Программа развития детского классного коллектива созвездие Дружба


Программа развития детского классного коллектива
-139707112000 «Созвездие «Дружба»
Авторская программа «Созвездие «Дружба»
Автор – разработчик:
Водопьян Светлана Петровна
МБОУ начальная общеобразовательная школа №5
г. Чехова Московской области
Программа развития детского классного коллектива
4445001333500 «Созвездие «Дружба»
1. Аннотация
Программа была разработана классным руководителем начальной общеобразовательной школы №5 г. Чехова МО Водопьян С.П. в 2013 году и рассчитана на реализацию в течении 4-х лет с 1 по 4 класс.
Данная программа имеет следующие направления:
«Люблю тебя, моя Родина» – гражданско-правовое и патриотическое воспитание;
«Всё обо всём» - интеллектуальное развитие и воспитание;
«Передай добро по кругу» - нравственно-этическое воспитание;
«Мы выбираем жизнь!» - пропаганда здорового образа жизни и основы безопасности жизнедеятельности.
2. Обоснование
Важнейшей целью современного образования и одной из задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инновационного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому программа построена на принципах гуманизации и развития личностных качеств обучающихся, направлена на раскрытие творческого потенциала обучающихся, формирование знаний об окружающем мире по принципу «расширяющейся спирали»: от своего дома, школы, семьи, края до Отечества – России, воспитание национального сознания, гражданственной толерантности.
Представленная программа предлагает знакомство с прошлым и настоящим родного края, народными традициями, человеческими ценностями, побуждает на новые открытия, формирует навыки здорового образа жизни, что помогает реализовать принципы развития общества.
Программа является комплексной, так как включает в себя четыре направления: гражданско-правовое и патриотическое воспитание; интеллектуальное развитие и воспитание; нравственно-этическое воспитание; пропаганда здорового образа жизни и основы безопасности жизнедеятельности.
Программа «Созвездие «Дружба» составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Она личностно-ориентирована и составлена так, что каждый обучающийся имеет возможность свободно выбрать то направление работы, которое наиболее приемлемо для него.
Логика построения программы предусматривает как развитие личностных качеств детей, так и создание комфортных условий в классном коллективе.
В настоящее время мальчишки и девчонки испытывают ожесточенное давление различных нравственных систем, идей и установок. Им непосильно выдержать в одиночку это давление и разобраться в многообразии этих систем. Помочь детям научиться решать проблемы сообща, не перекладывая ответственность на другого, относиться с уважением к мнению каждого, быть готовым к взаимодействию призвана программа «Созвездие «Дружба». Сама жизнь немыслима без взаимодействия: взаимопонимания, взаимоподдержки, взаимосотрудничества. А это и есть проявления чистосердечной, преданной дружбы, такой важной каждому человеку. Дружба — это школа воспитания благородных чувств. Верность дружбе, преданность другу побуждают детей к самоотверженным поступкам. Воспитывать в каждом ребенке душевные богатства, необходимые для благородной, требовательной, преданной, щедрой дружбы, — одно из самых тонких прикосновений воспитания к самым чувствительным уголкам индивидуальности.
3. Цели и задачи
Цель: создание условий для формирования дружного детского коллектива через развитие личности интеллектуальной, всесторонне–культурной, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем.
Задачи:
воспитание граждан с ориентацией на общечеловеческие ценности, понимание и поддержание нравственных устоев семьи;
формирование у учащихся высокого патриотического сознания;
создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, одноклассниками в решении общих проблем;
способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе;
формирование толерантного отношения к миру в целом, к конкретным людям;
создание комфортных условий для детей в классе;
формирование валеологической компетентности (сопровождение индивидуальной образовательной траектории учащихся и навыков, способов сохранения собственного здоровья; пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек и противоправного поведения).
