ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ


На протяжении многих веков люди рассматривали все, что связано с полом, как постыдное , не подлежащее обсуждению. И по сей день дети получают интересующие их сведения преимущественно вне дома., в большинстве случаев от старших, «хорошо информированных» ребят во дворе. А ведь приобретенная таким образом информация может отрицательно сказаться на отношении ребенка к полу., вызвать негативную реакцию, породить неверное представление о взаимоотношениях полов как о чем-то грязном. Следовательно, всю информацию по вопросам пола родители и педагоги должны давать детям своевременно. Отвечать детям на вопросы, если они для родителей оказались неожиданными или показались «возмутительными» , надо в спокойной обстановке, не повышая голоса и не прибегая к наказаниям за любопытство. Рекомендуется говорить не все, что знают сами взрослые. Объяснения должны быть простыми, ясными , доступными пониманию ребенка и не искажать истину. На вопрос: «Откуда берутся дети?» первоначально можно ответить так: «Детей рождают мамы. Я родила тебя и твоего братика. Анютку , твою подружку, родила её мама».
В дальнейшем , когда ребенок подрастет, ответ на подобный вопрос, возможно, более сложный, должен быть и более обстоятельным, развернутым.
Гендерное воспитание – важная часть воспитания дошкольника. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой – доброта, взаимоуважение и деликатность, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе.
Родители и педагоги стремятся развить у детей прежде всего положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему; начальные качества мужественности и женственности и , конечно же, добрые взаимоотношения между мальчиками и девочками. Для достижения такого результата важно формировать как нравственные чувства и представления, так и навыки и умения , необходимые для реализации полученных представлений , усвоенных знаний. Половое воспитание – важная , неотъемлемая часть нравственного воспитания. Ведущая роль в половом воспитании детей принадлежит семье, которая должна опираться на нас , воспитателей.
Значение полового воспитания в жизни человека очень велико. Человечество никогда не позволяло себе забывать о важности подготовки мальчиков и девочек к взрослой жизни. Дело в том, что половое воспитание
освобождает от ложного чувства стыда, от неверного отношения к одной из важнейших сторон жизни - взаимоотношениям между мужчиной и женщиной, помогает осознать и освоить некоторые обязанности , важные для предстоящей семейной жизни. Тогда ,как распространенное сейчас «бесполое» воспитание («девочковое» поведение поощряется , а «мальчиковое» порицается) приводит к формированию «усредненного существа»: фемининного (женственного) мальчика, а потом и мужчины и мускулинной (мужественной) девочки, а потом и женщины, что приводит к многочисленным разводам.
Причины отсутствия дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек.
Самая первая категория, в которой дети осознают себя, - половая принадлежность. Тем более удивительно, что недооценка пола происходит в условиях, когда доказано наличие целого ряда психических и психофизиологических половых особенностей , проявляющихся в дошкольный период. Так, первые анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками замечены уже в эмбриональный период их развития. Под воздействием половых гормонов формируются различия не только в анатомических особенностях пола , но и в некоторых особенностях развития мозга. У новорожденных девочек по сравнению с мальчиками почти всегда меньше масса тела, сердца , легких, удельный вес мускулатуры. Но уже через 4 недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии, а в дальнейшем – раньше ходить и говорить. Их организм отличается большей сопротивляемостью к заболеваниям. У них лучше развита тактильная чувствительность и чувствительность к запахам. Мальчики лучше обучаются зрением, девочки – с помощью слуха.
Хотя случаи задержки умственного развития, заикания ,гемофилии , неврозов чаще встречаются у мальчиков, их мозг по сравнению с девочками более прогрессивная , избирательная система работает экономней и избирательней. У мальчиков 6-7 лет уровень вербального мышления значительно выше , чем у девочек. У девочек выше сопротивляемость к стрессовым ситуациям.
Гендерное воспитание – результат не столько биологических особенностей пола, сколько социальных требований к мальчикам и девочкам со стороны членов семьи, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений .
Развитие гендерного самосознания.
Уже в 6-7 месяцев ребенок отличает мужчин от женщин, т.е. пол людей.
На втором году жизни, еще не выделяя себя от окружающих,, не называя себя Я, знает , кто он мальчик или девочка. Но затрудняется правильно объяснить, в чем различие мальчиков и девочек. Чаще он аппелирует к одежде, лицу, голосу и длине волос. Старшие дети ищут объяснения в наличии силы, характере игры.
Гендерная социализация в дошкольном возрасте.
Дети подражают своим родителям. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери – прообраз своей будущей избранницы. Отношения родителей служат для него моделью взаимоотношения полов. То же самое можно сказать и о дочери : образом поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника – отец.
Поэтому оптимальный вариант для развития ребенка – наличие в семье обоих родителей ,т.е. полная семья. У детей формируются начальные идеалы семьи и своей социальной роли. При отсутствии одного из родителей, например отца, важно , чтобы его замещал другой взрослый- родственник , друг , воспитатель. В США, Венгрии в детских садах имеют мужчин в качестве воспитателей своих детей.
Для того , чтобы девочки и мальчики в будущем были счастливыми женами и мужьями, у тех и других надо формировать множество общих нравственных качеств. Честность , трудолюбие, доброта , справедливость, любовь к родному дому, культура поведения. Они должны быть присущи как женщинам , так и мужчинам.
