Методическая разработка на тему Риторика для подготовки к ЕГЭ 11 класс

Риторика (миникурс)

Блок 1. Риторика, ее законы и принципы речевого поведения
Риторика – это теория и практика воздействующей на других речи.
Риторически грамотная речь – это (по мнению Аристотеля) способ пробудить ум и чувства (racio и intucio) адресата речи, «возбудить его собственное внутреннее слово». Поэтому, чтобы речь (устная или письменная) была достойно оценена, она должна быть «скроена по мерке адресата, как платье по мерке заказчика». Риторика принципиально отрицает возможность речи, обращенной к самому себе. Из двух участников общения главный – адресат.
«Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается. Он-то и есть конечная цель всего». (Аристотель. «Риторика». Кн.1-3)
Законы общей риторики
Закон гармонизирующего диалога – первый и главный из законов. Остальные подчиняются ему. Сделай адресата участников своей речи, заставь его неосознанно вступить с тобой в диалог. Адресат (собеседник, слушатель, читатель, учитель, эксперт) – не пассивный объект. Твоя задача - установить с ним гармонические, двусторонние отношения.
Из этого закона вытекают принципы речевого поведения, выработанные на протяжении веков:
внимание к адресату (Кто тебя читает (или слушает)? Каковы его вкусы? Каково его социальное положение? Образование? Моральные принципы ? С какой целью он читает твою речь? Как лучше для него ее построить? Какие для него интереснее примеры? Как и когда лучше заявить свою позицию? О чем лучше не говорить?)
близость (Что ближе адресату? Какие образы, примеры он предпочтет? Литературные, научные факты? Статистику? События мировой истории? Жизнь великих людей?)
«Слушатели внимательно относятся ко всему великому и к тому, что касается их лично». (Аристотель. Риторика Кн. 3-14)
конкретность (Может ли адресат зримо представить то, что ты доказываешь? Есть ли у тебя для него примеры – конкретные проявления и подтверждения твоей мысли? Конкретны ли они? Конкретность всегда убедительна: не когда-то, а в таком-то году; не один философ, а такой-то (имя) ; не сказал кому-то, а написал в письме такому-то (имя).
движение (Понимает ли адресат, куда ты его ведешь? Руководишь ли ты его действиями? Предлагаешь ли вместе продвигаться по маршруту вашей мысли к истине? Становится ли он твоим единомышленником?)
Закон продвижения и ориентации. Организуй речь так, чтобы продвигаться к цели вместе с адресатом. Он должен понимать, куда и зачем ты его ведешь и когда цель будет достигнута. Не «жуй» долго одно и то же.
«Речь иного оратора как долгий пробег на олимпийских играх, когда бегун должен 12 раз обежать вокруг ристалища. Его спутник - слушатель не понимает, куда его ведут, долго ли еще идти и – главное - когда, наконец, все это закончится.» (Аристотель. Риторика. Кн. 3)
Закон эмоциональности. Дай понять, что тебе небезразличен предмет разговора. Но косвенно. Имея чувство меры. Навязчивые риторические вопросы раздражают. Частые и неуместные восклицания выглядят искусственно. Цепочка вопросов, вопросно-ответный ход, логически оправданная парцелляция – все хорошо, если на месте, и все плохо, если неуместно
Закон удовольствия. Сделай так, чтобы адресату была приятна твоя речь. А это возможно, если:
- читать ее легко (не нужно с третьего раза понимать, что ты имеешь в виду)
- твой язык прост и понятен
- твои примеры конкретны
- микровыводы («субтезисы») вытекают из примеров
- твоя мысль развивается линейно (ты не «жуешь» одного и того же)
- ты уверенно руководишь маршрутом от начала до конца
- конец твоей речи оптимистичен и совпадает с моральными принципами адресата
Главные враги – алогичность, неясная мысль и плохая речь.
«Блуждаешь будто в темном лесу: непонятно, куда тебя ведут и когда все это кончится, а проводник или забыл о тебе, или сам не знает, как выбраться из этого леса». (Аристотель)

Схема 1. Законы общей риторики
1.Закон гармонизирующего диалога

2.Закон 3.Закон 4.Закон
продвижения эмоциональности удовольствия
и ориентации
Схема 2. Психологические правила хорошей речи (по Робин Лакофф)
Не навязывайся! Чем категоричнее ты выражаешь мнение, тем менее склонен согласиться с ним оппонент.
Приводи примеры! Чем ярче твои «картинки», тем ты убедительнее.
Будь дружелюбен! Чем агрессивнее твои высказывания, тем вернее, что противник в долгу не останется.
Вопросы для повторения
Что такое риторика?
Что значит риторически грамотная речь?
Какие выделяет Аристотель 3 составляющие речи? Какую из них считает главной?
Каковы 4 закона общей риторики? Какой из них главный и почему?
Каков смысл термина «гармонизирующий диалог»?
Какие принципы речевого поведения вытекают из первого закона риторики? Как «возбудить в слушателе его собственное внутреннее слово»?
В чем состоит 1 принцип – внимания к адресату? Как он осуществляется на практике? Как составить портрет вашего адресата?
В чем состоит 2 принцип – близости? Что, по мнению Аристотеля, близко любому?
В чем состоит 3 принцип конкретности? Что из него следует?
В чем состоит 4 принцип – движения? Почему несоблюдение его лишает оратора успеха?
Каков смысл 2 закона риторики – закона продвижения и ориентации адресата? Почему он так назван? Как его выполнять? Приведи пример нарушения этого закона. ( И.И. – хороший учитель)
Каков смысл 3 закона риторики – закона эмоциональности? Какие ошибки можно допустить. Используя этот закон при построении речи (текста)?
Каков смысл 4 закона риторики – закона удовольствия? Когда адресат получает удовольствие от речи? Что мешает этому?
Какие 3 психологически правильного речевого поведения вывела Робин Лакофф? Разъясни смысл каждого из них (Не навязывайся! Приводи примеры! Будь дружелюбен!)
Блок 2. Риторический канон.
Инвенция (изобретение мысли)

