи курса:
Образовательные:
-освоить новые темы, имеющие прикладное назначение;
-использовать теоретические знания по химии на практике;
-изучить экологические аспекты в свете химических процессов;
-показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития науки химии;
-интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия».

Воспитывающие:
-формировать личностные умения (целенаправленность, настойчивость, ответственность, дисциплинированность, волевые качества и т.д.);
-воспитывать экологическую культуру.
3. Развивающие:
-формировать метапредметные навыки работы с учебной литературой, сетью Интернет;
-развивать логическое мышление, внимание, творческие способности посредством выработки рациональных приемов обучения.

Возраст обучающихся – 12-16 лет.
Сроки реализации программы - 1 год.
Общий курс для всей группы составляет 144 часа, в которые входит как теоретические, так и практические занятия.
Формы и режим занятий.
Формы организации деятельности: групповая; индивидуально-групповая, при которой некоторые члены непосредственно на групповых занятиях реализуют индивидуальные образовательные маршруты. Формы проведения занятий: экскурсии, беседы, дискуссии, коллективные творческие дела, лекции и рассказы, развлекательные игры, викторины, конкурсы, соревнования, праздники, театрализации, ролевые и деловые игры, исследовательские проекты, акции.
Занятия проводятся по 2 академических часа 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 45 минут. Между занятиями – обязательный перерыв продолжительностью 10 минут.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Программа направлена на достижение обучающимися различных результатов:
-Личностных результатов:
1) в ценностно-ориентационной сфере чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение   к труду, целеустремленность, бережное отношение к окружающей среде; 2) в трудовой сфере готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; знание и стремление к соблюдению экологической безопасности на производстве; 3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить исследования, наблюдения, составлять отчеты наблюдений.
-Метапредметных результатов:
1) использование умений и навыков по предмету в других видах познавательной деятельности;
2) применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности; 3) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
4) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; 5) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
6)использование различных источников для получения химической информации. -Предметных результатов:
1) В познавательной сфере:
- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии; -описывать и различать химические явления, протекающие в окружающем пространстве;
- классифицировать изученные объекты и явления; - наблюдать демонстрируемые и протекающие в природе и в быту химические реакции; -делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных; -структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников; 2) В ценностно-ориентационной сфере:
- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
- анализировать и оценивать последствия использования различной продукции с точки зрения химического состава для человека и лично для себя. Предполагаемые результаты обучения
В результате изучения ученик должен
знать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов:
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.


























2.Учебно-тематический план по программе «Химия вокруг нас»



Тема занятия
Количество часов



Всего
Теоретические занятия
Практические занятия






Раздел1 Химия в центре естествознания
13



1
Предмет химии.
1
1


2
Наблюдение. Гипотеза. Эксперимент. Вывод
1
1


3
Лаборатория и оборудование
1

1

4
Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием.
1

1

5
Химические предметные модели

1
1


6
Качественный и количественный состав вещества
1
1


7
Строение вещества
1
1


8
Кристаллические решётки твёрдых веществ.
1
1


9
Вещества молекулярного и немолекулярного строения
1
1


10
Химия и география
1
1


11
Химия и биология. Химический состав живой клетки.
1
1


12
Биологическая роль воды. Фотосинтез.
1
1


13
Качественные реакции в химии
1
1
1

Раздел 2. Рассказы по химии
5



14
Выдающиеся русские учёные- химики
1
1


15
М.В. Ломоносов
1
1


16
Д.И. Менделеев
1
1


17
А.М. Бутлеров
1
1


18
Отечественные и зарубежные учёные-химики.
1
1


Раздел 3.Химия и окружающая среда
23



19
Антропогенные источники загрязнения окружающей среды в г. Усть-Лабинске
4
2
2

20
Понятие о ПДК (предельно допустимых концентрациях) вредных веществ в
атмосфере, воде, пищевых продуктах
4
2
2

21
Очистка сточных вод (физическая, химическая, биологическая)
4
2
2

22
Нефть, уголь и экологические проблемы связанные с получением УВ
2
1
1

23
Сообщения учащихся о проблемах окружающей среды
2

2

24
Экскурсия на очистные сооружения и СЭС г. Усть-Лабинска
5

5

Раздел 3. Математика в химии
31


24
Массовая доля элемента в молекуле.
2
2


25
Расчет массвых долей элементов.
4
1
3

26
Чистые вещества и смеси
4
1
3

27
Расчет массовой доли, объемной доли компонентов смеси
4
1
3

28
Расчет массовой доли компонентов смеси если один из компонентов не учавствует в реакции
4
1
3

