Интегрированный урок по истории, литературы на тему Крепостное право через призму истории и литературы (8 класс)

Крепостное право через призму истории и литературы
Цели:
углубить понятия учащихся о крепостном праве;
сформировать представление о положении крепостного крестьянина;
проанализировать образы помещиков-крепостников в художественной литературе
воспитывать чувство неприязни к угнетению человека человеком.
Задачи:
Учитель литературы: В 1790 г. в Москве небольшими тиражами  издается  книга «Путешествие из Петербурга в Москву».
На следующий день  царица Екатерина II по прочтении посылает предписание  допросить автора  книги Александ. Радищева обо всех обстоятельствах создания и выпуска книги. Вслед за первым предписанием срочно посылается  второе:  начать следствие в отношении автора книги.
Вскоре Радищев был брошен в каземат Петропавловской крепости. Екатерина II предрешила судьбу Радищева. Она указала что «книга наполнена самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, стремящейся произвести в народе негодование против  законной власти».Радищева она назвала бунтовщиком.
Он  был приговорен к смертной казни. Но опасаясь восстановить против себя общественное мнение,  Екатерина II заменила смертный приговор ссылкой на десять лет в Сибирь. Закованный в кандалы Радищев был отправлен в  Илимский      острог.
Вопрос учителя: Какой вопрос вы можете сформулировать, прослушав мой рассказ?
(Так о чем была книга Радищева, что за нее он был так наказан?
Учитель литературы: На этот вопрос мы ответим содержанием нашего  урока. Эпиграфом к  уроку мы возьмем эпиграф Радищева
Учитель истории: Обратимся к видеофрагменту.
Видеофрагмент  ( отрывок из фильма «Дубровский»)
Учитель истории: О какой принадлежности говорит  урядник в этом эпизоде?
 (о крепостной принадлежности)
Значит,  о чем мы будем говорить на уроке?
 (О крепостном праве).
Записываем тему:  Итак тема урока: Крепостное право через призму истории и литературы
Учитель истории: Поскольку сегодня на уроке присутствует учитель истории и литературы, какова будет цель нашего урока.
Цель: Рассмотреть понятие «крепостное право» с исторической точки зрения, как тема крепостного права раскрывалась в русской литературе.
Учитель истории: Ребята, что такое крепостное право?
Крепостное право – это форма зависимости крестьянина от помещика, владельца земли.
Учитель истории: Назовите главные элементы крепостного права.
Крестьянин прикреплен к земле, без согласия помещика он не мог изменить место жительства;
Помещик имел право наказать крестьянина: продать, избить,оштрафовать;
Крестьянин нёс ряд повинностей (барщина, оброк)
Учитель литературы: Давайте обратимся к произведению А.Радищева глава «Любани».
Чтение по ролям отрывка.
Учитель литературы: Почему вашему вниманию была предложена именно эта глава?
(черты крепостного права ярко отражены).
Учитель литературы: Подчеркните, назовите эти черты.
Работа по тексту.
Учитель истории: Началом государственного закрепощения крестьян являются указы и Судебники русских царей. Вспомните основные этапы закрепощения крестьян. Для этого познакомьтесь с содержанием нормативных актов того времени. Вопросы подсказки записаны после документа.
Опред
·елить стартовую дату возникновения зависимости крестьян в Киевской Руси.
Выделить основные этапы закрепощения крестьян  (Когда? Кто? Как?)
Учитель истории: Отмечаю на линии времени 9 век, сначала это было полюдье, позднее сбор дани  лично люди были свободны, но уже попадали в определённую зависимость от государства.
Наиболее яркие ограничения для крестьян вводятся в
9в.        1497г.    1550 г.      1581г.    1597г.           1649г.              1861г.
 В 1649 г. – Оформилось крепостное право!
Подумайте и скажите это «+» или  «-»? Почему?
Неравенство людей, ущемление в правах, безнравственно..
Учитель литературы: В XVIII веке в русской литературе тема крепостного права поднимается  еще одним автором, вам известным. В каком произведении XVIII века, каким автором?
(Д.И.Фонвизин «Недоросль»)
Учитель литературы: Вспомните эпизоды, отражающие тему нашего урока.  (называют, зачитывают эпизод с Еремеевной, Тришкой).
Учитель литературы: Прокомментируйте данные эпизоды. Какие отношения между людьми показывают данные эпизоды?
(показывают - собственнические отношения, крепостные принадлежат помещикам)
Учитель литературы: Попытайтесь сделать вывод «Почему               обратился к теме крепостничества?»
(Ф. своим произведением говорит нам о том, что крепостное право - это порок общества, который унижает человека)
Учитель истории: Крепостное право укрепляется в 18, в 19 в., но одной из характерных черт начала 19 века было активное развитие общественных движений. Ключевой идеей, которых стала идея о важности человеческой личности и её свободе.
Учитель литературы: В 19 веке русская литература продолжает поднимать вопрос крепостничества. В  каких произведениях?
(«Муму»- Тургенев; «Дубров»- Пушкина; стихи Некрасова)
Учитель литературы: Обратимся к стихотворению Некрасова «Размышление у парадного подъезда».
(нашли, открыли).
Учитель литературы: Это произведение нам знакомо, поэтому предлагаю вам  составить и записать   три вопроса- задания  по стихотворению,  отражающие  тему урока с точки зрения литературы.
(   1. История создания произведения. 2.Картина жизни народа России
Прием литературный,  на котором построено стихотворение?)
Учитель литературы: Дайте ответы на ваши вопросы.
Учитель истории:  Обратите внимание на эпиграф, переведите его на современный язык при помощи старославянского словаря. Какими словами называет Радищев крепостное право.
На самом деле крепостное право это то зло, от которого надо было освобождаться. т.к. оно в целом тормозило развитие нашей страны. Решился на это лишь Александр 2, в 1861 году.
Учитель литературы: Итак, давайте вернемся к началу урока и ответим на вопрос о чем книга Радищева, и почему его так жестоко наказали?

15