Формирование коммуникативной компетенции на уроках французского языка средствами современных образовательных технологий


Заусова И.Ю,
Учитель французского языка,
МАОУ Лицей № 88,
Г.ЕкатеринбургФормирование коммуникативной компетенции на уроках французского языка средствами современных образовательных технологий
Ситуация в мире постоянно меняется. В России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Это процесс сопровождается существенными изменениями в учебно-воспитательном процессе.
В новых образовательных стандартах подчёркивается необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающихся определённой суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования. Современное состояние теории обучения иностранного языка и накопления знания делают необходимым еще раз вернуться к компетенции коммуникативного обучения. На пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранного языка в России. Желание ребенка изучать язык другого народа это начало доброго отношения к самому народу, осознание принадлежности к людям планеты, независимо от того где кто живет и на каком языке говорит.
Обучение иностранному языку носит деятельностный характер, так речевое общение осуществляется посредствам речевой деятельности, которая служит для решения задач в условиях социального взаимодействия общающихся людей. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функция в школе и вузе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиления мотивации в изучении языков международного общения. Именно учитель поможет ребенку познать культуру языка и поддержит его желание общаться на французском языке. Сложность изучения иностранного языка заключается и в том, что необходимо ещё и создать условия для формирования коммуникативной компетенции, то есть внутреннюю готовность и способность к речевому общению. Исходя из этого, целью моей методической системы является достижение высокого качества образовательного процесса путем использования современных образовательных технологий , создание условий для формирования у учащихся коммуникативной компетентности .Отсюда следует актуальность выбранной мной темы.
Ведущими компонентами коммуникативной компетенции (способности реализовать лингвистическую компетенцию в различных условиях речевого общения) являются речевые умения, которые включают умение говорения, умение чтения с пониманием, умение понимания на слух и умение письма. В состав коммуникативной компетенции входит также социолингвистическая компетенция (умение выбрать нужную лингвистическую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта) и социокультурная компетенция (обычаи, правила, нормы, ритуалы, страноведческие знания и т.д.)
Преодоления языкового барьера недостаточно для обеспечения эффективности общения между представителями разных культур. Учащиеся должны получить социальный опыт, навыки практической деятельности в обществе. Поэтому основными задачами своей методической системы считаю:
1. Создание условий для формирования ключевых образовательных компетенций: коммуникативной, общекультурной, социально-трудовой, учебно-познавательной, ценностно-смысловой, информационной и компетенции личностного самосовершенствования с помощью использования современных образовательных технологий.
2. Реализацию главной функции обучения иностранному языку - коммуникативной.
Считаю, что формирование коммуникативной компетенции, необходимой для общения на иностранном языке возможно только при использовании современной методической системы, которая включает:
1. Использование на уроках аутентичных материалов как важного фактора реализации творческого потенциала совместной деятельности учителя и учащихся.
2. Применение ИКТ как средства, позволяющего повысить мотивацию учащихся, сформировать навыки исследовательской деятельности, оптимизировать учебный процесс.
3. Широкое применение современных педагогических технологий: метода проектов, проблемного обучения, ролевых игр, дискуссий.
4. Осуществление межпредметных связей с историей, географией, литературой, живописью.
5. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроке с учетом их психологических и возрастных особенностей обучающихся.
Все современные образовательные технологии тем или иным образом влияют на развитие коммуникативной компетенции. В течение процесса обучения учащиеся совершенствуют знания, навыки и умения, приобретенные ими за предыдущий период. Иноязычная устная речь, как форма непосредственного общения, закономерно синтезирует в себе черты диалогической и монологической речи, поэтому в программе выдвигаются требования к процессу говорения в целом, а не к его формам в отдельности. Получают дальнейшее развитие все виды чтения. Письмо продолжает использоваться как средство подготовки устных высказываний и информационной обработки текста.