29
Скорость химической реакции
4
1
3

30
Расчет скорости реакции
4
1
3

31
Определение химической формулы вещества по продуктам сгорания
5
1
4

Раздел 4. Химия и медицина
26
2
2

32
Из истории медицины
2
2
2

33
Агрессивная перекись
3
1
2

34
Глюкоза – источник энергии
3
2
2

35
Аминокислоты- строительный материал для живого
4
3
1

36
Ионы натрия, калия на службе здоровья
4
3
1

37
Всем известный аспирин
2
1


38
Любимые поливитамины.
Элементы жизни
3
1
2

39
Экскурсия в МБУЗ ЦРБ
5

5

Раздел 5. Химия в биологии
46
2
2

40
Понятие об агрохимии. Условия жизни и питания растений
4
1
3

41
Роль химических элементов в жизни растений
2
1
1

42
Виды почв Краснодарского края, их состояние.
3
2
1

43
Качественный анализ почвы
2
1
1

44
Кислотность почвы
1
1


45
Химическая мелиорация почвы
3
2
1

46
Удобрения, их классификация. Органические удобрения
3
2
1

47
Важнейшие минеральные удобрения. Микроудобрения
2
2


48
Распознавание минеральных удобрений
3
1
2

49
Хранение и применение удобрений. Нормы внесения
4
3
1

50
Приготовление растворов минеральных удобрений
3
1
2

51
Стимуляторы роста растений
2
2


52
Пестициды
1
1


53
Экскурсия в Агрохолдинг
6

6

54
Защита проектов по изученным темам
7

3


Итого
144
69
75




Содержание изучаемого курса

Раздел 1 Химия в центре естествознания (13 часов)

1.Предмет химии. Химия часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет химии. Физические тела и вещества. Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств.

2.Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии
Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и оборудование.

3. Лаборатория и оборудование
Химическая посуда. Сбор аппаратов для очистки веществ.

4.Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием».
5.Химические предметные модели. Химические модели: предметные (модели атома, молекул, химических и промышленных производств), знаковые, или символьные (символы элементов, формулы веществ, уравнения реакций).


6.Качественный и количественный состав вещества.
Закон постоянства состава. Зависимость химических свойства ве-ва от их качественного состава.

7.Строение вещества. Атомы, модели строения атома. Виды химической связи.
8.Кристаллические решётки твёрдых веществ. Виды кристаличсеких решеток. Типы химических связей.
9.Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Модели графита, хлорида натрия, алмаза, серы, фосфора.
10.Химия и география. (строение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (неорганические и органические, в том числе и горючие) породы.
11.Химия и биология. Химический состав клетки
Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Хлорофилл. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.
12.Биологическая роль воды. Фотосинтез. Хемосинтез, фотосинтез, дыхание,процесс брожения спиртов, гидролиз жиров.
13.Качественные реакции в химии. Качественные реакции. Распознавание веществ с помощью качественных реакций. Аналитический сигнал Определяемое вещество и реактив на него.

Раздел 2. Рассказы по химии ( 5 часов)
14.«Выдающиеся русские учёные – химики». О жизни и деятельности М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, А.М. Бутлерова, других отечественных и зарубежных учёных (по выбору учащихся).
15. М.В. Ломоносов. Жизнь и научные труды ученого.
16 Д.И. Менделеев Жизнь и научные труды ученого
17. А.М. Бутлеров Жизнь и научные труды ученого
18.Отечественные и зарубежные учёные-химики. Труды ученых-химиков 20 в.

Раздел 3.Химия и окружающая среда (23 часа)

19. Антропогенные источники загрязнения окружающей среды в г. Усть-Лабинске
Понятие окружающей среды. Основные источники загрязнения г.Усть-Лабинска.
20. Понятие о ПДК (предельно допустимых концентрациях) вредных веществ в
атмосфере, воде, пищевых продуктах
Канцерогены в продуктах питания, их обнаружение и выяснение действия на организм.
Выбросы предприятий города.
21. Очистка сточных вод (физическая, химическая, биологическая)
Характеристика и описание методов очистки сточных вод. Домашние фильтры, их классификация.

22.Нефть, уголь и экологические проблемы
Химический состав природных углеводородных ископаемых, основные экологические проблемы их использования.
23. Сообщения учащихся о проблемах окружающей среды
24. Экскурсия на очистные сооружения и СЭС г. Усть-Лабинска

Раздел 3. Математика в химии (31 час)
25.Массовая доля элемента в молекуле. Расчет массвых долей элементов. Понятие о массовой доле химического элемента (w) и сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов.

26.Чистые вещества и смеси. Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть), твердые смеси (горные породы, кулинарные смеси и синтетические моющие средства).

27.Расчет массовой доли, объемной доли компонентов смеси. Массовая доля вещества (w) в растворе. Концентрация. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества.