4. Виды деятельности
изучение способностей к взаимодействию каждого ученика в коллективе;
определение проблем в общении и организации коррекции на материале диагностики;
обучение учащихся конструированию и моделированию работы в коллективе с помощью организации активных форм деятельности;
обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения;
организация просвещения и консультирования родителей по проблемам взаимодействия;
обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, часы общения;
изучение с учащимися Заповедей дружбы с целью продуктивного взаимодействия в коллективе.
4. Содержание программы
Содержание программы сформировано таким образом, чтобы обеспечить реализацию вышеперечисленных педагогических задач и включает в себя следующие тематические направления:
«Люблю тебя, моя Родина»
Главным во все времена считалась идеология общества, формирование и развитие личности будущего человека. Самым важным было и остается каким будет человек, как сформировать, воспитать, а потом научить настоящего человека, вложить в него знания и умения всех предыдущих поколений. Под гражданственностью понимается такой уровень культуры человека, при котором достигается понимание закономерностей общественного устройства, развивается способность к рефлексивному поведению в обществе, формируется готовность к принятию ответственных решений в проблемных жизненных ситуациях на основе усвоенных знаний и ценностей данного сообщества.
Цель классного руководителя в этом направлении - формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах в поведении человека в обществе и отношений между личностью и государством.
Задачи классного руководителя в направлении «Люблю тебя, моя Родина»:
формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
развитие гражданской инициативы обучающихся класса;
создание у обучающихся целостной картины устройства общества во взаимосвязях с природой, мировым сообществом;
разработка теоретических основ организации процесса развития гражданственности младшего школьника в рамках социально адаптирующего образовательного процесса.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Люблю тебя, моя Родина»:
тематические часы общения: «С чего начинается Родина», «Мы знаем свои права», «Ими славен наш край», «Города Подмосковья»;
конкурсы (рисунков, поделок, чтецов): «Открытка ветерану», «Конституция глазами детей», «Живём в мире и согласии»;
встречи (с представителями правоохранительных органов, с ветеранами): «И я буду солдатом», «Кем и чем прославлен мой город», «О чём рассказал орден?», «Что такое хорошо и что такое плохо»;
экскурсии: «Люблю тебя, мой город!», «Музей Боевой Славы», «Музей памяти», «Чем богат наш край», «Наши соседи – военнослужащие и их быт»;
игры-викторины, праздники: «Родина любимая моя», «Знаю ли я свою страну», «Что? Где? Когда?».
1 класс
Сентябрь Час общения «Семья – это семь «Я»
Октябрь Встреча с представителем правоохранительных органов «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Ноябрь Час общения «Символы Российского государства»
Декабрь Виртуальная экскурсия «Люблю тебя, мой город!»
Январь Музыкально-литературная гостиная «Фольклор родного края»
Февраль Конкурс рисунков «Кем служил мой папа?».
Час общения «Кто они – Защитники Отечества?»
Март Устный журнал «Весенние праздники и обряды»
Апрель Час общения «Ими славен наш край»
Май Урок мужества «Давно закончилась война»
2 класс
Сентябрь Час общения «С чего начинается Родина?»
Октябрь Час общения «Города Подмосковья»
Ноябрь Час общения «Мы знаем свои права»
Декабрь Встреча с участников военных действий «И я буду солдатом»
Январь Виртуальная экскурсия «Чем богат наш край»
Февраль Игра «Юные герои»
Март Праздник «Семейные посиделки»
Апрель Конкурс «Открытка ветерану»
Май Поход с родителями по местам боевой славы.
3 класс
Сентябрь Игра-викторина «Родина любимая моя»
Октябрь Правовая игра «Что? Где? Когда?»
Ноябрь Конкурс рисунков «Конституция глазами детей»
Декабрь Встреча с заслуженным жителем Лопасненского края «Кем и чем прославлен мой город»
Январь Устный журнал «Семейные ценности»
Февраль Посещение музея Боевой Славы
Март Проект «Женщины моей семьи»
Апрель Час беседы «Первый полет человека в космос»
Май Встреча с ветеранами «О чем рассказал орден?»
