ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
Я работаю учителем английского языка в начальной школе. Многим на первый взгляд может показаться, что, по сравнению с учащимися среднего и старшего звеньев, работа с 7-8-летками намного легче и не потребует такой большой отдачи и длительного времени на подготовку. Однако не всё оказалось так просто. Над познавательным интересом, его формированием, поддержанием и развитием я начала работать, ещё учась в педагогическом университете, но в то время объектом моего исследования были старшеклассники. Придя после общеобразовательной школы в начальную, начав работать с маленькими детьми, я поняла, что на учителя начальных классов возложена огромная миссия. Ведь именно здесь начинается изучение иностранного языка, закладываются основы познавательного интереса к предмету. В средних и старших классах учителя часто меняются, ученики приходят к новым учителям с уже сложившимся отношением к предмету, сформировавшимся или отсутствующим интересом, стереотипами, изменить которые будет уже очень сложно. В самом же начале обучения от учителя будет зависеть главное: как будет ученик в дальнейшем относиться к предмету, побежит ли он на урок английского языка с радостью или издаст разочарованный возглас. Изучив педагогическую, методическую и психологическую литературу, я пришла к выводу, что познавательный интерес, или внутренняя мотивация (анализ литературы позволяет мне опираться на эти понятия как на тождественные), являются главной движущей силой прогресса в учёбе, успехов учеников, высокого уровня их знаний. Если рассматривать мотивацию в качестве главного «запускного механизма» (И.А.Зимняя) учебной, да и любой другой, деятельности, нужно учитывать следующее: мотивация – субъективная сторона мира учеников, определяемая их собственными потребностями, пристрастиями. Учитель может лишь опосредованно влиять на неё, формируя ту основу, на которой возникает личная заинтересованность учеников к работе. Для формирования и дальнейшего развития внутренней мотивации учащихся необходимо учитывать многие факторы: разумная организация учебного процесса, правильно подобранные методы и средства обучения, опыт и профессионализм учителя, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. При всём этом нужно обязательно учитывать требования Государственного образовательного стандарта, правильно распределять время, отведённое на урок, которого порой катастрофически не хватает (а в текущем учебном году, как известно, его сократили до 35 минут). Поэтому при выборе методов и приёмов работы, планировании учебной деятельности приходится выбирать самое оптимальное, то, что в наивысшей степени активизирует мыслительные процессы и при этом стимулирует познавательный интерес учеников.
Прежде чем искать новые, яркие, нестандартные формы организации деятельности, делающие уроки запоминающими, а обучение эффективным, я попыталась разобраться с определением познавательного интереса, психологическими основами и источниками его формирования.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС».
В своей дипломной работе я подробно рассматривала понятия познавательный интерес и мотивация. Изучив работы разных авторов: методистов, психологов, педагогов – я пришла к выводу о том, что единого мнения на проблему сущности познавательных интересов и их типологий на сегодняшний день нет. Но эти два понятия (интерес и мотивация) тесно связаны друг с другом, поэтому я опираюсь на них как на тождественные.
Авторы Н.В.Бордовская и А.А.Реан говорят о том, что различные школы современной психологии пока еще не пришли к единой точке зрения на понятие мотив, так как они расходятся в определении некоторых деталей, что само определение мотива представляет собой отдельную научную проблему, и пытаются сформулировать простое рабочее определение. Мотив – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности.
Н.А.Морева определяет Интерес как отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Создание и характер интереса связаны со строением и динамикой мотивов. Целенаправленное формирование интереса имеет большое значение в процессе воспитания и обучения, считает автор.
Познавательный интерес, отмечает Н.А.Морева, несет в себе все функции интереса. Объектом его является область познания. Познавательный интерес требует от субъекта активного действия, а не только ориентировки на новизну и неожиданность. База познавательного интереса – потребность в познании. Показателями интереса в учении автор считает избирательное отношение к видам учебной деятельности, к учебным предметам, эмоциональный отклик на поступающую информацию, наличие усилий в деятельности, в самом характере деятельности – от репродуктивного к поисковому, затем к творческому. В условиях целенаправленного обучения познавательный интерес выступает как условие осознания учебной мотивации, средство развития интеллектуально-творческих способностей, способ раскрытия учебного материала.
Изучение школьниками иностранного языка может проходить несколькими путями: через курсы, кружки, дистанционное обучение, репетиторство, самообразование и т.д. Но поскольку основной путь – это учебная деятельность, то важно изучить структуру учебной деятельности, поскольку именно в ней формируется познавательный интерес учащихся к изучению учебных предметов, в частности иностранного языка.
В любой деятельности всегда есть то, что побуждает человека осуществлять эту деятельность – мотив. Мотивация определяет продуктивность учебной деятельности и является её органической составляющей (Г.В.Рогова, Ф.М.Рабинович, Т.Е.Сахарова). О.А.Казанский, рассматривая деятельность учения, говорит о том, что структуру любой деятельности можно представить в виде следующей схемы:
ПОТРЕБНОСТИ – МОТИВЫ – ЦЕЛИ – ЗАДАЧИ – ДЕЙСТВИЯ – ОЦЕНКА – РЕЗУЛЬТАТ.
Потребности существуют на двух уровнях: НУЖДА (биологические потребности) и НЕОБХОДИМОСТЬ (социальные потребности). Потребности человека неосознанны. А осознанная потребность – это мотив.
Но учебная деятельность – деятельность специфическая. В ней участвуют как минимум двое – учитель и ученик. Таким образом, учебную деятельность можно представить в виде следующей схемы:
П – М – Ц – З – Д - О (К) – Р УЧИТЕЛЬ
П – М – Ц – З – Д – О (К) – Р УЧЕНИК
О.А.Казанский утверждает, что учебная деятельность будет успешной только в том случае, когда совпадают три первых её компонента. Таким образом, мотив является одной из определяющих составляющих учебной деятельности.