28.Расчет массовой доли компонентов смеси если один из компонентов не участвующих в реакции. Понятие о массовой доле химического элемента (w) и сложном веществе и ее расчет по формуле вещества
29.Скорость химической реакции. Понятие о гомогенных и гетерогенных реакциях и условиях их протекания.
30.Расчет скорости реакции. Расчеты по уравнению Ван-Гоффа.
31.Определение химической формулы вещества по продуктам сгорания. Колличество ве-ва, массовая доля элемента в молекуле.
Раздел 4. Химия и медицина (26 часа)
32. Из истории медицины
От лекарства до врачебной практики. Первые препараты на травяной основе.
33. Агрессивная перекись
Особенности состава и строения перекиси водорода, химические свойства. Медицинское применение пероксида водорода.
34. Глюкоза – источник энергии
Использование глюкозы в качестве медицинского препарата. Биологическое объяснение использования глюкозы в медицине. Химическая природа глюкозы.
35 Аминокислоты- строительный материал для живого. Строение аминокислот, заменимые и незаменимые аминокислоты.
36.Ионы натрия, каия на службе здоровья
Хлорид натрия – один из основных компонентов плазмы крови. Физраствор. Медицинское применение физраствора. Обезвоживание организма.
37. Всем известный аспирин
Сложная химическая формула аспирина. Лечебные свойства аспирин.
38. Любимые поливитамины. Элементы жизни
Биологическая роль витаминов. Витамины – медицинские препараты. Химическая природа витаминов. Сочетание витаминов и микроэлементов. Потребность организма человека в микроэлементах. Роль микроэлементов в жизнедеятельности организма. Элементы жизни. Поговорим подробней о железе. Малокровие. Уровень гемоглобина. 39.Экскурсия в МБУЗ ЦРБ
Раздел 5. Химия в биологии (46 часов)
1. Понятие об агрохимии. Условия жизни и питания растений
Роль химических элементов в жизни растений. Макроэлементы и микроэлементы.
2. Роль химических элементов в жизни растений
Основные химические элементы, содержащие в проводящей системе растений, их значение и функции.
3. Виды почв в Краснодарском крае, их состояние
Черноземы, суглинки, песчаные почвы. Зависимость урожая от механического состава почвы.
4. Качественный анализ почвы
Взятие кислотности почвы, по растениям, произрастающим на ней. Химические элементы, определяющие кислотность почвы.

6. Химическая мелиорация почвы
Известкование кислых почв. Определение дозы извести. Гипсование солонцовых почв.
7. Удобрения, их классификация. Органические удобрения
Роль удобрений в современном растениеводстве. Классификация удобрений по характеру микроэлементов, входящих в их состав. Дозы внесения органических удобрений.
8. Важнейшие минеральные удобрения. Микроудобрения
Калийные, фосфорные, азотные удобрения, их влияние на рост растений, правила внесения в почву.
9. Распознавание минеральных удобрений
Определение минеральных удобрений по цвету, способности растворения в воде, температуре плавления.
10. Хранение и применение удобрений. Нормы внесения
Способы хранения минеральных и органических удобрений. Определение норм внесения удобрений по площади участка.

11. Приготовление растворов минеральных удобрений
Растворение минеральных удобрений в воде. Определение некачественных удобрений. Механическое внесение под вегетативные органы растений.
12. Стимуляторы роста растений
Фитогормоны и стимуляторы роста. Применение фитогормонов и их синтетических аналогов в растениеводстве. Гуминовые препараты – стимуляторы роста.
13. Пестициды
Стимуляторы роста растений. Последствия употреблений продукции, содержащей пестициды, для организма человека
14. Экскурсия



Методическое обеспечение программы




Название раздела
Формы занятий
Методы и приемы
Дидактический материал, техническое оснащение
Формы подведения итогов

1
Химия в центре естествознания
Комбинированные тематические занятия
Рассказ,
объяснение,
беседа,
создание ситуации новизны,
актуальности, успеха,
доклады,
проведение конкурсов,
мозговой штурм
Конспект занятия,
презентация,
компьютер,
интерактивная доска,
медиапроектор
Отчет по одной из тем

2
Рассказы по химии

Комбинированные тематические занятия
Рассказ,
объяснение,
беседа,
создание ситуации новизны,
актуальности, успеха, эвристический метод,
доклады,
проведение конкурсов практическая деятельность групповая работа,
экскурсия
Конспект занятия,
презентация,
компьютер,
интерактивная доска,
медиапроектор
этикетки с составом пищевых продуктов
поваренная соль, пищевая сода
Сообщения о выдающихся химиках 20в.

