Урок по обществознанию Социальные нормы и отклоняющееся поведение (10 класс)


Урок по обществознанию на тему «Социальные нормы и отклоняющееся поведение»
(урок обществознания в 10 классе)
Цель: рассмотреть классификацию социальных норм, познакомиться с особенностями отклоняющегося поведения и социального контроля.
Задачи:
Образовательная: ввести понятия социальные нормы, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, формальные, неформальные санкции.
Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи.
Воспитательная: формировать навыки социального поведения.
Тип урока: изучение новых знаний.
Основные понятия: социальные нормы, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, организованная преступность.
Оборудование:  : АРМ учителя.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач урока.
3. Изучение нового материала.
План урока:
1.Социальные нормы, виды и их значение.
2.Отклоняющееся поведение, его причины.
3.Социальный контроль и самоконтроль.
4. Закрепление пройденного материала.
5. Подведение итогов. Домашнее задание
1.Слово «норма» латинского происхождения и означает буквально «правило, образец». Нормы вырабатываются обществом, социальными группами, которые входят в него.
Социальные нормы направляют поведение людей, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. Они ориентируют человека в вопросах, как следует поступать, что можно делать, чего делать нельзя, как нужно себя вести, как себя вести не следует, что в деятельности людей приемлемо, что нежелательно
В нормах люди видят модели, стандарты поведения.
Социальные нормы устанавливают правила поведения людей в обществе.
Существует несколько разновидностей социальных норм: (работа с учебником стр.174).
- Обычаи. Правило поведения вошло в привычку в результате многократного применения. ( уважение к страшим))
- Традиции – унаследовано от предков. закрепляются привычные образцы поведения (например, свадебные или похоронные обряды, бытовые праздники и т. п. Здесь нет права выбора, независимо от нас с вами. (поднятие флага, исполн. гимна)
- Нормы морали - мораль несёт в основном оценочную нагрузку (хорошо – плохо, справедливо – несправедливо, добро-зло). За их невыполнение влечет за собой общественное осуждение.
- Эстетические нормы. Они закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей, в производстве и в быту. Они проявляются, например, в суждениях о том, что человек «прожил жизнь красиво», что такой-то «ведёт себя безобразно». Негативные оценки в этом случае сочетаются с моральным порицанием.
- Политические нормы регулируют политическую деятельность, отношения между личностью и властью, между социальными группами, государствами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах.
- Религиозные нормы. –правило поведения. Которое трактуют саященные книги, или устанавливает церковь.
- Правовые нормы - правила поведения, которое устанавливает государство и санкционирует государство. Правовые нормы занимают особое положение
Социа́льные но́рмы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.
Социальные нормы регулируют отношения в обществе. Делают наше поведение предсказуемым.
Итак все правила, принятые в обществе:
- дозволяют — (что можно делать)
- предписывают — (что нужно делать)
- запрещают — (чего нельзя делать)
Внимательно изучите данные таблицы «Социальные нормы» и укажите, какие из представленных норм являются запретом? Какие — предписанием? Какие — дозволением?
Виды Пример
Обычаи Празднование Нового года в ночь на 1 января (дозволение)
Традиции Регулярные встречи выпускников учебного заведения (дозволение)
Правовые нормы «Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (Конституция РФ, ст. 29(2)) (запрет)
Моральные нормы Поступай по отношению к другому так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе (предписание)Политические нормы «Президент является главой государства» (Конституция ст.19.) (предписание)
Религиозные нормы «Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми... Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место Гневу Божию» (Введение в христианскую Библию. Новый Завет. СПб., 1993. С. 173) (запрет)Правила этикета Вежливое обращение, почтение к старшим.… (предписание)
Как вы думаете, какие из этих норм нарушаются чаще всего? Почему?
Функции социальных норм:1. Регулируют общий ход социализации.2. Интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество.3. Контролируют отклоняющееся поведение.4. Служат образцами, эталонами поведения.
2. Далеко не всегда поведение людей соответствует социальным нормам,
Законопослушное поведение называется конформистским.
Нарушение социальных норм называется отклоняющимся поведением.
Отклоняющееся поведение может быть:
Девиантное поведение – всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения
Нарушение социальных норм. Не соответствуют писаным и неписаным нормам. Вызывают неодобрение окружающих. Нарушают традиции. В узком смысле, не вызывающее уголовного наказания. Относительны по своему проявлению - нарушения не воспринимаются некоторыми группами людей как отклонения от нормы
От отклоняющегося поведения (аморального или противоправного) следует отличать странности, чудачество, эксцентричность, имеющие индивидуальную природу и не приносящих общественного вреда, а также формы инициативной, конструктивной и инновационной деятельности (нововведения), направленной на изменение сложившихся отношений.Делинквентное поведение – преступное поведение согласно законам данного государства
Противоправное. Виновное. Общественно-опасное. Влечет за собой уголовное наказание. Абсолютный характер по отношению к законам.