Рассмотрев понятие «познавательный интерес», следует перейти к рассмотрению психологических основ формирования познавательных интересов учащихся в учебной деятельности, чтобы выяснить, каким образом процесс обучения может влиять на развитие мотивации учащихся к изучению учебных предметов, в частности иностранного языка.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА (ОЩУЩЕНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ, ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, ОБОБЩЕНИЕ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ, ПРИМЕНЕНИЕ).Эффективное и гармоничное обучение возможно только на основе учета естественной логики познавательного развития школьника. Если представить обучение как постоянный процесс разностороннего обращения культуры и общества к личности, то в качестве основного «проводника» этого обращения будет выступать сфера познавательных процессов. Именно через эту сферу проходят основные линии дидактического воздействия на личность, именно здесь складывается пространство внутренних изменений, получающих на уровне личности смысловое содержание в виде знаний, умений, навыков, ведущих к формированию основных психологических новообразований.
Традиционно в психологии выделяются следующие основные познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, обобщение, систематизация, применение. Гармоничное взаимодействие и формирование в обучении всех этих процессов являются условием полного развития личности. Рассмотрим подробно каждый из перечисленных познавательных процессов.
Ощущения и восприятие как первичная основа познания и обучения.
Ощущения считаются самыми простыми из психических явлений и представляют собой процессы отражения отдельных свойств, признаков предметов и явлений окружающего мира, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Ощущения выступают как первооснова для восприятия и познания разнообразных свойств окружающего мира. Процесс развития ощущений зависит от требований, которые предъявляются обучением, жизнью, трудом к работе органов чувств.
Различные виды чувствительности могут быть развиты в результате специально организованных упражнений. Для всестороннего развития личности, по мнению А.А.Леонтьева, необходимо целенаправленное воспитание различных систем чувствительности каждого ученика. Этому способствуют многие предметы, преподаваемые в школе (пение, иностранные языки, рисование, труд, физкультура). Процесс обучения в целом, и иностранному языку в частности базируется на определенных системах чувствительности, оказывающих влияние на потребности и устойчивость интересов, познавательную деятельность и поведение, и в то же время формирует эти системы.
Развитие органов чувств ученика требует, чтобы различение тех или иных особенностей предметов было необходимым условием выполнения интересующей ученика или в каком-либо ином отношении значимой для него деятельности. Только при такой организации деятельности ребенка осуществляется сенсорная культура, то есть, подлинное развитие ощущений учащегося.
При помощи ощущений познается величина (big, small), форма (round, square), вкус (bitter, sweet), цвет (white, blue), температура (warm, cool). Но в окружающем мире существуют не отдельные свойства, а предметы, вещи, обладающие ими, то есть, происходит целостное отражение в сознании человека предметов и явлений – процесс восприятия.
В своей работе я использовала следующие упражнения на развитие ощущений, стимулирующих познавательный интерес.
Тактильные ощущения.
Используется мягкий алфавит-мозаика (плакат). Буквы достаются из своих форм, складываются в мешочек. Ученик, не заглядывая туда, берёт букву, ощупывает её, называет. Достаёт, проверяет себя. Устанавливает на плакат в свою форму.
На столе стоят в ряд игрушки животных. Ученик выходит к доске с завязанными глазами, остальные ученики называют животное (a crocodile), ученик на ощупь отыскивает игрушку, проверяет себя. Если угадал, говорит: “I have got a crocodile”.
На доске составлено слово из магнитных букв. Нужно выйти к доске и с завязанными глазами, на ощупь прочитать слово.
Рождественская игра «Наряжаем ёлочку». На искусственной ёлке прикреплены различные игрушки (или те же буквы). Задача ученика – собрать, не подглядывая, все игрушки и сосчитать их по-английски (или собрать буквы, называя их).
Зрительные ощущения.
«Be Attentive!» На доске написаны несколько букв, учитель называет их, заведомо ошибаясь в одной или двух. Задача детей – исправить учителя.
«Memory Game» - игра по подбору пары. На доске 16 перевёрнутых парных карточек «картинка-слово» (словосочетание, предложение). По очереди каждый переворачивает по 2 карточки, если совпала картинка со словом (словосочетанием, предложением), карточки снимаются с доски.
Задания после прочтения и обсуждения текста: найди и прочитай предложения, в которых встречаются следующие словосочетания. (Можно немного изменить словосочетания.) Выбери и прочитай только верные утверждения.
На карточках: закрась только участки с английскими буквами и назови получившуюся букву.
«Собери пазл». На карточке пишется задание по-английски, карточка разрезается на несколько частей, на их гранях пишутся слова, чтобы при совпадении стыков встречалось русское слово с английским. Задача – собрать пазл и выполнить задание. Варианты: буква соединяется со звуком.
Слуховые ощущения.
Всем известная игра «Simon Says» развивает слуховую реакцию.
«I can move!» Руководящий ученик даёт команды: Dance! Skip! etc., иногда заведомо запутывая остальных. Задача остальных учеников – не ошибиться, выполнить ту команду, которая подаётся.
«Find the Sound». Учитель называет звук, который требуется опознать в словах. Затем произносит слова с паузами. Во время пауз ученики должны поднять сигнальные карточки, если услышат заданный звук.
«Find the Rhyme». Учитель произносит слова, к которым нужно подобрать рифму, например: frog – dog, big – pig, sad – bad, etc.
Загадки-рифмовки: «Река в Африке – Нил, по-английски – the Nile. Там зелёный и мокрый живёт…» (crocodile), «Перед ними всегда открываются двери – перед теми, кто умный, хороший и…» (merry), etc.
