Методическая разработка повторительно — обобщающего урока по физике Основы молекулярно — кинетической теории

Алчевский торгово – кулинарный колледж













Разработала : Боровик Наталья Николаевна,
преподаватель физики АТКК





Алчевск
2015 г.


Тема урока: « Основы молекулярно-кинетической теории».
Повторение и обобщение пройденного материала.
Цели урока:
образовательная: систематизация и углубление знаний учащихся по теме, обобщение пройденного материала, развитие умения логически мыслить и чётко формулировать ответ.

воспитательная: продолжить формирование навыков работы в коллективе и воспитание чувства ответственности за сохранение природы.
развивающая: продолжить развитие творческой активности учащихся, в игровой форме развивать интерес к физике с помощью компьютерных технологий, расширить научный кругозор учащихся.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: нетрадиционный урок в виде игры .
Форма проведения урока: интегрированный урок - соревнование «ГОНКА ЗА
ЛИДЕРОМ»

Материально – техническое обеспечение урока:
компьютер;
мультимедийный проектор (подключённый к компьютеру);
экран.
Дидактическое обеспечение урока:
1.Раздаточный материал.
1) Периодические таблицы Д.И.Менделеева на каждый стол.
2) Карты – ЛОТО для проведения 2 РАУНДА (на каждого учащегося) см. рис.1



Рис. 1
3).Карточки – «ПОРЕШАЕМ» для проведения 3-го РАУНДА (на каждого учащегося).

3-й РАУНД. « ПОРЕШАЕМ»
1. Чему равна молекулярная масса азота?
2. Сколько молей содержится в 42 г азота?
3. Сколько молекул содержится в этом количестве азота?
4. Концентрация молекул идеального газа возросла в 2 раза, а средняя кинетическая энергия поступательного движения молекул уменьшилась в 2 раза. Изменилось ли давление?
5. Определите плотность азота при t = 27 0С и давлении p = 100 кПа.
6. Давление воздуха в автомобильной шине при t1 = 13 0С было р1 =160 кПа. Каким будет давление, если в результате длительного движения автомобиля воздух нагрелся до t2 = 37 0С?
7.График процесса построен в координатах РV. Постройте график процесса, происходящего с газом в координатах РT.13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


2.Мультимедийные презентации.
1)Главная презентация урока (с организацией 1 РАУНДА – Твоя игра).
2)Презентация для проведения 3 РАУНДА – «Порешаем»
см. рис. 2


Рис. 2
3)Презентация «Угадай мелодию», см. рис.3

Рис.3

4)Презентация – ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
см. рис. 4
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Рис. 4

3.Электронное табло, созданное в программе Excel. см. рис. 4


Рис. 4
Межпредметные связи:

1.Химия
2. Информатика


Методические рекомендации.

Одним из эффективных путей развития у учащихся заинтересованности в обучении есть игра. В процессе игры реализуется связь главной роли преподавателя и самостоятельности учащихся, учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся, выполняется принцип наглядности, доступности результатов, поскольку обучающая игра обеспечивает более прочное закрепление знаний, позволяет применить их на практике, помогает учителю контролировать, а учащимся усовершенствовать приобретенные знания, умения и навыки.
Игра способствует максимальной активизации учебно-познавательной деятельности, что является показателем эффективности урока и работы учителя. Интерес и удовольствие чрезвычайно важные психологические эффекты игры. Игра сначала привлекает поставленной задачей, трудностями, которые необходимо преодолеть, а потом - радостью открытия, ощущением преодоленной преграды. Дидактическая игра - одна из форм интерактивного обучения на уроках физики.
В процессе игры используются разнообразные индивидуальные и групповые формы организации деятельности учащихся на уроках .

Структура урока:

Организационный момент (2 мин.)
Разминка команд « Тренировочный тест» ( 5 мин.)
Соревнование «Гонка за лидером» (30 мин.)
Конкурс «Угадай мелодию » (5 мин.)
Подведение итогов (2 мин.)
Домашнее задание (1 мин.)

Ход урока:

1. Организационный момент:
приветствие учащихся;
отметить отсутствующих;
постановка целей и задач урока.

