Доклад: Гендерный подход в обучении

«Утверждаю»
Директор ОШ № 106
________ Амрина Н.Т.





Доклад
на тему:
«Быть мужчиной.
Быть женщиной.»


Городской семинар «Гендерный подход в обучении и воспитании»




Подготовила:
Педагог-психолог:
Рузиева М.Х.










Алматы, 2012 г.


Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека. Многие считают, что эти различия связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Идея противоположности мужского и женского начал встречаются в мифах и традициях всех известных обществ. Она закреплена в разнообразных социальных институтах (таких, как семья, армия, воспитательные учреждения).
В последнее время в науке принято четко разграничивать социокультурные аспекты в различении мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера. Термин - «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток. Термин «гендер» - указывает на социальный статус и социально- психологичекие характеристики личности, которые связаны с полом, но возникают во взаимодействии с другими людьми.
Нередко характеристики биологической активности смешивают с поведением в социально-психологическом смысле. И тогда возникает вопрос, о каких же характеристиках, собственно идет речь, когда поведение обозначается как «истинно» мужское или женское? Пол и гендер являются системами условных обозначений, которые формируют определенный порядок отношений между людьми, их отношение к различным проявлениям, а также определяют формы представления себя другим людям в разнообразных практиках социального взаимодействия. Термин гендер появился в 80-х годах прошлого века.
Гендерология – междисциплинарная отрасль наук о человеке , с помощь которой изучаются психологическая и социологическая проблема гендеров.
Так как мы с Вами работаем в детском коллективе, я хочу поговорить о дошкольниках, так как в этом возрасте закладываются стереотипы и различия, а так же о подростках.
Дети развиваются по – разному. И уже к году различия в психике мальчиков и девочек достигают такого уровня, что это проявляется в такой сложной деятельности, как игра.

А это значит, что у них обозначаются пути развития мозга. Если посмотреть на игры мальчиков и девочек, то мы увидим, что девочкам не нужно большой территории, им достаточно угла в комнате или небольшого места на улице, чтобы долгое время играть, например, в дочки – матери.
Игры мальчиков рассчитаны на освоение территории, на исследование различных объектов. Если мы ограничиваем игровое пространство мальчиков, то они используют имеющуюся территорию по максимуму. Правила и философия игры, усвоенные мальчиками в детстве, трансформируются в мужские нравы, которые потом царят на работе.
Мною было проведено занятие в коррекционном классе 4 Г на тему гендерные равенства, целью которого было развитие коммуникативных навыков, воспитание положительного отношения к противоположному полу, осознание гендерного равенства. Первое задание называлось «Лабиринт». Детям раздавались листы на котором изображены 6 человечков, состоящих из геометрических фигур, 6 домиков и дорожки от человечков к домикам. Ученикам нужно было сначала найти такую же фигуру на начале дорожки, как голова у человечка, потом провести человечка по дорожке, и поселить его в тот домик, куда привела дорожка. Дети с заданием справились легко, после того как они закончили я задала им вопрос: «А как вы думаете, это мальчики или девочки?». Затем я попросила дать им имена. Результат был такой: у мальчиков преобладали мальчики, были только 1-2 девочки, а у Эльвиры было все на оборот.
Следующим задание «Отгадай». Я называла слова, а дети говорили к кому это относиться. ( помада, заколка, галстук, юбка, кукла, пистолет, зеркало, брюки, расческа, кукла, короткая стрижка, серьги, машина и т.п.)
После того как дети справились с задание, я показала им картинки и мы беседовали о том, с чем играют мальчики, а с чем играют девочки.
И заключительным упражнением была «Азбука настроений». Детям зачитывалось стихотворение, а затем задавала вопрос: «А одинаковое ли настроение у мальчиков и девочек?», «Какие эмоции Вы знаете?»
А сейчас я хочу поговорить о подростках. В современном обществе весьма остро становиться проблема половой идентификации у подростков. Размывающиеся с каждым годом половые стереотипы (в одежде, внешнем виде, манерах поведения), разрушение традиционного семейного уклада (большое количество неполных и возникновение однополых семей), освоение профессий противоположного пола становятся причиной искажение половой идентичности у подростков. Пропаганда стиля «унисекс» постепенно вымывает из детского сознания (да и из сознания общества) представление о том, кто такие «настоящие» мужчины и женщины.
В результате появляется все больше мужественных женщин и женственных мужчин. И это не может не отразиться на подрастающем поколении.
Тренинг половой идентичности для подростков изначально был разработан для воспитанников детских домов. Но он будет весьма полезен и для работы с обычными подростками, для профилактики и коррекции их половой дезидентичности.
Основная цель данного тренинга состоит в коррекции половой дезидентичности подростков с помощью обучения их адекватным стереотипам мужского\женского поведения, принятие своего «физического Я», развития полового самосознания и разрешения внутриличностных проблем.
В ходе реализации программы решаются следующие задачи:
Развитие эмоционально-оценочного отношения к своему телу и внешнему виду.
Формирование стереотипов мужского и женского поведения.
Развитие представлений о взаимоотношениях полов.
Развитие гендерных ролей в семейных отношениях.
Развитие гендерных ролей в профессиональной деятельности.
Помимо основных задач, в ходе коррекционно-развивающих занятий решаются и дополнительные: формирование навыков аутотренинга, релаксации, необходимых не только в ходе коррекционно-развивающих занятий, но и в повседневной жизни.





Краткое содержание программы «Быть мужчиной. Быть женщиной».

этапа
Содержание программы
Количество
часов

1
Развитие эмоционально-оценочного отношения к своему телу и внешнему виду
24

2
Формирование стереотипов мужского и женского поведения
27

3
Развитие представлений о взаимоотношениях полов
48

4
Развитие гендерных ролей в семейных отношениях
29

5
Развитие гендерных ролей в профессиональной деятельности
36,5

Итого часов
164,5












15