Особенности формирования учебной мотивации и самооценки в младшем школьном возрасте


Учитель начальных классов
Дурнева Т.В.
Особенности формирования учебной мотивации и самооценки в младшем школьном возрасте
Современные требования ФГОС ставят перед учителем задачу сформировать учебную мотивацию у школьников, поскольку она является одним из универсальных учебных действий. Ведущая деятельность младшего школьника - учебная деятельность. Успех учебной деятельности во многом зависит от ее мотивации — системы внутренних и внешних факторов, побуждающих учиться.
Мотивация являлась и является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Зарубежные и отечественные психологи неоднократно обращались к этой проблеме, стремясь объяснить ее сущность, структуру, методы ее изучения. Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, З. Фрейд, П. Фресс, В. Э. Чудновский, П. М. Якобсон и др. в своих научных работах объясняли сложность проблемы мотивации и рассматривали ее с разных сторон.
Важным обстоятельством в жизни младшего школьника является приход в школу в школу, которым определяется дальнейшая возможность ребенка проявить себя в новой сфере человеческой деятельности - учении. При этом Л.И. Божович отмечает, что это особый возраст, который обеспечивает интенсивное развитие всех качеств личности. В этот период начинается социальное и личностное развитие ребенка, его вхождение в жизнь общества. Ребенок получает определенный социальный статус, меняются интересы и ценности.
В этот период, у младших школьников непосредственно преобладает социальная мотивация учебной деятельности. Она порой приводит к достаточно некритичному принятию требований учителя, выступающего для школьников в этом возрасте весьма авторитетной фигурой: раз он велит делать что-либо, это воспринимается как истина в последней инстанции.
По М.Р. Гинзбургу выделяется шесть типов мотивов:
• Внешний (принуждение родителей).
• Учебный (непосредственный интерес к форме и содержанию учебного процесса).
• Игровой.
• Позиционный (посещение школы дает ощущение взрослости).
• Социальный (понимание значимости учения для дальнейших достижений).
• Оценочный.
Мотивы принуждения и отметки являются внешними, а учебный и социальный мотивы — внутренними. Что касается игровых и позиционных мотивов, то они являются внутренними по психологической сущности, но внешними по отношению к учебной деятельности.
Выявлено, что значимыми для младших школьников являются оценочный, социальный, игровой и собственно учебный мотивы. В 1 и 2 классах на 1-м месте по значимости находится оценочный мотив. Ребенок остро нуждается в оценке и одобрении своих знаний и действий со стороны взрослого, поэтому на данном этапе обучения внешняя оценка является весьма эффективным рычагом управления мотивационной сферой ребенка. Социальный мотив в 1-х и 2-х классах находится на 2-м месте по значимости, уступая оценочному. Его роль заметно возрастает в 3-м классе, где он выходит на 1-е место. Видимо, это свидетельствует о формировании осмысленного отношения к учебной деятельности в данный период. Такие мотивы, как позиционный и связанный с внешним принуждением, имеют некоторое значение для учащихся 1–2-х классов, а к 3-му их значение практически сходит на нет, что свидетельствует о внутреннем принятии ребятами позиции школьника. У младших школьников «знаемые», декларируемые ими мотивы часто не соответствуют реальным, побуждающим их к учебной деятельности. Говорить о более-менее устойчивых познавательных интересах в этом возрасте преждевременно (исключением являются, пожалуй, лишь дети с ярко выраженной одаренностью — у них интересы к той или иной области знаний обычно четко проявляются еще в старшем дошкольном возрасте). Имеются данные, что у первоклассников мотивация достижения успеха и избегания неудач в учебной деятельности выражена примерно в равной степени. Но в дальнейшем наступает расслоение по этому признаку — к окончанию начальной школы у плохо успевающих учеников, в отличие от хорошо успевающих, резко преобладает мотивация избегания. Как отмечает Е. П. Ильин, почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относятся к обучению из-за преобладания у них мотива избегания неудач.
Г.М. Бреслаев указывает, что в этом возрасте ребенок представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям. Он осознает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая общепринятые коллективные знаки (речь, ноты, цифры и др.), понятия, знания, идеи, которые существуют в обществе. Самосознание младшего школьника развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями относительно окружающего мира и самого себя.
Роль школьного оценивания в становлении рефлексивной самооценки учащегося чрезвычайно велика. Ожидания педагога в отношении успешности своих учеников в значительной степени оправдываются (так называемый эффект Пигмалиона). Ярким примером подобного эффекта может служить результат искусственного деления учащихся на группы «по способностям». Такое деление нередко приводит к тому, что у детей, попавших в слабую группу, понижается уровень развития способностей. Объяснение этого феномена связано с тем, что рефлексивная самооценка определяет особенности мотивации учащихся, в том числе соотношение мотивации достижений и избегания неудач.
Получая внешние оценки, младший школьник испытывает разнообразные чувства: злости, вины, обиды, испуга, радости и др. На что-то он не обращает внимания, что-то с негодованием и отвергает, но что-то из этого набора внешних оценок работает и дает свои результаты в формировании личностной самооценки ребёнка. В свете вышесказанного характер формирующейся самооценки ребенка младшего школьного возраста, в немалой степени будет зависеть от деятельности взрослых: родителей учителей. И.С. Кон отмечает, что данный этап развития и становления личности - решающий в процессе становления фундаментальных образований, «Я - Концепции», включая самовосприятие себя в мире, самооценку. Именно здесь достигается оптимальный уровень самосознания личности, максимально корректируется дефицит развития, возникший в период дошкольного детства.
Как уже выше отмечалось, ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, по сравнению с дошкольным детством изменяется уклад жизни ребёнка, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими. В.А. Крутецкий обращает внимание на то, что становление самооценки младшего школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками) и новых видов деятельности (учебной деятельности). В процессе этого сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственное поведение.
Таким образом, формирование самооценки детей младшего школьного возраста отличается тем, что смена ведущей деятельности, поступление в школу приводит к развитию самосознания и укрепления новых ценностных ориентаций, которые он получает в процессе общения со сверстниками, взрослыми. Важно учитывать не только уровень достижений, полученный на этом возрастном этапе, но и эмоциональное отношение к оценкам от взрослых и учителя в том числе. Самооценка является продуктом самосознания и самоактуализации и становится внутренним и органическим достоянием их личности. При этом немаловажное значение играют взрослые, который окружают ребенка и оказывают влияние на формирование его самооценку через оценивание его деятельности.