Для развития у мальчиков начал мужественности нужно воспитывать в них эмоциональную устойчивость , , смелость , решительность , ответственность , рыцарское отношение к представительницам женского пола и в первую очередь желание защищать. Если мы хотим , чтобы девочки росли женственными , то нужно воспитывать в них нежность ,заботливость , скромность, аккуратность , терпимость, стремление к мирному разрешению конфликтов. Но все это будет ничем , если родители детей не будут служить образцом, соответствовать своей половой роли. Вряд ли у мальчиков в семье, где мама – лидер, обладает властным характером, а папа пассивен, не способный решать семейные проблемы, будут формироваться мужские черты характера.
Формирование начал мужественности и женственности.
Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используются устное народное творчество и художественная литература. Так, из сказок , произведений на основе былин (Богатырская застава) текст Калиты, рассказов о защитниках Отечества из книги «История России для детей» дети узнают о таких качествах мужественности , как смелость , стойкость , рыцарство , готовность помочь в трудную минуту.
А какие фильмы идут на экранах в настоящее время! С помощью сказок, стихов и рассказов формируем заботливость , миролюбие. Такие сказки , как «Аленький цветочек» «Царевна-лягушка» «Снежная королева» - настоящий гимн творческой силе любви.
Работа , проводимая в детском саду, продолжается родителями. Очень важно , чтобы отец , брат подчеркивали в девочке женское начало. Если маме к * марта букет , то сестренке – букетик Во время этических бесед уточняются представления о мужественности и женственности.Хорошим примером станет стихотворение «Мужчина».
Мужчина.
Вчера сказал мне папа,
Что я уже мужчина
Мужчина не боится
Без мамы оставаться,
Мужчины закаляются
И сами одеваются.
Мужчина – очень гордый-
Он не грубит соседу.
Он две тарелки каши
Съедает –за обедом,
Он не боится буки,
Что может вдруг прийти.
Мужчина знает буквы
И счет до десяти.
Но если очень-очень
По маме я тоскую,
Мне папа разрешает
Пролить слезу мужскую.
Одну и сразу вытереть,
А то еще польются,
И, чтоб никто не видел,
Сейчас же отвернуться.
А так нельзя мне плакать.
Есть важная причина –
Вчера сказал мне папа,
Что он и я – мужчины.
Целесообразно проводить беседы как с мальчиками , так и с девочками отдельно в форме «разговора по душам» например о ласковых и сильных руках, о красоте. Можно провести викторину «Добры молодцы и красны девицы». Можно рассматривать репродукции картин, развивая у детей представления о счастливых семьях, о добрых взаимоотношениях между родителями , сестрами и братьями.
Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно , но ограничиться этим нельзя. Нужно создать естественные проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей.
Воспитатель рассказывает случаи , будто бы произошедшие в соседнем детском саду или на прошлой работе и спрашивает, как бы вы поступили в том или ином случае. Создаются также театрализованные проблемные ситуации, когда сказочные персонажи – феи, рыцари - демонстрируют несколько моделей поведения, а дети выбирают из них самую правильную.
Для гендерного воспитания важно сформировать у детей определенные трудовые навыки и умения. При участии и под контролем старшего мальчиков можно научить разрезать плотный картон, пользоваться лобзиком при работе с фанерой; использовать молоток и гвозди, сколачивая
ящик для рассады; скреплять детали кукольной мебели с помощью специального клея или шурупов; чинить игрушки; выполнять посильную им физическую работу, например перенести из одной комнаты в другую столы и стульчики. Для мальчиков старшего дошкольного возраста должно стать привычкой уступить место матери в транспорте, помочь нести сумку с продуктами. И пусть это будет не столько трудная ноша , но ребенок должен почувствовать нагрузку. Тогда его труд будет не игрой в помощь, а помощью реальной. А слова матери: «Как я рада , что в семье растет настоящий мужчина!» - воспримутся сыном как настоящая награда.
Девочек следует обучать шитью , вязанью, сервировать стол, формировать умение ухаживать за малышами. В семье они учатся домашнему труду: пылесосить , мыть посуду, печь пироги.
Одно и то же трудовое задание желательно дифференцировать для девочек и для мальчиков. Например, девочки сгребают листья в кучи , а мальчики отвозят их в отведенное место, разгружают. Ребенок испытывает большую радость, если его наградить самодельным значком или орденом «За богатырскую силу!» «За помощь прекрасному полу!» или «За благородный поступок!»
Большое место в гендерном воспитании принадлежит различным видам игр. Так организуем игры, отражающие насыщенную семейную жизнь «Идем в гости» «Ждем гостей» «Родился малыш». В русской народной культуре всегда предусматривалось воспитывать у девочек и мальчиков добрые, нежные чувства друг к другу.
Гендерное воспитание ориентировано на то , чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью. Одно из важнейших условий реализации цели – преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу.
В повседневной жизни мальчиков и девочек приучают оказывать знаки внимания , например, дарить сувениры в Международный женский день или в День защитника Отечества. Мальчиков воспитываем , чтобы они замечали проблемы девочек предлагали им свою помощь, уступали дорогу, открывали перед ними дверь; девочек – воспринимать внимание с благодарностью, пришить недостающую пуговицу. На музыкальных занятиях в детском саду мальчики и девочки обучаются танцевальному этикету.
Отвечая на «острые» вопросы детей , надо говорить правду и только правду. Недопустимы ответы типа: тебя в капусте нашли , купили в магазине, аист принес. Это важно для сохранения доверия ребенка ко взрослым, создать иммунитет против искаженных и опошленных уличных сведений.
Желательно , чтобы до поступления в школу ребенок уже располагал информацией о различии полов и продолжении рода, полученной от родителей или воспитателей.
«ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ».
Учитель-логопед Аппель И.Г.