Контрольная работа по русскому языку в 6 классе (в формате демоверсии МЦКО) Вариант 1 с ответами и примерным шкалированием в оценку.

Подготовка к работе РЯ 6 МЦКО
Вариант 1
1. Какое из слов соответствует схеме
·
·^
·?
1) перечитала
2) приготовилась
3) приморский
4) преподаватель
2. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?
вода подводный подводник
Ответ: ____________________________________.
3.Прочитайте предложение.
На плите у тёти Нади стоял горячий чайник; ПОШВЫРКАВ ГОЛЬНОГО кипяточку и согрев желудок, ложился спать.
Выберите правильную лексическую характеристику выделенных в предложении слов. Обведите номера.
1) неологизм
2) необщеупотребительное
3) историзм
4) заимствованное
5) диалектное
Обведённые цифры запишите в ответ, не разделяя их запятыми.
Ответ: _____________.
4. Установите соответствие: к каждому фразеологизму из первого столбца приведите соответствующее ему значение из второго столбца, обозначенное цифрой.
ФРАЗЕОЛОГИЗМ ЗНАЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМА
A) Задирать нос 1) Разбивать нос
Б) Не покладая рук 2) Задаваться
3) Неустанно
4) Работая руками
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
В бланк запишите только цифры в том порядке, в котором они идут в
таблице, не разделяя их запятыми.
АБ
5. Прочитайте предложение.
В зоопарке мне больше всего нравится (большой) шимпанзе.
Раскройте скобки и запишите в ответ указанное слово в правильной форме.
Ответ: ____________________________________.
6.Установите соответствие: к каждому предложению из первого столбца приведите соответствующую ему характеристику из второго столбца, обозначенную цифрой.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(Знаки препинания не проставлены)
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) Исчезают последние клочки снега и лесу и на свет выходит слежавшаяся серая трава. Б) Когда припекло солнышко на пригорках появились бледные стебельки подснежников.
В) Солнце бросает тёплые лучи и оживляет окрестность.
1) Простое
2) Сложное


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
АБВ

Ответ:
В бланк запишите только цифры в том порядке, в котором они идут в
таблице, не разделяя их запятыми.
7. Укажите номер предложения, в котором допущена пунктуационная
ошибка.
1) Ранняя весна – самое прекрасное время!
2) Незаметно подошла весна, и на берёзках распустились клейкие листочки.
3) Весеннее солнышко несёт радость всем: птицам, людям, деревьям.
4) «Как красиво в весеннем лесу!» воскликнули дети.
8. Какие два слова из перечня нельзя включить в таблицу? Обведите их
номера
Правописание проверяемой
гласной Е в корне слова

Правописание гласной Е в корне слова с чередованием Е/И








1) соб..раться
2) п..рила
3) зам..реть
4) л..дниковый
5) бл..сну
Обведённые цифры запишите в таблицу.
Ответ:
Запишите ответ в бланк без дополнительных знаков.
9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр..небречь, пр..одолеть
2) под..ёмный, в..юнок
3) от..скать, по..скать
4) ...делать, и..чезать
10. Укажите номер слова, которое неверно занесено в таблицу.
Пишется Н
Пишется НН

1. льня..ой
3. карни..ый

2. исти..ый
4. стекля...ный


Ответ:____
11. Укажите пример, в котором выделенное слово пишется слитно.
1) шахматно(шашечный)
2) древне(русский)
3)изжелта(красный)
4) какой(либо)
12. Укажите пример, в котором выделенное слово пишется раздельно.
1) (Не)годовал из-за происшествия
2) Нисколько (не)интересная книга
3) (Не)жаркий день
4) (Не)глубокая, но рыбная речка

