Разработка урока по математике Умножение многозначных чисел на трёхзначные, которые имеют в середине нуль (4 класс)


4 класс
Тема. Умножение многозначных чисел на трёхзначные,
которые имеют в середине нуль.

Цель: ознакомить учащихся с вычислительным приёмом письменного
умножения многозначных чисел на трёхзначные числа, которые
имеют в середине нуль ( вида 1578 403 ); совершенствовать
навыки письменного умножения многозначных чисел; формировать
умение решать задачи; развивать логическое мышление; прививать
интерес к урокам математики; воспитывать чувство коллективизма,
товарищества.
Ход урока:
І. Орг. момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинаем мы урок!
Он пойдёт ребятам впрок!
– Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы отправляемся в
путешествие. Давайте разгадаем девиз нашего урока!
В мантелмаотиоку
трокпфинки
одоялеаем беяз
заюпичнкби!
В математику тропинки одолеем без запинки!

ІІ. Проверка домашнего задания. С. 127, № 855, 856. ( Метод «Микрофон»)
– На перемене операторы туристического агенства от каждого ряда
Готовность каждого из вас к путешествию.
– Отчитайтесь, пожалуйста, операторы!

ІІІ. Сообщение темы и цели урока. ( Метод «Дополни предложение»)
– Ребята, путешествовать можно разными способами, а вот в какое
мы с вами отправимся путешествие, вы узнаете, справившись с
математическим диктантом.

ІV. Математический диктант с взаимопроверкой.
Из произведения чисел 70 и 4 вычесть 200. 80
Сумму чисел 400 и 50 уменьшить на их разность. 100
Частное чисел 900 и 10 увеличить в 7 раз. 630
Найти разность 1 ц и 1 кг 99 кг
Найти 3/5 от 2 метров. 120 см



Поменяйтесь тетрадями друг с другом. Проверим математический
диктант. ( На экране ответы ).
80, 100, 630, 99 кг, 120 см
– Каждому правильному ответу соответствует буква. «Соберите
слово.
80
100
630
99 кг
120 см

п
о
х
о
д


– Итак, мы отправляемся в поход!

V. Устный счёт.
Работа в парах.
– А вот чтобы узнать, куда мы отправляемся в поход, разделимся на
две группы и каждая будет решать своё задание.
420 : 2 3 + ( 350 : 5 6 ) – 150 = 900 3000 – ( 120 5 + 3000 ) : 4 = 2100
4800 : ( 160 : 16 ) + 165 = 645 ( 2400 : 3 – 320 : 16 ) : 2 : 10 = 39
– Укажите порядок действий в выражениях и найдите их значения.

– А теперь первая группа находит сумму полученных результатов, а
вторая группа – разность полученных результатов.
900 + 645 = 1545 2100 – 39 = 2061
– Посмотрите внимательно на эти числа. Что они вам напоминают?
1545 метров – это наивысшая 2061 метр – самая высокая
точка Крымских гор. вершина Карпат.
– Её название кто-нибудь – Её название кто-нибудь
помнит? помнит?
Роман-Кош Говерла
– Итак, ребята, сегодня мы отправляемся в поход за тем, чтобы
покорить вершины гор Роман-Кош и Говерлы. Путь к вершинам гор
сложный, на пути вам будут встречаться разные препятствия в виде
математических заданий.

VІ. Актуализация знаний учащихся. ( Самостоятельная работа ).
– Пришло время собираться в дорогу.
– Что же каждый из вас возьмёт с собой в поход?
83 240 = 54 360 =
482 397 = 263 637 =
409 282 = 903 278 =
3706 185 = 2058 326 =





Ответы: Ответы:
83 240 = 19920 54 360 = 19440
482 397 = 191354 263 637 = 167531
409 282 = 115338 903 278 = 251034
3706 185 = 685610 2058 326 = 670908

19920 рюкзак 19440 рюкзак
191354 палатка 167531 палатка
115338 бинокль, компас 251034 бинокль, компас
685610 консервы, ложка, вилка 670908 консервы, ложка, вилка
– Какое правило вы использовали при решении примеров?
– Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием. Можно
смело отправляться в путь.

VІІ. Работа над новым материалом.
1) Объяснение учителя. Работа с учебником, с.127, № 858.
– Рассмотрите запись нахождения числовых значений произведений,
сравните их.

