Урок по биологии Значение дыхания. органы дыхания (8 класс)

Тема. Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания

Цель: Изучить строение и функции органов дыхания, значение дыхания для организма человека.
Задачи:
Образовательные:
изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;
раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
выяснить механизмы голосообразования;
Развивающие:
формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
развитие логического мышления, внимания;
успешное формирование у учащихся навыков контроля и самооценки;
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;
провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир).
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Значение дыхания. Органы дыхания», видеофильм «Значение дыхания», тесты.
Базовые понятия и термины: дыхание, дыхательные пути, носовая полость, трахея, бронхи, легкие.
Тип урока: изучение нового материала.
Эпиграф урока: Пока дышу, надеюсь! (Dиm sрiго, sрего)

Ход урока:

Организационный этап (2 мин.).
Создание проблемной ситуации (5 мин.) – слайд 3.
Сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите спокойно. Через 2-3 мин обсуждаем впечатления детей о своих ощущениях.
Беседа:
1. Как вы себя чувствуете?
(Возможные варианты ответов: недостаточно воздуха, кружится голова, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах)
2. Почему вы почувствовали головокружение, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах?
Ответы детей: Мы не дышали, мало кислорода в крови, увеличилось содержание углекислого газа в крови.
3. Сколько времени мы можем не дышать?
Приводятся примеры ныряльщиков за жемчугом (до 4 мин.), продолжительность пребывания нерпы под водой (65 мин.).
Давайте сформулируем тему урока: «Значение дыхания. Органы дыхания».
А эпиграфом к нашему уроку станут слова римского поэта Овидия «Пока дышу, надеюсь» (Dиm sрiго, sрего), т.к. дыхание - самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование.
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности (3 мин.) – слайд 4. Игра «Криголамы» (возможные варианты ответов).
Д – диафрагма, вдох
Ы - выдох
Х - трахея
А – атмосфера, гортань
Н - нос
И - легкие
Е - шея
Изучение нового материала (20 мин.).
1. Дыхание.
Вопрос к учащимся: Что вы знаете о дыхании? С какими словами ассоциируется дыхание?
Составление ассоциативного куста (возможные варианты ответов учащихся – слайд 5: жизнь, ветер, свежесть, углекислый газ, кислород, грудь, обмен веществ, атмосфера, спокойствие, наутилус помпилиус, акваланг):



Дыхание



Дыхание это процесс, при котором богатые химической энергией вещества окисляются до бедных энергией конечных продуктов углекислого газа и воды с использованием молекулярного кислорода.
Работа в группах с учебником. Виды дыхания и их характеристика.
Существует внешнее дыхание и внутреннее (клеточное) дыхание. Внешнее дыхание это газообмен между организмом и окружающей средой, включающий поглощение кислорода и выделение углекислого газа, а также транспорт этих газов внутри организма. Внутреннее дыхание протекает в органеллах клетки митохондриях.
Процесс дыхания протекает в несколько стадий (слайд 6):
1) внешнее дыхание обмен 013 EMBED Equation.3 1415 и С013 EMBED Equation.3 1415 между внешней средой и кровью легочных капилляров;
2) транспорт 013 EMBED Equation.3 1415 и С013 EMBED Equation.3 1415 кровью;
3) обмен 013 EMBED Equation.3 1415 и С013 EMBED Equation.3 1415 между кровью и клетками организма;
4) тканевое дыхание.
Внешнее дыхание подразделяется на два процесса. Первый это газообмен между внешней средой и альвеолами легких «легочная вентиляция», а второй это газообмен между альвеолярным воздухом и кровью легочных капилляров.
2. Значение дыхания (слайд 7).
Без еды человек может обходиться несколько недель, без воды несколько дней, но без воздуха он не может продержаться дольше нескольких минут. Почему?
Просмотр видеофильма «Значение дыхания».
Мозговой штурм. В чем заключается значение дыхания?
Человек дышит, поглощая из внешней среды кислород и выделяя в нее углекислый газ. Мы часто говорим: «Это нам нужно, как воздух!». Что же означает эта поговорка?
Еще древнегреческий ученый Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ назвал воздух «пастбищем жизни». Хотя представления о воздухе как о единственной обособленной причине всего существующего наивны, но они отражают понимание огромного значения воздуха для организма.
Каждой клетке в ткани любого органа необходима энергия. Ее источником в организме является непрерывный распад и окисление органических соединений. Поскольку в процессах окисления участвует кислород, то клетки нуждаются в его постоянном притоке. Процессы дыхания обеспечивают этот приток.
В результате окисления любых органических веществ образуются углекислый газ и вода, которые должны выводиться из организма. В процессе дыхания из организма выделяется углекислый газ.
Работа с таблицей (слайд 8). Воздух это естественная смесь газов, главным образом азота и кислорода, из которых состоит атмосфера Земли.
Таблица «Состав атмосферного воздуха»
Элемент
Обозначение
По объему, %
По массе, %

