Из опыта работы учителя Марковой Татьяны Владимировны

Статья в журнал


Автор статьи: Маркова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов Золотинской средней общеобразовательной школы им. Г.М. Василевич, г. Нерюнгри. с. Иенгра
Адрес: 678996 Республика Саха (Якутия) Нерюнгриский район, с. Иенгра, ул. Сосновая 7 кв. 2 , дом. тел. 8 (41147) 23164, сот. 89241781376

«Из опыта работы по созданию единого воспитательного пространства семьи и классного коллектива»

Классный коллектив существует 4 года, девиз нашего класса «Светить всегда, светить везде хорошими делами».
Цель воспитательной системы класса: Создание единого воспитательного пространства семьи и классного коллектива. Но, учитывая особенности данного класса, идти к цели нужно путем создания условий для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные предпосылки (желание учиться) и объективные возможности семьи, школы, общества.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Сплочение классного коллектива как основного «инструмента» психологической защиты и условия свободного развития его членов;
Создание условий для самоутверждения, самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;
Психологическая реабилитация, педагогическая поддержка, предупреждающая возможные конфликты, чреватые обвалом самооценки, разрушением личности;
Воспитание у учащихся ценностного отношения к себе, к другим людям, понимания смысла человеческого общения.
Наш классный коллектив живет в конкретной школе, в которой создана и функционирует воспитательная система, и мы стремимся влиться в эту систему, быть ее неотъемлемой частью, внося коррективы и бережно относясь к своим индивидуальным особенностям.
Золотинская средняя общеобразовательная школа – интернат им. Г.М. Василевич работает в режиме экспериментов:
-республиканского – по теме «Школа – центр социокультурного развития села».
-регионального – по реализации Концепции школьного языкового образования;
-федерального – по апробации федерального государственного стандарта образования второго поколения (начальная школа) в Республике Саха (Якутия). В школе созданы все условия необходимые для воспитания учащихся. Они имеют возможность заниматься в различных объединениях дополнительного образования по всем направлениям деятельности.
Составляющие воспитательной системы:
Это:
Информационно-аналитическая деятельность, с которой начинается и которой заканчивается любое педагогическое воздействие, рассчитанное на определенный временной период;
Воспитание в процессе обучения;
Внеурочная воспитательная работа по направлениям: гражданско-патриотическое, трудовое, нравственно-эстетическое, экологическое, спортивно-оздоровительное;
Деятельность ученического самоуправления;
Работа с родителями;
Работа со всеми вспомогательными службами школы.
Более подробно остановлюсь на каждом из этих направлений и покажу, как каждое из них способно работать на достижение поставленных задач в нашем классе. Информационно-аналитическая деятельность имеет несколько составляющих, но наиболее трудоемкое направление, дающее информацию для размышления и постановки цели и задач на новый учебный год – ежегодный мониторинг по уровню воспитанности детей. После проведения мониторинга я сравнила результаты класса. Оказалось, что в этом учебном году такие качества личности: любознательность, отношение к труду, отношение к общественным нормам у моих ребят лучше. О чем это говорит? На мой взгляд, дети хотят трудиться, считаться с общепринятыми нормами, процесс познания на уровне. Чтобы решать разные проблемы воспитания, необходимо уделять внимание развитию воли, гражданскую позицию и гражданское самосознание. И об этом, на мой взгляд, должны знать родители детей. Совместно с ними мы можем найти способы воздействия на детей. Отсюда вытекает цель на ближайшую перспективу. Необходимо разработать комплекс мер, направленных на ликвидацию недостатков.
Какие возможности мне как классному руководителю представляет деятельность психолога? С его участием мы исследуем такие позиции, как сформировать такие качества как любознательность, отношение к труду и отношение к общественным нормам. Качество характера формируется в совершенно конкретной ситуации. А для этого очень часто требуются усилия воли и умение планировать и выстраивать определенный алгоритм действий. Но воспитание в себе силы воли требует постоянной работы над собой. И это нормально, так поступают все взрослые. А так как ребенок всегда стремится стать взрослым, то это дает ему определенный стимул к развитию воли и возвышению ребенка в собственных глазах. Необходимо стимулировать даже малое проявление силы воли, хвалить ребенка, особенно в присутствии детского коллектива, придумывать систему поощрений.
Выстраиванию межличностных отношений в классе в процессе коллективной деятельности мне, несомненно, поможет обращение к ученическому самоуправлению. Перечислю названия : староста, учебный сектор, трудовой, санитары, культурно -массовый, физкультурные организаторы, цветоводы. Цель классного самоуправления – развитие и поддержка в процессе управления классом, создание условий для самоопределения, самореализации учащихся, развитие самодеятельности, трудолюбия и гражданской ответственности.
Продумывая разные формы работы с детьми, я снова обращаюсь к возможностям воспитательной системе, а именно к внеурочной воспитательной работе по разным направлениям. Самое весомое на сегодняшний день – это родовое воспитание, это гражданско-патриотическое. Об этом свидетельствуют многочисленные награды, получаемые коллективом класса учащихся на уровне школы, села, района, республики.
Коллективные творческие дела, разработанные на весь учебный год. Очень актуальным направлением воспитательной работы стало экологическое воспитание, спортивно-оздоровительная деятельность. За время пребывания в начальной школе дети успели побывать в различных летних лагерях, поучаствовать во многих соревнованиях, занимаются почти все в объединениях дополнительного образования школы Детской школы искусств.
Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования позволяют расширить сферу деятельности, приобрести новый опыт общения. Дети принимают участие и становятся победителями конкурсов, научно-практических конференций. Наши дети являются активными участниками разных мероприятий, которые проводятся в школе, селе, городе.
Определение содержания и форм нравственного воспитания – одна из самых актуальных задач развития и духовная база современной общеобразовательной школы, в реализации которых в учебно-воспитательном процессе создались большие трудности, а поэтому в школе нужна система нравственного воспитания. Мы считаем, что именно деятельность школы с опорой на семьи и общественность, прогрессивные народные традиции, направленные на социализацию личности, может способствовать развитию и воспитанию личности.
Школа – это сегодня главный центр организации базового морального образования и нравственного воспитания детей, а также центр содействия этому процессу вне школы и в семье.
Сегодня, в условиях нестабильности общества возникает принципиально иная социальная ситуация.
Президент нашей страны, Медведев М.А., сказал, что цель, поставленная перед образованием – воспитать компетентную всесторонне развитую личность – не может быть успешно достигнута, если учителя будут решать ее одни, без помощи родителей и общественности. Содружество школы, семьи, общественности несет в себе богатейшие педагогические возможности.
Идеи современности определяют сегодня труд и помыслы учителей, ставят перед ними серьезные задачи. Успешное решение этих проблем зависит от качества труда педагога, его умения учить и воспитывать.