Канон – образец, правило.
Риторический канон – правила, образцы составления речи (устной или письменной)
Составляющие риторического канона:
Изобретение (инвенция)
Расположение (диспозиция)
Словесное выражение (Элокуция)

Античный (классический) риторический канон – опробованный тысячелетиями и соответствующий общим законам человеческого мышления образец мыслительной и речевой деятельности.

Состоит из 5 частей:
Инвенция (изобретение)
Диспозиция (расположение)
Элокуция (словесное выражение)
Меморио (запоминание)
Акцио гипокризис ( произнесение)

*** Деятельность и искусство оратора предстает в 5 частях. Сначала он должен определить, что сказать, затем расположить изобретенное не только в определенном порядке, но и соответственно весу каждого аргумента и представлению об адресате, затем стилистически украсить и связать это, потом удержать в памяти и, наконец, произнести эффектно и с обаянием.
Цицерон

Часть 1. Инвенция (изобретение)
*** Научиться говорить можно, только научившись думать.
Аристотель

М.В.Ломоносов выделил простую идею (ключевое слово) – например, книга, и сложенную идею (суждение, тезис) – например, Книга делает человека умнее.
***При работе с готовым текстом, например, на ЕГЭ, не надо самому изобретать мысль. «Рождать идеи – удел немногих. Кошанский. .Она уже высказана автором прямо или косвенно. Но надо понять ее, развить, согласившись, или опровергнуть, не согласившись и выдвинув свою. А для этого надо овладеть приемами развития мысли, то есть изобретением (инвенцией). Как это сделать?

Ломоносов же заметил, что мысли (идеи) живут и обладают одним из важнейших свойств жизни – они способны размножаться.
«Из одной простой идеи могут расплодиться многие» (М.В.Ломоносов)
И происходит это аналогично живым клеткам – идеи размножаются делением. Способы размножения идей и открывает инвенция.
« Она дает способы находить мысли и соединять их одну с другой, выводить из одной мысли другую, то есть думать. ( Кошанский).
Источники мыслей – это так называемые «общие места» (топы).

«Общее место» (топ) как смысловая модель.

Сейчас под словами «общее место» имеется в виду расхожая истина, что-то общеизвестное (время летит, смерть уготована всем) .
Однако в древности это были кем-то изобретенные мысли. А сейчас общими местами, этим «готовым продуктом» можно пользоваться, чтобы изобретать новое.
По-другому эти смысловые модели называют ТОПАМИ от греческого ТОПОС – место: древние риторы (ораторы) представляли свою речь как карту, на которой обозначали главные пункты (места) рассуждения. ОБЩИМИ же их назвали потому, что они имеют обобщающий характер, представляют собою модели. Таких моделей (топов) у Цицерона было 16, у Аристотеля -28, у Кошанского -24, у Ломоносова -16. Мы обойдемся семью.

Смысловые модели (топы)

Смысловая модель РОД И ВИД (РАЗНОВИДНОСТЬ), ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ
Пример - духовная культура

литература

книга

хорошая/плохая детская/взрослая классика/современная


Смысловая модель СОПОСТАВЛЕНИЕ (СРАВНЕНИЕ, ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ)
Пример -

театр – кинофильм - книга – телевидение, компьютер

Смысловая модель ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Пример-
книга - часть духовного богатства
- воспитатель юношества
- результат труда писателя
- пережиток прошлого
- учебник жизни

4.Смысловая модель ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ
Пример -
книга - элемент духовного богатства общества, следовательно, человек, читающий книги, должен быть духовно богат
люди, не читающие книг, духовно бедны, потому что часть духовного богатства общества – книга

5.Смысловая модель ПРИМЕР
Пример - Книга – учебник жизни (тезис). Горький, не имея возможности получить достойное образование, стал хорошим писателем лишь благодаря тому, что любил книги и читал их много.


Смысловая модель СВИДЕТЕЛЬСТВО
Пример –
Книга – учебник жизни (тезис). «Они ведь суть реки, напояющие вселенную, они – источник мудрости», - писал о книгах в своем «Поучении» детям Владимир Мономах.

