Урок русского языка на тему: Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа (5 класс)


«Новый тип мышления как основа формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка
(на примере урока русского языка в 5 классе)»Асланова Александра Валерьевна, МОУ СОШ №2, учитель русского
языка и литературы, город Серпухов Московской области
Актуальность опыта.
Способность мыслить - необходимое качество современного человека, так как разнообразие социально-экономических и культурных перемен в нашем государстве начинает опережать способность людей объективно осмысливать новые явления, учитывать риски и прогнозировать перспективы. Именно поэтому в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования перед школой поставлена глобальная задача перехода на новую систему обучения, в основу которой положен деятельностный подход. Основной целью такого обучения является обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для становления личности ребенка как субъекта учебной деятельности.
Субъект - человек, способный управлять своей деятельностью в целом, поэтому одной из основных педагогических задач является следующая:
формировать новый тип мышления – рефлексивный (понятийный, творческий), позволяющий сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, выделять главное и исключать лишнее.Развитие перечисленных мыслительных операций лежит в основе формирования универсальных учебных действий:
- личностных (УУД - смыслообразование, т.е. установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом),
- регулятивных (УУД – целеполагание, планирование, прогнозирование),
- познавательных (УУД - моделирование, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), составление целого из частей, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации языковых явлений; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; выдвижение гипотез и их обоснование);
- коммуникативных (УУД – планирование сотрудничества, разрешение конфликтов).
Итак, современное (деятельностное) обучение русскому языку = предметные знания + способы умственных действий + самоуправляющие механизмы личности + эмоционально-нравственная сфера + деятельностно - практическая сфера. Иными словами, учитель должен проектировать особый урок.
Источники и эффективность опыта: развивающее обучение Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова (реализация в МОУ СОШ №2 города Серпухова – 21 год), методика субъективизации профессора Вятского университета Г.А. Бакулиной (использование в практике педагогов с 2006 года).
Принципы работы:
- принцип управления развитием (развитием ребенка можно управлять средствами обучения, психологи считают, что развитие интеллекта и мышления положительно влияет на развитие эмоционально-волевой сферы, личности человека в целом);
- принцип исследования и поиска;
- принцип постановки учебной задачи (логика построения урока такова, что цели, задачи, необходимость поиска нового учебного материала или его закрепления продиктованы проблемной ситуацией);
- принцип моделирования (новое знание необходимо закрепить в модели (схеме, таблице);
- принцип «восхождения от абстрактного к конкретному» - обучение от общих к частным примерам.
4.Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ООО
в 5 классе по теме «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа».
(УМК Т.А. Ладыженской)
Цель: знакомство с именами существительными, имеющими форму только множественного числа.
Методическая тема учителя: «Изучение способов формирования нового типа мышления учащихся в условиях урочной деятельности».
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Примеры заданий УУД
1. Мотивация.
Ассоциации «Бусы». Учитель показывает, а затем раздает каждой группе учащихся бусы, предлагает поделиться ассоциациями.
Высказываются с помощью слов, словосочетаний, предложений. …Нарядно, празднично, дружно, вместе, нанизываем знания и др….. ассоциации детей.
Самоопределение (Л)
Смыслообразование (Л)
Подведение под понятие (П)
2.Актуализация знаний.
«Языковые пропорции».
Актуализирует знания учащихся с целью повторения. Решают языковые пропорции. фонетика / лингвистика =
? / лингвистика
звук / фонетика = ? / синтаксис
? / морфология = ? / морфемикасущ. / сам.ч.р.= ? / служ.ч.р.
Человек / рост = Существительное/ ?
пол ?
хобби ?
профессия ?
характер ?
Существи-тельное/ ?
?
?
?
?
Логические операции анализа, синтеза и классификации (П)
3.Самоопределение
«Право выбора». Предоставляет право выбора учащимся. Выбирают с обоснованием «легко, но неинтересно» или «трудно, но интересно». Самоопределение (Л)
4.Фиксация затруднений (подведение к теме и целеполаганию). Организация и проведение дидактической игры «Третий лишний».
Создание проблемной ситуации.
Находят «лишнее» слово, предложение по нескольким признакам одновременно.
Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос. Признаки исключения – лексическое значение, структура предложения; орфограмма, морфологические признаки.
Образуют иную форму числа существительных, наблюдают, сравнивают, делают вывод. Выборочная работа (П)
Логические действия анализа и синтеза (П)
Самоопределение (Л)
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
5. Целеполагание и формулирование темы урока. Подготовка опорных фраз для постановки цели. Формулируют цель урока, тему. Целеполагание (Р)
6.Построение проекта решения исходной задачи. Предлагает учебный материал (набор существительных в различных грамматических формах числа). Вырабатывают алгоритм решения задачи (отбора сущ., которые имеют форму только множественного числа). Логические операции анализа (П).
