Разработка урока по педагогической технологии трехмерной методической системы обучения по теме: Значение дыхания. Органы дыхания (8 класс)


Конспект урока по педагогической технологии трехмерной методической системы обучения.
Предмет: Биология 8 класс.
Тема: Значение дыхания. Органы дыхания.
Составила Корнилова Светлана Владимировна учитель биологии,
КГУ ОШ №193 Жетысуского района г. Алматы
Рекомендации для учителя-составителя заданий I ЭТАП (5-7 мин.)
Задания на актуализацию знаний
Задания «Мостика» на повторение пройденного материала
(они выполняются дома до начала урока)
В начале урока для проверки данных заданий можно использовать стратегию критического мышления «Insert»
Отводится 5 минут. 1. Какие функции выполняет кровь?
Ответ: кровь выполняет функции: транспортная, гуморальная, терморегуляторная, защитная.
2. Как происходит движение крови?
Ответ: кровь движется по замкнутой системе кровеносных сосудов.
3. Как называется малый круг кровообращения?
Ответ: малый круг кровообращения называется легочным, происходит движение крови от правого желудочка в легкие, а оттуда к левому предсердию.
4. Почему кровеносная система тесна связана с дыхательной системой?
Ответ: кровь переносит кислород от легких к клеткам тканей, а от клеток к легким углекислый газ.
ПРОБЛЕМА: Ребята, вы знаете, какие органы образуют дыхательную систему? Назовите их (носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, легкие)
Да, эти органы выполняют определенную функцию в организме, сегодня на уроке, мы изучим строение и функцию органов дыхания. Попробуйте ее освоить самостоятельно, заполнив пропуски в заданиях на ІІ этапе.
Шаги (приемы) исследовательского метода: II этап (Синектическая часть). Самостоятельное усвоение новой темы.
Отводится всего 20-25 минут.
По теоретической части:
1-шаг. «Узнавание» (формирование знаний): на правой графе пишется полный перечень заданий информационного характера. В условия включаются следующие ключевые слова: Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы кто? что? где? когда? какой? и другие задания информационного характера, а также задания на: «Запомнить…, составить список . . . выделить . . ., рассказать о . . ., показать . . ., назвать . . . и т.д.». Количество заданий не ограничивается. 1.В легких осуществляется газообмен между организмом и внешней средой.
2.Это процесс между организмом и внешней средой, связанный с поступлением кислорода и выделением углекислого газа.
3.Кислород необходим для окисления и расщепления органических веществ, при котором освобождается энергия. Эта энергия затрачивается на все процессы жизнедеятельности.
4. Процесс газообмена между организмом и внешней средой называют дыханием.
5. Воздух через ноздри поступает в носовую полость. .
6. Орган в виде трубки, стенки которого состоят из нескольких хрящей – гортань.
7. Трахея расположена впереди пищевода, состоит из хрящевых полуколец.
8. Бронхи входят в правое и левое легкое, которые ветвятся в легких, образуя бронхиальное «дерево».
9. Легкие – парные органы, которые занимают всю грудную полость.
10. Правое легкое состоит из трех долей, а левое из двух, разделенных междолевыми бороздами.
11. Легкие снаружи покрыты тонкой оболочкой – плеврой, которая состоит из двух листков.
12. Между листками находится плевральная жидкость, она уменьшает трение листков при дыхательных движениях легких.
13. Альвеолы – это легочные пузырьки, заполненные воздухом.