Смысловая модель НРАВСТВЕННОЕ ПРАВИЛО

Пример –
Думаю, каждому из нас стоит помнить о том, что без книги нельзя стать духовно развитым человеком.


Схема 3. Топы от простой идеи КНИГА

нравственность мудрость
воспитание духовное богатство
классика литература
речь чтение КНИГА телевизор, компьютер
общение мышление хорошая\плохая «книга-учитель»
интересы выбор пути писатель Владимир Мономах о книгах
познание мастерство слова
знание жизни
Александр Македонский
возил в походы «Илиаду» Гомера

Обычные места расположения топов в речи:
Определение – в начале
Свидетельство – в начале или в конце
Нравственное правило – в конце
Примеры – за тезисом или перед ним
Причина и следствие – в субтезисах (доводах, микровыводах), в выводе
Сопоставление – в аргументах, в иллюстрациях к доводам


Вопросы и задания для повторения:
Каковы составные части классического риторического канона?
Какова роль инвенции (изобретения) в риторическом каноне?
Что такое, по Ломоносову, простая и сложенная идеи? Приведите примеры.
Как размножаются идеи?
Что такое «общие места» (топы)? Почему их называют топами?
Почему понятие «общее место» получило со временем отрицательное оценочное значение?
Как в схеме размножения идей располагается модели «часть и целое», «сопоставление»?
Где обычно располагаются в речи основные топы?
Составьте схемы размножения идей от понятий «зависть», «любовь», «ревность», «дружба», страх».
Используя эти схемы, дайте сложенные идеи (суждения) от тех же понятий.



Блок 3 Риторический канон. Диспозиция (расположение)
Заключает в себе вековые традиции европейской культуры. Не нужно каждый раз пытаться открыть Америку, думая, что бы такое сказать в начале, что в конце, как не пропустить важное в середине.
*** Мысли не должны, толпясь, тесниться и мешать друг другу.
Аристотель.
ХРИЯ – классический образец рассуждения. Использовалась как упражнение при обучении ритрике в русской гимназии до 1917 года. ( «О проклятые хрии и формы риторические!» С.М.Соловьев)
Строгая хрия ( 8 частей)
Облегченная хрия ( могут быть пропущены некоторые части)
Обратная хрия («сократовская» ( в отличие от прямой «аристотелевской»)

Прямая и обратная (искусственная)хрия.
В прямой хрии ход рассуждения – дедуктивный ( от общего к частному, от тезиса и доводов (субтезисов) – к иллюстрациям)
В обратной (искусственной) хрии ход рассуждения индуктивный ( от частного – к общему, от примеров – к микровыводам (субтезисам) и выводу-тезису.)
Прямая хрия (аристотелевская) обычно используется, если аудитория настроена доброжелательно. Обратная ( сократовская)– надежнее, если реакция аудитории непредсказуема или она заведомо недоброжелательна.

Образец строгой прямой ( «аристотелевской») хрии
Рассуждение на тему «Корень учения горек, но плод его сладок».
Порядок частей
Составленный текст

Приступ (заявляется тема с похвалой автору)



Парафразис (разъясняется смысл суждения своими словами)


Доводы (разъясняются
причины того, почему суждение истинно)






4. Противное
(истинность суждения доказывается от обратного)


5. Подобие (истинность суждения подтверждается сравнением)




6. Примеры
( приводятся примеры, подтверждающие
суждение, из истории, литературы, из жизни великих людей




Свидетельство ( истина суждения подтверждается цитатой из авторитетного источника)

Нравственное правило
( делается вывод из свидетельства)
«Корень учения горек, но плод его сладок»,- говорил древний философ Исократ – человек, много потрудившийся на ниве просвещения и собственным опытом познавший эту истину.

В самом деле, кто стремится к знанию, должен перетерпеть горечь труда, тогда он приобретет желанные выгоды и преимущества, которые они дают.



Да, начало учения трудно, потому, во-первых, что ум ребенка еще не привык быстро схватывать, во-вторых, потому, что воля его пока бессильна, а внимание рассеянно. Но тот, кто преодолел себя, убеждается: последствия учения приятны: знания дают наслаждение понимать науки и искусство расширяют кругозор, доставляют уважение и положение в обществе.


Кто же не хочет подвергаться ограничениям, тот не смеет рассчитывать на хорошее образование и на достойное положение в обществе.


Посмотрите на землепашца: с каким трудом он вспахивает землю и растит урожай, но как радостен для него сбор плодов. Так же и в учебе. Прилежно трудясь, мы испытаем радость ее завершения, гордость за успех.



Примеров того, как люди достойно завершали учебу, в истории много. Известно, что косноязычный Демосфен, учением приобрел дар оратора и славу. Другой не менее поучительный факт – то, что Петр Великий инкогнито отправился в Саардам, чтобы самому научиться строить корабли, и после этого смог требовать того же от подданных, в результате чего был создан российский флот.


«Дорога к добродетели крута, но стоять на вершине приятно», - говорил в свое время римский историк Гесиод, подтверждая мысль Исократа.



Каждому из нас необходимо чаще вспоминать слова этих мудрых людей. Особенно в трудные моменты нашего ученичества.





