Исследовательская работа Рисунок и чертеж — союзники или соперники


РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Рисунок и чертеж – союзники или соперники
Автор: Зепп Кристина Андреевна,
учащаяся 9а класса
МОУ «Железнодорожная СОШ№2»
Руководитель: Тетеревская Наталья Петровна,
учитель изобразительного искусства и черчения
первой квалификационной категории
МОУ «Железнодорожная СОШ№2»
Усть-Илимский район
2016 год
Содержание
Введение………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическая часть
Гипотеза, цели и задачи……………………………………...4
Актуальность исследовательской работы…………………..4Практическая значимость работы…………………………...4
Глава II. Практическая часть
2.1. Работа с литературой по данной проблеме…………………….5
История развития рисунка…………………………………...5
История развития чертежа……………………………………6
Способности человека………………………………………..7
Глава III. Исследование
3.1. Анкетирование, тестирование, анализ………………………...10
3.2. Заключение………………………………………………………12
Библиографический список…………………………………………13
Приложение…………………………………………………………..I
Введение
Среди школьных дисциплин есть два предмета, которые кто-то считает близкими, практически родственными, а кто-то утверждает, что они не имеют ничего общего. Речь идет об изобразительном искусстве и черчении. Рисовать дети начинают в самом раннем возрасте и в зависимости от природных способностей, семейного воспитания и образования эти способности или развиваются, или человек теряет интерес к этому виду деятельности. Черчение, как образовательную науку начинают преподавать гораздо позже: 8– 9 класс. И хотя, казалось бы, и в том, и в другом случае присутствует образное мышление, но результаты в освоении значительно разнятся. По нашим наблюдениям это не всегда зависит от прилежания. Даже самый старательный ученик может испытывать трудности, как в рисовании, так и в черчении. Самый распространенный довод - отсутствие «способностей». Мы решили разобраться в этом вопросе и узнать, почему замечательно рисующий человек испытывает затруднения в черчении и наоборот, хорошо разбирающийся в черчении человек не очень любит рисовать. Как взаимосвязаны умение рисовать и умение чертить. Рисунок и чертеж – союзники или соперники?
Глава I. Теоретическая часть
Гипотеза: Хорошо рисующий человек всегда будет показывать отличные результаты в черчении.
Объект исследования: ученики 9, 10, 11 классов, родители, знакомые.
Предмет исследования: графические навыки человека.
Методы исследования: анкетирование, тестирование, анализ, сравнение.
Цель: подтвердить или опровергнуть гипотезу о взаимосвязи чертежных и художественных способностях человека.
Задачи:
Познакомиться с историей развития рисунка и чертежа
Познакомиться с исследованиями работы головного мозга.
Исследовать применение графических навыков человека в жизни.
Исследовать различия в освоении рисунка и чертежа.
Провести анализ исследований и приготовить рекомендации для развития способностей.
Актуальность работы: Несерьезное, поверхностное отношение к освоению различных наук, под предлогом их не нужности в дальнейшей жизни, нередко ведет к тому, что у человека не создается целостная картина мира, а отсутствие определенных навыков, может в дальнейшем нанести ущерб компетентности человека, как специалиста.
Практическая значимость исследований состоит в том, что выводы, полученные в ходе работы, могут позволить сформировать рекомендации для всестороннего развития ребенка. Данный материал может быть использован на классных часах и родительских собраниях.
Глава II. Теоретическая часть
2.1. Работа с литературой по данной проблеме
История развития рисунка
С вопросом о том, как человек начал рисовать, связан вопрос о том, как появилось искусство вообще. Ученые, впервые обнаружив наскальные рисунки древних людей, задались вопросом, а зачем вообще людям потребовалось создавать эти рисунки. Очевидно, что первым инструментом для рисования был уголек, который первобытный человек взял из костра. Рисунки первоначально выдалбливались на стене пещер, а затем по процарапанному или выдолбленному трафарету обводились красками. Возникает вопрос: почему чаще всего древние люди рисовали именно животных? Все очень просто. Древние люди были, прежде всего, охотниками. Животные составляли их добычу. Поэтому очень часто в наскальной живописи можно увидеть изображения сцен охоты. Рисование приобрело для человека магический смысл. Нарисовав удачную охоту, он верил, что реальная охота тоже будет удачной. Но со временем, очевидно, человек стал рисовать для того, чтобы просто украсить пещеру, в которой он жил. Самые известные образцы наскальной живописи древних находятся в Испании (пещера Альтамира); во Франции (пещера Ласко); в России в Башкирии (Капова пещера).
