Открытый урок в 9 кл


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей Акбулакского района Оренбургской области»
Открытый урок по географии в 9 а классе
по теме «Транспорт»
Выполнила: учитель географии 1 категории
Садомская Наталья Александровна
Технологическая карта урока
ПО ТЕМЕ «Транспорт»
Класс: 9 а 23.10.14.
Тема: Транспорт ( водный, воздушный, трубопроводный, гужевой)
УМК: рабочая программа по географии для основного общего образования по географии, учебник А.Н. Алексеев «География России. Население и хозяйство. 9 класс», географический атлас «География России 8-9 классы», мультимедийная презентация урока.
Оборудование: доска, компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы работы: словесные ( проверка домашнего задания, взаимопроверка, объяснение, фронтальная работа с классом, индивидуальная помощь), наглядные (демонстрация мультимедийной презентации), практические (работа с картой, построение опорного конспекта).
Цели:
- сформировать представление об особенностях транспорта России;

Задачи : - продолжать формирование у учащихся умения работать с различными источниками информации , анализировать, сравнивать, обобщать картографические и статистические данные.
- способствовать развитию речевой моторики, общегеографической культуры.
-развивать навыки работы учащихся в группе;
- воспитывать организованность и самостоятельность;
- воспитывать интерес к географии транспорта, её экономике и экологии.
Метапредметные:
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений, в частности умения характеризовать транспорт
Универсальные способы деятельности (УУД):
- развитие умения определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
-развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, презентацию с помощью
КСО.
Предметные:
- формирование представления об особенностях транспорта;
- развитие умений работы с географической картой и другими информационными источниками;
- формирование навыков нахождения, использования и презентации географической информации.
Предполагаемый учебный результат:
- планируется способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы по полученным на уроке знаниям и применять их на практике.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы работы: словесные объяснение, фронтальная работа с классом, индивидуальная помощь), наглядные (демонстрация мультимедийной презентации), практические (работа с картой, построение опорного конспекта).Этапы урока и деятельность участников учебного процесса:
Этапы урока
Деятельность учителя Деятельность ученика Развитие УУД
1.Организационный
Мотивация: Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку.
Представь себе, что мысли в твоей голове – это лучи света. А теперь пусть все лучи соберутся и светят как в прожекторе, пусть свет всех твоих мыслей объединится в один большой , красивый и мощный луч. Теперь ты в состоянии сосредоточиться на любой работе.
Настрой на урок.        
Приветствуют учителя.
Настраиваются на работу. Проверка готовности рабочего места ученика и учителя
2. Проверка дом. задания.
3. Актуализация знаний. Мотивационно-целевой.
4.Изучение нового материала (Усвоение новых знаний и способов деятельности)
5.Физминутка 
6.Закрепление темы
Мини – тест задание из ГИА
А-1. Какой и перечисленных городов является крупным центром автомобилестроения?
1.Казань
2.Нижний Тагил
3.Тольятти
А-2 Крупнейший центр производства синтетического каучука и шин.
1.Архангельск
2.Тула
3.Иваново
4.Ярославль
А-3 Какая железнодорожная магистраль имеет наибольшую протяжённость
1.Байкало-Амурская
2.Печорская
3.Транссибирская
А-4 Главное преимущество автомобильного транспорта?
1.сезонный вид транспорта
2.мобильный
3.перевозит много грузов

В-1 Установите соответствие:
1. Набережные челны а) КамАЗ
2. Тольятти б) ВАЗ
3. Москва в) ГАЗ
4. Ульяновск г) УАЗ

ОТВЕТ :
А1 - 3, А2 - 4, А3- 1, А4 – 2, В1- 1А,2Б,3В,4Г.
Критерии оценки взаимопроверки
«5»- 5 заданий без ошибки
«4»- 1 ошибка
«3»- 2 ошибки
«2»- 3 и более ошибки
Индивидуальная работа
Слабым учащимся выдаются карточки задания
«Малое расстояние еще не близость,
Большое расстояние еще не даль»Мартин Хайдеггер
- о чем это высказывание?
- Ребята, скажите, о каких видах транспорта мы вели речь на прошлом уроке?
Предлагает посмотреть видеофрагмент и сформулировать тему и цели урока. На слайде тема урока «Транспорт». После формулировки целей выводит их на экран.
Мой парус ветер ловит,
А волны режет киль.
Меня не остановит
Ни ураган, ни штиль.
- О каком виде транспорта эта загадка?
- Итак, мы знакомимся с водным транспортом.
- Морской транспорт
- Речной транспорт
- Параллельно заполняем таблицу , выполняем практикум.