Вопросы для повторения
1.Что такое хрия? Строгая хрия? Прямая и обратная (искусственная)?
2. Какие части хрии обязательны, на ваш взгляд, в современно риторике, а какие можно опустить?
3. Что такое облегченная хрия?
4. Чем различается структура прямой и обратной хрии? Каковы их другие названия? В каких речевых ситуациях чаще применяется та и другая?
5. Составьте речь, используя структуру прямой или обратной хрии, на одну из следующих тем:
- Не бойся едких осуждений, но упоительных похвал (Е.Боратынский)
- Поэтами рождаются, ораторами становятся (Цицерон)
- Без труда не вынешь рыбку из пруда (Народная пословица)
- Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты (Исократ)
- Язык говорит о нас или проговаривается. (М.Пришвин)













Образец облегченной обратной ( «сократовской») хрии
Рассуждение на тему «Корень учения горек, но плод его сладок» (Сократ)

Порядок частей
Составленный текст

1. Приступ
(тезис)

2. Парафразис
(изъяснение)

3-4.Примеры
(иллюстрации)
+ доводы
(субтезисы
(микровыводы)
+ вывод)







5-6.
Свидетельство
+ нравственное
правило

«Корень учения горек, но плод его сладок», - утверждал Сократ.


Да, учение не всегда бывает легким и приятным, но тот, кто преодолеет его трудности, почувствует, что делал это не зря.

Примеров, подтверждающих мысль Сократа, множество. Обратимся, во-первых, к жизни Петра Великого. Вряд ли он смог бы создать российский флот, сделать Россию морской державой, если бы в юности не отправился в Голландию, чтобы под видом простого плотника научиться корабельному делу. И это понятно: лишь тот добивается цели, кто не жалеет сил и времени на учебу. Во-вторых, вспомним интересный факт древней истории. Известно, например, что величайший оратор своего времени Демосфен с детства имел сильные дефекты речи и был весьма застенчив. Подростком он уходил на берег моря и, набрав в рот камешков, произносил свои речи. Упорно тренируясь, он выработал хорошую дикцию, преодолел природную застенчивость и добился славы и признания. Как видим, постоянными упражнениями можно сделать, казалось бы, невозможное. Так что человек, если он заботится о своем будущем, должен набрать терпения и сил на годы ученичества.

«Без труда не вынешь рыбку из пруда», - гласит народная мудрость. Думаю, эти слова стоит почаще вспоминать всем, кто учится.


Образец облегченной обратной (обратной, «сократовской») хрии
Рассуждение на тему «Корень учения горек, но плод его сладок» (Сократ)

Порядок частей
Составленный текст

1. Приступ
(тезис)

2. Парафразис
(изъяснение)


3-4.Примеры
(иллюстрации)
+ доводы
(субтезисы
(микровыводы)
+ вывод)






5-6.
Свидетельство
+ нравственное
правило

«Корень учения горек, но плод его сладок», - утверждал Сократ.


Да, учение не всегда бывает легким и приятным, но тот, кто преодолеет его трудности, почувствует, что делал это не зря.

Примеров, подтверждающих мысль Сократа, множество. Обратимся, во-первых, к жизни Петра Великого. Вряд ли он смог бы создать российский флот, сделать Россию морской державой, если бы в юности не отправился в Голландию, чтобы под видом простого плотника научиться корабельному делу. И это понятно: лишь тот добивается цели, кто не жалеет сил и времени на учебу. Во-вторых, вспомним интересный факт древней истории. Известно, например, что величайший оратор своего времени Демосфен с детства имел сильные дефекты речи и был весьма застенчив. Подростком он уходил на берег моря и, набрав в рот камешков, произносил свои речи. Упорно тренируясь, он выработал хорошую дикцию, преодолел застенчивость и добился славы и признания.. Как видим, постоянными упражнениями можно сделать, казалось бы, невозможное. Так что человек, если он заботится о своем будущем, должен набрать терпения и сил на годы ученичества.

«Без труда не вынешь рыбку из пруда», - гласит народная мудрость. Думаю, эти слова стоит почаще вспоминать всем, кто учится.




Блок 4. Риторический канон.
Элокуция (словесное выражение, украшение)

Украшение есть изображение изобретенных идей пристойными словами. Состоит в чистоте стиля, в течении слова, в великолепии и силе оного.
М.В.Ломоносов

Основные принципы элокуции:
-правильный выбор языковых средств
-соответствие этих средств речевой ситуации

Тропы и фигуры
Тропы (лексические средства) – обороты речи в переносном смысле (метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, перифраз, эпитет, лексический или экспрессивный повтор)
Фигуры (синтаксические средства) – формы выразительных синтаксических конструкций ( градация, антитеза, вопросно-ответный ход, риторические вопросы, восклицания, обращения, синтаксический параллелизм, парцелляция, анафора. эпифора, бессоюзие, многосоюзие, ряды однородных членов, вводные и вставные конструкции, период, эллипсис)
Другие приемы и средства выразительности – ирония, парадокс, антитеза, гипербола, литота.