Первые рисунки не были ни игрой, ни развлечением. Их не создавали для украшения. Прошли тысячи лет, прежде чем в сознании человека вспыхнула первая искра чувства прекрасного. Однако эти рисунки имели огромное значение в духовном развитии первобытного человека. Рисовальщик вкладывал в них весь свой жизненный опыт, он уже знал животных в таком совершенстве, что мог отличить существенное от несущественного, верно передать (причем с удивительной точностью) не только их силуэт, но н характерные позы. Лучшие рисунки изображают животных в момент тревожного прислушивания, нападения или бегства. Кроме магического ритуала, рисунок первобытного человека начинает исполнять н другую роль. Нарисованный на куске коры или кожи, он становится средством сообщения. Постепенно подобный тип изображений упрощался, число таких изображений росло, их расстановка в том или ином порядке стала подчиняться определенной системе. Рисунок начал превращаться в письменность.Итак, благодаря рисунку, человечество пришло к величайшему открытию в истории своего существования — люди сначала научились рисовать, а уже потом писать.
История развития чертежа
С тех пор как научились возводить сначала простейшие, а потом более сложные сооружения, мастера стали использовать при строительстве рисунки, а затем и чертежи. О первых графических изображениях можно судить по сохранившимся в архивах, музеях и библиотеках графическим изображениям.
Сохранившиеся наскальные рисунки свидетельствуют о зарождении картографического способа передачи информации, который совершенствовался в течение многих веков. Одной из древнейших карт (за 2500 лет до н.э.) считается так называемый вавилонский чертеж, выполненный на глиняной табличке.
При строительстве жилищ, крепостей и других сооружений появились первые чертежи, которые назывались «планами». Эти чертежи обычно выполнялись в натуральную величину непосредственно на земле, на месте будущего сооружения. Для построения таких чертежей были созданы первые чертежные инструменты — деревянный циркуль-измеритель и веревочный прямоугольный треугольник. В дальнейшем такие планы-чертежи стали выполнять на пергаменте, дереве и холсте в уменьшенном виде. На чертежах старались показать как форму, так и размеры предметов.
В Древней Руси было очень много искусных мастеров по литью металлов, изготовлению оружия, строительству зданий. Эти мастера, как видно по дошедшим до нас предметам и сооружениям, хорошо владели геометрией и умели выбрать наилучшее решение технических задач.
Часто на одном изображении совмещались план (вид сверху) и фасад (вид спереди) какого-либо сооружения, например, моста. Неудобство такого совмещения заставило разъединить оба вида и применять при изображении предметов два, три и более вида.
С развитием кораблестроения потребовались более точные, вычерченные в строгом масштабе чертежи. В корабельных чертежах 1686—1751 гг. уже применялись три изображения, с помощью которых на плоскости чертежа показывали основные размеры судна: длину, ширину и высоту. В архиве сохранился чертеж весельного шлюпа, выполненный в 1719 г. Петром I. Чертеж составлен с соблюдением проекционной связи.
В 1798 г. французский инженер Гаспар Монж опубликовал свой труд «Начертательная геометрия», который лег в основу проекционного черчения.
Задолго до появления начертательной геометрии в отдельных чертежах русских умельцев использовался метод прямоугольного проецирования. Чертежи И. И. Ползунова и И. П. Кулибина наглядно показывают отличные познания русских изобретателей в области построения точного проекционного чертежа изделия.