4 класс
Сентябрь Час общения «С любовью к России», вспоминая Бородинскую битву.
Октябрь Конкурс рисунков «Живем в мире и согласии»
Ноябрь Игра-викторина «Знаю ли я свою страну?»
Декабрь Час общения «Конституция – основной закон государства»
Январь Проект «Моя родословная»
Февраль Экскурсия в воинскую часть «Наши соседи – военнослужащие и их быт»
Март Конкурс плакатов «Память жива»
Апрель Час общения «Не забыть нам этой даты»
Май Посещение музея Памяти.
«Всё обо всём»
Воспитание интеллекта – одна из центральных задач всестороннего гармонического развития личности. Доказано, что интеллектуальное развитие – непрерывный процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях, и что оно наиболее интенсивно происходит в ходе активного усвоения и творческого применения знаний. Развитие интеллектуальных способностей учащихся важно на всех этапах школьной жизни.
Целью работы классного руководителя в этом направлении является оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи классного руководителя в направлении «Всё о обо всём»:
создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность;
сохранить любопытство и информационную насыщенность;
развивать стремление к самообразованию;
создавать условия для практического применения.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Всё обо всём»:
тематические часы общения: «Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики», «В гостях у дедушки Корнея», «В песне душа народа»;
конкурсы (рисунков, поделок, чтецов): «140 лет А. П. Чехову», «Мои любимые произведения А. П. Чехова», «С книгой по жизни», «Наши друзья – Карандаш и Самоделкин»;
встречи с интересными людьми: писатели - М. Тарловский, В. Постников; командир в/ч – Перепечай В. М.;
экскурсии: «Фабрика ёлочных игрушек», «Фабрика пастилы», «Кондитерская фабрика», «Музей игрушки»;
игры-викторины, праздники: «Книжкины именины», «КВН», «Брейн-ринг», «Вечер весёлых вопросов и ответов».
1 класс
Сентябрь Час общения «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»
Октябрь Экскурсия «Путешествие в библиотечную страну»
Ноябрь Урок-исследование «Во саду ли, в огороде»
Декабрь Экскурсия на кондитерскую фабрику.
Январь Час общения «В песне душа народа»
Февраль Час беседы «Народная мудрость»
Март Праздник «Посвящение в читатели» (прощание с Азбукой)
Апрель Конкурс рисунков «Наши друзья: Карандаш и Самоделкин»
Май Игра-викторина «Час загадок и отгадок»
2 класс
Сентябрь Час общения «Книга – вечный источник знания»
Октябрь Вечер веселых вопросов и ответов.
Ноябрь Конкурс чтецов «С книгой по жизни»
Декабрь Экскурсия в музей игрушки.
Январь Устный журнал «Всё обо всём»
Февраль Праздник «Книга – всей жизни голова»
Март Час общения «В гостях у дедушки Корнея».
Встреча с писателем М. Тарловским.
Апрель Проект «Все работы хороши – выбирай на вкус»
Май Праздник русской берёзы.
3 класс
Сентябрь Игра-викторина «Мама, папа, я – читающая семья»
Октябрь Брейн-ринг «Что за прелесть эти сказки!»
Ноябрь Час общения «путешествие в «Читай-город»
Декабрь Экскурсия «Фабрика ёлочных игрушек»
Январь Конкурс рисунков «140 лет со дня рождения А. П. Чехова»
Февраль Встреча с командиром воинской части «Встречи с интересными людьми»
Март Встреча с писателем В. Постниковым.
Апрель Праздник «Книжкины именины»
Май Литературный ринг «Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно»
4 класс
Сентябрь Час общения «Век живи, век учись»
Октябрь Игра «Колесо истории»
Ноябрь Виртуальное путешествие «Мир вокруг нас»
Декабрь Экскурсия на фабрику пастилы.
