Конспект урока по литературному чтению «Путешествие пятое. 1828 год. Первая русская литературная сказка»

Конспект
по литературному чтению


Тема: Путешествие пятое. 1828 год.
Первая русская литературная сказка.



Цель: Познакомить учащихся с автором первой русской литературной сказки А. Погорельским и историей создания его сказки «Чёрная курица, или подземные жители».

Задачи:
Образовательные: провести всесторонний анализ художественного произведения; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизировать “вдумчивое” чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений.
Развивающие: развивать устную речь учащихся, образное мышление; артикуляционный аппарат; умение ориентироваться в тексте, анализировать и обобщать.
Воспитательные: воспитание нравственных качеств учащихся на примере главного героя;




Инвентарь: учебник « В океане света», 4 класс
(авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева), книга А.Погорельского « Чёрная курица», портрет автора.




















Ход урока


Деятельность учителя
Деятельность ученика

Организационный момент

- У нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Повернитесь, пожалуйста, к ним и улыбнитесь.
- Настройтесь на работу.

- Мы продолжаем путешествие в мир детской литературы.
-Почему литература называется детской?
-Каким должен быть писатель, который создает книги для детей?

1) Беседа:
- В какое время будет наше сегодняшнее путешествие?
- Что может означать точно названная дата?
- Куда отправляемся?

- Что такое имение?


- С кем встретимся в имении? Знакомы ли вам эти имена?

2) Самостоятельное чтение авторского текста.
(Стр. 93 до диалога героев)

3) Обсуждение прочитанного:
- Как выглядит имение?


- Где находится это имение?
- Почему оно называется Погорельцы?
- Кто живёт в имении?
- Что вы узнали об А.А. Перовском?



4) Чтение текста вслух детьми (Стр. 93 – 94)

5) Обсуждение прочитанного:
- А вы догадались, о каком Александре Сергеевиче спросил мальчик?
- Почему вы думаете, что это Пушкин? Какие слова Алексея Алексеевича подтверждают вашу догадку
- От чего счастлив Алёша?



- О чём ещё говорят племянник и дядя?
- Догадались ли вы, о какой сказке идёт речь?
- Оля эту сказку не читала, но называет ёе чудесной. Почему?
















-В 1828 год

-Важное событие
- В имение Погорельцы
- Имение – помещичья усадьба в деревне
-А.А. Перовский и маленький Алёша






- К дому через парк ведёт центральная аллея
- На Украине

- А.А. Перовский
- Автор первой литературной сказки, написанной для детей








- Александр Сергеевич отозвался о стихах одобрительно



6) Чтение вслух текста до конца (Стр. 94-96)

7) Обсуждение прочитанного:
-Что вы узнали об обитателях имения?
-Знакомо ли вам имя писателя Антония Погорельского? Как родилось это имя?




-Что такое псевдоним?

-Зачем он требуется писателям?


- Посмотрите на портрет писателя Антония Погорельского.
-Что вы можете сказать о писателе по его портрету? Какой он?
-Светлые, чуть вьющиеся волосы открывают высокий лоб. Синие глаза светятся какой- то тайной – «ах, как много я бы мог, должен был бы рассказать»
-Посмотрите на этот добрый, и целеустремленный взгляд. Такой глубокий, пронзительный. Это был человек поистине добрый, честный, образованный. Только такой человек мог написать такую удивительную сказку, которая живет уже второе столетие.

-Что вы узнали о первой литературной сказке?
-Почему сказка называется литературной?




-Как она создавалась?






-Сохранилась семейное предание, что отец Алёши Перовского, граф Разумовский в пылу гнева сослал Алёшу в закрытый пансионат. В сказке Погорельского «Черная курица или подземные жители» есть такие строки: «когда наставала суббота и все товарищи спешили к родным, тогда Алёша горько чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг» Так писатель рассказывал не о себе, а о герое собственной сказки, но каждая истинно прекрасная сказка вбирает в себя частицу жизни, сквозь выдумку проступает пережитое. Антоний Погорельский был «детским человеком». Таким, как он, и суждено писать сказки: у кого сердце замирает от счастья видеть волшебные миры, возникающие в воображении. И недаром её любил Л.Н. Толстой. Она произвела на него в детстве сильное впечатление вместе с былинами, народными сказками и стихами Пушкина.

-Почему мы совершили наше путешествие именно в 1828 год?



-Какая получилась сказка?


-Оле захотелось прочитать сказку, Игорю-узнать, чем она кончилась. А что хотите услышать вы?






- Это псевдоним А.А.Перовского. Он взял его от названия усадьбы-Погорельцы.
- Это вымышленное имя.
- Не все писатели хотят ставить своё настоящее имя на обложке книги


- добрый, честный, целеустремленный











- Это волшебная повесть, которую писатель сочинил для своего племянника Алёши
- Сначала Перовский просто рассказывал мальчику эту сказку, потом записал её, а в 1829 году сказка была напечатана
























- Именно в этом году сочинил Перовский свою сказку и рассказал её Алёше.
- Это волшебная повесть именно для детей



-Посмотрите на иллюстрацию. Как вы считайте о чем пойдет речь в сказке?
Чтение 1-й части (читает учитель).
- Послушайте отрывок из сказки «Чёрная курица или Подземные жители: и окунитесь в этот удивительный мир, где правда жизни переплетается с фантастикой.
- Как вы думаете, можно ли назвать прочитанную историю сказкой?
- Докажите, что это сказка?




- А чем эта волшебная повесть не похожа на волшебную сказку?

- Это первая литературная сказка. Ещё есть отличия?



– В какое время происходят события?
- С тех прошло много лет. Русский язык изменился с тех пор?

- Какие устаревшие слова мы встретили?


Домашнее задание.
Дочитать до конца 1-ю часть.

Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что особенно понравилось?













- есть сказочный зачин “жил-был”, волшебное число “3” – три сна, волшебный предмет – конопляное зёрнышко, чудесные превращения, курица разговаривает с Алёшей.
- У нашей сказки есть автор, а у народной его нет.

-Отражены реалии того времени: точная география: месторасположение
Имя, возраст мальчика ,Алеше было 10 лет

- в 19 веке

- конечно, многие слова устарели и стали нам непонятны









15