Родительское собрание для родителей одаренных детей Проблемы одаренных детей

Родительское собрание для родителей одаренных детей.

Тема: Проблемы одаренных детей.
Цель: 1. Расширение психолого-педагогических знаний родителей в вопросах детской одаренности.
2. Практические рекомендации для родителей по преодолению возможных затруднений в сфере учебной деятельности, поведения, общения.

«Творить – означает созидать, делать шаги в неизведанное. Величайший из известных нам творцов – природа. А творящий человек лишь подобен ей». Все одаренные дети являются творцами, ведь именно творческие способности, неординарное, гибкое, нестандартное мышление является залогом будущих «выдающихся достижений».
Феномен детской одаренности интересует многих. В настоящее время накоплено достаточно полное и точное феноменологическое описание этой реальности. Однако недостаточно внимания уделяется изучению сложностей и проблем, с которыми сталкиваются одаренные дети. А ведь знание о проблемах детской одаренности, причинах их появления в практическом плане позволит осуществлять эффективную психологическую и педагогическую поддержку одаренным детям или хотя бы не допускать ошибок в педагогическом процессе.
Можно выделить четыре основные группы проблем, которые могут появиться у одаренных детей:
В учебе:
низкая учебная мотивация (нежелание учиться); в младшем школьном возрасте не формируются навыки организации учебной деятельности, в средней школе - проблемы при подготовке домашних заданий, при выполнении заданий определенной степени сложности;
игнорирование заданий учителя (демонстративное или тревожное);
отсутствие простейших знаний по одним предметам и высокие успехи по другим (может блестяще справляться с творческой работой и не уметь выполнять рутинные, трудоемкие задания);
перестает выполнять задания, которые делал раньше, нежелание выполнять задания.
Одной из возможных причин такого рода проблем может быть перегруженность ребенка заданиями, развивающими только интеллектуальные способности ребенка, без учета индивидуальных познавательных потребностей, личностных смыслов. При этом нарушается равномерность развития ребенка – интеллект развивается в ущерб его физическому, эмоциональному и личностному развитию (репертуар социальных ролей инфантилен).
Поведение:
агрессивное поведение – ведет себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки других (может портить вещи, ругаться, драться);
или, наоборот, - уход в себя, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах (может быть демонстративным).
Одной из возможных причин такого поведения может быть протест против сложившегося неадекватного отношения к нему сверстников и родителей. Особенно если со стороны ближайшего окружения идет длительное подавление его важнейших психологических потребностей. (Например: ребенок хочет гулять, пообщаться с друзьями, а его день расписан по минутам и нет свободного времени для друзей (особенно в подростковом возрасте).
Общение:
несформированность форм и средств продуктивного общения – одна из возможных причин – среда, которую создали родители (нет времени на общение со сверстниками);
невысокий уровень организаторских способностей – основная причина – щадящий режим (родители выполняют за детей все домашние обязанности).
Такого рода проблемы способствуют возникновению замкнутости, агрессии и комплексов у одаренных детей.
Внутриличностные проблемы:
одаренные дети более чувствительны к сигналам окружающей среды;
может быть часто занижена самооценка и социальная уверенность (тревога, неуверенность и комплексы);
постоянное чувство неудовлетворенности из-за повышенной требовательности к себе и несовершенству творческого результата;
критическое отношение к себе; чувство несоответствия предъявляемым требованиям окружающих и страха не оправдать доверие и надежды других;
повышенный уровень тревожности, мнительности и повышенной чувствительности на неуспех (поэтому одаренность может сочетаться с низкой успеваемостью в школе).
Одаренные дети осознают не свою одаренность, а «отличность» от других. Они постоянно сравнивают себя с окружающими сверстниками и часто расценивают результаты сравнения не в свою пользу. Особенно это важно в подростковом возрасте, когда подростки хотят быть как все сверстники и не отличаться от них. Это может перерасти в отчужденность, породить внутриличностные конфликты, может сформироваться комплекс неполноценности «Я не такой как все, значит я хуже», что часто приводит к нервным срывам, неврозам и т.п.
Детская одаренность будет укрепляться и развиваться, успешно проходить все проблемные моменты и обретать новое качество, если обратить внимание на следующие моменты:
Контроль за нервно – физической нагрузкой школьника, создаваемой деятельностью и требованиями педагогов и родителей. Одаренные дети часто внешне весьма устойчивы к перегрузкам, и взрослым не просто преодолеть соблазн вложить в ребенка как можно больше информации, навыков, представлений и др. Между тем перегрузки для него так же опасны, как и для любого другого школьника.
Очень важно не «эксплуатировать» какие-то частные способности ребенка в ущерб другим его интересам и возрастным потребностям (не превращать одаренного ребенка в «узкоспециализированную высокопроизводительную машину»).
Предоставлять ребенку возможность быть субъектом собственной деятельности и развивать его индивидуальный познавательный опыт.
Целостное развитие ребенка, в том числе тех сторон его психики, его «Я», в которых он не проявляет себя ярко.
Следует развивать наряду с интеллектуальной сферой одаренного ребенка его физическую, эмоционально-волевую, социально-коммуникативную сферы, поскольку законы развития для одаренных и обычных детей принципиально одни и те же.
Достигать воспитательными мерами оптимального соотношения личностной и интеллектуальной рефлексии в каждом конкретном случае, с каждым конкретным ребенком.
Выработка педагогами и родителями стиля эффективного общения с одаренным ребенком, адекватной оценки его поступков, понимание его поведенческих проявлений. (Это всегда затруднено тем обстоятельством, что взрослые неосознанно сравнивают такого ребенка с его сверстниками, видят его отличия и не всегда способны внутренне согласиться с его правом быть не таким, как все).


15