Преимущество Недостатки
-Подводит к выводу:
Практическая работа. Работа в группах.
-Организует усвоение новых понятий через практическую работу: «Заполнить основные порты на контурную карту.
Используя дополнительный материал, ответьте на вопросы и запишите ответы в таблицу.
- При необходимости оказывает консультативную помощь.
Порт Владивосток
Порт Владивосток – основной транспортный узел, через который осуществляются
Перевозки грузов из Азии и в обратном направлении.
Порт Мурманск
Архангельск
Крупнейший на севере России морской порт, основан более 400 лет назад в устье реки Северная Двина, впадающей в Белое море.
Порт называют ещё «воротами в Арктику» так как здесь начинался Северный морской путь и все значительные полярные экспедиции, снабжение и освоение Арктики, началось от причалов порта.
Экспортно-импортные грузы это пиломатериалы, чёрные и цветные металлы, металлопрокат, трубы, картон, целлюлоза, оборудование, контейнеры, химические и опасные грузы, уголь. .
Практическая работа в контурной карте отметить порты
Синим цветом – порты Черноморского бассейна (Астрахань, Сочи, Новороссийск,)Красным цветом – порты Балтийского бассейна (Калининград , Большой порт Санкт-Петербург )
Зелёным цветом – порты Тихоокеанского бассейна (Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский, Магадан)
Чёрным цветом – порты Северного бассейн
( порт Мурманск, Архангельск)
Речные порты (выделить коричневым цветом)
Архангельский речной портВолгоградский речной порт Вологодский речной порт Красноярский речной порт Самарский речной порт
Казанский речной порт
- А эта загадка о чем
Крыльями не машет, а птицу обгоняет.Правильно, воздушный.
Ребята подготовили о воздушном и космическом видах транспорта свои презентации.
Выступление учащихся.
Параллельно заполняем таблицу , выполняем практикум.

Преимущество Недостатки
-Подводит к выводу:
Практическая работа. Работа в группах.
-Организует усвоение новых понятий через практическую работу: «Заполнить основные порты на контурную карту.
Используя дополнительный материал, ответьте на вопросы и запишите ответы в таблицу.
- При необходимости оказывает консультативную помощь.
На экране слайд с основными портами
А это загадка о чем
То она поет побудку
То по ней вода течет
Вылететь в неё – не шутка,
А совсем наоборот.
Сейчас нам расскажут о трубопроводном транспорте
Дополнительное сообщение
Параллельно заполняем таблицу , выполняем практикум.