х1578 х1578
43 403
+ 4734 + 4734
6312 6312
67854 635934

– Что у них общего?
– Чем эти примеры различаются?
– Как получено первое неполное произведение?
– Как получено второе неполное произведение в первом примере?
– Почему оно подписано под десятками, а во втором примере под
сотнями?
При умножении 1548 на 0 десятков мы получаем 0 десятков,
второе неполное произведение 0. Мы его писать не будем.
– Где начинаем писать третье неполное произведение?
– Как получили произведение?
– Поднимите руку, кто не понял решение второго примера?
– Значит, можно смело подниматься в горы дальше.








2) Решение примеров.
– А теперь, ребята, нам предстоит встреча с животными, которые
живут в горах.
Роман-Кош Говерла
1243 207 = 2517 305 =
4054 104 = 3082 206 =
872 308 = 735 402 =
2328 306 = 2906 107 =
Ответы: Ответы:
1243 207 = 257301 2517 305 = 767685
4054 104 = 421616 3082 206 = 634892
872 308 = 268576 735 402 = 295470
2328 306 = 712368 2906 107 = 310942
Представители от групп решают примеры, называют полученный
результат, прикрепляют к горе животного, соответствующего ответу
примера.
257301 ёжик 767685 лиса
421616 оленёнок 634892 волк
268576 косуля 295470 куница
712368 сова 310942 медведь
– Дети, а кто из этих животных занесён в Красную книгу? ( куница )
– Так почему же мы умножаем на трёхзначное число, а имеем всего
два неполных произведения?

VІІІ. Задание с логической нагрузкой.
– А вот мудрая сова - большая голова предлагает вам задание с
логической нагрузкой.
Треугольники






























– Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, можно отдохнуть.

ІХ. Физкультминутка.
У похода есть начало,
А конца походу нет!
Мы прошли дорог немало,
Но огромен белый свет!..

Х. Решение задачи.
– Нашу песню услышал горный орёл и принёс в клюве нам новое
задание. Что же это такое? Интересно?
Найдите «лишнее» слово :
Килограмм, тонна, скорость, грамм.
– А что такое скорость?
– Назовите одним словом остальные слова.

ЗАДАЧА
Орёл летел 6 секунд со скоростью 30 м/с, а сокол
пролетел расстояние на 100 метров меньшее, чем орёл за 4 секунды.
С какой скоростью летел сокол?












– О ком речь в задаче?
– Что известно об орле?
– Что известно о соколе?
– Что нужно найти в задаче?
– Что нужно знать, чтобы найти скорость сокола?
– Известно время, за которое пролетел сокол расстояние?
– А известно расстояние?
– Так можем мы сразу найти скорость сокола?
– Почему?
– Что мы знаем о расстоянии сокола?
– А какое расстояние пролетел орёл?
– Так можем мы найти расстояние, которое пролетел сокол?
– Почему?
– Чтобы найти расстояние, которое пролетел орёл, что нужно знать?
– Нам известны эти данные?
– Так что мы сначала найдём?
– Каким действием?
– Потом что мы можем найти?
– Каким действием?
– Зная расстояние и время, можем найти скорость, с которой
летел сокол?
– Каким действием?
– Кто может решить эту задачу по действиям?
– Кто может решить её выражением?
V t S
Орёл- 30 м/с 6 с ? м
Сокол- ? м /с 4 с ? м, на 100 м
Решение
30 6 = 180 (м) – пролетел орёл;
180 – 100 = 80 (м) – пролетел сокол;
80 : 4 = 20 (м/с) – скорость сокола.
В. ( 30 6 – 100 ) : 4 = 20 (м/с)
Ответ: скорость сокола 20 м/с.












ХІ. Итог урока.
– Итак, ребята, наше путешествие подходит к концу. Вы хорошо
потрудились, почти все препятствия преодолели.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Чему научились?
– Что удалось вам лучше всего?
– В чём испытывали трудности?
– Чему хотели бы ещё научиться?
– Вам понравился урок?
– Что понравилось на уроке?
– И последнее задание на внимание «Найди ошибку».
х 4823 х 827
206 503
+ 28938 2481
9646 4135
125398 308981

ХІІ. Оценивание. ( На вершины гор на доске флажки прикрепить )
– А теперь давайте проверим, кто из вас без проблем покорил
Вершины Крымских гор и Карпат.
– Поднимите руку те дети, кто на лист самооценки поставил
12 флажков?
– Вы, дети, в конце путешествия получаете 12 баллов.
– Поднимите руку те дети, кто на лист самооценки поставил
флажков?..

ХІІІ. Домашнее задание.
– Животные, которых мы сегодня увидели в горах, приготовили
для вас домашнее задание.
По учебнику с.127, № 862, 864.
В суету городов и потоки машин
Возвращаемся мы, – просто некуда деться.
И спускаемся вниз с покорённых вершин,
Оставляя в горах своё сердце!