«That’s impossible!» Учитель называет словосочетание (a brown bear, a green crocodile, a pink monkey, etc.) и бросает мяч одному из учеников. Если то, что называет учитель, возможно, мяч надо поймать, если нет – отбить.
Восприятие представляет собой познавательный процесс, в котором отражение предметов и явлений осуществляется в их неразрывной целостности, совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Полнота и точность восприятия зависят от общественной практики и опыта людей, накопленных знаний о признаках и свойствах предметов. В своей познавательной деятельности ученик приобретает знания, уточняет их, расширяет, сверяет свои знания с теми, которые известны обществу.
Следует отметить, что различные формы организации учебной деятельности могут служить эффективным средством развития познавательного интереса учащихся и обогащения их знаний по иностранному языку и другим предметам. Практика, являясь источником знаний человека, в то же время вносит свои поправки в приобретенные знания. Так, на уроке иностранного языка ученик приобретает знания о различных частях речи: узнает о значении каждого из них, о формах его склонения или спряжения, об их написании, о сочетаемости их друг с другом, об их функциях в предложении. Все эти сведения об отдельных правилах синтезируются в целостное знание и обусловливают целостное восприятие отдельного слова в совокупности присущих ему свойств. Таким образом, восприятие характеризуется целостностью.
Восприятие не пассивный процесс, оно характеризуется активностью и зависит от интересов, установок, потребностей личности. Эта особенность выражается свойством избирательности восприятия и является одной из ведущих составляющих в формировании познавательного интереса учеников.
Восприятие – это не только чувственный процесс, но и осознание выделенного объекта. Человек воспринимает предметы, имеющие для него определенное значение. В этой связи осмысленность и обобщенность выступают как важнейшие свойства восприятия. Метод проекта, например, интересен для учащихся, так как подготовка к нему дает им возможность проявить себя, продемонстрировать активность, знания, творчество. Таким образом, в повседневной деятельности учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия учащихся.
В.А.Скакун выделяет в своей работе внутренние и внешние факторы восприятия материала.
Внутренние факторы восприятия материала:
установка,
выделение главного, анализ, синтез,
активность,
психологическая атмосфера,
интерес.
Внешние факторы восприятия материала:
новизна,
важность,
опыт учащихся,
санитарно-гигиенические условия,
ТСО,
эмоциональность,
наглядность,
индуктивные и дедуктивные связи.
Основатель дидактики Я.А.Коменский писал, что, когда приступают к изучению какого-либо предмета, умы учеников должны быть к этому подготовлены. От логичности, доступности изложения, смены характера деятельности учащихся, проблемности, наличия «обратной связи», качества речи преподавателя зависит успешность восприятия, а значит, и повышение познавательного интереса учащихся.
Упражнения на развитие восприятия:
Ученикам показывают несколько предметов (слов). Через некоторое время их закрывают. Задача – записать (назвать) все предметы на определённую тему, например: все предметы зелёного цвета, предметы на тему «Продукты», «Части тела», все глаголы в прошедшем времени и т.д. Можно просто перечислить всё, что видели на картинке, сказав, какого это цвета.
Участники игры делятся на две команды. Для проведения игры потребуется плакат с написанным словом (буквой). Предъявляют этот плакат не весь целиком, а по частям. Участники игры по одному из фрагментов должны узнать, что это за буква или слово. Если не узнают по одному фрагменту, следует добавить еще один и т. д. Какая из команд первая даст правильный ответ, та и побеждает.
Участники игры делятся на две команды. К доске прикрепляют две репродукции картин (для каждой команды). В течение 5 мин ребята рассматривают их, стараясь запомнить все детали. Затем репродукцию каждой команды помещают так, чтобы ее видели все, кроме членов этой команды. Членов команд подробно расспрашивают обо всех деталях их картин. О количестве задаваемых вопросов команды предварительно договариваются.
На доске развешены похожие, но имеющие незначительные различия картинки. Учитель описывает одну из картин. Необходимо догадаться, о какой из картин идёт речь.
Внимание и его роль в организации обучения.
Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности.
Внимание – это сосредоточенность и направленность человека на что-либо, имеющее то или иное значение для него.
По активности человека в организации внимания различают 3 вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу особенности последнего как раздражителя, то есть, этот вид внимания зависит от качеств раздражителя.
Более сильный раздражитель на фоне действующих привлекает внимание человека. Излагая учебный материал, учитель может повысить, замедлить темп речи, изменить интонацию и этим вызвать непроизвольное внимание к важному отрывку материала.
Вызывает непроизвольное внимание новизна раздражителя. С этой особенностью внимания следует считаться при использовании на уроках наглядных пособий (карта Великобритании, эмблемы стран Британских островов, репродукции и т.п.).
Предметы, создающие в процессе познания яркий эмоциональный фон (насыщенные цвета, мелодичные звуки), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Произведения искусства воздействуют на чувства, привлекают непроизвольное внимание и вместе с возникшим познавательным интересом направляют мыслительную деятельность на глубокое осознание явлений.
Интерес как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим (судьбой героя истории, традициями англоговорящих стран, письмами зарубежных учеников) обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам. Для поддержания интереса учащихся полезно, сообщая цели урока, подчеркивать, что нового узнают ученики, а в заключении проводить рефлексию, направленную на осмысление сделанного.
Методические приемы, направленные на то, чтобы вызвать интерес школьников к данному уроку и привлечь их внимание к другим предметам, различны. Так, для закрепления лексики могут быть организованы игры, применены наглядные пособия, прослушаны стихи или песни на иностранном языке.
Общепсихологическими принципами построения урока, на котором непроизвольное внимание поддерживается интересом, являются следующие: содержательность материала, изложенного в увлекательной форме, разнообразие форм и методов работы, увлеченность самого учителя излагаемым материалом, живость и эмоциональная насыщенность урока.
Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.
Большое значение развитию произвольного внимания школьников придавал К.Д. Ушинский. Он выступал против того, чтобы весь учебный процесс в школе строился только на интересе и занимательности. Учение – это труд, и нельзя строить процесс обучения лишь на непроизвольном внимании. Именно в учении от класса к классу должно развиваться у детей умение организовывать свое внимание. Письмо с соблюдением существующих орфографических правил, заучивание новых терминов, стихотворений, запоминание слов иностранного языка – все эти, как и многие другие, задания в учебной деятельности не могут быть выполнены без произвольного внимания.
В послепроизвольном внимании снижается волевое напряжение, необходимое при сосредоточении в произвольном внимании. Сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим. Такое внимание возникает на основе интереса.
Рассмотренные три вида внимания в практической деятельности человека тесно переплетены и опираются один на другой. Организуя внимание учеников на уроке, учитель должен помнить, что правильное распределение этих видов внимания способно вызвать интерес школьников как на уроках иностранного языка, так и на других.
В своей практике я использовала следующие упражнения на развитие внимания:
«We are So Curious!» Игра была популярна в 20-е годы прошлого столетия. Выбирается ученик, все задают ему различные вопросы, отвечать нужно кратко, но не используя «yes» и «no»:
Can you fly? – I can’t. Have you got a pet? – I have. Do you eat sandwiches for breakfast? – I don’t и т.д.
«Forbidden letter». На доске развешены иллюстрации, например, продукты. Выбирается «запрещённая» буква, например, Aa. Нужно назвать только те продукты, в написании которых нет этой буквы.
«Hidden Letter». Учитель называет цепочку слов, ученики слушают и догадываются, какая буква есть в каждом слове из этой цепочки, записывают её на магнитную доску. Когда названы несколько цепочек, из полученных букв составляется слово. Прочитать его.
«True – False». Предлагаются утверждения, которые нужно подтвердить или опровергнуть. 2 класс. The elephant is grey. The rabbit is green. Karlson is slim. Malvina is bad. 3 класс. Согласитесь только с теми утверждениями, которые соответствуют поддержанию здорового образа жизни: We must run in the morning. We must eat many cakes and sweets. We must be lazy. We must clean our teeth every day. 4 класс. Аналогичное задание: We must get up at 7 o’clock. We must do our homework at 11.00 p.m. We must play computer games every day. We must read books. Или на тему «Погода»: It is cold in winter. It is hot in autumn, etc.
Память, запоминание, их роль в формировании интереса.
Память – это сложный познавательный процесс, который складывается из следующих составляющих процессов: запоминание, сохранение и воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности.
Эффективными приемами запоминания можно назвать следующие:
смысловые группировки материала, где содержание и логика учебного материала представлены в виде определенных символов, содействуют
запоминанию большого объема информации без перегрузки;
методы сравнения, классификации, систематизации (в виде таблиц, вопросов);
воспроизведение улучшает понимание, выделяет слабые места, осуществляет самоконтроль;
повторение с углублением в изученный материал (собственные примеры, выводы, сочинения).
Указанные приемы запоминания способствуют наиболее быстрому усвоению материала, сохраняя тем самым мотивацию к изучению предмета. Сохранение – более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте.
Для лучшего сохранения знаний существует ряд способов. Повторять материал следует спустя небольшое время после его восприятия. Способствует прочному сохранению активное включение приобретенных знаний в деятельность. Поэтому организация деятельности по использованию в практике заученного материала помогает их более прочному сохранению, а через него и сохранению интереса.
Воспроизведение - воссоздание в деятельности и общении сохраненного в памяти материала.
В обучении следует разносторонне учитывать особенности памяти школьника. С одной стороны, следует развивать все виды памяти, давая задания, включающие нагрузку на различные виды памяти. С другой стороны, следует помочь ученику эффективно использовать тот вид памяти, который у него лучше развит. Общее развитие памяти зависит от умения личности одновременно включить в запоминание материала все виды памяти, что в свою очередь окажет положительное влияние и на познавательные интересы школьников, так как продуктивное запоминание влечет за собой лучшее усвоение пройденного материала, сохраняя мотивацию к учению.
Я применяю следующие упражнения на развитие языковой памяти:
«Snowball». Ученик называет предмет (животное, предмет одежды, мебели и т.п.), следующий ученик повторяет и называет свой предмет по теме и т.д. Каждый ученик оказывается вовлечённым в игру по цепочке, что развивает концентрацию внимания и, как следствие, память.
«Make a Couple». Учитель называет пары слов, например: a cat – a dog, a mother – a father, a forest – a river, black – white, happy – angry и т.д. Ученики прослушивают, затем учитель называет только первое слово из каждой пары. Задача учеников – воспроизвести вторые слова из пары.
«Describe the Picture». На доске представлены две картинки (или больше) под номерами. Картины показываются одному ученику. Ученик описывает одну из них, потом показывает обе картинки остальным. Все догадываются, какую картинку описывали.
«Fill in the Gaps». Учитель знакомит учащихся с блоком новых слов, они представлены на доске. После обсуждения некоторых особенностей написания и правил чтения слова закрываются, раздаются карточки, где в этих словах пропущены некоторые буквы, их необходимо вставить по памяти.

Обобщение, систематизация и применение знаний.
Знания, полученные в результате познания, существуют в виде понятий. Понятийные знания являются результатом опосредствованного отражения действительности включают в себя общее и существенное знание об определенном явлении, классе явлений. Операции анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации и применения знаний являются компонентами мышления, каждая из них выполняет определенную функцию в процессе познания, находится в сложной взаимосвязи с другими операциями, играет важную роль в процессе усвоения знаний и является важной составляющей познавательной сферы учащегося.