3
Математика в химии
Комбинированные тематические занятия
Рассказ,
объяснение,
беседа, решение задач,
создание ситуации новизны,
актуальности, успеха,
доклады,
проведение конкурсов
Конспект занятия,
презентация,
компьютер,
интерактивная доска,
медиапроектор
поваренная соль, пищевая сода
Участие в районной олимпиаде
по химии



4
Химия и медицина
Комбинированные тематические занятия
Рассказ,
объяснение,
беседа,
создание ситуации новизны,
актуальности, успеха,
доклады,
проведение конкурсов,
мозговой штурм, экскурсия
Конспект занятия,
презентация,
компьютер,
интерактивная доска,
медиапроектор
Участие в акции по забору крови, для детей больных раком крови

5
Химия в биологии
Комбинированные тематические занятия
Рассказ,
объяснение,
беседа,
создание ситуации новизны,
актуальности, успеха, эвристический метод,
доклады,
проведение конкурсов практическая деятельность
групповая работа
Конспект занятия,
презентация,
компьютер,
интерактивная доска,
медиапроектор
косметическая пудра
Защита проекта




























3.Учебно-методическое обеспечение курса
Видеофильмы
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (В видеоуроке рассматривается лабораторное оборудование, приемы работы с ним).
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Нужно обязательно знать разницу между чистыми веществами и смесями. Не говоря уже о методах разделения смесей. Данный видеоурок рассматривает различные виды смесей и способы их разделения)
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (В видеоуроке рассматриваетсяСуществование нескольких вариантов названий органических веществ. Чаще всего все знакомы с тривиальной номенклатурой – бытовыми названиями. Такая номенклатура неприменима в качестве универсальной. Поэтому ИЮПАК выдвинул на эту роль систематическую номенклатуру.)
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ( В данном видеоуроке освящены физические и химические свойства веществ, относящихся к гомологическому ряду алканов.)
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Из 117 элементов периодической таблицы комбинируется огромное количество молекул. Данный видеоурок рассматривает причину их соединения - химическую связь, а точнее, два примера ковалентной связи – неполярную и полярную.)
Электронные справочные материалы
1.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
11.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
12.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
14.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
16.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
17.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
18.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
19.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
20.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
21.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
22.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
23.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
24.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
25.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
26.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
27.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Дидактический материал (справочные таблицы и диаграммы)
Номенклатура
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Квалификация реактивов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Свойства воды и водяного пара
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Плотность водных растворов при 20°C
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Зависимость плотности от температуры
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Зависимость температуры кипения жидкостей от давления
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Вязкость
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Теплопроводность
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Термодинамические свойства
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





























4.Список литературы
Литература для учителя
1. Краткая химическая энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1961 –
1967. Т. IV.
2. Советский энциклопедический словарь. – М:: Сов. энциклопедия, 1983.
3. Августиник А.И. Керамика. – Л.: Стройиздат, 1999.
4. Андреев И.Н. Коррозия металлов и их защита. – Казань: Татарское
книжное изд-во, 2003.
5. Бетехтин А.Г. Минералогия. – М.: Гос. изд-во геологической
литературы, 2006.
6. Бутт Ю.М., Дудеров Г.Н., Матвеев М.А. Общая технология силикатов. –
М.: Госстройиздат, 2001
7. Быстрое Г.П. Технология спичечного производства. – М.–Л.:
Гослесбумиздат, 1998.
8. Витт Н. Руководство к свечному производству. – Санкт-Петербург:
Типография департамента внешней торговли, 2004.
9. Войтович В.А., Мокеева Л.Н. Биологическая коррозия. – М.: Знание,
1980. № 10.
10. Войцеховская А.Л., Вольфензон И. И. Косметика сегодня. – М.: Химия,
2007.
11. Дудеров И.Г., Матвеева Г.М.,. Суханова В.Б. Общая технология
силикатов. – М.: Стройиздат, 2005.
12. Козловский А.Л. Клеи и склеивание. – М.: Знание, 1998.
13. Козмал Ф. Производство бумаги в теории и на практике. – М.: Лесная
промышленность, 1998.
14. Кукушкин Ю.Н. Соединения высшего порядка. – Л.: Химия, 1991.
15. Кульский Л.А., Даль В.В. Проблема чистой воды. – Киев: Наукова думка,2006.
16. Лосев К.С. Вода, – Л.: Гидрометеоиздат, 1996.
17. Лялько В.И. Вечно живая вода. – Киев: Наукова дума, 2003.
18. Петербургский А.В. Агрохимия и система удобрений. – М.: Колос, 2003.
19. Теддер Дж., Нехватал А., Джубб А. Промышленная органическая химия.
М.: Мир, 2006.
20. Улиг Г.Г., Реви Р.У. Коррозия и борьба с ней. – Л.: Химия, 2004.
21. Чалмерс Л. Химические средства в быту и промышленности – Л.: Химия,
2005.
22. Чащин А.М. Химия зеленого золота. М.: Лесная промышленность, 1987.
23. Энгельгардт Г., Гранич К., Риттер К. Проклейка бумаги. – М.: Лесная
промышленность, 1975.

