Итегрированный урок: литература и английский язык на тему А.Конан Дойл. Голубой карбункул(7 класс)

Разработка интегрированного урока внеклассного чтения - зарубежная литература и английский язык.
Жигло И. В., учитель английского языка,
Семёнова М.А., учитель литературы,
лицей № 37, г. Донецк.
Тема. Артур Конан Дойл. «Голубой карбункул».

Подтема. Знакомство с творчеством мастера детективного жанра и его знаменитым сыщиком Шерлоком Холмсом.
Цели урока.
Практическая: Познакомить учащихся с творчеством А.Конан Дойла и его рассказом «Голубой карбункул» . Выяснить особенности интриги в детективном произведении.Учить использовать разные источники, в том числе электронные словари и энциклопедии, для поиска необходимой информации, учить реализовывать целеустремлённый поиск, используя справочные материалы на английском языке.
Образовательная и развивающая: формировать умения и развивать навыки выразительного чтения и размышления над прочитанным, совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, формировать умения понимать английскую речь на слух в типичных ситуациях сфер общения.
Воспитательная: прививать учащимся интерес к чтению, расширять культуру речи, прививать чувства справедливости, воспитывать веру в лучшие качества человека, ценить добро.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, портреты А. Конан Дойла и иллюстрации к произведению проецируются на экран, раздаточный материал (карточки, таблицы), материалы электронной энциклопедии Wikipedia, DVD диск из серии «Золотой глобус» (фрагменты «Музеи Лондона», «Шотландия»), текст произведения.
Ход урока.
I. Введение в урок.
1.Вступительная беседа по теме урока.
Учитель литературы: Сегодня на уроке мы поговорим о детективе как о полноправном литературном жанре. Кто был его основоположником? Почему в основе его лежит занимательная интрига? Задание с множеством неизвестныхНа уроке присутствуют корреспонденты школьной газеты «Английский мост». Они читали произведение на языке оригинала.
2. Объявление темы и целей урока.
Учитель литературы: Читатель верит в реальное существование некоторых героев. К таким персонажам и относятся Шерлок Холмс и доктор Ватсон. И на уроке мы узнаем много интересных фактов из жизни создателя этого популярного детективного дуэта, поговорим об интриге, которая лежит в основе произведения, об особенностях детективного жанра, научимся применять знаменитый метод дедукции и анализировать литературное произведение.
Словарная работа

Детективная литература
вид художественной литературы, в которой усложненный сюжет обычно построен или на логическом раскрытии загадочного преступления, или на детальном выяснении таинственных и странных обстоятельств, связанных с судьбами героев

Интеллект
ум, умственные способности

Интрига
развитие основного действия в произведении

Дедукция
метод мышления, при котором частное положение путем выводится из общего, вывод по правилам логики

Сюжет
Система событий, раскрывающая характеры персонажей

Карбункул
драгоценный камень (красный гранат)

Учитель литературы. Занимательная интрига в детективном произведении, как правило, начинается с факта фиксации преступления. Дальнейшее развитие сюжета - это восстановление картины его совершения с помощью четкой логики, догадок, предположений. Итак, в детективном произведении, кроме лиц, которые раскрывают запутанные тайны, должен быть и сам преступник, борьба между добром и злом. А сюжет строится так, чтобы читатель все время находился в напряжении, до конца не разгадал тайну.
Ученик 1. Детектив как литературное произведение имеет древние корни. Отголоски находим еще в мифах. В средние века преступление трактовали как грехопадение. И лишь Артур Конан Дойл одним из первых понял, что основой детективного произведения должна стать занимательная интрига.
Учитель литературы. Множество авторов работало в этом жанре: Джеймс Хедли Чейз, Агата Кристи, Гилберт Честертон, Эдгар По. Кто же является основоположником этого жанра? (Эдгар Алан По). Конан Дойл считал его своим учителем.
Ученик 2. Из всех детей миссис Мери Дойл самым любимым был Артур, родившийся 22 мая 1859 года. Мать души в нем не чаяла, и он отвечал ей тем же. Учился будущий писатель сначала в подготовительной школе при крупном католическом колледже Стонихерст. Эти годы он считал самыми счастливыми. По окончании колледжа Конан Дойл получил диплом и предложение поехать за границу, в Западную Австрию, чтобы продолжить учебу там. Артур задумывается о карьере корабельного врача. На китобойном судне он отправляется в Арктику, а затем – к берегам Африки. В этот же период Артур пробует свои силы в литературе: один короткий рассказ «Тайна Боскомской долины» был напечатан, и ему выплатили небольшой гонорар. В 1881 году Конан Дойл заканчивает свое медицинское образование и начинает врачебную практику, обосновываясь в Лондоне.
Ученик 3. Медицинская практика не приносила ему дохода. С утра до вечера он сидел дома в ожидании пациентов. Чтобы чем-то заполнить свой вынужденный досуг, Конан Дойл начал писать для журналов очерки. Но и они не имели успеха. Однажды Артур вспомнил своего университетского преподавателя Джозефа Белла, который поражал студентов наблюдательностью, логикой мышления, четкостью суждений. Вот его-то Конан Дойл и сделал героем одного из собственных детективных произведений. Только имя ему дал другое – Шерлок Холмс. С тех пор писатель пользуется заслуженной славой, а его герой – любовью читателей всего мира.(смотрим DVD диск из серии «Золотой глобус»,фрагмент «Музеи Лондона»)