*** Главное – чувство меры и соответствия стилю.

Если цель речи – воздействие на адресата, то внимание при выборе средств – на приемы диалогизации речи, так как цель в данном случае – заставить адресата согласиться с оратором, сделав так, чтобы ему казалось: он сам пришел к нужным выводам.

***Подробнее о средствах выразительности см. в комментариях к заданию В8.



Блок 5. Аргументирующая речь.
Область применения – решается спорный вопрос, предложенный автором.
Проблема – спорный вопрос, требующий размышления и часто не имеющий однозначного ответа.
Тезис – предполагаемый ответ на спорный вопрос
Вывод – доказанный тезис, ответ на спорный вопрос, подтвержденный аргументами.
Для достижения успеха нужно:
выявить проблему
понять позицию автора
найти стратегию доказательства (за или против)
оценить аудиторию (представить адресата)
подготовить тактику воздействия на адресата (гармонизирующий диалог)
ЕГЭ. Русский зык
Аналитический канон. Порядок рассуждения по исходному тексту
Части работы
Порядок действий

1. Формулировка проблемы
Построй цепочку вопросов, включающих ключевые слова
(или четко сформулируй - проблема (чего?).
***употреби слово ПРОБЛЕМА
*** назови и достойно представь автора

2. Комментарий
Оцени место и значимость проблемы.
Вырази свое отношение к ней.
Покажи, из каких конкретно реалий исходного текста она вытекает.
Сформулируй вопрос по предложенной в тексте ситуации.
Сформулируй свой проблемный вопрос
***Старайся проявить свою заинтересованность проблемой, уважение к автору, поддержи его озабоченность проблемой.

3. Позиция автора
Найти прямой или косвенный ответ автора на проблемный вопрос, сформулируй его точно и коротко.

4.Собственное мнение
Не будь категоричным! Пригласи к размышлению (например, используя вопросно-ответный ход).
Согласись или не согласись с автором, но при полном уважении к его взгляду.
Приведи аргументы, используя прямой или обратный порядок доказательства.
Сделай окончательный вывод.
***Помни о законе гармонизирующего диалога! То есть:
- руководи маршрутом адресата, указывая ему все вехи пути;
- обращайся с адресатом как с союзником (избегай категоричности);
- вывод делай коротко и ясно, после вывода – никаких добавлений.

5.Завершение работы
Приведи авторитетное свидетельство.
Выведи нравственное правило (можно в виде вопроса), соответствующее нравственным принципам адресата.
***Уместна парцелляция, подчеркивающая значимость последних слов.


ЕГЭ. Русский зык
Аналитический канон. Порядок рассуждения по исходному тексту
Части работы
Порядок действий

1. Формулировка проблемы
Построй цепочку вопросов, включающих ключевые слова
(или четко сформулируй - проблема (чего?).
***употреби слово ПРОБЛЕМА
*** назови и достойно представь автора

2. Комментарий
Оцени место и значимость проблемы.
Вырази свое отношение к ней.
Покажи, из каких конкретно реалий исходного текста она вытекает.
Сформулируй вопрос по предложенной в тексте ситуации.
Сформулируй свой проблемный вопрос
***Старайся проявить свою заинтересованность проблемой, уважение к автору, поддержи его озабоченность проблемой.

3. Позиция автора
Найти прямой или косвенный ответ автора на проблемный вопрос, сформулируй его точно и коротко.

4.Собственное мнение
Не будь категоричным! Пригласи к размышлению (например, используя вопросно-ответный ход).
Согласись или не согласись с автором, но при полном уважении к его взгляду.
Приведи аргументы, используя прямой или обратный порядок доказательства.
Сделай окончательный вывод.
***Помни о законе гармонизирующего диалога! То есть:
- руководи маршрутом адресата, указывая ему все вехи пути;
- обращайся с адресатом как с союзником (избегай категоричности);
- вывод делай коротко и ясно, после вывода – никаких добавлений.

5.Завершение работы
Приведи авторитетное свидетельство.
Выведи нравственное правило (можно в виде вопроса), соответствующее нравственным принципам адресата.
***Уместна парцелляция, подчеркивающая значимость последних слов.


Образец рассуждения по исходному тексту.. Почему человек становится иногда лишним в обществе, оказывается отвергнутым им? В чем причина такого отчуждения? Это одна из проблем, которые волнуют М.Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени».
Вопросы, поднятые автором, весьма интересны. Особую значимость они приобретают сейчас, когда в своем поведении многие стремятся к общепринятому стандарту, а того, кто выходит за рамки такого стандарта, считают странным. Однако не только в наше время думающие люди искали ответы на подобные вопросы. Искал и Лермонтов. В самом деле, его герой, молодой человек, красивый, умный, образованный, ни среди блестящего общества, ни среди военных тревог не может найти своего места. Почему так происходит? Что становится причиной одиночества таких людей?
Лермонтов, как мне кажется, полагает: часто общество не принимает тех, кто выделяется из него своими способностями, нравственными принципами и взглядами на жизнь.
Трудно не согласиться с этим. Да, нежелание принять понятия и правила окружения может стать причиной того, что человек оказывается изгоем в своей среде.
Примеров, подтверждающих нашу мысль, достаточно. Вспомним, во-первых, пьесу Грибоедова «Горе от ума», где Чацкий объявлен сумасшедшим за то, что смеется над всем, что свято для фамусовского общества. Как видим, неприятие человеком моральных ценностей окружающих вызывает неприязнь к нему. Во-вторых, обратимся .к жизни К.Э. Циолковского. Его разработки будущих космических кораблей казались чудачеством. И это понятно: людям трудно смириться с тем, что кто-то превосходит их в знаниях. Так что причиной одиночества людей в обществе бывает то, что современники не способны по достоинству оценить их способности и знания.
«Не заботься о том, что тебя не понимают люди, заботься о том, чтобы тебе понять людей», - писал Конфуций. Думаю, нам стоит прислушаться к его словам. Если, конечно, мы не хотим, чтобы кто-то среди нас чувствовал себя отверженным.