Литература для учащихся
1.Авдонин И.С. Агрохимия. М.: Изд-во МГУ, 1982;
2.Андросова В.Г., Карпов В.А., Климов И.И. и др. Внеклассная работа по химии в сельской школе. М.: Просвещение, 1983;
3.Анспок П.И. Микроудобрения. Справочник. М.: Агропромиздат, 1990;
4.Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. М.: Дрофа, 2005, 255 с.
5.Артюшин Н.Л. Удобрения в интенсивных технологиях возделывания сельскохозяйственных культур. М.: Агропромиздат, 1991;
6.Безуглова О.С. Удобрения и стимуляторы роста. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000;
7.Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю. Химия. 10 класс. М.: Дрофа, 2001, 301с.
8.Галактионов С.Г. Биологически активные соединения. М.: Молодая гвардия, 1988, 271с. 9.Гельфман М.И., Юстратов В.П. Химия для высшей школы. СПб.: Лань, 2001, 472 с.
10.Колтун М. Мир химии. М.: Детская литература, 1988, 303 с.
11.Комаров О.С., Терентьев А.А. Химия белка. М.: Просвещение, 1984, 143 с.
12.Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. М.: Экзамен, оникс 21 век, 2001, 719 с.
13.Курдюмов Г.М. 1234 вопроса по химии. М.: Мир, 2004, 191 с.
14.Левичева Н.Б., Иванчикова И.Г. Практикум по неорганической химии. Калининград, 1997; Мельников Н.Н. Пестициды: Химия, технология и применение. М.: Химия, 1987;
15.Метельский А.В. Химия в экзаменационных вопросах и ответах. Минск: Беларуская энцыклапедыя, 1999, 541 с.
16.Минеев В.Г., Ремпе Е.Х. Агрохимия, биология и экология почвы. М.: Росагропромиздат, 1990; Петербургский А.В. Основы агрохимии. М.: Просвещение, 1981;
17.Петербургский А.В. Агрохимия и система удобрений. М.: Колос, 1976; Постников А.В. Химизация сельского хозяйства. М.:
18.Росагропромиздат, 1989; Радов А.С., Пустовой И.В., Корольков А.В. Практикум по агрохимии. М.: Колос, 1971;
19.Сударкина А.А., Евсеева И.П., Орлова А.Н. Химия в сельском хозяйстве. М.: Просвещение, 1981.
20.Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия. М.: Химия, 1984, 184 с.
21. Эткинс П. Молекулы. М.: Мир, 1991, 215 с.

