СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО: ПРОБЛЕМА, КОТОРУЮ МОЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ.


Социальное сиротство: проблема, которую можно преодолеть.
Сайфуллина И.Н.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №2»
г. Муравленко
Социальное сиротство – беда или веяния времени?
«Детство бывает разное, и зависит оно только от родителей.
Только они ответственны за детство своих детей.
Дети, любые дети хотят радости и тепла….
Надо постараться помочь им обрести это тепло».
А. ГезаловСемья – главное, что есть у ребёнка. Дети, лишенные любви родителей и их заботы, не могут стать полноценными членами общества. Семья – это оплот всего необходимого для ребёнка – воспитания, содержания, заботы и защиты его самого и его прав.
Дети, теряя родителей, теряют ощущение пути к собственной самореализации и качества, необходимые для дальнейшего существования. Благодаря проживанию в семье ребёнок усваивает представления о разнообразии определенных ролей в семье, осознаёт свою половую принадлежность, вырабатывает представления о семейных обычаях, традициях, этикете. Семья помогает формировать роль полноценного человека, у которого есть проблемы, но которые он в состоянии решать.
Обязанность воспитывать, заботиться и защищать детей лежит в первую очередь на родителях (ст. 63, 64 Семейного кодекса РФ). К сожалению, преступно безразличное отношение родителей к своим детям – не редкость в настоящее время.
В настоящее время всё чаще родители уклоняются от воспитания своих детей, перекладывая свою обязанность на государство. На протяжении последних лет главной бедой остаётся социальное сиротство. Вдумайтесь в слова «социально сиротство» и вы поймёте, что это очень страшно – быть сиротами при живых родителях. Родители, которые не умерли, не погибли при несчастном случае, а просто равнодушно отреклись от своих детей, отреклись от всего на свете, кроме «лучшей жизни» - алкоголизма, жестокости, наркотиков, насилия. Когда не надо думать о том, что необходимо отвечать за жизнь своего ребёнка, которого произвёл на свет, за его развитие, воспитание, обучение.
В России общая численность детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец 2011 года составила 654355 детей, более 70% из них являлись «социальными сиротами». Эти дети стали частью не семьи, а детского дома, дома, где рядом нет такой ласковой, любящей и заботливой мамы. Где ребёнок не может с надеждой заглянуть в глаза своим родителям и увидеть в них тепло, радость, заботу и счастье.
Часто причинами социального сиротства становится:
- добровольный отказ родителей от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме.
- принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и так далее.
К условиям, провоцирующим социальное сиротство можно отнести следующее:
- социально-экономические: безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи;
- кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах);
- педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку;
- снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги;
- неэффективная государственная политика в области разработки четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей;
- исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства;
- развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности и нравственности;
- рост влияния СМИ массовой культуры на субкультуру молодого поколения. Как следствие — разрыв поколений, пропаганда через средства массовой информации новых форм и ценностей поведения детей и молодежи;
- недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав.
Из вышеперечисленных условий, порождающих социальное сиротство, одним из основополагающих является кризис современной семьи. Кризис современной семьи негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений, как детские дома и школы-интернаты.
Профилактика социального сиротства – это работа с кризисной семьей в сложной жизненной ситуации с целью предупреждения изъятия ребенка или отказа мамы от его воспитания, а также создание условий, снижающих возможность возникновения ситуаций, ведущих к социальному сиротству. Такое определение профилактики социального сиротства позволят уже по содержанию определить, что профилактические мероприятия в области социального сиротства в большинстве своем начинаются, когда уже есть кризисная ситуация в семье. Эту тенденцию подтверждает и сложившаяся социальная практика, однако, по нашему мнению, социальное сиротство детей начинает формироваться порой и в докризисной семье. То есть наряду с относительно успешно реализуемой вторичной (социальный патронат) и третичной (кризисный патронат) профилактикой, развитие первичной профилактики (просвещение, информационная поддержка, социально посредничество) в докризисной семье на современном этапе западает.К мерам первичной профилактики социального сиротства можно отнести формирование родительской компетентности, где родительская компетентность – это способность эффективно взаимодействовать с детьми и сопровождать их развитие.
Родительскую компетентность в своей структуре образуют следующие виды компетентности (Е.А. Кобякова, Л.М. Века, 2009):
Педагогическая – знание и использование в повседневной жизни методов воспитательного воздействия, способствующих развитию личности ребенка. Ориентация на поощрение (закрепление) желательных действий ребенка и выстраивание границ дозволенного поведения в случае нежелательных действий ребенка. Отказ от жестокого обращения с детьми. Согласованность родительских действий по отношению к ребенку.
Психологическая – понимание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, а также умение строить взаимоотношения с ним с учетом удовлетворения его базовых психологических потребностей: в безопасности, любви, уважении и принятии.
Социально-медицинская – компетентность, основанная на внимании к физическому (соматическому) здоровью ребенка. Она включает в себя проведение необходимых профилактических мероприятий, обследование ребенка у специалистов, направленное на определение состояния здоровья ребенка и своевременное предупреждение или лечение заболеваний.
Социальная – компетентность, которая проявляется в способности родителей сохранять старые социальные связи и предусматривает способность родителей устанавливать и поддерживать новые продуктивные социальные связи, способствующие интеграции семьи в социум.
Правовая – знание основных прав родителей и ребенка, ориентация в нормативно-правовых документах и законодательстве РФ по вопросам семьи и детства, а также умение применять на практике нормы законодательства.
Ведущими в структуре родительской компетентности являются психологическая и педагогическая компетентность, которые включают в себя проявление заботы о развитии ребенка; общение с ребенком на основе доверия, принятия и любви; удовлетворение базовых психологических потребностей ребенка; предъявление адекватных требований с учетом психофизиологических, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, а также с учетом его здоровья; эмоциональную поддержку ребенка; внимание к психологическим проблемам ребенка; отказ от жестокого обращения с ребенком; наказание в соответствии с проступком ребенка, которое не унижает его и не наносит ему вреда, а повышает личную ответственность; адекватное поведение родителей в ситуациях конфликта, спора; создание домашней среды, где для развития ребенка создаются универсальные условия.
Формирование родительской компетентности, по нашему мнению, возможно посредством повышения уровня психолого-пелагических знаний родителей через такие формы как лекции, семинары, открытые уроки и классные мероприятия. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, через родительские собрания, организации кружков, клубов. Участие родителей в управлении школой, с помощью вступления родителей в совет школы, родительский комитет. Таким образом, формирование родительской компетентности может быть перспективным направлением в области профилактики социального сиротства.