1
Артур Конан Дойл родился в в 1859 году


в Эдинбурге
б) в Лондоне
в) в Париже

2
Кем был Артур Конан Дойл по образованию?


летчиком
б) писателем
в) врачом

3
В какую европейскую страну он отправляется по окончании колледжа?


a) во Францию
б) в Германию
в) в Австрию

4
С чего начинается его литературная деятельность?


с очерков
б) с рассказов
в) с повестей

5
Кто явился прообразом знаменитого детектива?


a) друг детства
б) сам автор
в)преподаватель университета

6
Кого Артур Конан Дойл cчитал своим литературным учителем?


a) А. Кристи
б) Э. По
в) Г. Честертона

Ученик 1. Итак, что же вы запомнили из услышанного?
(Ответы: 1 a, 2 в, 3 в, 4 а, 5 в, 6 б- проецируются на мультимедийную доску)
II. Основная часть урока.
Учитель литературы. Основываясь на всем услышанном, давайте познакомимся со знаменитым сыщиком. Вы прочитали рассказ «Голубой карбункул» дома и попробуйте ответить на такие вопросы:
Что было для вас особенно интересным и необычным в этом произведении?
Чем обратил на себя внимание Шерлок Холмс? Каким вы его представляете?
Умение делать выводы на основе множества мимолетных наблюдений Холмс называл « дедуктивным методом ». Какие наблюдения и выводы удивили вас?
Учитель литературы. Пользуясь методом дедукции, попробуйте расшифровать записку- криптограмму и узнать, какие произведения Артура Конан Дойла наиболее популярны среди читателей

1
81 62 11 32
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ключ к криптограмме:

1
2
3
4
5
6
7
8

1
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З

2
И
Й
К
Л
М
Н
О
П

3
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч

4
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я


(Ответы: «Знак четырех», «Голубой карбункул», «Пестрая лента», «Собака Баскервилей», «Союз рыжих».)
The chief editor of our school
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Учитель литературы.
1) Давайте вспомним, что такое рассказ. (Рассказ – это малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц–особенность этой жанровой формы. Часто повествование идет от первого лица.)
2) От имени кого ведется повествование в рассказе?
3) Что вы можете рассказать об этом человеке? (Рассказы о Шерлоке Холмсе ведутся от первого лица – доктора Ватсона. Он в течение многих лет дружил с детективом, наблюдал, как тот великолепно раскрывал самые запутанные преступления, а иногда даже помогал ему в этом.)
4) Какова тема данного рассказа? (Пропажа драгоценного камня)
5)Расскажите об особенностях композиции произведения (элементы композиции: - завязка сюжета;
- развитие действия;
- кульминация (наивысшая точка в развитии сюжета);
- развязка сюжета.
6) Каким образом шляпа попала к сыщику?
7) Что смог рассказать Холмс об обладателе этой шляпы? Какой метод использует для этого детектив?
8) Почему посыльный Питерсон пришел с гусем и шляпой именно к Холмсу? Какую ошеломляющую новость он принес?
9) Что было известно Ватсону и Холмсу о драгоценном камне?
10) Зачем Шерлок Холмс хотел знать, каким образом голубой карбункул попал в зоб гуся?
11) Составьте цепочку событий, используя текст рассказа. Можно ли считать, какой - то эпизод лишним в повествовании? Почему?
12) Заполните таблицу, подобрав цитаты из текста:
Система образов в рассказе «Голубой карбункул».