13 EMBED Package 1415 Образец рассуждения по исходному тексту.. Почему человек становится иногда лишним в обществе, оказывается отвергнутым им? В чем причина такого отчуждения? Это одна из проблем, которые волнуют М.Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени».
Вопросы, поднятые автором, весьма интересны. Особую значимость они приобретают сейчас, когда в своем поведении многие стремятся к общепринятому стандарту, а того, кто выходит за рамки такого стандарта, считают странным. Однако не только в наше время думающие люди размышляли над подобными вопросами. Пытается ответить на них и Лермонтов. В самом деле, его герой, молодой человек, красивый, умный, образованный, ни среди блестящего общества, ни среди военных тревог не может найти своего места. Почему так происходит? Что становится причиной одиночества таких людей?
Лермонтов, как мне кажется, полагает: часто общество не принимает тех, кто выделяется из него своими способностями, нравственными принципами и взглядами на жизнь.
Трудно не согласиться с этим. Да, нежелание принять понятия и правила окружения может стать причиной того, что человек оказывается изгоем в своей среде.
Примеров, подтверждающих нашу мысль, достаточно. Вспомним, во-первых, пьесу Грибоедова «Горе от ума», где Чацкий объявлен сумасшедшим за то, что смеется над всем, что свято для фамусовского общества. Как видим, неприятие человеком моральных ценностей окружающих вызывает неприязнь к нему. Во-вторых, обратимся .к жизни К.Э. Циолковского. Его разработки будущих космических кораблей казались чудачеством. И это понятно: людям трудно смириться с тем, что кто-то превосходит их в знаниях. Так что причиной одиночества людей в обществе бывает то, что современники не способны по достоинству оценить их способности и знания.
«Не заботься о том, что тебя не понимают люди, заботься о том, чтобы тебе понять людей», - писал Конфуций. Думаю, нам стоит прислушаться к его словам. Если, конечно, мы не хотим, чтобы кто-то среди нас чувствовал себя отверженным.
13 EMBED Package 1415


Рассуждение по исходному тексту. Образец 2.
(Исходный текст – Дейкина, Пахнова «Русский язык», с. 73-74.)
.
Какова судьба новатора? Легко ли быть первым? Почему жизнь великого человека порой складывается драматично? Эта проблема волнует В.Захарченко и И. Туревского – известных современных публицистов.
Вопросы, поставленные авторами, весьма интересны. Особую значимость они приобретают сейчас, когда быстро развиваются высокие технологии и меняются общественные отношения. Однако в любое время и в любом обществе к людям, решившимся сказать новое слово, относятся с недоверием. В самом деле, один человек, сумевший рассчитать орбиты будущих звездных путешествий, осмеян обывателями. Другой - создатель неевклидовой геометрии - отвергнут в ученом мире. Почему так происходит? Почему передовые взгляды и идеи часто остаются непризнанными?
В. Захарченко и И. Туревский полагают, что новаторские взгляды отвергаются обществом потому, что окружающие не готовы к новому, боятся расстаться со старым и опасаются тех, кто «ломает укоренившиеся представления».
Можно ли согласиться с такой мыслью? Несомненно. Люди обычно страшатся нового, и тому, кто выходит за рамки привычных представлений, приходится нелегко. Попробуем убедиться в этом, обратившись, прежде всего, к произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий объявлен сумасшедшим лишь за то, что его жизненные цели не совпадают с целями фамусовского общества с его лестью и погоней за чинами. Действительно, довольно лишь высказать свое несогласие с тем, что свято для окружающих, чтобы оказаться изгоем. Кроме того, вспомним в доказательство нашей мысли историю открытия Фарадеем электрической природы магнетизма. Его идея показалась современникам малозначительной, и опыты прекратили финансировать как не имеющие практической пользы.Не всякому дана способность заглянуть в будущее. Так что косность общества становится причиной трагедии первопроходца.
«Они берут на прицел неподатливые проблемы будущего», - пишут В. Захарченко и И. Туревский о новаторах. Думаю, нам стоит помнить эти слова и с уважением относиться к тем, «смотрит на мир глазами ищущего человека».
( Около 250 слов)