Функцией анализа является разделение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого. Так, при обучении иностранному языку ученику даются задания:
распределить слова (словосочетания) на несколько колонок, в каждой колонке – слова (словосочетания) на определённую тему, озаглавить каждую колонку (например, в супермаркет привезли товары: jeans, books, cakes, trousers, sweets, etc., распределите товары по отделам, дайте отделам названия;
составить план текста;
отметить его основные мысли;
выделить главных героев;
зачитать из текста предложения, передающие основную мысль рассказа;
разбить текст на части и озаглавить каждую из них.
Синтез служит средством объединения отдельных элементов, которые выделены в результате анализа. Задания:
дать краткий пересказ текста по имеющемуся плану;
передать его основные события;
сделать рекламу магазина (дома, школы, города), назвав их достоинства;
описать героя по его поступкам.
С помощью сравнения устанавливается сходство и различие отдельных объектов. При работе с художественным текстом ученику можно дать следующие задания:
описать положительных и отрицательных героев;
сравнить или противопоставить их главные черты характера, проанализировав и сделав выводы об их поступках.
Работая со страноведческими текстами, можно сравнить национальный характер англичан, американцев и русских на основе информации об их обычаях и традициях (для сильных групп или кружковой работы).
Обобщение является средством объединения предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам. Чтобы осуществить выделение главного, надо анализировать факты и свойства, синтезировать их определенным образом, абстрагироваться от деталей и конкретностей, сравнивать их значимость и делать обоснованный вывод о том, какие из них наиболее существенны. Во время обучения все это проявляется в движении мысли ученика к усвоению смысла и определению понятия, к составлению выводов, резюме, к осуществлению классифицирующих и систематизирующих схем, таблиц.
Классификация направлена на разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям. Например, при изучении темы «артикль» ученику дается задание выделить из текста слова с использованием определенного артикля и распределить их по группам на основе правил употребления данного артикля с существительным. Другие задания:
разделите существительные, обозначающие продукты, на исчисляемые и неисчисляемые (many/much) или разложите «продукты» (картинки) по корзинкам;
запишите в два столбика существительные, обозначающие съедобные и несъедобные предметы;
классифицируйте слова на прилагательные, существительные, глаголы, глаголы-помощники (для этих частей речи в УМК Биболетовой М.З. имеются специальные обозначения – геометрические фигуры;
Абстрагирование обеспечивает выделение одних признаков и отвлечение от других. Большое значение в развитии абстрактной стороны мышления имеют уроки грамматики. Обучение грамматике требует отвлечения от конкретно-смысловой стороны слова и выделения особенностей различных слов.
Систематизация обеспечивает разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп, классов. Так, изучив особенности англоязычных стран – их культуру, климат, географическое положение, политическую систему и т.д. – ученик получает полную картину каждой страны и может дать подробный рассказ о ней, используя имеющиеся знания.
В ходе усвоения надо обеспечить не только прочность, глубину и осознанность, но и действенность знаний, то есть, умение применять их на практике в учебе и жизни. Вот почему в акте усвоения обязательно должен присутствовать элемент применения. Применение знаний осуществляется в самых разнообразных видах и во многом зависит от характера учебного предмета, специфики содержания изучаемого материала. Его можно организовать путем выполнения упражнений, проектов, самостоятельных работ учащихся на занятиях и дома. Применение знаний способствует более свободному овладению ими, усиливает мотивацию учения, раскрывая практическую значимость изучаемых вопросов, делает знания более прочными, жизненными и оттого не только абстрактно, но и реально осмысленными.
Изучив психологические основы формирования познавательного интереса, необходимо также рассмотреть, как происходит процесс развития познавательного интереса в учебной деятельности, так как познавательный интерес как черта личности всегда развивается в деятельности. Источником развития познавательного интереса может стать любая деятельность, связанная с познавательным началом (труд, общественная деятельность, художественная деятельность). Однако специально организованная деятельность – учение – составляет основу воспитания и развития личности, поэтому и в воспитании познавательного интереса ей принадлежит ведущая роль.
При организации обучения учитель должен формировать у учеников от самых примитивных стадий познавательного интереса к более сложным. Важными источниками развития познавательного интереса в процессе обучения являются содержание учебного материала, организация познавательной деятельности в процессе учения и общение субъектно-субъектные отношения (учитель – ученик), реализующиеся в процессе общения. Содержание учебного материала должно отличаться новизной, информативностью, отвечать возрастным особенностям учащихся, их жизненным потребностям и побуждать к достижению практической цели изучения иностранного языка в школе. Формы организации познавательной деятельности стимулируют активность учащихся, способствуют развитию их творчества, воспитывают умение работать самостоятельно (к ним относятся создание проектов, нетрадиционные уроки, активные приемы и т.д.). Субъектно-субъектные отношения между учителем и учащимися позволяют создавать благоприятный климат, атмосферу сотрудничества, доверия.
Планируя и проводя урок, необходимо помнить об этих составляющих как важных аспектах формирования и поддержания познавательных интересов учеников.
Рассмотрев теоретические основы формирования познавательного интереса у учащихся, я стала искать пути, как оптимально учитывать и использовать их в своей трудовой деятельности на уроках английского языка, чтобы с большей эффективностью формировать и развивать познавательные интересы своих учеников.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
Мотивационный тренинг, его роль в формировании познавательного интереса.