13. В каком слове правописание пропущенной буквы определяется правилом:
в корне имён существительных после шипящих и Ц под ударением Ё, а не О?
Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Береж..т
Свинц..вый
Ж..рдочка
Ш..рох
Ответ: ____________________________________.
Прочитайте текст 1 и выполните задания 14 – 17.
Текст 1
(1) Утром 7 октября 1812 года французская армия начала отступление из Москвы.
(2) Захватчики везли с собой на повозках много награбленного добра.
(3) Уходя из города, Наполеон приказал взорвать Кремль. (4) Это была месть непокорённому народу за неудачи завоевателей.(5) Но патриоты-москвичи сумели вовремя потушить фитили у большинства пороховых зарядов. (6) Кремль был спасён. (7) Выйдя из Москвы, французская армия направилась на юг, чтобы двигаться по ещё не разорённым местам, где ещё можно было добыть продовольствие. (8) Но русские войска преградили ей путь. (9) После ожесточённых боёв они заставили французов отступать по местности, которую те сами разорили.
14. Какое слово (сочетание слов) пропущено в предложении 5?
1) Таким образом,
2) Зато
3) Дело в том, что
4) Более того
15. Какое заглавие наиболее точно передаёт основную мысль текста?
1) Отечественная война 1812 года.
2) Уход французской армии из Москвы.
3) Армия Наполеона в Москве.
4) Спасение Кремля.
16. Какие два утверждения неверны? Обведите их номера.
1) Предложения 1 и 2 связаны последовательной (цепной) связью.
2) Текст относится к разговорному стилю.
3) Предложение 4 поясняет предложение 3.
4) В предложениях 7-9 использовано описание.
5) В предложении 4 использован синоним слова из предложения 2.
Обведённые цифры запишите в таблицу.



Ответ:
Запишите ответ в бланк без дополнительных знаков.
17. Какое утверждение неверно?
1) В предложении 2 использовано возвратное местоимение.
2) В предложении 1 использовано качественное имя прилагательное.
3) В предложении 9 использованы личное, указательное относительное и определительное местоимения.
4) В предложении 8 использован глагол с приставкой, близкой по значению приставки –пере.
С1. Прочитайте текст 2, спишите его, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 2
Леса в Мещёре глухие. Хорошо весь день идти по этим лесам, проб..рат(?)ся сквозь зар..сли кустов по дорогам к озеру. Путь в лесах это километры тишины бе..ветрия. Я люблю лесные сум..рки когда тянет сыростью в траве г..рят светлячки. Последний луч солнца ещё к..сает(?)ся верхушек деревьев а у подножия сосен уже темно и глухо. Бе..шумно летают и словно заглядывают в лицо таинстве..ые существа летучие мыши совы. На западе ещё тле..т зорька. (По К.Г. Паустовскому.)















































Ответы на вариант 1
Вопрос
Правильный ответ
балл

1
3
1

2
водный
1

3
25
2

4
23
2

5
большой
1

6
221
2

7
4
1

8
12
2

9
1
1

10
2
1

11
2
1

12
2
1

13
жёрдочка
1

14
1
1

15
2
1

16
24
2

17
2
1


С1. Леса в Мещёре глухие. Хорошо весь день идти по этим лесам, пробираться сквозь заросли кустов, по дорогам к озеру.
Путь в лесах - это километры тишины, безветрия.
Я люблю лесные сумерки, когда тянет сыростью, в траве горят светлячки.
Последний луч солнца ещё касается верхушек деревьев, а у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо таинственные существа: летучие мыши, совы. На западе ещё тлеет зорька. (По К.Г. Паустовскому.)

Указания к оцениванию Баллы
К1 Соблюдение орфографических норм
В списанном тексте нет орфографических ошибок 2
Допущено не более четырёх орфографических ошибок 1
Допущено более четырёх орфографических ошибок 0
К 2 Соблюдение пунктуационных норм
Нет пунктуационных ошибок 2
Допущено не более трёх пунктуационных ошибок 1
Допущено более трёх пунктуационных ошибок 0
К 3 Правильность списывания текста
Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних
слов, нет слов с изменённым графическим обликом)1
В других случаях 0
Максимальный балл 5

За задания 3,4,6,8,16 – 2 балла, если все элементы ответа правильные, 1 балл, если один элемент неправильный, в остальных случаях – 0 баллов.

Перевод баллов в отметку (условно)
«5» - 25-27 баллов
«4» - 19-24 балла
«3» - 11-18 баллов
«2» - 10 и менее баллов

15