Мастеркласс по теме «Формирование правильного научного понятия через объединение жизненного опыта ребенка и новых знаний на деятельностной основе»


Слайд 1 - тема
Я работаю в 1 классе по системе Занкова и сегодня хочу предложить вашему вниманию мастер класс на тему «Формирование правильного научного понятия через объединение жизненного опыта ребенка и новых знаний на деятельностной основе » на базе материала учебника Дмитриевой и Казакова «Окружающий мир». Я покажу вам несколько моментов урока и предлагаю принять участие в мастер-классе.
(доска с мозаикой и надписями – части растения)
- Все дети любят собирать мозаику, тоже я предлагаю сделать и вам сейчас. Попрошу выйти к доске 1 человека.
- Что же у вас получилось? (растение)
- Как оно называется? (горох)
- Почему остались части мозаики? Почему их не использовали ? (они лишние и относятся к животным)

- Как выдумаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о растениях)
Да, сегодня мы расширим свои знания о растениях.
- Растения вы составили из частей, а показать вы эти части можете?
- Соотнесите название частей растения на рисунке (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами)
Комментарий: Опыт показывает, что не все дети знают части растения, поэтому здесь я даю научное название частей растения.
Слайд 2 (страница учебника)
Для первичного закрепления я предлагаю детям выполнить задание в учебнике на с.22
На доске мозаику закрываю – обучающиеся по памяти находят части растений, потом открываю доску – дети выполняют самоконтроль.
- А как вы думаете, зачем растению нужен корень? (чтобы удерживать растение и всасывать питательные вещества)
- А в чем находится растение? (земля)
- Какие части растения расположены над землей? А под землей?
Слад 3 – фото с опытами
Далее дети рассматривают живое растение – предыдущим заданием был опыт по выращиванию гороха и фасоли. Ребята принесли свои работы. Здесь можно предложить детям исследовать на наглядном примере какие части растения находятся над землей.
- А что же спрятано под землей? (прикрепляю землю)
Для роста и развития растения я предлагаю вам создать комфортные условия, я думаю, что для растения нужна не только земля, но и телевизор, чтобы отдыхать, смотреть его и знать все новости, телефон – чтобы поговорить с друзьями в любое время, солнышко, чтобы согреться, а если уж совсем жарко – можно охладиться льдом из холодильника, дождь, чтобы утолять жажду и умываться. Все это необходимо для растения, а вы как думаете? (ответы детей)
Человек очень давно стал наблюдать за жизнью растений. Свои наблюдения он выразил в народных приметах, чтобы ваш выбор был более верным, обратитесь к приметам, в них зашифрован ответ – какие условия необходимы для жизни растений.
Слайд 4 с приметами
(В зал раздаю 3 народные приметы на листах:Коли в мае дождь, будет и рожь.
Если бы на горох не мороз, он бы тын перерос.
Март с водой, апрель с травой, май с цветами.
Идет обсуждение. Выслушиваю ответы.) - Вы правы, для роста и развития растения необходимы природные условия - солнце и вода. Уберите лишнее и объясните свой выбор (убирают лишнее - телевизор, телефон, холодильник, оставляю – солнце, дождь, когда прикрепляю дождь – включают звуковой эффект – капли дождя) Я думаю, что теперь с такими комфортными условиями наш горох вырастет и даст хороший урожай.
Вы, наверное обратили внимание, что для формирования научных понятий: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами, я предлагала детям мозаику, отбрасывая лишние части, опираясь на жизненный опыт детей, конечно на этом этапе могут быть ошибки, но ребята помогают друг другу и исправляются.
Слайд 5 УУД
На этом этапе урока я формирую регулятивные УУД: здесь дети прогнозируют тему на уроке с помощью учителя.
Познавательные УУД: Дети учатся ориентироваться в своей системе знаний.
Личностные универсальные учебные действия: В предложенных вариантах ответа, опираясь на жизненный опыт, дети учатся объяснять выбор.
Слайд 6 - картинки растений
2. Для того, чтобы научить ребенка классифицировать растение по существенному признаку я использую игру. И сейчас предлагаю ее вашему вниманию.
- А все ли растения имеют такое строение, как горох? Давайте рассмотрим другие растения. Я попрошу выйти к доске 6 человек - выберите себе по одному растению, которое вам нравится. (взяли в руки, построились в одну линию).
Сейчас проведем игру «Угадай растение». Определите, о каком растении идет речь, если речь идет о вашем растении, вы поднимите свою картинку.
- У него зеленые листья. Что это может быть? (подняли все карточки)
- Какой из этого можно сделать вывод, раз вы все подняли карточки?
Вывод : Значит все растения имеют листья.