Январь Конкурс рисунков «Мои произведения А. П. Чехова»
Февраль КВН «Волшебный мир книг»
Март Конкурс чтецов, посвященный Всемирному дню поэзии.
Апрель Поездка в Музей Космонавтики.
Май Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
«Передай добро по кругу»
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников не подлежит сомнению. Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаешь свои силы. В нравственном воспитании важно не только сформировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить младшего школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.
Цель работы классного руководителя в этом направлении состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратить во внутренние стимулы личности каждого ребенка.
Задачи классного руководителя в направлении «Передай добро по кругу»:
возрождать духовно-нравственные ценности;
расширять культурный кругозор;
развивать культуру этического мышления, способность морального суждения и оценки;
развивать умение самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора;
формировать гуманистическое отношение к окружающему миру;
создать условия для формирования целостного нравственного коллектива.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Передай добро по кругу»:
тематические часы общения: «Пойми меня правильно», «Что такое «дружба», «Слово огорчает, веселит, утешает». «В силах я искоренить зло в самом себе»;
конкурсы: «Красота спасет мир», «Коса – девичья краса», «А, ну-ка, мальчики!», «А, ну-ка, девочки!» ;
встречи: «Дорогие мои старики», «Выпускники школы»;
экскурсии в библиотеки, музыкальную школу, клуб завода «Энергомаш»;
игры-викторины, праздники: «Новогоднее происшествие», «Школа добрых дел», «Праздник мам».
1 класс
Сентябрь Час общения «Правила поведения в школе»
Октябрь Час общения «Что такое «дружба»?»
Ноябрь Урок доброты «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»
Декабрь Экскурсия в школьную библиотеку.
Январь Час общения «Разговор о честности»
Февраль Праздник «От улыбки всем светлей»
Март Урок-практикум «Книжная больница»
Апрель Экскурсия в музыкальную школу.
Май Час общения «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда»
2 класс
Сентябрь Час общения «Слово огорчает, веселит и утешает»
Октябрь Конкурс рисунков «Красота спасет мир»
Ноябрь Игра-викторина «Школа добрых дел»
Декабрь Час общения «Дружба крепкая»
Январь Беседа «Спешите делать добро»
Февраль Устный журнал «скуку, лень из жизни вон»
Март Экскурсия в городскую библиотеку.
Праздник «Для милых дам»
Апрель Праздник «Международный день птиц»
Май Час общения «Что такое толерантность?»
3 класс
Сентябрь Час общения «Пойми меня правильно»
Октябрь Встречи с интересными людьми «Дорогие мои старики»
Ноябрь Концерт «Милой мамочке моей»
Декабрь Праздник «Новогоднее происшествие»
Январь Обзор-информина «О милосердии»
Февраль Игра «А, ну-ка, мальчики!»
Март Игра «А, ну-ка, девочки!»
Апрель Беседа «Этика, этикет»
Май Игра-викторина «Считаете вы себя культурным человеком?»
4 класс
Сентябрь Час общения «В силах я искоренить зло в самом себе?»
Октябрь Встречи с интересными людьми «Выпускники школы»
Ноябрь Мастерская «Столовая для птиц»
Декабрь Круглый стол «Поговорим о вежливости»
Январь Диспут «Встречают по одежке, провожают по уму»
Февраль Устный журнал «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Март Конкурс «Коса – девичья краса»
Апрель Экскурсия в клуб завода «Энергомаш»
Май Проект «Благодарю Вас за…»
«Мы выбираем жизнь!»
Здоровье – важнейший фактор работоспособности гармоничного развития человеческого, а в особенности детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболеваний, но и состояния полного социального физического и психологического благополучия.  Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. Необходимо организовать школьную деятельность так, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми. А это невозможно без принципа природосообразности, который предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека как её неотрывной части. Принцип природосообразности требует, чтобы содержание, методы и формы воспитания, стиль взаимодействия классного руководителя и ученика соответствовали их природе и учитывали состояние здоровья ребенка, его физический потенциал.