Адреса Интернет-сайтов с аннотациями
1.http://www.alhimik.ru
АЛХИМИК
Электронный журнал для преподавателей, школьников и студентов, изучающих химию. Включает методические рекомендации для учителей химии, справочники, биографии великих химиков, разделы "Веселая химия", "Химия на каждый день" и много другой интересной и полезной информации.
2.http://www.chemistry.narod.ru
Мир химии
Содержит химические справочники, историю создания и развития периодической системы элементов (ссылка "Музей"), описание химических опытов с различными элементами, сведения из основных областей химии (ограническая, агрохимия, геохимия, экохимия, аналитическая химия, фотохимия, термохимия, нефтехимия), раздел химических новостей, ссылки на полезные ресурсы Интернета и т.д.
3.http://hemi.wallst.ru
Химия. Образовательный сайт для школьников
Электронный учебник по химии для средней школы, пригодный для использования как в обычных, так и в специализированных классах, а также для повторения материала в выпускном классе и для подготовки к экзаменам. На сайте опубликован ряд приложений: таблица Менделеева, таблица электроотрицательностей элементов, электронные конфигурации элементов и др., а также задачи для самостоятельного решения.
 4.http://www.college.ru/chemistry/
Открытый колледж: химия
Электронный учебник по химии (неорганическая, органическая, ядерная химия, химия окружающей среды, биохимия); содержит большое количество дополнительного материала. Учебник сопровождается справочными таблицами, приводится подробный разбор типовых задач, представлен большой набор задач для самостоятельного решения.
5.http://www.chemistry.ssu.samara.ru
Органическая химия
Электронный учебник по органической химии для средней школы. В учебнике излагаются теоретические основы органической химии и сведения об основных классах органических веществ. Приводятся рекомендации по решению задач. Учебные тексты сопровождаются большим количеством графических иллюстраций и анимаций, в том числе трехмерных.
6.http://chemistry.r2.ru
Уроки по химии для школьников
Сайт содержит теоретический материал по химии, структурированный по урокам. В разделе "Упражнения" можно найти задания на закрепление теоретического материала. В разделе "Задачи" разбирается решение основных типов задач. Разделы "Контрольные работы" и "Олимпиады" содержат соответственно примерные варианты контрольных работ (с решениями для самопроверки) и тексты олимпиад для школьного тура. В разделе "Экзамены" опубликованы билеты для учеников 9 и 11 классов с примерным содержанием практической части билетов.
 7.http://www.informika.ru/text/database/chemy/Rus/chemy.html
Электронные учебники по общей химии, неорганической химии, органической химии
Предоставляются справочные материалы (словарь химических терминов, справочные таблицы, биографии великих химиков, история химии), а также тестовые вопросы.
8.http://www.edu.nsu.ru/noos/chemistry/
Химический раздел
Программы школьных курсов и спецкурсов по химии, электронные учебники, олимпиады, справочники по органической химии, советы, правила техники безопасности, интересные опыты, применение химии в повседневной жизни, коллекции ссылок на химические ресурсы Интернета, юмор.
9.http://www.mari-el.ru/mmlab/home/organic/www/main.htm
Гипермедиа обучающий учебник "Общая и неорганическая химия для WWW"
Фрагменты гипермедийного учебника по органической химии, включает основные положения органической химии. Содержит графические и анимационные иллюстрации.
 10.http://www.chem.isu.ru/leos/bases.html
Химический ускоритель – список документов
Базы данных электронной справочно-информационной системы "Химический ускоритель".. Содержит ссылки на учебные пособия (глоссарий терминов, используемых в органической и физической органической химии, толковый словарь по стереохимии, классификатор классов органических соединений и др.); справочники по методам органической химии (справочник по именным реакциям, именные реакции в синтетических методах органической химии, классификатор реагентов по типам реакций и др.); справочники по фосфорорганическим соединениям.
 11.http://lyceum1.ssu.runnet.ru/~vdovina/sod.html
Расчетные задачи по химии
Сборник расчетных задач по неорганической химии (разделы "Галогены", "Сера и ее соединения", "Подгруппа азота", "Подгруппа углерода", "Химические свойства металлов", "Электролиз", "Концентрация растворов", "Соли"), органической химии (разделы "Углеводороды", "Кислородсодержащие соединения", "Азотсодержащие соединения", "Углеводы"), а также список рекомендуемой литературы.
12.http://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem/
Химическая страничка
Задачи для олимпиад по химии, описание интересных химических опытов, словарь химических терминов, сведения из геохимии (происхождение и химический состав некоторых минералов).
13.http://rostest.runnet.ru/cgi-bin/topic.cgi?topic=Chemistry
Образовательный сервер тестирования по химия
Бесплатное оn-line тестирование, требует регистрации в системе. Тестовые задания включают в себя составление уравнений и выбор условий проведения химических реакций, классификацию элементов и сложных веществ, вопросы по структуре молекул, количественный расчет реагентов, способы идентификации веществ.
14.http://www.edu.yar.ru/russian/pedbank/sor_uch/chem/
 Банк педагогического опыта
Банк передового педагогического опыта в преподавании химии. Опубликованы следующие разработки: реферат по химии на тему "Вода", примерный план КВН по химии, тестовые работы (9 класс) разного уровня сложности, методические указания "Экологическое образование и воспитание учащихся при обучении химии в 8 классе", ролевая игра на уроке химии на тему "Производство серной кислоты", "Получение ацетатного волокна путем применения газа озона", подробное описание уроков на тему "Первоначальные химические понятия" и "Углеводы" и др
15.http://www.ipk.alien.ru/education/s-school/org-him.html
Аграрная школа
Методические рекомендации по проведению компенсаторного курса "Органические вещества", который предполагается изучить в конце 9 класса на 10 уроках. На сайте предложено подробное планирование каждого урока, включая цель урока, порядок его проведения, контрольные вопросы и задачи, химические диктанты.
16.http://www.1september.ru/ru/him.htm
Еженедельное приложение "Химия" к газете "1 сентября"
Можно найти содержание всех номеров приложения, а также познакомиться с отдельными статьями.
17.http://www.1september.ru/ru/him/2000/no38_1.htm
Именные реакции
История науки в школьном курсе органической химии. Данные об ученых-химиках разных стран – первооткрывателях тех или иных химических превращений (реакций, перегруппировок, идентификационных проб, правил и т. п.).
18.http://teacher.km.ru/chem.phtml
Учимся учиться: Химия
Обучающие и демонстрационные компьютерные программы по химии (программа с информацией о каждом элементе, а также позволяющая проводить вычисление массы и объема веществ; программа для расчета активности ионов; программа для определения массы вещества для приготовления раствора с заданной концентрацией и объемом и др.).








































Календарно-тематический планирование по программе
«Химия вокруг нас»


№ занятия

Наименование разделов, тем
Теориитическое
Практическое
Дата





Кол-во часов
План
Факт








Раздел1 Химия в центре естествознания


13



1
Предмет химии.
1

1
4.09


2
Наблюдение. Гипотеза. Эксперимент. Вывод
1

1
8.09.


3
Лаборатория и оборудование

1
1
8.09.


4
Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием.

1
1
11..09


5
Химические предметные модели
1

1
11.09


6
Качественный и количественный состав вещества
1

1
14.09.


7
Строение вещества
1

1
14.09.


8
Кристаллические решётки твёрдых веществ.
1

1
18.09.


9
Вещества молекулярного и немолекулярного строения
1

1
18.09.


10
Химия и география
1

1
21.09.


11
Химия и биология. Химический состав живой клетки.
1

1
21.09.


12
Биологическая роль воды. Фотосинтез.
1

1
25.09.