По теоретической части:
2-шаг. «Понимание» (формирование знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: почему? зачем? объясни, найди причину, докажи, придумай и т.д. Данные вопросы для углубления знаний ставятся на ответы каждого задания (если оно не аксиома) из предыдущего Узнавания».
Применяются различные интерактивные методы диалога. 1. Почему без газообмена невозможна жизнь?
Ответ. Этот процесс связан с поступлением кислорода в организм.
2. Почему нужно дышать носом, а не ртом?
Ответ: Потому что в носовой полости воздух согревается, увлажняется, очищается.
3. Почему стенки гортани состоят из хрящевых колец?
Ответ: Между хрящами гортани имеются две голосовые связки.
4. Объясните, почему задняя стенка трахеи мягкая?
Ответ: Она прилегает к пищеводу и позволяет свободно продвигаться пище.
5. Почему плевра состоит из двух листков?
Ответ: Наружный листок выстилает внутреннюю полость грудной клетки, а внутренний покрывает все легкое.
6. Почему легкие имеют губчатое строение?
Ответ: Они состоят из легочных пузырьков – альвеол, заполненные воздухом.
По теоретической части:
3-шаг. «Анализ» (формирование знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова:
1) сравните … … с … … … (где сравниваемые объекты берутся из ответов заданий на «Понимание».
2)выявите различия между … …,
3) найдите общее …
4) выделить главную идею темы …
Можно использовать стратегию «Диаграмма Венна». 1-3). Сравните органы верхних и нижних дыхательных путей.
Верхние Общее Нижние
Носовая полость

Прохождение воздуха
Гортань



Трахея
Бронхи
носоглотка

4) Выделите главную идею темы. а) Легкие являются главным органом дыхательной системы, в которых происходит газообмен.
б) Воздухоносные пути образуют органы: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи.
По теоретической части:
4-шаг. «Синтез» (формирование знаний):
на правой графе пишутся задания, в условиях которых включаются следующие ключевые слова:
а) Приведи в систему …, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему(на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа») или заполни кроссворд, составь ребус и т.д.)
б) Сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение.). Какие органы дыхательной системы обозначены цифрами: 1, 2, 6, 7, 8.

5-шаг. Практическая часть «Применение» (требования к заданиям для формирования умений: Выполни следующие задания (№ …, № …, № …, или упражнения) из учебника, сборника, других источников (автор … …, стр. …) Выполните задание 1 стр 140
6-шаг. «Оценка» (рефлексия) Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте: а) Как ты думаешь? Б) Как бы ты поступил? В) Для чего это нужно в жизни? Г) При решении какой жизненной ситуации может найти применение?Приведите пример и решите.
1. Убери лишнее: носовая полость, гортань, голосовые связки, гемоглобин.
2. Найди слова которое не имеет отношение к дыхательной системе: газообмен, дыхание, кровообращение, трахея, бронхиальное «дерево», сердце.
3. Как вы думаете, почему у мужчин голос грубый, а у женщин высокий.
(тембр голоса зависит от длины голосовых связок, у мужчин связки длиннее, а у женщин короче).
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: ІІІ-этап обратной связи (этап оценивания уровня формирования знаний и умений)Все задания из предыдущего второго этапа распределяются по трем уровня усвоения следующим образом:
1-пороговый уровень (5 баллов)
По теоретической части:
«Узнавание» (оценка знаний): На правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения, (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: кто? Что? Где? Когда? Какой? И другие задания информационного характера. А также задания на : «запомнить …, составить . . ., рассказать о …, показать … …, назвать… и т.д.»
1. Вставьте пропущенные слова:
1. Процесс газообмена между организмом и внешней средой называют дыханием.
2. Воздух через ноздри поступает в носовую полость. .
3. Орган в виде трубки, стенки которого состоят из нескольких хрящей – гортань.
4. Трахея расположена впереди пищевода, состоит из хрящевых полуколец.
5. Бронхи входят в правое и левое легкое, которые ветвятся в легких, образуя бронхиальное «дерево».
На практике
(оценка умений): «Применение» (по образцу). Применение в сходной ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: № …, № … или упражнения из учебника, сборника (название автора, страница …) 1. Легкие – парные органы.
2. Правое легкое состоит из трех долей, а левое из двух.
3. Легкие снаружи покрыты – плеврой.
4. Между листками находится плевральная жидкость.
5. Альвеолы – это легочные пузырьки