Определившись в общих вопросах, пытаюсь построить достаточно простую систему воспитательных приоритетов. Воспитательную работу в классе я веду под девизом «Союз трех сердец»: учитель – ученик – родители. Именно в этом союзе возможно осуществление главной воспитательной задачи – формирование творческой личности. Без участия родителей создать в педагогическом процессе обстановку психологически бережного отношения к личности ребенка, уважения маленького человека, имеющего право на личное развитие, невозможно.
«Счастлив тот, кто счастлив дома», - говорил великий русский писатель Лев Толстой, имея в виду ту атмосферу, которую создают в семье, прежде всего взрослые, помогая стать детям увлеченными, деятельными, гармонично развитыми людьми. Поэтому для меня как воспитателя было очень важно интерес школы превратить в интерес семейный и наполнить его общими делами. И я решила использовать для этого наиболее распространенную коллективную форму работы с родителями – родительские собрания, коллективные творческие дела, традиционные праздники в классе., походы .
В свое время А.С. Макаренко указывал на то, что эффективность семейного воспитания определяется не временем, затраченных на воспитание, а всем укладом жизни семьи. Поэтому говорить с родителями я собралась о главном – о необходимости быть ближе к своим детям. Создание в классном коллективе дружной семьи единомышленников со своими традициями, с отношением доверия и уважения друг к другу, взаимопомощи. Выработала определенные правила и следующие ориентиры, которыми руководствуются родители и учащиеся моего класса.
ИТЫ – правила жизни людей, правила поведения, традиции.
Человек – абсолютная ценность, рассматриваемая как часть семьи, природы, общества. «Земли и Неба благословением живет человек».
Творчество – необходимое условие реализации личности. «Доброе из себя наружу выпускай, а плохое подавляй».
Дружба, любовь, гуманное отношение – основа взаимоотношений между людьми. «Тех, кто тебя раньше солнце увидел, слушай».
Труд – основа бытия. «Жизнь прожить - не один горный перевал перевалить».
Кредо классного руководителя составляют такие идеи:
Быть внимательным к каждому школьнику: каждый ребенок интересен, уникален;
Не навредить, заметить и помочь в раскрытии творческой индивидуальности личности ученика.
Таким образом, воспитание предполагается строить с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, спортивную, творческую, коммуникативную и трудовую.
Воспитывая, помнить заповеди:
Не подсказывать готового решения, а показывать и разбирать с ребенком правильные и ложные шаги к цели;
Предоставить ему самостоятельность, не контролировать каждый шаг;
Не пропустить момента первого успеха;
Указать ребенку на ошибку, постараться , чтобы он осознал ее сам;
Оценивать не личность, а поступки. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и тоже.
Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете, верите в него, несмотря на его оплошность;
Никогда не воспитывайте ребенка в плохом настроении;
Воспитатель должен быть твердым, но добрым.
Через совместную с педагогом деятельность личность осваивает различные образцы деятельности, в результате чего происходит формирование личностных качеств, обеспечивающих уровень развития личностного потенциала и его реализации в будущем. В конечном итоге у школьников должны развиваться:
Интеллект;
Творческие способности;
Нравственные ценности (справедливость, ответственность, уважение к окружающим, чувство собственного достоинства, милосердие) - «Доброе из себя наружу выпускай, а плохое подавляй».
Коммуникативные качества (готовность прийти на помощь, способность к сопереживанию, понимать другого, готовность к сотрудничеству) – «Хорошего человека себе напарника – друга ищи».
Такт;
Саморегуляция поведения – самостоятельность и чувство долга, инициативность, организованность и пунктуальность, дисциплинированность, самоконтроль – «Очаг свой разожги - корнем человека будь».
Знание традиций, обычаев народа, его культурных ценностей.
Работая по направлению «Родовое и семейное воспитание» ставим цели: Формирование положительного и ответственного отношения за воспитание ребенка. Сделать союзником в деле воспитания и обучения.
Задачи:
Осознание учащимися ценности семьи.
Сотрудничество с семьей.
Изучать вопросы возрастной психологии, особенности развития, изучать свой род.
Определившись в общих вопросах, пытаемся построить достаточно простую систему воспитательных приоритетов. Воспитательную работу в классе мы ведем под девизом «Союз трех сердец»: учитель – ученик – родители. Именно в этом союзе осуществляются главные воспитательные задачи формирования творческой личности. Без участия родителей создать в педагогическом процессе обстановку психологически бережного отношения к личности ребенка, уважения маленького человека, имеющего право на личное развитие, невозможно. «Счастлив тот, кто счастлив дома»,- говорил великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, имея в виду ту атмосферу, которую создают в семье прежде взрослые, помогая стать увлеченными, деятельными, гармонично развитыми людьми. Поэтому для меня как воспитателя было важно интерес класса превратить в интерес семейный и наполнить его общими делами. С помощью и при участии родителей в классе проходят родительские собрания, творческие дела и конкурсы, традиционные праздники в классе, походы, экскурсии. В работе с родителями я опираюсь на родительский комитет, с помощью которого подключаю к работе всех родителей. С помощью родителей мы побывали на звероферме, где выращивают чернобурок и песцов, в пожарной части, в новом детском саду. Свои впечатления ребята отразили в сочинениях «Труд моих родителей». Сочинения разные, но в них то, что ребята ценят и уважают труд своих родителей.
Мы рассматриваем воспитательный процесс как становление, создание отношений товарищеской заботы друг о друге и окружающем мире, творческое развитие личности каждого ученика этих отношений, улучшение себя и окружающей жизни через полезную деятельность. Воспитание детей зависит то установления родственных связей, возрождения семейных традиций, поэтому семьи начали работу по изучению своей родословной. Создание в коллективе дружной семьи единомышленников со своими традициями, с отношением доверия и уважения друг к другу, взаимопомощи. Выработаны следующие ориентиры и правила, которыми руководствуются ребята и родители моего класса.
Для младшего школьника характерна повышенная потребность в общении с взрослыми, главное место среди них занимает учитель, но семья не утратила своей ценности. Потребность в общении сильна, связь с семьей у детей этого возраста еще достаточно крепка. Самой эффективной формой считаю работу «Родители и дети». Все внеклассные мероприятия проводились с участием родителей. На праздниках родители - и участники, и организаторы праздничного стола. Вся работа с детьми проходит под девизом: «Светить всегда, светить всегда хорошими делами». Наши праздники превращаются в своеобразные открытые уроки, так как многие из них подводят итог определенному отрезку учебной деятельности. Кроме того, на праздниках и во время подготовки к ним много возможностей для общения детей и родителей.
Успехи в обучении напрямую зависят то состояния здоровья, поэтому немаловажное приоритетное направление в нашей работе «Здоровье», цель которого: Поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья.
В условиях класса предполагает:
Работу по сохранению и укреплению нравственного, психического и физического здоровья;
Способность ученика осознанно вести здоровый образ жизни, заботиться о поддержании здоровья.
Задачи:
1. Создать условия для формирования и приобщения учащихся к здоровому образу жизни, как к одному из главных путей достижения успеха.