2.Мотивация учебной деятельности.
На экране 3 слайд «Главной презентации» см. рис.5


Рис. 5
Вступительное слово преподавателя :
1.Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь,
Что существуют тела, которых мы видеть не можем
Стало быть, ветры – тела, но незримые нами.
Далее, запахи мы обоняем различного рода,
Хоть и не видим , как в ноздри они проникают.
И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны,
Платье сыреет всегда, а на Солнце, вися, оно сохнет,
Видеть, однако, нельзя нам, как влага на нём оседает,
Как и не видно того, как она исчезает от зноя.
Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,
Что недоступны они совершенно для нашего взгляда
(Из поэмы Лукреция Кара « О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ»)

Наш нетрадиционный урок мне хочется начать словами Д. Хевеши: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые». Связать воедино разрозненные факты, объяснить их, получить новые, найти им применение, - вот цель любой научной теории, в том числе и МКТ, которая является одной из фундаментальных научных теорий, утверждающая древнейшую научную идею – идею о дискретности вещества. Она служит основой для объяснения многих физических, химических, биологических явлений; без неё не может обойтись ни одна из естественных наук. О значении этой теории своеобразно сказал известный американский физик Ричард Фейнман. Он задал вопрос: какое утверждение, составленное из наименьшего количества слов, содержало бы наибольшую информацию для передачи грядущим поколениям, если бы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались уничтоженными? И сам ответил: это – атомная гипотеза: все тела (продолжите...). Учащиеся отвечают: все тела состоят из частиц, которые находятся в непрерывном хаотическом движении и взаимодействуют друг с другом. В этой фразе содержится огромная информация о мире. На основании основных положений МКТ мы с вами смогли получить основное уравнение МКТ, уравнения состояния идеального газа, газовые законы; объяснить давление газа на стенки сосуда, броуновское движение, диффузию и многие другие явления. Цель нашего урока сегодня повторить полученные знания по данной теме, обобщить их, найти им применение при решении некоторых интересных задач, увидеть, что за «сухой» теорией стоит много необычного и интересного. Для этого нужны не только ваши знания, но и ваши любознательность, наблюдательность, а главное, желание думать. Современные условия ставят человека на путь новых открытий, а поиск нового, должен быть сделан на стыке наук. Ведь нельзя, например, понять физику. не имея при этом знаний по математике, химии, биологии .
Сегодня каждый из вас не просто учащийся на уроке, но и участник команды. Коллективизм, умение слушать друг друга, желание помочь своей команде – вот те качества, которые помогут вам выйти вперёд.

На экране 1 слайд «Главной презентации» см. рис. 6


Рис.6
на экране 4 слайд «Главной презентации» см. рис. 7


Рис. 7
Приветствие участников соревнования и представление жюри.

1. Разминка команд «Тренировочный тест» см. рис. 8

рис.8

2. Выполнение конкурсной программы в соответствии с планом см. рис.9

Рис.9

1 РАУНД – «ТВОЯ ИГРА»

25 вопросов на моментальный ответ, по мотиву популярной телевизионной игры «СВОЯ ИГРА» - 10 минут .
Количество баллов определено в табло игры . Все учащиеся группы принимают участие в игре, зарабатывают баллы.
Переход к вопросам осуществляется по гиперссылкам, настроенным на цифры. см. рис.9

Рис. 9

Между раундами музыкальная пауза в виде игры «Угадай мелодию»,
см. рис 10

Рис. 10

2 РАУНД – «ЛОТО»

20 вопросов на знание формул, законов – 5-7 минут .
За каждый правильный ответ – 1 балл.
У каждого учащегося карты с двумя полями: формулы и названия формул.
Нужно установить соответствие между ними. см. рис.11


Рис. 11

3 РАУНД – «ПОРЕШАЕМ»

7 задач: качественные, расчётные и графическая – 12 минут
1-4 задачи по 1 баллу, 5-7 задачи по 2 балла.
Каждому учащемуся выдается карта для 3-го раунда « Порешаем».
см. рис 12


Рис.12

Подведение итогов игры:

Каждая команда получала определённое количество баллов, которые она распределяла между членами своей команды, учитывая коэффициент полезного участия (КПУ) каждого. Это исключает уравниловку, позволяет сделать оценку более объективной. При этом даже слабые учащиеся могут получить хорошую оценку, так как игра подобного рода предполагает разные виды деятельности. Проведение подобных игр активизирует деятельность учащихся, повышает их интерес к предмету.

Подведение итогов урока:

Достигли ли вы тех целей, которые поставили перед собой в начале урока?
На что вам стоит обратить внимание при подготовке к контрольной работе ?
Выставление оценок.

Задание на дом:

Повт.§1-11; упр. 4 (2,3)

Заключительное слово учителя:
Наш урок мне хотелось бы закончить словами замечательного русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова: «Везде исследуйте, всечасно, Что есть велико и прекрасно, Чего ещё не видел свет». Желаю вам успеха.












13PAGE 15


13PAGE 14215









4

3

2

1

V

p









Методическая
разработка
повторительно - обобщающего урока по физике
Times New Roman"Основы молекулярно - кинетической теории"Arial BlackRoot Entry