13
Качественные реакции в химии
1

1
25.09.


Раздел 2. Рассказы по химии


5



14
Выдающиеся русские учёные- химики
1

1
28.09


15
М.В. Ломоносов
1

1
28.09


16
Д.И. Менделеев
1

1
2.10


17
А.М. Бутлеров
1

1
2.10


18
Отечественные и зарубежные учёные-химики.
1

1
5.10


Раздел 3.Химия и окружающая среда


23



19
Антропогенные источники загрязнения окружающей среды в г. Усть-Лабинске
1

1
5.10


20
Антропогенные источники загрязнения окружающей среды в г. Усть-Лабинске
1

1
9.10


21
Антропогенные источники загрязнения окружающей среды в г. Усть-Лабинске

1
1
9.10


22
Антропогенные источники загрязнения окружающей среды в г. Усть-Лабинске

1
1
12.10


23
Понятие о ПДК (предельно допустимых концентрациях) вредных веществ в атмосфере, воде, пищевых продуктах
1

1
12.10


24
Понятие о ПДК (предельно допустимых концентрациях) вредных веществ в атмосфере, воде, пищевых продуктах
1

1
16.10


25
Понятие о ПДК (предельно допустимых концентрациях) вредных веществ в атмосфере, воде, пищевых продуктах

1
1
16.10


26
Понятие о ПДК (предельно допустимых концентрациях) вредных веществ в атмосфере, воде, пищевых продуктах

1
1
19.10.


27
Очистка сточных вод (физическая, химическая, биологическая)
1

1
19.10


28
Очистка сточных вод (физическая, химическая, биологическая)
1



1
23.10


29
Очистка сточных вод (физическая, химическая, биологическая)


1

1
23.10


30
Очистка сточных вод (физическая, химическая, биологическая)


1

1
26.10


31
Нефть, уголь и экологические проблемы связанные с получением УВ

1
1
26.10


32
Нефть, уголь и экологические проблемы связанные с получением УВ
1

1
30.10


33
Сообщения учащихся о проблемах окружающей среды

1
1
30.10


34
Сообщения учащихся о проблемах окружающей среды

1
1
2.11


35
Экскурсия на очистные сооружения и СЭС г. Усть-Лабинска

1
1
2.11


36
Экскурсия на очистные сооружения и СЭС г. Усть-Лабинска

1
1
6.11


37
Экскурсия на очистные сооружения и СЭС г. Усть-Лабинска

1
1
6.11


38
Экскурсия на очистные сооружения и СЭС г. Усть-Лабинска

1
1
9.11


39
Экскурсия на очистные сооружения и СЭС г. Усть-Лабинска

1
1
9.11


Раздел 3. Математика в химии


31


40
Массовая доля элемента в молекуле.
1

1
13.11


41
Массовая доля элемента в молекуле.
1

1
13.11


42
Расчет массовых долей элементов.
1

1
16.11


43
Расчет массовых долей элементов.

1
1
16.11


44
Расчет массовых долей элементов.

1
1
20.11


45
Расчет массовых долей элементов.

1
1
20.11


46
Чистые вещества и смеси
1

1
23.11


47
Чистые вещества и смеси

1
1
23.11


48
Чистые вещества и смеси

1
1
27.11


49
Чистые вещества и смеси

1
1
27.11


50
Расчет массовой доли, объемной доли компонентов смеси
1

1
30.11


51
Расчет массовой доли, объемной доли компонентов смеси

1
1
30.11


52
Расчет массовой доли, объемной доли компонентов смеси

1
1
4.12


53
Расчет массовой доли, объемной доли компонентов смеси

1
1
4.12


54
Расчет массовой доли компонентов смеси если один из компонентов не участвует в реакции
1

1
7.12


55
Расчет массовой доли компонентов смеси если один из компонентов не участвует в реакции

1
1
7.12


56
Расчет массовой доли компонентов смеси если один из компонентов не участвует в реакции

1
1
11.12.


57
Расчет массовой доли компонентов смеси если один из компонентов не участвует в реакции

1
1
11.12


58
Скорость химической реакции
1

1
14.12.


59
Скорость химической реакции

1
1
14.12


60
Скорость химической реакции

1
1
18.12


61
Скорость химической реакции

1
1
18.12


62
Расчет скорости реакции
1

1
21.12


63
Расчет скорости реакции

1
1
21.12


64
Расчет скорости реакции

1
1
25.12


65
Расчет скорости реакции

1
1
25.12


66
Определение химической формулы вещества по продуктам сгорания
1

1
28.12


67
Определение химической формулы вещества по продуктам сгорания

1
1
28.12


68
Определение химической формулы вещества по продуктам сгорания

1
1



69
Определение химической формулы вещества по продуктам сгорания

1
1
11.01


70
Определение химической формулы вещества по продуктам сгорания

1
1
11.01


Раздел 4. Химия и медицина


26



71
Из истории медицины
1

1
15.01


72
Из истории медицины
1

1
15.01


73
Агрессивная перекись
1

1
18.01.