Один из эффективных приемов формирования и повышения познавательного интереса учащихся к изучению иностранного языка – мотивационный тренинг. Особенно его роль велика на начальном этапе обучения - как средство стимулирования мотивации учащихся. Выбор такого приёма обусловлен тем, что английский язык преподаётся в нашей школе с первого класса (в качестве кружка), здесь мне была предоставлена полная свобода выбора содержания материала и отбор методов и средств обучения. Первый год своей работы ввиду недостатка опыта я пыталась использовать УМК М.З.Биболетовой «Enjoy English – 1», но схожесть материала, изучаемых тем, ситуаций, речевых образцов с тем же УМК за второй класс сыграли отрицательную роль в формировании интереса к предмету. В следующем учебном году я решила уделить ведущую роль мотивационному тренингу в обучении первоклассников.
Мотивационному тренингу большое внимание уделяет А.М.Кушнир. Он рассматривает практический алгоритм работы, вытекающий из понимания места иностранного языка в жизни и механизмов его усвоения. Следует учесть, что выделение мотивационного тренинга в отдельный цикл работы носит весьма условный характер. Мотивация деятельности, личностный смысл происходящего являются основным предметом усилий на всех этапах. В предлагаемой системе обучения любые ситуации, когда нет внутренней мотивации усилий, когда деятельность носит беспредметный и тренировочный (подготавливающий к чему-то потом) характер, просто исключены.
Непосредственная работа с языком начинается, когда разворачивается формирование артикуляционно-фонетической базы изучаемого языка. Эта работа должна иметь под собой вполне осязаемую информационную почву – изучаемый предмет. Именно потому курс начинается со знакомства с историей языка, с его звучанием, географией. В этих измерениях язык опредмечивается тотчас, при первом же предъявлении, в то время как в аспектах собственно языковых – фонетическом, лексическом, грамматическом – он не существует для ребенка в принятом, включенным во внутреннее пространство, виде еще очень долго после начала обучения.
В сущности, осуществляется вводный страноведческий и культуроведческий курс, включающий в себя материалы об истории страны и культуры, об исторических личностях, о шедеврах живописи, литературы и музыки. Здесь полезны и уместны видеофильмы, музыкальные фонозаписи, альбомы с репродукциями. Такой энциклопедический мотивационный курс, считает автор методики, должен занимать от одного до двух месяцев, что зависит от наличия материала и подготовленности учителя. На моих занятиях элементы такого курса (аудиозаписи, картинки и репродукции, интересные факты об образе жизни англичан) присутствуют с разной периодичностью в течение всего года.
Разумеется, эта работа ведется на родном языке. На данном этапе обучения использование языка носит подчеркнуто иллюстративный характер. Здесь подход автора значительно расходится с привычной практикой, когда с первой минуты учитель стремится создать «языковую среду». Объясняется это следующим образом. Если мы однозначно избираем в качестве первоочередного ориентира оформление, огранку внутреннего мотива предстоящей работы с иностранным языком, то для достижения этой цели должны выбрать самые действенные средства. Родной язык, безусловно, обладает гораздо большим могуществом для того, чтобы создать в сознании школьника мощную информационную, образно-эмоциональную платформу иностранного языка.
Предлагаемый информационный курс насыщается самыми разнообразными материалами и не ограничивается временем урока иностранного языка. Такой тренинг должен пересекаться с другими учебными предметами: историей, литературой, географией. В информационном плане актуализируются и приводятся в систему прежде всего те знания о языке, о стране изучаемого языка, о людях, ее населяющих, которые учащиеся могли бы получить вне школы, вне уроков иностранного языка, через прессу, телевидение, художественную литературу и из прочих источников. Школьный урок как бы «наводит лоск, накладывает решающий и вызывающе точный мазок на картину мира».
Для работы с первоклассниками с целью проведения мотивационного тренинга я использовала следующие материалы и задания:
Изготовь портрет со своим именем на английском языке: раскрась буквы, перепиши имя на бейджик.
Игра «Весёлые жмурки». Узнать по голосу, кто с тобой поздоровался, спросил имя, ответить.
Мультфильм «Алиса в стране чудес» (Walt Disney). Рассказывала историю создания сказки, интересные факты из биографии автора, проводила показ мультфильма сначала на русском языке, затем некоторые эпизоды на английском с просьбой вспомнить, что говорят герои в данном эпизоде, назвать слова, которые дети услышали и поняли.
Мультфильм-сказку на английском языке «Красная Шапочка» (Bridge to English). Просматривали сказку, выполняли интерактивные упражнения (подбор картинки, соответствующей произнесённому слову, иллюстрирует произнесённое предложение или является ответом на вопрос).
Компьютерную игру «Английский язык. Несерьёзные уроки». Задания: собери пазл (после того, как собрали картинку с изображением животного, диктор произносит его по-английски); прослушай песенку «The ABC», постарайся запомнить и воспроизвести её; выбери цвет, который произносит диктор; пропиши английскую букву, скажи, на какую русскую букву она похожа или не похожа; изготовление открытки с английской надписью.
Звуковой плакат «English» из серии плакатов «Знаток». Изучи буквы/звуки, нажми заданную букву/звук. Свободное пользование плакатом.
Карта и флаг Великобритании, знакомство с географическим положением, государственной символикой, политическим устройством (на примитивном уровне). Викторина «Альбион».
Занятие «Скоро праздник». Рассказ об официальных и неофициальных праздниках Великобритании, об их истории, обычаях и традициях празднования. Обсуждение сходства с русскими праздниками.
Беседа «Хорошая погода, не так ли?». Обсуждение национальных черт характера англичан, сравнение с русскими людьми, выводы.
Прослушивание стихов, рифмовок, песенок на английском языке. Стихи в переводе С.Я.Маршака.
Вечер «Five o’clock». Традиции английского чаепития, рецепты заваривания чая по-английски.
