Статья: Сохранение русских народных традиций в семейной этностудии «Ладушки» посредством использования метода «сказкотерапии»

Е.В.Сынкова,
педагога дополнительного образования
МБОУДО ДЮЦ г. Северодвинска
Тема: Сохранение русских народных традиций в семейной этностудии «Ладушки» посредством использования метода «сказкотерапии».
Одним из существенных условий развития современного образования является актуализация национальной системы образования. «Основными положениями Закона «Об образовании» являются: приоритет общечеловеческой, национально-этнических ценностей» (Закон РФ «Об образовании» ст. 18). Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. В содержании отдельных разделов дошкольного образования по ФГТ (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций. 
Современный уровень развития педагогической науки позволяет по-новому взглянуть на традиции народной педагогики. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры. Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в УДО или ДОУ, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции. Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых традиции и обычаев содействующих воспитанию и развитию личности. 
Основываясь на положительном опыте народной педагогики, в МБОУДО ДЮЦ успешно реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Семейная этностудия «Ладушки». Ее цель: создание условий для активизации роли семьи в воспитании подрастающего поколения на основе изучения русской культуры в ходе совместного творчества детей и родителей.
Программа ориентирована на семьи, имеющие детей 5-10 лет. Именно в этом возрасте формируется национальное самосознание (идентичность) чувство принадлежности к своей стране и народу. Подтверждением этому служит исследование крупнейшего психолога Ж. Пиаже, который проследил динамику развития этнической идентичности в онтогенезе, выделил три этапа ее формирования:
6-7 лет - приобретение первых знаний (фрагментарных, несистематических) о своей этнической принадлежности;
8-9 лет - развитие национальных чувств и четкая идентификация с членами своей этнической группы;
10-11 лет – полная этническая идентичность, осознание самобытности не только своего народа, но и других.
Именно Русская культура в течение веков выработала оптимальную систему воспитания и обучения детей. Апробированная многими поколениями система народного воспитания обеспечивала передачу жизненно необходимых трудовых навыков, знаний о природе, человеке, окружающем мире. Целью народной педагогики было овладение правилами обыденного и обрядового поведения, приоритетным считалось знание традиционной культуры своего края, народа, общины, семьи; прививалось умение правильно использовать досуг. Эта система готовила и к созданию семьи, и к воспитанию полноценных членов социума.
На данном этапе Программа Семейной этностудии «Ладушки» представляет интегрированный курс, включающий несколько направлений: изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество и музыкально-игровой фольклор, согласованные и тематически перекликающиеся между собой. Структура программы позволяет участникам погрузиться в атмосферу обрядовых семейных праздников и традиций, познакомиться с азами народных ремесел и других видов декоративно-прикладного творчества, а главное – создать уникальный творческий союз внутри каждой семьи, участвующей в творческих мастерских. Содержание программы подчинено народному календарю и включает в себя подготовку и проведение праздников осеннего, зимнего и весеннего циклов: (Осенины, Кузьминки, Рождество, Святки, Масленица, Сороки, Вербное воскресение, Пасха, Троица). При проведении занятий и подготовке праздников тематически подбирается фольклорный материал: народные игры, песни, потешки, хороводы, заклички, и т.д.
Содержание интегрированного курса раскрывается в разнообразных формах творческой деятельности, как традиционных для образования, так и нетрадиционных. (Игра, мастер-класс, экскурсии, фольклорно-этнографические экспедиции).
Игра имеет огромное значение, как для духовного, так и для физического развития ребенка, так же это способ существования, социализации и подготовки к взрослой жизни. В программе используются следующие виды игр:
подвижные (спортивные) – игры по правилам, направлены на формирование различных физических умений и умственных способностей
хороводные.
драматизированные (ролевые, творческие), в ходе которых разыгрываются сценки сказки и рассказы часто с использованием кукол;