2. Развитие положительных мотиваций на сохранение и укрепление здоровья.
Для решения задач важна реализация следующих идей:
Реализация основных положений Декларации прав ребенка, направленных на защиту здоровья и получение полноценного образования.
Включение охраны здоровья детей в число приоритетных направлений деятельности классного руководителя и родителей.
Комплекс мер, направленных на создание условий для гармоничного развития ребенка, охрану и укрепление его здоровья, должен включать следующие направления:
Нормализация учебной нагрузки.
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности образовательных учреждений.
Поддержка программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, полноценное развитие учащихся.
Содержание деятельности (учащихся, классного руководителя).
Оздоровительная среда:
посещение спортивных секций;
организация походов в лес, экскурсий, прогулок;
день здоровья.
Необходимая психологическая среда:
совместная работа психолога и классного руководителя по различным вопросам диагностики и коррекции.
Для охраны и укрепления здоровья ребенка реализовали через систему физкультурно-оздоровительной работы за счет:
-организации физминуток во время уроков;
-проведении динамических перемен,
-проведении подвижных игр на свежем воздухе, прогулок, экскурсий, походов. Работа по программе велась через организацию спортивных мероприятий, походов в лес, экскурсий, лыжных прогулок, организацию традиционных праздников, дней здоровья.
Другое Направление «Я - Ученик», цель которого: создание условий для получения соответствующего современным представлениям качественного образования, на развитие эрудиции, формирование потребности в самообразовании.
Формирование целостной личности, ориентированной на самопознание, самовоспитание, саморазвитие.
Задачи:
1.Развитие и осознания личностью своей необходимости, своего «Я».
2. Умение организации своего свободного и учебного времени.
3. Формирование навыков уважения другой личности.
4. Формирование и развитие ответственности за результаты учебы.
5. Вовлечение учащихся в работу над собой – самообразование, самовоспитание.