С развитием машинного производства, переходом к серийному выпуску изделий возникла необходимость взаимозаменяемости частей изделия. Определение размеров путем обмера чертежа не могло обеспечить выпуск изделий с взаимозаменяемыми частями. Поэтому на чертежах стали указывать размеры — сначала, только основные, а затем все размеры изображенного объекта. Однако почти до начала XX в. на чертежах помещался линейный или поперечный масштаб.
Развитие науки и техники повышает требования к надежности, долговечности, экономичности изделий и возводимых сооружений, что в свою очередь усложняет техническую документацию, насыщая чертежи разными условными знаками и символами. В чертежи стали включать указания о точности, с какой должны быть выдержаны размеры (появление системы допусков и посадок), требования к качеству поверхностей (переход от примитивных указаний «кругом обработка» к указанию научно обоснованных параметров шероховатости поверхности), требования к геометрии изделия (указание допусков форм и расположения поверхностей) и др.
Навыки черчения необходимы таким техническим специалистам, как архитекторы, дизайнеры, строители, топографы, физики, инженеры, авиа- и машиностроители. Гуманитариям оно может пригодиться для развития пространственного и логического мышления. Сегодня сложно выделить какую-нибудь область человеческой деятельности, в которой не пригодилось бы умение понимать чертежи или изображать их.Географические и топографические карты, а также рисунки, чертежи и схемы, по сути, являются графическими изображениями.
Способности человека
Левое полушарие головного мозга и связанные с ним функции
Головной мозг человека изучен не до конца. Ученые полагают, что у человека в процессе жизнедеятельности задействуется всего лишь часть нейронов, в связи с чем, многие люди не проявляют своих возможным способностей.
Левое полушарие мозга является ответственным за вербальную информацию, оно отвечает за языковые способности человека, контролирует речь, способность к письму и чтению. Благодаря работе левого полушария человек способен запоминать различные факты, события, даты, имена, их последовательность и то, как они будут выглядеть в письменном виде. Левое полушарие несет ответственность за аналитическое мышление человека, благодаря этому полушарию развита логика и анализ фактов, а также осуществляются манипуляции с числами и математическими формулами. Кроме того левое полушарие головного мозга отвечает за последовательность процесса. Благодаря левому полушарию, вся получаемая человеком информация обрабатывается, классифицируется, анализируется, левое полушарие устанавливает причинно-следственные связи и формулирует выводы.Правое полушарие головного мозга и его функции
Правое полушарие мозга несет ответственность за обработку так называемой невербальной информации, то есть за обработку информации, выражаемой в образах и символах, а не словах. Правое полушарие является ответственным за воображение, с его помощью человек способен фантазировать, мечтать, а также сочинять, учить стихи и прозу. Здесь же располагаются способности человека к инициативе и искусству (музыка, рисование и др.). Правое полушарие несет ответственность за параллельную обработку информации, то есть подобно компьютеру позволяет человеку одновременно анализировать несколько различных потоков информации, принимать решения и решать задачи, рассматривая проблему одновременно в целом и с разных сторон. Благодаря правому полушарию мозга мы устанавливаем интуитивные связи между образами, понимаем разнообразные метафоры и воспринимаем юмор. Правое полушарие позволяет человеку распознавать сложные образы, которые невозможно разложить на элементарные составляющие, например, процесс распознавания лиц людей и эмоций, которые отображают эти лица.Синхронизированная работа обоих полушарий
Интуитивная работа правого полушария головного мозга основана на фактах, которые были проанализированы левым полушарием. Следует отметить, что работа обоих полушарий мозга в равной степени важна для человека. С помощью левого полушария мир упрощается и анализируется, а благодаря правому – воспринимается таким, каким он является на самом деле. Если бы не было правого, "творческого" полушария мозга, люди бы превратились в безэмоциональные, расчетливые машины, которые могли бы только приспосабливать мир под свою жизнедеятельность. Следует отметить, что правое полушарие контролирует работу левой половины тела человека, а левое полушарие - правую половину тела. Именно поэтому считается, что у человека, у которого лучше развита левая половина тела ("левша") лучше развиты и творческие способности. Тренируя соответствующую часть тела, мы тренируем то полушарие мозга, которое является ответственным за данные действия. У преимущественного количества людей доминирует одно из полушарий: правое или левое. Когда ребенок рождается, он равномерно пользуется возможностями, которые заложены у него изначально в разных полушариях. Однако в процессе развития, роста и обучения одно из полушарий начинает развиваться более активно. Так, в школах, в которых присутствует математический уклон, мало времени уделяется творчеству, а в художественных и музыкальных школах у детей почти не развивают логическое мышление. Однако, ничто не мешает самому тренировать оба полушария мозга. Так, Леонардо да Винчи, который регулярно тренировался, в совершенстве владел как правой рукой, так и левой. Он был не только творческим человеком, но и аналитиком, у которого было отлично развито логическое мышление, причем в абсолютно разных сферах деятельности.