Рассуждение по исходному тексту. Образец 2.
(Исходный текст – Дейкина, Пахнова «Русский язык» , с. 73-74.)
.
Какова судьба новатора? Легко ли быть первым? Почему жизнь великого человека порой складывается драматично? Эта проблема волнует В.Захарченко и И. Туревского – известных современных публицистов.
Вопросы, поставленные авторами, весьма интересны. Особую значимость они приобретают сейчас, когда быстро развиваются высокие технологии и меняются общественные отношения. Однако в любое время и в любом обществе к людям, решившимся сказать новое слово, относятся с недоверием. В самом деле, один человек, сумевший рассчитать орбиты будущих звездных путешествий, осмеян обывателями. Другой - создатель неевклидовой геометрии - отвергнут в ученом мире. Почему так происходит? Почему передовые взгляды и идеи часто остаются непризнанным?
В. Захарченко и И. Туревский (если я правильно понимаю их позицию) полагают:
новаторские взгляды отвергаются обществом потому, что окружающие не готовы к новому, боятся расстаться со старым и опасаются тех, кто «ломает укоренившиеся представления».
Можно ли согласиться с такой мыслью? Несомненно. Да, люди обычно страшатся нового, и тому, кто выходит за рамки привычных представлений, приходится нелегко. Попробуем убедиться в этом, обратившись, прежде всего, к произведению Грибоедова «Горе от ума». Чацкий объявлен сумасшедшим лишь за то, что его жизненные цели не совпадают с целями фамусовского общества с его лестью и погоней за чинами. Как видим, довольно лишь высказать свое несогласие с тем, что свято для окружающих, чтобы оказаться изгоем. Кроме того, вспомним в доказательство нашей мысли историю открытия Фарадеем электрической природы магнетизма. Оно показалось его современникам малозначительным, и его опыты прекратили финансировать как не имеющие практической пользы. И это понятно: не всякому дана способность заглянуть в будущее. Так что косность общества становится причиной трагедии первопроходца.
«Не заботься о том, тебя не понимают другие, заботься о том, что ты не понимаешь других» - говорил своим ученикам Конфуций. Мне кажется, что нам стоит почаще вспоминать. Чтобы не оказаться в числе гонителей передовых идей.
( Около 250 слов)
Рассуждение по исходному тексту. Образец 3
(Исходный текст - Дейкина, Пахнова «Русский язык», с. 26)

Телевидение Что оно несет нам? Каковы последствия всеобщего увлечения телепередачами? На эти вопросы пытаются ответить И. Горелова и В. Енгалычева, когда размышляют о влиянии на нас этого современного блага цивилизации.
Проблема, поднятая авторами, весьма интересна. Особую значимость она приобретает сейчас, когда многие отдают предпочтение не чтению, а просмотру передач, которых становится все больше и больше. В самом деле, смотреть на движущиеся картинки намного проще, чем воспринимать текст. В результате «ослабляются навыки чтения», а затем пропадает и сама «потребность читать». Почему так происходит? К чему ведет и чем грозит создавшееся положение?
И. Горелова и В. Енгалычева (насколько я понимаю их мысль) считают: повальное увлечение телевидением опасно утратой индивидуальности, «всеобщей стандартизацией».
Справедливо ли такое утверждение? Думаю, да Я, .по крайней мере, не могу не согласиться с ним. Почему? Попробуем разобраться. Вспомним, прежде всего, недавнюю экранизацию романа Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин показан авторами фильма как человек, который ищет приключений и острых ощущений. Однако каждому, кто читает роман, главный герой видится по-своему. Кто-то оценит его способность наказать людей, подобных Грушницкому. Кто-то поразится его душевной тонкости, когда он мчится догонять Веру - единственную любимую женщину. Кто-то осудит его за равнодушие к Максиму Максимычу. Как видим, восприятие книги у каждого свое, в фильме же нам предлагается уже готовый образ. Кроме того, обратимся к жизненным наблюдениям. Имидж эстрадных звезд сейчас весьма привлекателен для многих молодых людей. Они готовы подражать во всем Филиппу Киркорову или Диме Билану, а между тем незаметно для себя утрачивают то, чем их самих наградила природа. И напрасно: ведь часто мы, подражая телевизионным кумирам, теряем свое лицо. Так что, бездумно проводя время перед телевизором, человек действительно, утрачивает свою индивидуальность.
«Бойтесь данайцев, и дары приносящих» - гласит мудрость, дошедшая до нас с античных времен. Думаю, что в наши дни телевидение становится для нас таким «даром данайцев».
(Около 200 слов)



Рассуждение по исходному тексту. Образец 3
(Исходный текст - Дейкина, Пахнова «Русский язык», с. 26)

