Игры и упражнения, способствующие развитию и дальнейшему совершенствованию навыка чтения учеников младших классов



Тезисы к педагогическим чтения учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 32»
Сутягиной Татьяны Валерьевны
Игры и упражнения,
способствующие развитию и дальнейшему совершенствованию навыка чтения
учеников младших классов
С 2011-2012 учебного года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), в котором разработан портрет выпускника начальной школы. Одна из характеристик модели выпускника –это владение основами умения учиться.
 Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают.
 Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
Внедрение ФГОС предполагает включение в образовательный процесс внеурочную деятельность. В 1 классе я проводила внеурочную деятельность через программы «В гостях у сказки», «РПС» и др, где и старалась развивать учебно-познвательные мотивы к чтению и другим предметам, потому что проблемы были на лицо.
При поступлении детей в 1 класс были выявлены трудности, это
дети с разноуровневой подготовкой,
учащиеся, имеющие учебные возможности ниже среднего,
дети с отсутствием интереса к учёбе.
Многие дети не знали буквы, очень плохо отгадывали загадки и не знали сказок, имен сказочных героев, боялись отвечать. Фронт работы был большой.
 Интересную методику выработки беглого чтения разработал Владимир Николаевич. Зайцев. Он считал, что совершенствование техники чтения – одна из   главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к чтению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.В книге Зайцева даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые могут работать в любых условиях.
1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
2. Жужжащее чтение.
3. Ежеурочные пятиминутки чтения.
4. Чтение пред сном.
5. Режим щадящего чтения. (если ребенок не любит читать).
Ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых.
6. Многократность чтения.
7. Приём стимулирования учащихся.
 Следует рассказать о применяемых упражнениях, способствующих обучению чтению и направленные на:
развитие речевого аппарата и развивающие четкость произношения;
расширение оперативного поля чтения, развитие памяти и внимания;
развитие правильности безошибочности восприятия текста;
развитие смысловой догадки (антиципации) на различных уровнях
развитие внимания к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения
развитие скорости чтения при чтении вслух и молча;
(приводятся примеры упражнений) При систематическом подходе в использовании этих упражнений ожидается положительная динамика в развитии навыка чтения у детей, обогащение словарного запаса, грамматических категорий, познавательных процессов.
Анализируя темповые показатели класса по годам, видно,

ниже нормы
норма
выше нормы

1 класс на конец года
21%
15%
64%

2 класс на конец года
31%
4%
65%

3 класс на начало года
24%
10%
66%






А проведя мониторинг средних темповых показателей, наблюдается
на конец 1 класса-49 слов/мин при норме 25-30 слов в минуту
2 класс-66 слов в мин при норме при норме 40-50 слов в минуту
3 класс-81 слово в минуту при норме при норме 50-60 слов в минуту

Также хочется отметить, что дети моего класса любят выступать перед публикой , являются активными участниками всех школьных мероприятий.
Также дети моего класса прошлый год принимали участие в городском научном фестивале малых научных обществ «Исток», где представляли результат работы над проектом в виде литературного монтажа всем классом, наша работа была отмечена начальником Управления образования.
2 года подряд учащиеся моего класса принимали участие в Городском фестивале детского творчества «С чего начинается Родина» и в номинация «Художественное слово» были получены грамоты участника и диплом победителя в 2014 г (1 класс) и также дипломы участников и победителя в 2015 г(2 класс)
На протяжении многих лет осуществляется социальное партнерство с детской городской библиотекой № 14. В 2015 году у неё был юбилей, на который нас пригласили. Дети приготовили праздничное поздравление и выступили там перед всеми библиотекарями из всех городских библиотек. Наша многолетняя работа была отмечена Благодарственным письмом.
В 2015 году несколько учеников класса приняли участие в 3 международном блиц-турнире по литературному чтению «Жар-птица», отмечены Благодарственным письмом, Сертификатом участника и Дипломом победителя.




















Заявка
на педагогические чтения



ФИО-Сутягина Татьянв Валерьевна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория



Директор МБОУ «СОШ № 32»./Н.Г. Спиридонова