Шерлок Холмс


Доктор Ватсон


Посыльный Питерсон


Генри Бейкер


Джеймс Райдер


Джон Хорнер, паяльщик


13) К каким же выводам приходит сыщик? Почему Холмс отпускает преступника, не передает его в руки правосудия? Ответ подтвердите цитатой.
Корреспондент газеты «Английский мост»1.
Члены клуба «English Bridge» подготовили материалы о жизни и творчестве Конан Дойла, используя справочную литературу, в том числе электронные словари и энциклопедии.

The chair
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·on" \o "Non-fiction"14non-fiction15

Notable works
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Signature
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]














Vocabulary.
Работа с электронным словарём ABBYY Lingo x3.Ink.-(словарь живого языка) и материалами электронной энциклопедии Википедия.
[http://www.google.com.ua/search?q=ABBYY+Lingo+x3.Ink]
1. You use descent [d
·se
·nt] to talk about a person's family background, for example their nationality or social status. Syn: origin, ancestry
2. nйe [ne
·
·] (also nee) You use nйe after a married woman's name and before you mention the surname she had before she got married. Syn: born
3. Jesuit [
·e
·zju
·t] Иезуитский. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Иезуиты]
Иезуи
·ты -официальное название «Общество Иисуса» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Иезуиты занимались наукой, образованием. Члены Общества Иисуса наряду с тремя традиционными обетами (бедности, послушания и целомудрия) дают и четвёртый  безусловного подчинения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
4. feature [fi
·:t
·
·(r)], v. If someone or something features in something such as a show, exhibition or magazine, story, they are an important part of it.
5. to abandon, v.- Syn: give up, stop.
6. significant, adj.- Syn: notable, worthy of attention, remarkable.
Корреспондент газеты «Английский мост» 1. Sir Arthur Ignatius Conan Doyle was born on 22 May 1859 in Edinburgh to a father of Irish descent, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], and an Irish mother, nйe Mary Foley.


Charles Altamont Doyle, (1888)


Корреспондент газеты «Английский мост» 2. We found some information about Edinburgh. It is the heart and the ancient capital of Scotland and one of the most beautiful cities in Europe. Scotland is the land of mountains, lakes and romantic castles.




There are many interesting places and things in Edinburgh. The Forth Bridge is on the main road to the Highlands, an area of outstanding beauty, with a romantic past, and it is home of wildlife of all kinds.



I think that the beautiful nature of Scotland and Edinburgh influenced Conan Doyle greatly.

Рассказ корреспондентов газеты «Английский мост» сопровождается видеофрагментами. (DVD диск из серии «Золотой глобус» (фрагмент «Шотландия»).







Корреспондент газеты «Английский мост» 3. Conan Doyle was sent to the 13LINK "http://en.wikipedia.org/wiki/Roman_Catholic_Church" \o "Roman Catholic Church"14Roman Catholic15 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] preparatory school at the age of 9. He then went on to 13LINK "http://en.wikipedia.org/wiki/Stonyhurst_College" \o "Stonyhurst College"14Stonyhurst College15



13LINK "http://en.wikipedia.org/wiki/Stonyhurst_College" \o "Stonyhurst College"14Stonyhurst College15
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


and left school in 1875. From 1876 to 1881, he studied [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] at the [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] and received a medical degree. While studying, he also began writing short stories; his first published story appeared in [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] before he was 20.



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

The first significant work.

Корреспондент газеты «Английский мост» 4. Conan Doyle set up an independent medical practice but it was not very successful; while waiting for patients, he began writing stories. His first significant work appeared in 1887 and featured the first appearance of Sherlock Holmes. So in 1890 he abandoned his medical practice and devoted his time to writing.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Sherlock Holmes (right) and Dr Watson
Conan Doyle's house in [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], London.