7.Первичное закрепление с постановкой частных задач. Предложение ряда тренировочных упражнений без указания заданий. Работа с фразеологическими оборотами (формулировка задания к упр., объяснение лексического значения разными способами, нахождение фр.об., соответствующих теме урока). Дидактическая игра (К)
Контроль (Р)
Классификация (П)Работа в парах (К)
Читают предложения с условными обозначениями, формулируют самостоятельно или с помощью учителя задание с учетом темы урока и усл. обозначений, производят синонимическую замену. Логические действия анализа (П)
Целеполагание (Р)
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками ( К)
Смыслообразование (Л)
Построение речевого высказывания (П)
8.Физкультминутка «Умный отдых». Предлагает ряд существительных в форме множественного числа. Отбирают, пользуясь выработанным алгоритмом, сущ., изучаемые на уроке, выполняют физические упражнения. Логические действия анализа (П)
Упражнения на соответствия (Л)
9.1. Практическая (лабораторная) работа в группах
«Определение лексических групп имен существительных, которые имеют форму только множественного числа».
Инструкция к практической работе в группах.
Создание ситуации успеха.
Выполняют практическую (лабораторную) работу в группах «Лексические группы существительных, которые имеют форму только множественного числа» (распределение обязанностей в группах, работа с текстом, схемой, географической картой, планом, диаграммой, представление информации в виде схемы на листе А3, презентация у доски). Вывод: конкретные (парные, составные, вещественные, имена собственные, игры), собирательные (нет), отвлеченные.(временные промежутки).
Извлечение необходимой информации из различных источников (П)
Логические действия анализа, синтеза и классификации (П)
Работа в группе (К)
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками ( К)
Подведение под понятие (П)
Постановка и решение проблем (П)
Общение и взаимодействие с партнёром (К)Самоопределение(Л)
Построение обобщающего речевого высказывания (П)
9.2.
Составление морфологического портрета имени сущ., имеющего форму только множ. числа 10.Представле-ние результатов работы в группах (составление сводной таблицы) и обобщение материала. Предлагает представить опыт у доски, составить сводную таблицу. Выбирают, кто будет представлять опыт, дополняют выступающего. Представление полученной информации (К)
11.Целеполагание на следующий урок. Подготовка учебного материала и опорных фраз для постановки цели. Формулируют цель урока, тему. Целеполагание (Р)
12.Рефлексия
«Немного о себе». Организация рефлексии.
Обобщение сказанного.
Оценивание ответов. Составляют речевые высказывания.
Используют клише для рефлексии.
Оценивают свою работу. -задумался (над чем?)
-запутался (в чем?)
-удивился (чему?)
-убедился (в чем?)
-восхитился (чем?) Рефлексия способов и условий действий (Р)
Контроль и оценка результатов деятельности (П)
Самооценка (Л)
Адекватное понимание причин успеха (неуспеха)(Л)
13.Домашнее задание (дифференциро-ванное). Предлагает домашние задания различного уровня сложности.
Рекомендации по работе с орфографическим словарём. Знакомятся с домашним заданием. Задают вопросы на уточнение задания.
Делают выбор. Дифференцированные
(разноуровневые) задания (П., Л, Р)
5. Заключение.
Урок с использованием средств субъективизации даёт возможность учащимся стать реальным субъектом познавательного процесса, превращать учебную деятельность в увлекательный поиск знаний, сделать каждый структурный этап урока эффективным и творческим, что способствует формированию универсальных учебных действий.
Подбор учебного материала к упражнениям и составление заданий к ним осуществляется таким образом, чтобы углубление знаний по лингвистике сочеталось с интенсивной речемыслительной деятельностью.
Задания учителя взаимосвязаны единой смысловой линией, которая обеспечивает повторение изученного материала и самостоятельное формулирование школьниками новой темы, предназначенной для изучения.
При выполнении каждого задания от учащихся требуется логичный доказательный ответ, а при формулировании темы урока - построение умозаключения.
Самостоятельно сформулированные тема и цель урока повышают уровень субъективизации учебного процесса. У учащихся создается внутренняя установка на достижение этой цели, которая действует в течение всего урока и обеспечивает более плодотворную работу.
Следует обязательно сделать явными для учащихся цели их учебной деятельности - выполнение каждого действия на уроке, каждого задания, каждого упражнения. Иначе учебный процесс, организуемый учителем, не “заденет” ученика, не вызовет потребности включиться в него.
На этапе изучения нового материала работа школьников приобретает все более исследовательский характер. Промежуточные и итоговые выводы по новой теме делают сами ученики без помощи преподавателя. Он лишь направляет и корректирует их усилия.
Ни по одной изучаемой теме учащиеся не должны получать знания в готовом виде.
На этапе закрепления изученного вводятся новые виды упражнений, предусматривающие большую напряженность мыслительной деятельности, постепенно увеличивающуюся сосредоточенность внимания, активизацию работы памяти учащихся.
Выполнение текстовых упражнений на каждом уроке не только желательно, но обязательно. Нередко на одном занятии учащиеся работают с двумя-тремя текстами.
Практически после каждого упражнения учащимся предлагается комплекс дополнительных заданий (от двух до пяти). В него включаются задания по разным разделам русского языка.
Литература:
1.Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие школьников. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2006.
2.Давыдов В.В., Эльконин Д.Б. Концепция развивающего обучения . – М.: изд.центр МАРО, 2011.
3.Дусавицкий А.К. Урок в развивающем обучении. – М.: Вита-Пресс, 2011 г.