Урок по литературе Артур Конан Дойл Записки о Шерлоке Холмсе


Сценарий интегрированного урока ( литература + английский язык)
Тема: Артур Конан Дойл – автор детективного цикла о Ш. Холмсе. Понятие о цикле и детективной литературе . Цели: 1). Сформировать представление о личности А. Конан Дойла,
особенностях тематики его произведений, понятии « детективная
литература»;
2). Заинтересовать учащихся творчеством писателя;
3). воспитывать непримиримость ко злу, моральные качества,
любовь к литературе.
Оборудование: портрет писателя, выставка его книг, тексты рассказа
« Голубой карбункул», иллюстрации и рисунки к произведе –
ниям А. Конан Дойла, словарь литературоведческих терминов; для инсценировки – небольшой стол, газета,
халат, старая шляпа, камень голубого цвета, трубка, трость.

Ход урока
Эпиграфы к уроку: Большое сердце, большого роста и с большой
душой человек.
Джером К. Джером.
Никакие детективы не могут сравниться в популяр-
ности с детективами Конан Дойла, и следует знать,
что он заслужил популярность уже только за то, что
придумал Шерлока Холмса.
С. Моэм

I.Организационный момент.Мотивация учебной деятельности .(Урок идет на 2 языках).
На столе лежат камень голубого цвета, старая шляпа, газета, халат, трубка.
Вопросы учащимся:
- найдите связь между предметами, лежащими на столе, и нашим сегодняшним уроком?
- О ком мы сегодня будем говорить?
II. Тема, цели урока ( формулируют учащиеся). Работа с эпиграфом к уроку.
III. Формирование новых знаний.
Жизненный и творческий путь А. Конан Дойла ( литературный монтаж – на русском и английском языках; презентация – приложение № 1)
Сообщения учащихся о кинематографической « судьбе» Шерлока Холмса.
Конкурс литературных досье на Артура Конан Дойла и Шерлока Холмса ( план – приложение № 2)
Теория литературы:
- рассказ, сюжет, коипозиция ( повторение и углубление изученного ранее);
- детектив, цикл, дедукция, дедуктивный метод, досье ( новые понятия).
5. Сообщение учащегося « Основоположники детективного жанра в
мировой литературе».
6.Словарная работа (работа с терминами на английском языке)
7. Работа с таблицей « Своеобразие детективов А. Конан Дойла»
( приложение № 3).
IV. Инсценирование фрагмента из рассказа А. Конан Дойла « Голубой карбункул»
( приложение № 3)
5.Закрепление и обобщение изученного материала . Разгадывание кроссворда
« Жизненный и творческий путь Конан Дойла» ( приложение № 4 ) .
6. Рефлексия. « Букет настроения». Итоги. Оценивание учащихся.
7. Домашнее задание ( дифференцированное):
1) прочитать рассказ для тех, кто ещё не прочитал;
2)высокий и достаточный уровень: составить план, который отображает сюжет, элементы расскаказа « Голубой карбункул»;
3) средний и достаточный уровень: составить план – характеристику образа Ш. Холмса.

Приложение4 Кроссворд « Жизненный и творческий путь А. Конан Дойла»
Как звали главного героя рассказов А. Конан Дойла? ( Шерлок ).
Профессия героя рассказов А. Конан Дойла (сыщик).
Город, в котором родился А Конан Дойл ( Эдинбург).
Хобби писателя ( футбол).
В составе какого английского клуба играл автор « Записок о Ш. Холмсе»? («Портсмут»).
Фамилия актера, сыгравшего Ш. Холмса, признанного лучшим из Холмсов в мире. ( Ливанов).

Приложение № 2
Представьте себя на месте детектива и составьте досье на Артура Конан Дойла.
План литературного досье
Место проживания.
Внешность, характерные приметы.
Образование, профессия.
Окружение.
Род занятий.
Хобби.
Поступки.
Досье – собрание документов, относящихся к какому – нибудь делу, лицу, а также папка с документами.