Корреспондент газеты «Английский мост» 1. It’s time to relax. Listen to the funny story about Conan Doyle and a taxicab driver; make up dialogues and roleplay them.


A Joke on Conan Doyle.
Once a French taxicab driver had driven Sir Conan Doyle from the station to a hotel. The driver decided to play a joke on him. When the driver received his fare he said:”Merci, Mr. Conan Doyle.” “Why, how do you know my name?” asked Sir Arthur. “Well, Sir, I have seen in the papers that you were coming from the South of France to Paris. Your general appearance told me that you were English; your hair had been clearly cut by a barber of the south of France. I put these indications together and guessed at once that it was you.” That is very remarkable. Have you other evidence to go upon?”
“Well”, said the driver, “there was also the fact that your name was on your luggage.”



Speaking and writing. Pair work. Make up a dialogue between Conan Doyle and the cab taxi driver and role play it. Here is an example:
Cab taxi driver:
Conan Doyle:

Hello, Sir, can I help you?
Yes, sure. Take me to the hotel, please.

Oh, yes, Sir, with pleasure!
******

*****
Thank you. Here is the fare.

Merci, Mr. Conan Doyle.
Why, how do you know my name?

Well, Sir, I have seen in the papers that you were coming from the south of France to Paris.
It’s very interesting. Go on!

Your general appearance told me that you were English.
Did it?

Besides, your hair had been clearly cut by a barber of the south of France.
You are very attentive, I should say!

I put these indications together and guessed at once that it was you.
Great! You have no other evidence to go upon?

Well, there was also the fact that your name was on your luggage.
You are really a great detective!

Answer the questions: (orally or in a written form)
What country did Conan Doyle live?
Was he a famous writer or a traveller?
What was Sherlock Holmes?
Where had a French taxicab driver driven Sir Conan Doyle from the station?
The driver decided to play a joke on him, didn’t he?
Did the cabman know who Conan Doyle was?
How did he know that?

Корреспондент газеты Английский мост 2. All his life Conan Doyle liked sports; he skied, played golf and went in for boxing. He played football as a goalkeeper and was a keen [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. He was also an occasional bowler.
Name these kinds of sports.



1.
2.




3.
4.




5.
6.



(From the Internet Resources) [http://en.wikipedia.org/wiki/Arthur_Conan_Doyle
После ознакомления с биографией К. Дойла, можно пройти авторский тест на сайте [http://beon.ru/tests/537-475.html]

III. Заключительная часть урока.
1.Домашнее задание: 1) прочитать один из понравившихся рассказов А.Конан Дойла, зашифрованных в криптограмме.
2) подготовить проект по творчеству Конан Дойла и оформить постер для газеты «Английский мост».
2. Заключение: Многие дела Шерлока Холмса были связаны с людьми, для которых нормой жизни стали ложь, подлость, предательство, коварство и лицемерие, однако, узнав историю несчастного Джеймса Райдера, поддавшегося случайному соблазну, знаменитый сыщик отпустил его. Как вы думаете, почему Холмс так поступает? Что повлияло на его неожиданное решение?(Тюрьма, по мнению Шерлока Холмса, сделала бы из этого человека законченного негодяя, но, отпустив его на свободу, сыщик дает ему шанс исправиться. Он уверен, что жизнь преподнесла этому человеку хороший урок, и он никогда больше не повторит подобной ошибки).
Как видим, дело оказалось не слишком сложным, но для Шерлока Холмса, по его же словам, « разрешение этой загадки - само по себе награда» А мы, читатели, познакомились с очередной увлекательной историей и ещё раз удивились проницательному уму знаменитого сыщика.


Arthur Conan Doyle statue in Crowborough.









Литература: Учебник для 7- го кл. Общеобразоват. учеб. завед. с русск. яз. обучения. – К.: Генеза,2007.
Текст для аудирования -Я. В. Долгополова, Easy Reading, Харьков, Ранок, Веста, 2002.
Используемые Интернет сайты упоминались по ходу урока.















Рисунок 1Рисунок 2