Начальный результат. Сформирована компетентность первого (порогового) уровня: 1) Ученик знает понятия, термины, аксиомы, т.е. полную информацию по теме. 2) Умеет правильно выполнять практические задания по образцу. Обеспечены такие виды качества знаний как: «Полнота» и «Правильность». Количественная характеристика качества знаний: 5 баллов по зачетной системе или оценка «3» (удовлетворительно) ставится в журнал, если ученик не сможет выполнить задания следующих уровней.
2-алгоритмический уровень (5+4 балла)
По теоретической части:
«Понимание»
(оценка знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: почему? зачем? объясни, найди причину …, докажи, придумай и т.д. Данные вопросы ставятся на ответы учащихся из предыдущего «Узнавания» 1. Выяви соответствия: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие, сердце относятся к органам дыхания.
2. Изложи кратко сущность функции дыхательной системы.
Ответ: Это система выполняет важную функцию – газообмен между организмом и внешней средой.
По теоретической части:
«Анализ» (оценка знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова:
1) сравните … … с … … … (сравниваются ответы из «Понимания»)
2) выявите различия между … …,
3) найдите общее …
4) выделить главную идею темы …,где сравниваемые объекты берутся из ответов заданий на «Понимание». Можно использовать таблицу. 3. Заполните таблицу: Установи соответствие
Органы Признаки
Носовая полость
Гортань
Трахея
Бронхи
1. состоит из хрящевых полуколец.
2. имеет костно – хрящевую перегородку.
3. между хрящами имеются складки образующие голосовые связки.
4. ветвятся в легких, на концах образуются легочные пузырьки.
На практике (оценка умений): «Применение» (в измененной ситуации): выполни задания, проиллюстрируй, реши с преобразованием формул, составь и реши обратную задачу и др. задания: № …, № … или упражнения из учебника, сборника (название автора, страница) 4. Выбери правильный ответ
1. Трахея делится на:
А. два бронха
Б. три бронха
В. бронхиолы
2. Функцию звукообразования выполняет:
А. носовая полость
Б. гортань
В. трахея
3. Продолжением трахеи являются:
А. носоглотка
Б. гортань
В. бронхи
Второй промежуточный результат. Сформирована компетентность (знания и умения) второго уровня: К имеющимся видам качества знаний как: «Полнота» и «Правильность» добавляются следующие виды: «Глубина», «Гибкость (т.е.знает причинно-следственные связи полученных знаний на первом уровне) и «Действенность» (умеет выполнять задания в измененной ситуации). Количественная характеристика качества знаний: 5+4=9 баллов или оценка «4» (хорошо) ставится в журнал, если ученик не сможет выполнить задания следующего третьего уровня.
3-эвристический уровень (9+3 балла)
По теоретической части:
«Синтез» (оценка знаний): на правой графе пишутся задания, в условиях которых включаются следующие ключевые слова:
а) Приведи в систему …, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему(на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа»), заполни кроссворд, составь ребус и т.д.)
б) Сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение. 1. Напишите мини- сочинение о вреде курения на органы дыхания (5 предложений)
2. Реши кроссворд
г о р т а н ь
в е н ы
д ы х а н и е
г р у д н а я
н а д г о р т а н ни к
б р о н х и о л ы


1. Орган, расположенный в передней части шеи.
2. Через ворота легких входят легочные артерии, а выходят легочные …
3. Процесс газообмена между организмом и внешней средой.
4. Легкие занимают всю полость, называется..
Как называется хрящ, который закрывает вход в гортань при проглатывании пищи?
Тонкие ветвящиеся веточки бронхиального «дерева».
На практике
(оценка умений): Рефлексия: Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте, напиши эссе, как ты думаешь, где могут пригодиться твои знания и умения, полученные на уроке? Приведи проблемную ситуацию из жизни и реши ее, и т.п. Предложения – фантастика.
Какие бы вы предложили меры борьбы с курением.
Конечный результат по содержанию госстандарта. Сформирована компетентность (знания и умения) третьего уровня: К имеющимся видам качества знаний как: «Полнота» и «Правильность», «Глубина», «Гибкость и «Действенность» добавляются следующие виды: «Систематичность», «Системность» и «Прочность» как вид качества знаний, интегрирующий все предыдущие виды. Количественная характеристика качества знаний на третьем уровне: 9+3=12 баллов или оценка «5» (отлично) ставится в журнал
4-творческий уровень (12 баллов)
Ученик получает задание четвертого творческого уровня (логические или олимпиадные задания, или фрагменты из научных проектов). Ученики выполняют их самостоятельно, применяя исследовательский метод. Оценивается отдельно по 12-бальной системе.