Ассертивное поведение в работе руководителя как одно из условий психологического комфорта коллектива


Ассертивное поведение в работе руководителя
как одно из условий психологического комфорта коллектива
Кудина Ж.Л.,
практический психолог, учитель химии
Донецкая гимназия № 92
Из всех способностей самая трудная и самая редкая - это умение управлять.
Соммери Что делать, если подчиненный не выполняет поставленные задачи?
В любой ситуации мы выбираем какой-то стиль поведения – и в большой  степени от него зависит полученный результат.
Типы поведения:
агрессивное
пассивное
ассертивноеМожем вести себя агрессивно – то есть бросаться на проблему, как на амбразуру, требовать всего и сразу, навязывать собственное мнение, не  учитывать интересы других, быть грубым, враждебным и непредсказуемым.
Мы можем вести себя  пассивно – то есть не отстаивать свои права, избегать конфликтов,  подчиняться решениям других и в результате терять контроль над  происходящим.
Нередко встречается и пассивно-агрессивное поведение. О таких  говорят «в тихом омуте черти водятся». «Пассивные агрессоры» склонны  копить обиды и втайне строить и осуществлять планы мести. Пассивная  агрессия может выражаться в отказе выполнить просьбу, в бездействии или  открытом саботаже.
Обычно агрессивно или пассивно ведут себя люди с заниженной  самооценкой, и обе эти позиции заведомо проигрышны.
Причины пассивного и агрессивного поведения:
барьеры общения
иррациональные установки
манипулятивное воздействие
социальные страхи
-страх критики
-страх быть отвергнутым
-страх оказаться в центре внимания
-страх показаться неполноценным
-страх начальства
-страх новых ситуаций
-страх предъявлять претензии
-страх не суметь отказать в требовании
-страх сказать «нет»
При манипулировании человек  действует, скрыто, не заявляя прямо о своей цели, но при этом  провоцирует другого на совершение нужного ему поступка. Подобным образом  маленький ребенок, который чувствует себя виноватым перед родителями за  то, что “не оправдал ожиданий” становится печальным и несчастным,  заставляя тем самым родителей заискивать перед ним.
Но есть и третий  вариант поведения – ассертивность, «золотая середина» между агрессией и  пассивностью.
Термин “ассертивность” происходит от английского глагола “to assert” – настаивать на своём, утверждать, заявлять, остаивать свои права. Под ассертивным поведением понимают  позитивное поведение цельного человека, который уважает себя и других,  слушает, понимает и пытается достичь рабочего компромисса.
Это демонстрация вежливой настойчивости, это способность человека вести себя уверенно и доброжелательно;  конструктивно отстаивать свои права, проявляя уважение к другим; при  этом принимать на себя ответственность за свое поведение.
В детстве мы все усвоили урок «как себя вести хорошо». У кого-то это  беспрекословное послушание, выполнение всех указаний родителей, а  другого приучили добивайся, иди к цели, не давать себя в обиду.
В любой ситуации мы выбираем какой-то стиль поведения – и в большой  степени от него зависит полученный результат.
Суть ассертивного поведения:
Вы защищаете Ваши собственные права, выражаете Ваши мысли и чувства прямо, честно и открыто средствами, уважающими права других.
Ассертивный человек действует без ненужного беспокойства или чувства вины. Ассертивные люди уважают себя и других людей и отвечают за свои действия и свой выбор.
Они понимают свои потребности и просят открыто и прямо о том, что они хотят.
При получении отказа они могут загрустить или быть разочарованными, но их самовосприятие не омрачается.
Они не слишком полагаются на одобрение других людей и чувствуют безопасность и уверенность в самих себе.
Ассертивные люди показывают другим, как они хотели бы, чтобы с ними обращались. Они самодостаточны.
Цель: Общаться ясно и прямо, как взрослый со взрослым.
Вербальные и невербальные характеристики:
Активное слушание
Твердый, спокойный голос
Прямой контакт глаз
Прямая, сбалансированная, открытая позиция тела
Громкость голоса, подходящая к ситуации
Использование: «Я», «Я люблю, хочу...», «Я не хочу...»
Фразы сотрудничества: «А что Вы думаете по этому поводу?»
Подчеркнутые утверждения заинтересованности: «Мне бы очень хотелось...»
Выгода: Чем больше Вы отстаиваете себя и действуете в манере, которую Вы уважаете, тем выше Ваше самоуважение. Ваши шансы получить от жизни то, что Вы хотите, увеличиваются, если другие понимают, что Вы хотите и то, что Вы защищаете Ваши права и потребности. Если Вы прямо выражаете чувства негодования, то отрицательные эмоции не накапливаются. Не испытывая болезненного чувства застенчивости и тревоги и не тратя силы на самозащиту, Вы можете видеть, слышать и любить более легко.
Расплата: Друзья могут воспользоваться Вашим самоутверждением и могут саботировать Вашу вновь приобретенную ассертивность. Вы переформулируете Ваши убеждения и делаете переоценку ценностей, сформировавшихся с детства. Это может вызывать сопротивление.
Ассертивные руководители привыкли задавать вопрос: «Вы в силах сделать этот отчет к концу недели?» Они приветливы, сдержанны, прислушиваются к сотрудникам и воспринимают изменения атмосферы в коллективе. Ассертивный начальник не пытается самоутвердиться и принимает во внимание не лишь задачи своей компании, а и реальные способности каждого сотрудника. Такой начальник постарается подключить к работе всех, при этом сам будет тихо исполнять ведущую функцию.
Ассертивный руководитель, обладающий выдержкой, вежливостью, скромностью, чуткостью, самокритичностью, наверняка, сможет создать в коллективе ту самую атмосферу, которая так нужна для достижения наивысших результатов в работе. Он сможет повести за собой подчиненных. И именно ассертивный человек, имеющий адекватную самооценку, будет работать не с ложными целями, а постарается обеспечить благоприятный климат для работы в своем коллективе, создаст все условия для того, чтобы каждый из сотрудников мог открыться и реализовать себя в полной мере.
Список источников:
Беспалов Юрий. Ассертивность - качество Лидера. Или, как быть твердым в целях но гибким в средствах. Электронный ресурс: http://nlp.by/about-nlp/nlp-styi-i-publikacii/215-assertive-kacestvo-lidera
Лебедева И. В. Развитие ассертивности и ассертивного поведения личности //
Вестник бурятского университета № 5/2010. Электронный ресурс: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-assertivnosti-i-assertivnogo-povedeniya-lichnosti
Алберти А., Эммонс М., Самоутверждающее поведение. Электронный ресурс: http://www.aquarun.ru/psih/fatum/fatum16.htmlhttp://koterie.ru/assertivnoe-povedenie.html