На всех этапах программы используются методы «сказкотерапии» и «изготовление кукол». Они направлен на развития творческих способностей, совершенствования взаимодействия с окружающим миром, интеграцию личности. Сказки вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Они позволяют рассказать в доступной форме о мироустройстве,  о жизненно важных явлениях и ценностях; о постановке целей. Сказка, в символической форме, содержит информацию о том,   как устроен этот мир, кто его создал; что происходит с человеком в разные периоды его жизни; какие этапы в процессе самореализации проходит женщина и мужчина;   какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;  как приобретать и ценить дружбу и любовь;  какими ценностями руководствоваться в жизни;  как строить отношения с родителями и детьми;     как прощать. Сюжеты сказок разнообразны.
Народные сказки о животныхи о взимоотношениях человека с животными наиболее подходят для дошкольников. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт. К таким сказкам в программе разработаны дидактические кукольные наборы. Обучающиеся семьи сами изготавливают на занятиях персонажей некоторых сказок.
Бытовые сказки часто содержат рассказы о превратностях семейной жизни, о способах разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейной студии и направлены на формирование образа семейных отношений. Например, такие русские сказки:  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], «Пузырь, Соломинка и Лапоть». К бытовым можно отнести сказки о труде: Как рубашка в поле выросла, Крупеничка, о Хлебе, Сенокосе, Жатве.
Сказки о празднике рассказывают о народных праздниках и обычаях. Дети очень любят играть «В гости» и «В праздник». Каждый народный праздник имеет свой, проверенный временем, «сценарий», свои атрибуты, свои персонажи, свои песни. Сцены праздника сначала показываются педагогом, затем проигрываются обучающимися на столе в кукольном варианте. А затем разучиваются реальные сцены народного праздника (Рождество, Колядовщики, Масленица, Дожинки, Жаворонки и пр.) С помощью кукол можно проиграть сюжеты таких семейных праздников как Именины и Свадьба.
  Сказки о преобразовании, трансформации – это сюжеты о смене половозрастного статуса (куклы перевертыши «Девица - Женка», «Парень- Мужик»), о смене времени года (куклы «Лето-Осень», «Зима-Весна», «Весна-лето»), о смене суток (кукла «День-Ночь»), о преобразовании добра и зла («Девица- Баба Яга», «Царевна – Лягушка»)
Страшные сказки в народном сознании – это сказки про нечистую силу: о Леших, Домовых, Бабе Яге. Так же «страшное» действие есть в Вертепном Рождественском представлении. Многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

Любая работа со сказкой начинается с ее показа, анализа и обязательного обсуждения. Когда сказочные смыслы проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, исполнение песен. При использовании кукол или игрушек все манипуляции педагога с ними должны быть отработаны заранее:
звуки речи следует направлять непосредственно ребенку;
дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса;
необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа;
все движения педагога должны соответствовать содержанию произносимых реплик, их интонации.

В сказкотерапии особенно важен процесс изготовления куклы, в котором используются в основном натуральные материалы: ткани, нитки, глина, береста, солома, дерево, мука, крупа, что вводит в осязательное соприкосновение с природой. «Любое изготовление куклы – это своего рода медитация, так как в процессе изготовления куклы происходит изменение личности» (Гребенщикова Л.Г). При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы «происходит включение у ребенка механизмов проекции, идентификации или замещения», то есть куклы исполняют роль тех объектов, на которые смещается инстинктивная энергия человека. Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию какой-либо проблемы, размышлению над ней и поиску решения.
Манипулирование (игра) куклами способствует: развитию речи; снятию нервного напряжения; развитию коммуникативных навыков; достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции; приобретению важных социальных навыков; развитию крупной и мелкой моторики; профилактике и коррекции страхов; коррекции отношений в семье; становлению психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.
«Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне» (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д)

Используемая литература:
Дайн Г. Детский народный календарь.
· Хотьково, Сергиев Посад, 2010.
Дайн Г. Тряпичная кукла.
· Хотьково, Сергиев Посад, 2009.
Считалки, дразнилки, мирилки и прочие детские забавы /Сост. В.А. Ильина. – М.: «Учитель-АСТ», 2005.
Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях: Методическое пособие / Якубовская Е.И., Еремина Н.В., Емельянова Г.В.
· СПб: СПбАППО, 2005
Каримов А.Р., Рябко М.В. Этномузыкальная организация физического воспитания дошкольников. Москва-Новосибирск, 2007. + 4 диска («Сборник игр для детей»)
Латышина Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа.- М.:Школьная пресса, 2004.
Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры.
· М.: ЦГЛ, 2005.
Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей: Методическое пособие / Якубовская Е.И., Еремина Н.В., Иванищенко Л.Н. – СПб: СПбАППО, 2007.
Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.
 Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006.
Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб.: Речь, 2007
Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышления о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше 7 лет. - СПб.: Речь. 2012.












15