Преимущество Недостатки
-Подводит к выводу:
.
«Самолет»
Руки в стороны — в полет отправляем самолет.
Правое крыло вперед, левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре — полетел наш самолет.
Продолжаем работать
А теперь мы поговорим, а следующих видах транспорта
- гужевой
- канатный
- электронный
Установи соответствие:
Порт море, река
Новороссийск а) БалтийскоеКалининград б) КаспийскоеВладивосток г) БаренцевоАстрахань д) Енисей
Мурманск е) ЧёрноеКрасноярский ё) Японское
Самара ж) Волга
1е,2а,3ё,4б,5г,6д,7ж
Учащиеся работают письменно, а затем проводят взаимопроверку.
На экране появляется слайд с критериями оценок
Бутенко Н, Утепова А.
Дети отвечают
- об автомобильном, железнодорожном
Учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока.
-Определяют, но у них не хватает знаний по данной теме, поэтому их необходимо добыть на уроке.
- О водном, яхта.
Учащиеся выступают с презентацией о морском транспорте, о речном транспорте
заполняют таблицу, отвечают на вопросы, делают выводы. Сравнивают результаты.
-Самостоятельно знакомятся с картой атласа, для определения ЭГП портов, заполняют сравнительную таблицу. Анализируют данные.
-Групповая работа. Анализируют данные используя статматериал, заполняют таблицу, отвечают на вопросы, делают выводы. Сравнивают результаты.
Учащиеся дополняют о портах
Учащиеся наносят порты на контурную карту
Дети отвечают
- о воздушном транспорте, самолет.
Выступление учащихся о воздушном и космическом транспорте
Факты
Первая в России воздушная линия была открыта в 1923 году (Москва-Нижний Новгород).
Действует 800 аэропортов, 50 из них международные.За 1 час полёта самолёт сжигает 15 тонн топлива, продукты горения сохраняются в атмосфере около 2 лет.
Авиакатастрофы (слайд)
2004 г.- 2 авиакатастрофы, погибло 238 человек
2005 г.- 3 авиакатастрофы, погибло 372 человека
2006 г.- 4 авиакатастрофы, погибло 562 человек
2007 г.- 3 авиакатастрофы, погибло 415 человек
2008 г.- 4 авиакатастрофы, погибло 406 человек
2009 г.- 3 авиакатастрофы, погибло 487 человек
Учащиеся заполняют таблицу
Преимущество Недостатки
Заполняют контурную карту
- Трубопроводный транспорт
Показ презентации, выступления учащихся
Дополнение о трубопроводном транспорте
Нефтепровод «Дружба» (слайд)
Дружба – крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов. Построена в 1960 предприятием СССР «Ленгазспецстрой» для транспортировки нефти из Волгоуральского нефтегазоносного района в социалистические страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ): Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР, расположенные в Восточной Европе.
Маршрут нефтепровода проходит от Альметьевска через Самару, Брянск до Мозыря, затем разветвляется на 2 участка: северный (по территории Белоруссии, Польши, Германии, Латвии и Литвы) и южный (по территории Украины, Чехии, Словакии и Венгрии).
В систему входит 8900 км трубопроводов (из них 3900 по территории России), 46 насосных станций, 38 промежуточных насосных станций, резервуарные парки которых превышает 1,5 млн м3 нефти. По нефтепроводу в страны «дальнего зарубежья» ежегодно экспортируется 66,5 млн. тонн, в том числе по северной ветке – 49,8 млн т.
Российский отрезок трубопровода эксплуатируется компанией «Транснефть»; словацкой компанией Transpetrol.
Газопроводы
Ямал – Европа – российский магистральный экспортный газопровод, построенный предприятием Ленгазспецстрой. Соединяет газовые месторождения севера Западной Сибири с конечными потребителями в Западной Европе. Проходит через территорию Белоруссии и Польши.
«Голубой поток» - газопровод между Россией и Турцией, проложенный по дну Чёрного моря. Трубопровод «Голубой поток» был построен в рамках российско-турецкого соглашения в 1997 году, по которому Россия должна поставить в Турцию газ.
«Южный поток» (англ. South Stream) – российско-итальянский проект газопровода, который пройдёт по дну Черного моря из Новороссийска в болгарский порт.
«Северный поток» - (англ. Nord Stream, ранее Северо-Европейский газопровод (СЕГ)) – строящийся газопровод между Россией и Германией по дну Балтийского моря .Заполняют сравнительную таблицу. Анализируют данные.
-Групповая работа. Анализируют данные используя статматериал, заполняют таблицу, отвечают на вопросы, делают выводы. Сравнивают результаты.
Учащиеся выполняют физминуткуКраткая характеристика о гужевом транспорте Личностные результаты:
 Формирование мотивационной основы учебной деятельности
урока (осознание роли географии в познании окружающего мира)
 Предметные результаты:
Формулирование темы и цели
(освоение системы географических знаний о природе, хозяйстве региона)
Регулятивные УУД:
- определять степень успешности выполнения работы;
-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,
 - осуществлять самоконтроль;
(использование географических ЗУН)
формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов
Познавательные УУД:
-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию результатов;
-определение основной и второстепенной информации;
-проводить синтез (восстановление целого из частей);
-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной   задачей
(составлять и анализировать характеристики отдельных компонентов географических систем)
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
- учет разных мнений,
- планирование работы учебного сотрудничества
Применение изученного.
7. Рефлексия (стадия осмысление)  Сейчас я предлагаю выразить свое отношение к объекту изучения – транспорту РФ. Перед вами лежат три цвета светофора. Поднимите тот цвет, который соответствует вашему отношению к каждому виду транспорта в России
Водный
Воздушный
Трубопроводный
Гужевой
Канатный
Электронный
Расшифровка цветов на слайде:
Красный- тревожное состояние
Желтый – стоит задуматься
Зеленый – спокойное отношение
Выполняется рефлексия. Анализ результатов рефлексии. (больше тревоги у вас вызывает…вид транспорта, это значит , что развитие данного вида транспорта вам не безразлично)
Написания сиквейна5 слов об уроке
О чем говорили?
Что понравилось?
Какое значение имеет?
В чем особенность?
Чему я научился? Дети поднимают цвета Познавательные УУД:
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
- выстраивание логической цепочки рассуждения;
- рефлексия способов и условий действий
(давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала)
Коммуникативные УУД:
- уметь устно выражать свои мысли, идеи
(выражать своё отношение к развитию этого региона)
Личностные УУД:
 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Итог урока, самооценка. Домашнее задание. Подводит итог урока.  Комментирует и выставляет оценки за урок. Способствует адекватной оценке правильности результатов действия. Объясняет д/з: §37,38
- Доделать таблицу о транспорте
- Заполнить таблицу:
Вид связи Пользуюсь ежедневно Пользуюсь ежемесячно Пользуюсь редко Не пользуюсь
Почта Телевизор Телефон Факс интернет Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения
Записывают домашнее, задание в дневник. Познавательные УУД:
- контроль и оценка процесса и результатов своей деятельности,
- выстраивание логической цепочки рассуждения;
- рефлексия способов и условий действий.
Коммуникативные УУД:
- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
Личностные УУД:
 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
-понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.