Глава III. Исследование
Для подтверждения гипотезы опытным путем, было проведено ряд исследований.
Чтобы сравнить результаты успешности обучения изобразительному искусству и черчению, были проанализированы годовые оценки 8-9 классов (31 ученик) 2013-2015 годов.

В результате сравнительного анализа итоговых оценок учеников по изобразительному искусству(8 класс) и черчению (9 класс) выяснилось:
9,8% улучшили результат,
25,8% ухудшили результат,
64,5% результат остался прежним.
Из чего можно сделать вывод, что умение хорошо рисовать дает предпосылки к успешному обучению предмета «Черчение», но не является определяющим, т.к. довольно значительное число учеников снизило результаты.
Для выявления ведущего полушария был проведён тест учеников 9-х классов.

Были протестированы 21 ученик (11 мальчиков, 10 девочек). Из полученных результатов можно сделать выводы. Правое полушарие развито больше, чем левое у большего количества учеников. Правое полушарие мозга отвечает (в том числе) за воображение, что определяет способности к рисованию. А черчение – это точная наука, требующая аналитического склада ума.
Для выяснения необходимости применения практических навыков был проведен опрос мужчин и женщин от 30 до 55 лет. В опросе участвовали 16 человек (9 женщин, 7 мужчин). Они отвечали на вопрос «Где вам в практической жизни пригодились навыки рисунка и чертежа?»

По результатам опроса больше всего применения навыков понадобилось в быту. Были перечислены следующие ситуации:
При ремонте машины
При сборке мебели
Умения читать схемы, планы эвакуации
Выкройка одежды
При строительстве
Заключение
Изучив изложенные материалы, мы приходим к нескольким выводам.
Рисунок появился значительно раньше чертежа и получил большее распространение, чем чертеж. Рисовать человек может не будучи профессионалом, а чертить, не получив определенное образование нельзя.
В ходе исследования гипотеза «Хорошо рисующий человек всегда будет показывать отличные результаты в черчении» не подтвердилась. За изобразительное искусство и за черчение отвечают разные полушария головного мозга, поэтому у человека изначально заложена предрасположенность к определенному виду деятельности. Но, в то же время, графические навыки, полученные на уроках изобразительного искусства, помогают качеству графических работ в черчении, что является неотъемлемой частью обучения. А пригодиться в жизни может любой предмет, который изучается в школе. И в этом смысле Изобразительное искусство и Черчение – союзники.
Человек не может не стремиться к совершенству. Таких людей, как Леонардо да Винчи, с одинаково хорошо развитыми обоими полушариями мозга, не много. Но что не додала природа, можно развить тренировками. Мы нашли ряд упражнений, позволяющий развивать и совершенствовать наши потенциальные возможности. Приложение I.
Список литературы
С.В. Титов, Занимательное черчение, издательство «Учитель, 2008 год
Воротников И.А. Занимательное черчение, М, «Просвещение», 1977. – 156 с.
sitekid.ru sites.google.comnsportal.ru