Телевидение Что он несет нам? Каковы последствия всеобщего увлечения телепередачами? На эти вопросы пытаются ответить И. Горелова и В. Енгалычева, когда размышляют о влиянии на нас этого современного блага цивилизации.
Проблема, поднятая авторами, весьма интересна. Особую значимость она приобретает сейчас, когда многие отдают предпочтение не чтению, а просмотру передач, которых становится все больше и больше. В самом деле, смотреть на движущиеся картинки намного проще, чем воспринимать текст. В результате «ослабляются навыки чтения», а затем пропадает и сама «потребность читать». Почему так происходит? К чему ведет и чем грозит создавшееся положение?
И. Горелова и В. Енгалычева (насколько я понимаю их мысль) считают: повальное увлечение телевидением опасно утратой индивидуальности, «всеобщей стандартизацией».
Справедливо ли такое утверждение? Думаю, по крайней мере, не могу не согласиться с ним. Почему? Попробуем разобраться. Вспомним, прежде всего, недавнюю экранизацию романа Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин показан авторами фильма как человек, который ищет приключений и острых ощущений. Однако каждому, кто читает роман, главный герой видится по-своему. Кто-то оценит его способность наказать таких, как Грушницкий. Кто-то поразится его душевной тонкости, когда он мчится догонять Веру - единственную любимую женщину. Кто-то осудит его за равнодушие к Максиму Максимычу. Как видим, восприятие книги у каждого свое, в фильме же нам предлагается уже готовый образ. Кроме того, обратимся к жизненным наблюдениям. Согласимся, что имидж эстрадных звезд сейчас весьма привлекателен для многих молодых людей. Они готовы подражать во всем Филиппу Киркорову или Диме Билану, а между тем незаметно для себя утрачивают то, чем их самих наградила природа. И это понятно: подражая телевизионным кумирам, мы теряем свое лицо. Так что бездумно проводя время перед телевизором, человек теряет больше, чем получает.
«Бойтесь данайцев, и дары приносящих» - гласит мудрость, дошедшая до нас с античных времен. Думаю, что в наши дни телевидение становится для нас таким «даром данайцев».
(Около 200 слов)

Публичная речь
*** Деятельность и искусство оратора предстает в 5 частях. Сначала он должен определить, что сказать, затем расположить изобретенное соответственно представлению об адресате, затем стилистически украсить и связать это, потом удержать в памяти и, наконец, произнести эффектно и с обаянием.
Цицерон
Меморио (запоминание)
Древние ораторы произносили речи наизусть, запоминая их дословно.
Современные правила публичной речи не требуют дословного запоминания. Наоборот, хорошая публичная речь, по современным представлениям, должна оставлять ощущение экспромта. Чтобы добиться этого, требуется качественная подготовка. Не зря говорится, что лучший экспромт - тот, который заранее подготовлен.
Как запомнить свою речь?
Правило 1. Вникни в то, О ЧЕМ будешь говорить. Исключи все непонятные места. Непонятное не запомнишь.
Правило 2. Четко представляй ЦЕЛЬ своей речи. Тогда не потеряешь мысль. А если потеряешь, сможешь к ней вернуться.
Правило 3.Составь РИТОРИЧЕСКИЙ ЭСКИЗ: обозначь цифрами ЭТАПЫ продвижения по тексту, стрелками - ПЕРЕХОДЫ от одного к другому, рисунками – ПРИМЕРЫ.
Правило 4.Ежедневно ПРОГОВАРИВАЙ свою речь перед зеркалом – ЦЕЛИКОМ. Что постоянно забывается – помечай знаком «ЧИТАЮ».
Правило 5. Ты не обязан учить наизусть все. ЦИТАТЫ и ЦИФРЫ - читай, ПРИМЕРЫ и СТИХИ – рассказывай. НАЧАЛО и КОНЕЦ – знай лучше всего остального.

Акцио гипокризис (произнесение)
Слушатели внимательно относятся ко всему удивительному и к тому, что касается их лично.
Аристотель
Как заставить себя слушать?
Правило 1. Начинай с самого интересного. Заинтригуй. Спроси. Удиви.
Правило 2.Заставь думать: приводи примеры, показывай картинки, делай предположения, спрашивай – не позволяй скучать. (Вспомни закон гармонизирующего диалога)
Правило 3.Укажи цель, к которой ведешь. По пути к цели расставляй «фонари»: никто не любит блуждать в потемках. (Закон продвижения и ориентации)
Правило 4.Будь в меру эмоционален: покажи, что тебе интересно то, о чем говоришь. (Закон эмоциональности)
Правило 5.Сделай так, чтобы тебя приятно было слушать: не бубни уныло и не трещи, как сорока, найди нужный темп и тембр.(Закон удовольствия)
Правило 6.Помни о регламенте. Слушатели не могут быть внимательны больше 7-10 минут.
Правило 7. Не стой столбом. Используй уместный жест, но не маши руками постоянно. Контролируй свои движения. Указка – твоя палочка-выручалочка.
Правило 8.Продумай свой внешний вид: прическа должна быть аккуратной, одежда - неброских тонов, но не скучной, маленькая яркая деталь не помешает.
Правило 9.Не погружайся в свои бумаги. Смотри в зал, обращаясь то к одному, то к другому. Каждому должно казаться, что ты говоришь с ним.
Правило 10.Веди себя естественно.
***Степень твоего волнения перед выступлением обратно пропорциональна степени твоей подготовленности!
 BPTZln~¬Ашъ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Root EntrySegoe UI