Интересная информация сделает свое дело, даже если не будет усвоена в соответствии с канонами традиционной методики. Педагогическая цель принципиально другая: поразить воображение, впечатлить, восхитить, открыть новые горизонты, потрясти необъятностью человеческого многообразия. Каждый ученик унесет из этого огромного массива и многообразия совершенно разный объем знаний. Но результат будет всеобщим и универсальным: желание разобраться, вникнуть поглубже».
Результатом этого - «мотивационного» этапа работы является появление у ученика нового «актуального информационного пространства» и специализированного познавательного интереса, его обслуживающего. Реальная информационная коммуникация по поводу предмета изучения в данной модели предваряет коммуникацию средствами иностранного языка. Теперь можно приступить к реализации главной технической задачи второго учебного цикла – формированию артикуляционно-фонетической базы.
Говоря о содержании учебного материала, необходимо отметить, что научно достоверный и убедительный материал, представленный учителем, несомненно, увлечет учеников. Кроме того, затрагиваются интересы самих учеников, вызывая тем самым их ответную реакцию, мысли, чувства. Все это содействует становлению и развитию их мотивации к изучению иностранного языка на протяжении всего курса обучения.
Мотивационный тренинг считается многими учителями мощной базой для формирования учащихся интереса к изучению иностранного языка.
Активные формы урока, активные приёмы обучения как один из путей развития познавательного интереса.
Одним из путей, ведущих к повышению интереса к изучаемому иностранному языку, является разнообразие средств и приёмов работы на уроке, использование активных форм обучения. Многообразие форм самостоятельной работы учащихся, их сменяемость стимулируют активную деятельность учащихся, побуждают их думать, мыслить, искать, вызывая их познавательный интерес. Поэтому многие учителя ищут разнообразные пути для стимулирования мотивации учащихся, выбирая интересные и нетрадиционные методы и приемы работы.
По определению Л.М.Егоровой, нетрадиционный урок – урок, выходящий за рамки традиционного. В своей практике я использовала такие нетрадиционные формы уроков, как:
урок-презентация,
урок-путешествие,
урок-конкурс,
урок-соревнование,
урок-викторина,
урок-интервью.
Нетрадиционные уроки требуют большой предварительной подготовки. Так, на уроках и во внеурочное время ученики разучивают стихи, просматривают мультфильмы, читают дополнительные тексты. Учитель может проводить на уроках различные конкурсы. Как известно из опыта учителей, подготовка и проведение конкурса вызывает у учащихся большой интерес, поскольку они употребляют в речи все известные по теме слова, правильно оформляют свои высказывания на иностранном языке. Кроме того, подготовка к нему, объявленная заранее, побуждает учащихся обращаться к дополнительным источникам. Они серьезнее и внимательнее относятся к чтению дополнительных текстов, рекомендованных для домашнего чтения, что в свою очередь вызывает интерес к изучаемому предмету, к страноведческому материалу, с помощью которого они получают новые сведения о своей стране и стране изучаемого языка.
Часто темы таких уроков бывают связаны с праздниками или другими значимыми для учеников событиями: новый год, день Святого Валентина, день Именинника, первое апреля, конец учебного года или четверти. Я также стараюсь проводить такие уроки по окончанию изучения каждой темы. Вот некоторые моменты таких уроков.
2 класс. После того, как закончено изучение букв алфавита, проводили день английского алфавита «From A to Z». В ходе занятия провели конкурс на лучшую книгу, которую заранее изготовили по УМК Биболетовой. Рисовали свою любимую букву. Прослушав звук или звуки, писали на магнитной доске и показывали букву, которая передаёт эти звуки. Называли английские буквы, по написанию совпадающие с русскими. Отгадывали загадки о буквах. Выполняли задания на карточках: соедини буквы в алфавитном порядке, чтобы получился рисунок; закрась участки с английскими буквами и назови получившуюся букву. Исполняли песню «The ABC».
По окончании 3-го раздела УМК за 2 класс (выучены прилагательные, описывающие различных персонажей, глаголы в 3-м лице, личные местоимения, основные правила употребления артиклей, некоторые краткие отрицательные формы) проводили урок-презентацию «Meet My Family». Предварительная подготовка заключалась в изготовлении портрета семьи или одного её члена и рассказ о них с использованием изученных прилагательных, рассказ о питомце. На уроке ученики представляли свои картинки и рассказы, среди выступавших эксперты выбирали лучшего (оценивали красочность оформления, беглость рассказа, отсутствие ошибок, эмоциональность). Составляли загадки о питомце, используя прилагательные (big, slim: It is slim, but it’s not big, etc.), отгадывали их. Выполняли задания на карточках: ответьте на вопросы, используя в отрицательных ответах краткие формы, пройдите тест и узнайте, подсчитав ответы, какой у вас друг (Is he/she kind? Has he/she got a pet? Can he/she swim? etc.). Играли в игру «A Cat in the Box»: задавая наводящие вопросы, узнавали, что в коробке. Слушали и заучивали стихотворение «My happy Family».
В конце учебного года проводили урок-соревнование «My Friend». Ученики разделились на две команды. От каждой команды выставлялась книга о друге, изготовленная заранее. Слушались и оценивались лучшие рассказы о любимом герое. Каждая команда отгадывала загадки о чертах характера (Посмотри: прогулял он уроки и рад. Ученик он хороший? Конечно же…-bad, Ни конфет, ни пирожных мы не едим – нам нельзя, ведь иначе не будем мы… slim, etc.) Отвечали на вопросы теста и выясняли, хорошие ли они друзья. Выполняли задания на карточках на скорость и правильность. Рисовали инопланетного друга по подсказкам.
После изучения в 3-м классе тем «Дни недели» и «Продукты» проводили урок-презентацию «At the Cafe» для родителей. Заранее составили меню на неделю, каждый рассказал о своём любимом блюде. Инсценировали стихотворение «I like some coffee in the morning…». Разыграли диалог «В школьной столовой». Собирали по частичкам рекламу магазинов «The Green Shop», «The White Shop», «The Sweet Shop».