Целью работы классного руководителя в этом направлении является использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации значимости физического и психологического здоровья человека.
Задачи классного руководителя в направлении «Мы выбираем жизнь»:
развивать понимание важности здоровья для будущего самоутверждения;
формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психологического здоровья;
развивать умение самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора;
способствовать физическому развитию учащихся для укрепления их здоровья.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Мы выбираем жизнь»:
тематические часы общения: «Режим дня», «Здоровье сгубишь – новое не купишь», «Привычки, которые мешают нам жизнь», «Азбука безопасного поведения». «Уроки дяди Стёпы»;
конкурсы: «Если хочешь быть здоров…», «Формула здоровья», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»;
встречи с инспектором ГИБДД, медицинскими работниками;
сезонные экскурсии в парк, прогулки на свежем воздухе;
игры-викторины, праздники: «Олимпийские состязания», «Выше, быстрее, сильнее», «Весёлые старты», «По тропинкам здоровья».
1 класс
Сентябрь Практикум «Уроки дяди Степы»
Октябрь Час общения «Режим дня»
Ноябрь Встреча с инспектором ГИБДД «Внимание! Дорога!»
Декабрь Час общения «Если хочешь быть здоров – закаляйся»
Январь Встреча с медицинскими работниками школы «наши друзья – витамины»
Февраль Экскурсия в парк.
Март Игра-викторина «Почему важно не забывать о гигиене?»
Апрель «Веселые эстафеты на свежем воздухе»
Май Устный журнал «Овощи и фрукты – полезные продукты»
2 класс
Сентябрь Час общения «Здоровье сгубишь – новое не купишь»
Октябрь Час общения «Привычки, которые мешают нам жить»
Ноябрь Игра «В гостях у Мойдодыра»
Декабрь Игра-викторина «По тропинкам здоровья»
Январь Зимние игры на свежем воздухе
Февраль Час общения «Три кита здоровья»
Март Час общения «Правила здорового питания»
Апрель Конкурс рисунков «Формула здоровья»
«Веселые старты»
Май Диспут «Откуда берутся грязнули?»
3 класс
Сентябрь Час общения «Азбука безопасного поведения»
Октябрь Конкурс рисунков «Если хочешь быть здоров…»
Ноябрь Игра «Путешествие в страну Светофорию»
Декабрь Выставка книг «Экология в художественной литературе»
Январь Олимпийские игры «Выше, быстрее, сильнее»
Февраль Ярмарка полезных советов «Дорога к богатырскому здоровью»
Март Час познания «Опасности в лесу»
Апрель Праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»
Май Экскурсия в парк «Лекарственные растения»
4 класс
Сентябрь Конкурс рисунков «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу»
Октябрь Игра-исследование «История возникновения правил дорожного движения»
Ноябрь Час общения «Шалость и хулиганство»
Декабрь Встреча с медицинским работниками школы «Не всегда вкусное – полезное»
Январь Диспут «Причины несчастных случаев»
Февраль Проект «Во саду ли, в огороде»
Март Праздник «Академия физкультуры»
Апрель Проект «Сохраним природу – сохраним жизнь»
Май Поход с родителями «Здравствуй, лето!»
5. Работа с родителями
Важнейшая направленность деятельности классного руководителя – это семья, в которой растёт, формируется, воспитывается ребёнок. Классный руководитель должен помнить, что воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребёнка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Успеху работы классного коллектива способствует тесное взаимодействие с родителями.
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся:
родительские собрания (общешкольные/общеклассные);
индивидуальные консультации;
посещения на дому;
тематические лектории;
проведение совместных мероприятий.
6. Ожидаемые результаты
осознание гражданской идентичности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
формирование толерантного отношения к окружающим;
формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие эстетического чувства, прежде всего доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
проявление активности во взаимодействии для решения различных задач;
формирование умения координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
39935158082280