74
Агрессивная перекись

1
1
18.01


75
Агрессивная перекись

1
1
22.01


76
Глюкоза – источник энергии
1

1
22.01


77
Глюкоза – источник энергии

1
1
25.01.


78
Глюкоза – источник энергии

1
1
25.01


79
Аминокислоты- строительный материал для живого
1

1
29.01


80
Аминокислоты- строительный материал для живого
1

1
29.01


81
Аминокислоты- строительный материал для живого
1

1
1.02


82
Аминокислоты- строительный материал для живого

1
1
1.02


83
Ионы натрия, калия на службе здоровья
1

1
5.02


84
Ионы натрия, калия на службе здоровья
1

1
5.02


85
Ионы натрия, калия на службе здоровья
1

1
8.02


86
Ионы натрия, калия на службе здоровья

1
1
8.02


87
Всем известный аспирин
1

1
12.02


88
Всем известный аспирин
1

1
12.02


89
Любимые поливитамины
1

1
15.02


90
Любимые поливитамины

1
1
15.02


91
Элементы жизни

1
1
19.02


92
Элементы жизни

1
1
1902


93
Элементы жизни

1
1
22.02


94
Экскурсия в МБУЗ ЦРБ

1
1
22.02


95
Экскурсия в МБУЗ ЦРБ

1
1
26.02.


96
Экскурсия в МБУЗ ЦРБ

1
1
26.02


97
Экскурсия в МБУЗ ЦРБ

1
1
29.02


98
Экскурсия в МБУЗ ЦРБ

1
1
29.02


Раздел 5. Химия в биологии


46



99
Понятие об агрохимии. Условия жизни и питания растений
1

1
4.03


100
Понятие об агрохимии. Условия жизни и питания растений

1
1
4.03


101
Понятие об агрохимии. Условия жизни и питания растений

1
1
7.03


102
Понятие об агрохимии. Условия жизни и питания растений

1
1
7.03.


103
Роль химических элементов в жизни растений

1
1
11.03


104
Роль химических элементов в жизни растений
1

1
11.03


105
Виды почв Краснодарского края, их состояние.
1

1
14.03


106
Виды почв Краснодарского края, их состояние.
1

1
14.03


107
Виды почв Краснодарского края, их состояние.

1
1
18.03


108
Качественный анализ почвы
1

1
18.03


109
Качественный анализ почвы

1
1
21.03


110
Кислотность почвы
1

1
21.03


111
Химическая мелиорация почвы
1

1
25.03


112
Химическая мелиорация почвы
1

1
25.03


113
Химическая мелиорация почвы

1
1
28.03


114
Удобрения, их классификация. Органические удобрения
1

1
28.03


115
Удобрения, их классификация. Органические удобрения
1

1
1.04


116
Удобрения, их классификация. Органические удобрения

1
1
1.04.


117
Важнейшие минеральные удобрения. Микроудобрения
1

1
4.04


118
Важнейшие минеральные удобрения. Микроудобрения
1

1
4.04.


119
Распознавание минеральных удобрений
1

1
8.04


120
Распознавание минеральных удобрений

1
1
8.04


121
Распознавание минеральных удобрений

1
1
11.04


122
Хранение и применение удобрений. Нормы внесения
1

1
11.04


123
Хранение и применение удобрений. Нормы внесения
1

1
15.04


124
Хранение и применение удобрений. Нормы внесения

1
1
15.04


125
Хранение и применение удобрений. Нормы внесения
1

1
18.04


126
Приготовление растворов минеральных удобрений
1

1
18.04


127
Приготовление растворов минеральных удобрений

1
1
22.04


128
Приготовление растворов минеральных удобрений

1
1
22.04


129
Стимуляторы роста растений
1

1
25.04


130
Стимуляторы роста растений
1

1
25.04


131
Пестициды
1

1
29.04


132
Экскурсия в Агрохолдинг

1
1
29.04


133
Экскурсия в Агрохолдинг

1
1
2.05


134
Экскурсия в Агрохолдинг

1
1
2.05


135
Экскурсия в Агрохолдинг

1
1
6.05


135
Экскурсия в Агрохолдинг

1
1
6.05


136
Экскурсия в Агрохолдинг

1
1
9.05


137
Защита проектов по изученным темам

1
1
9.05.


138
Защита проектов по изученным темам

1
1
13.05


139
Защита проектов по изученным темам

1
1
13.05


140
Защита проектов по изученным темам

1
1
16.05


141
Защита проектов по изученным темам

1
1
16.05


142
Защита проектов по изученным темам

1
1
20.05


143
Защита проектов по изученным темам

1
1
20.05


144
Защита проектов по изученным темам

1
1
23.05



Итого
84
60
144














13PAGE 15


13PAGE 142515




15