Подобные уроки позволяют осуществить более глубокий контроль знаний учащихся, побуждают их систематически готовиться к урокам, поскольку им заранее известно о проведении такого урока.
Эффективность данной формы работы зависит от дифференцированного подхода к учащимся, учета их языковой подготовки. Разнообразие заданий дает возможность проконтролировать все виды речевой деятельности.
Активные формы урока и активные формы обучения являются, по мнению большинства учителей, эффективным способом повышения познавательной мотивации учащихся, так как они развивают творческое мышление, активность, креативность, а также психические процессы, которые являются психологической основой формирования интересов учащихся к предмету.
Использование информационных и коммуникативных технологий как средство формирования познавательного интереса.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в общеобразовательной школе. Это не только новые технические средства, но и инновационные формы и методы преподавания, современный подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения иностранным языкам. При использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса. Время от времени на уроках английского языка я использую электронные пособия для стимулирования познавательного интереса. Цифровые образовательные ресурсы обеспечивают улучшение эффективности и качества образования, повышают мотивацию к обучению, позволяют использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности, сделать занятия запоминающимися и эмоционально насыщенными, обеспечить индивидуальный подход в обучении, стимулировать самостоятельность школьников, повысить качество наглядности и облегчить труд учителя.
Среди электронных учебников и игр я использую следующие:
lefttop«Английский язык. Несерьёзные уроки» (COMPEDIA). Игра позволяет:
воспринимать речь на слух;
изучить алфавит при помощи песни и весёлых заданий по собиранию картинок, пазлов;
распечатать задания на принтере;
расширить словарный запас;
распечатать прописи;
закрепить связь «слово-картинка»;
изготовить поздравительные открытки.
24930243296
«Правильный английский без скучных правил» (Tell Me More Kids). Игра включает коммуникативную методику с системой распознавания речи:
вовлечение в диалог;
поэтапное использование новых слов;
увлекательные сюжеты;
игры, мультфильмы, караоке;
озвучивание мультфильмов.
lefttop«Трое из Простоквашино» (Акелла). Содержит:
увлекательную игру, обучающую основам английского языка;
мини-игры по изучению букв, слов, произношения;
тестовые задания после каждой темы.
lefttop«Баба-Яга за Тридевять Земель» (Медиахауз).
Новые приключения любимых героев из серии «Баба-Яга учится читать»;
опережающая методика обучения;
активизация словаря на 800 слов и выражений;
озвучена носителями языка;
красочная анимация;
игры имеют много вариантов.
Звуковой плакат «English» из серии звуковых плакатов «Знаток».
Возможность самостоятельного изучения;
озвученные названия букв, звуков;
описание артикуляции звуков;
песня, помогающая выучить алфавит;
«экзамен» - самоконтроль.

Данные материалы позволяют поддерживать интерес учащихся благодаря их красочности, зрительной и звуковой наглядности, интересу учеников к работе за компьютером, разнообразию видов деятельности. Чаще всего я использую их во время активных форм урока, во внеучебной деятельности, кружковой работе.
ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.
Чтобы отслеживать результаты своей работы, я проводила анкетирование учащихся 2 класса (2013-2014 учебный год) и 3 класса (2014-2015 учебный год) в начале и конце учебного года. В анкетировании принимали участие 47 человек. Среди вопросов анкеты были следующие:
С желанием ли и интересом ты приступил к изучению английского языка во 2-м классе? (Да – 37 чел., нет – 10 чел.)
Обведи кружочком вариант, который тебе подходит:
а) Учить не хочу, неинтересно. (Начало года – 10 чел., конец года – 9 чел.)
б) Учить хочу и учу с прежним интересом. (Конец года – 24 чел.)
в) Учить хочу, стало ещё интереснее. (Конец года – 14 чел.)
Что побуждает тебя изучать иностранный язык? Прочитай возможные причины. Выбери наиболее подходящий для тебя вариант.
1. Родители хотят, чтобы я знал(а) хотя бы один иностранный язык. (7 чел. – 5 чел.)
2. Считаю, что каждый образованный человек должен знать хотя бы один иностранный язык. (6 чел. – 5 чел.)
3. Привлекает возможность обсуждать события, общаться с ребятами на иностранном языке. (4 чел. – 4 чел.)
4. Иностранный язык необходим для дальнейшей учёбы, будущей профессии. (2 чел. – 3 чел.)
5. Учитель всегда интересно, по-новому проводит уроки. (15 чел. – 17 чел.)
6. У меня хорошие оценки по другим предметам, хочу, чтобы и по английскому тоже была хорошая. (2 чел. – 2 чел.)
7. Хочу знать язык не хуже моих товарищей. (1 чел. – 1 чел.)
Считаешь ли ты, что иностранный язык потребуется тебе для будущей профессии? (Начало года: да – 28, нет – 19 чел., конец года – да – 30 чел., нет – 17 чел.)Проанализировав анкетные данные, проведя беседу с родителями и классными руководителями, я сделала вывод, что интересно и рационально организованная учебная деятельность, разумный подбор методов и средств обучений, разнообразие заданий и видов деятельности, использование современных технологий позволяют создать базу для формирования и дальнейшего развития познавательного интереса учащихся к изучению иностранного языка. Особенно это удаётся сделать на начальном этапе обучения, так как дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к запоминанию языковых явлений, что доказывают опыты психологов. В дальнейшем я планирую расширять деятельность по подбору методов и средств обучения, стимулирующих познавательный интерес к предмету. А закончить я хочу ещё одной фразой великого К.Д.Ушинского:
«Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает,— делать ради удовольствия исполнить свою обязанность».