- У него есть листья и корень. О чем речь? (Все подняли карточки)
Вывод: Значит у всех ваших растений есть листья и корень
- У него есть листья, корень и большой ствол, покрытый корой. Что же это такое? (подняли 2 карточки) А как называются ваши растения? Как их назвать одним словом? (деревья) (слайд 7 – слово-деревья)
- А какой же ваш главный признак? (большой ствол, покрытый деревянистой корой) Этот признак называется существенным (на слайде появился существенный признак деревьев)
Продолжаем игру.
- У этих растений от корня отходят несколько стволиков, покрытых корой. Что это может быть? (поднимают карточки с кустарниками) (слайд)
- Как называются ваши растения? Как вы назовете свои растения одним словом? (кустарники)
- А какой существенный признак ваш? (несколько стволиков, покрытых корой)
- Посмотрите на картинки своих растений и подумайте - к какой группе относятся ваши растения. (к травам)
- А есть ли у ваших растений ствол?(его называют стебель)
- Какой же ваш существенный признак? (стебли сочные, зеленые или полые внутри)
Итак, мы выделили по существенному признаку 3 группы растений. Произнесите название своей группы и существенный признак, который отличает вас от других групп растений. (деревья, кустарники, травянистые растения)
Слайд 8
Для закрепления материала можно предложить ребятам выполнить задание на с.23 учебника и (Слайд 9) в рабочей тетради на с.19 дорисовать недостающие части растений и соединить линией каждое растение со словом-понятием.
(Я вас попрошу присесть за столы, потому что дальше мы будем работать по группам)
Сейчас я вам показала, как в форме непринужденной игры дети учатся классифицировать растения по существенному признаку. (Слайд 10 ) В ходе такой работы у детей формируются познавательные универсальные учебные действия:
Учащиеся учатся перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы, они добывают новые знания: учатся находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт: делают выводы в результате совместной работы всего класса.
3.Помимо закрепления материала, который предлагает учебник, я учу своих первоклассников применять приобретенные знания в нестандартных ситуациях в рамках урока, которые приближены к окружающему миру ребенка. И хочу сейчас предложить их вам:
Сейчас каждой группе я даю лист бумаги, который разделен на 3 части и конверт, в нем лежат названия групп растений, вы поочередно просмотрите 3 фрагмента из известного всем мультфильма «Маша и медведь», каждая часть листа соответствует 1 фрагменту и зрительно определите какие группы растений вы здесь увидели, с товарищами посоветуйтесь и приклейте к каждому отрывку из мультфильма соответствующую группу растений.11. Мульт 1 (комментарии)
12. Мульт 2 (комментарии)
13. Мульт 3 (комментарии)
14. Слайд с картинками -загадками
Все дети любят отгадывать загадки, и сейчас, опираясь на зрительный образ (перед вами лежат картинки-отгадки), сопоставляя данные, привлекая свой жизненный опыт, угадайте растение и группу, к которой относится отгадка и поднимите картинку.
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок
На него подуй слегка:
Был цветок – и нет цветка. (одуванчик) после ответа (Слайд 15.)
Слайд 16
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.) после ответа Слайд 17
Слайд 18
Низок, да колюч,
Сладок, да не пахуч.
Ягоды сорвешь -
Все руки обдерешь. (крыжовник) после ответа Слайд 19
А сейчас усложним задание - я предлагаю прослушать внимательно песню (Слайд 20 - дети)и подумать, к какой группе относится растение? (Нажать значек) (Звучит «Во поле березка стояла….»)
Слайд 21
Нарисуйте это растение.
Слайд 21 – поющие дети
Сейчас приглашаю по 1 человеку из группы к доске. Сейчас вы не будете видеть растение, вы не будете слышать название растения – вы будете его ощущать, поэтому мы вам закрываем глаза – попробуйте руками и определите – к какой группе относится это растение.
Вывод – на ощупь определить растение нельзя – его нужно видеть., нужно видеть существенный признак.
- Какое же это растение? К какой группе относится?
Слайд 22 – китайская роза
В результате выполнения таких заданий у детей формируются УУД.
Слайд УУД 23
Регулятивные УУД:
Где они учатся высказывать свою версию на основе услышанного, увиденного.
Коммуникативные УУД:
Дети учатся донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной (на уровне предложения или небольшого текста), также слушать и понимать речь других.
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся получает возможность для формирования:
– интереса к учебному материалу;
– мотивации к успешности учебной деятельности;
- Формируется положительное отношение к предмету «Окружающий мир»
Слайд 24
В конце урока я детям предлагаю выполнить по желанию домашнее задание – проект – объемная модель растения из различных материалов, с соблюдением частей растений и их существенных признаков.
Я буду рада, если мое выступление стало интересным и полезным для вас. Спасибо за работу.