При работе по направлению «Культура общения» поставлены следующие цели: Выявить внутриличностный потенциал учащихся и его постепенная, последовательная реализация.
Выбраны формы и методы работы: анкетирование, наблюдение, часы общения, классные собрания, диагностика уровня воспитанности и отслеживание занятости учащихся класса.
Задачи:
1. Создание атмосферы успешности, ощущения продвижения вперед, достижения поставленной цели.
Снятие всех стрессобразующих факторов.
Развитие блока уникальности внутриличностного потенциала стало возможным благодаря реализации следующих условий:
- учет индивидуальных особенностей конкретного ребенка;
- учет возрастных периодов для развития потенциальных способностей к значимым видам деятельности;
Это направление пронизывает все возможные воспитательные деятельности: учебную, спортивную, эстетическую, нравственно-этическую.
Понимая процесс воспитания как процесс взаимодействия взрослого и детей, считаю необходимым создать условия для их развития.
Целью своей работы ставлю, развивать личность ребенка, формировать самодисциплину, ответственность. Поэтому ребята с моего класса выполняют единые требования к учащимся, кодекс школьника. При проведении классных и школьных мероприятий все ученики стремятся принять в них участие.
Для того, чтобы родители могли лучше понять возможности детей, требования к ним, следить за интеллектуальным ростом, необходимо проводить открытые уроки для пап и мам. Наблюдения за детьми на открытых уроках позволяют родителям понять, на что следует обратить особое внимание, как и какую помощь оказать своим детям.
На итоговых родительских собраниях за год, видят, чему научились их дети. Ведь они не только учатся писать, читать, считать, но и быть пытливыми, любознательными, отзывчивыми, добрыми. А достигается это благодаря совместной работе учителя, родителей и детей.
Все запоминающиеся события, происходящие в нашем классе, запечатлены в альбомы, на видеозаписи. Это своеобразная летопись класса. Фотографии делают родители. Общие дела и интересы класса сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. Восприимчивые души детей являются благодатной почвой, способной взрастить семена знаний, добра, нравственности.
На нравственное становление каждого ученика оказывает наибольшее влияние именно коллектив. Кроме того, я считаю, что нет такой деятельности в школе, классе, да и не только в школе, которая бы влияла на развитие моральных качеств ребенка. Только учителю надо видеть эти воспитательные возможности и реализовать их.



15