Азот
N13 EMBED Equation.3 1415
78,084
75,50

Кислород
О13 EMBED Equation.3 1415
20,9476
23,15

Аргон
Аг
0,934
1,292

Углекислый газ
СО13 EMBED Equation.3 1415
0,0314
0,046

Неон

0,001818
0,0014

Метан
СН13 EMBED Equation.3 1415
0,0002
0,000084

Гелий
Не
0,000524
0,000064

Криптон
Кг
0,000114
0,003

Водород
Н13 EMBED Equation.3 1415
0,00005
0,00008

Ксенон
Хе
0,0000087
0,00004

Кислород необходим для нормального существования подавляющего числа современных живых организмов.

Состав воздуха может меняться, например, в крупных городах содержание углекислого газа будет выше, чем в лесах.
3. Органы дыхания.
Работа с презентацией (слайды 6, 9).
Систему органов дыхания составляют легкие, расположенные в грудной полости, и воздухоносные пути: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи.
Воздухоносные пути начинаются носовой полостью, которая разделяется костно-хрящевой перегородкой на правую и левую половины.
Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, а затем в гортань. Гортань имеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Вход в гортань во время проглатывания пищи закрывается хрящевым надгортанником. Между хрящами гортани имеются складки голосовые связки. Пространство между голосовыми связками называют голосовой щелью.
Из гортани вдыхаемый воздух проходит в трахею, имеющую вид трубки. Ее передняя стенка образована хрящевыми полукольцами, соединенными между собой связками и мышцами. Задняя мягкая стенка трахеи прилегает к пищеводу и не мешает прохождению пищи.
Трахея разветвляется на два бронха, которые входят в правое и левое легкое. В легких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, диаметр воздухоносных трубочек постепенно уменьшается. Концы самых мелких бронхиальных трубочек заканчиваются гроздьями тонкостенных легочных пузырьков, заполненных воздухом.
Легочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует легкие. Легкие заполняют всю грудную полость, за исключением места, занятого сердцем, кровеносными сосудами, воздухоносными путями и пищеводом.
Снаружи каждое легкое покрыто гладкой блестящей оболочкой из соединительной ткани легочной плеврой. Внутренняя стенка грудной полости выстлана пристеночной плеврой. Находящаяся между ними герметичная плевральная полость увлажнена и не содержит воздуха. Поэтому легкие всегда тесно прижаты к стенке грудной полости и их объем изменяется вслед за изменением объема грудной полости.
Демонстрация муляжей легких, модели гортани.
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся (10 мин.) – слайд 9.
Блиц - турнир.
1. Что такое внешнее и внутреннее дыхание?
2. Какие стадии характерны для процесса дыхания?
3. В чем заключается значение дыхания?
4. Какие органы образуют воздухоносные пути?
5. Почему объем легких изменяется вслед за изменением объема грудной полости?
6. Почему кусочек легкого, опущенный в воду, не тонет?
V. Подведение итогов урока (3 мин.)
VI. Домашнее задание (2 мин.)
Изучить параграф учебника, ответить на вопросы к параграфу письменно, составить 5 тестовых вопросов на соответствие по теме урока.

Root Entry