 Обратимся к причинам отклоняющегося поведения.
1. Биологические (Наследственная предрасположенность).
2. Психологические (Человек живет сегодняшним днем, в состоянии беззаботности, легкости, которое ему приносят алкоголь, наркотики или табак, утрачены или деформированы многие ценности, правовой нигилизм).
3. Социологические (Это социальные факторы. Одни из них связаны с семьей, другие – с состоянием общества в целом и т.д.).3.Общество не остается равнодушным к нарушениям социальных норм.
Любая деятельность включает в себя разнообразные действия, и каждый человек совершает их множество. Все эти действия, отдельные поступки, поведение человека находятся под контролем окружающих его людей, групп, общества. Пока эти действия не нарушают общественного порядка, существующих социальных норм, этот контроль незаметен, его как будто нет. Однако стоит нарушить установленные обычаи, правила, отступить от образцов поведения, которые приняты в обществе, и социальный контроль проявляет себя. Один человек перебежал улицу перед движущимся транспортом, второй закурил в кинозале, третий совершил хищение, четвёртый опоздал на работу… Во всех этих случаях может последовать реакция других людей: замечания и иные проявления недовольства со стороны окружающих, соответствующие действия администрации, милиции (полиции), суда. Но это может быть и похвала, поддержка. Это и есть социальный контроль.
Общество не остается равнодушным к нарушениям социальных норм.

Контроль включает в себя нормы и санкции. Санкции существуют в виде поощрений и наказаний, которые могут быть формальными и неформальными. Рисуем логический квадрат
  позитивные негативные
формальные Ф+ Ф-
неформальные Н+ Н-
Задание: Изучив четыре типа санкций, на примерах покажите их действие.Формальные позитивные санкции (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям.Неформальные позитивные санкции (Н+) – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.Формальные негативные санкции (Ф-) – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, смертная казнь.Неформальные негативные санкции (Н-) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечания, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, отказ поддерживать отношения, распускание слухов, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение фельетона, разоблачительная статья.
Какие санкции более эффективны? Какие чаще применяются в школе?
Если санкции человек применяет к себе, то это самоконтроль (сам контролирует свое поведение, нормы очень прочно усваиваются и если бывают нарушены. То человек испытывает чувство неловкости, вины. Это мы называем совестью. Примерно на 70% социальный контроль осуществляется за счёт самоконтроля. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.
Как вы думаете, какой вид контроля даётся человеку легче: внутренний или внешний? Ответ обоснуйте.
В процессе самоконтроля важнейшую роль играет совесть.
4.Закрепление пройденного материала:
1.Запишите слово, пропущенное в схеме.Обеспечены силой государстваФормализованы в законахПризнаки ___________________ социальных нормОтвет: _________________________________
2.Установите соответствие между видами норм и конкретными правилами поведения.
Правила поведения Виды норм
1) При встрече, приветствуя друг друга, следует
протянуть ему открытую ладонь А) Этике
2) При посещении Петербурга принято спуститься
на набережную Фонтанки и прикоснуться к скульптуре «Чижика - Пыжика» Б) Обычаи
3) При сопровождении женщины мужчина должен
пропустить её вперёд себя и придержать рукой открытую дверь В) Мораль
4) На ежегодном празднике Масленицы, символизирующем проводы зимы, принято сжигать чучело Зимы 5) От коллег и друзей не нужно скрывать пусть горькую и неприятную, но правду 6) Если видишь пожилого человека, переходящего улицу, помоги ему преодолеть пешеходный переход
Запишите получившуюся последовательность букв в таблицу.
1 2 3 4 5 6
4.Укажите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций.1) Преподавателю была вручена грамота за победу его ученика в городской школьной олимпиаде.2) Мне позвонил друг и поблагодарил за поддержку его предложения у начальства3) Учитель похвалил ученика за блестяще решённую сложную задачу4) Художник был удостоен премии за серию полотен, посвящённую проблемам молодого поколения страны.5) выступление модной оперной певицы вызвало в зале бурю аплодисментов.6) Учёному был вручён знак «Заслуженного изобретателя» за открытия в области атомной энергетики.
Ответ: ______________________
5. Указать в каком случае речь идет о девиантном поведении, в каком случае о делинквентном поведении:
Гражданин Н. проехал в автобусе, не оплатив проезд.
Вступающие в брак отказались венчатся в церкви.Ученица вошла в класс и не поздоровалась с одноклассниками.
Гражданин К. переходил дорогу на красный сигнал светофора.
Гражданин Р. решил встретить Новый год по лунному календарю
5. Подведение итогов. Домашнее задание.
1.§ 16 учебник Боголюбова Л.Н. вопросы для самопроверки.
2. Составьте план теме «Опасность организованной преступности», в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых один пункт детализирован в подпунктах.