Конспект урока по Обществознанию на тему: «Социальные нормы и отклоняющееся поведение»

Разработка урока по обществознанию
Выполнила: Галактионова Ирина Владиславовна
10 кл., учебник «Обществознание 10 кл.» под редакцией Л.Н.Боголюбова, М. «Просвещение», 2012 г.
Тема урока: «Социальные нормы и отклоняющееся поведение»
Тип урока:  урок усвоения новых знаний
Вид урока: изучение нового материала
Цели урока:
Образовательные: рассмотреть виды и содержание социальных норм, понятие «дивиантное поведение»; показать, что жизнь и деятельность людей, их поведение, регулируется социальными нормами; раскрыть последствия для человека и общества негативного отклонения от норм; роль и значение соблюдения социальных норм, в том числе в профессиональной деятельности.
Развивающие: развивать умения выделять главное, анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление, коммуникативные способности, навыки работы с учебником и нормативными документами.
Воспитательные: подвести студентов к пониманию соблюдения социальных норм в обществе, воспитывать любовь к выбранной профессии.
Межпредметные связи: с дисциплинами «История», «Литература», «Социология»
Внутрипредметные связи: с темами по разделу «Общество».
Оборудование: интерактивная доска; тексты Конституции РФ и учебников; презентация индивидуальных сообщений; периодическая печать; анкеты.
Методы обучения: наглядный, словесный, эвристический, проблемно-поисковый, репродуктивный.


Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Организационный момент
Приветствие, подготовка к уроку, определение целей и задач урока.


Актуальность темы

Блиц-опрос
Тема сегодняшнего занятия «Социальные нормы и отклоняющееся поведение»
Цели



План
Социальные нормы, их значение.
Отклоняющееся поведение.
Преступность.
Алкоголизм и наркомания.
Проблемы современной молодежи.
Вступительное слово учителя.
«Социальные нормы»



Существуют различные виды социальных норм.
Выясним это и приведем примеры.
Работа с учебником
Оформляют таблицу «Социальные нормы» Учебник с. 175-176
Виды социальных норм Примеры


Выводы



Отклоняющееся поведение.
(Рассказ учителя и беседа)
Выводы по вопросам.



Преступность.

Индивидуальное сообщение учащегося и анализ выступления.


4. Алкоголизм и наркомания

Индивидуальное сообщение учащегося и анализ выступления.
Обращение президента РФ
Наркомания – потребление наркотиков без рекомендации врача.
(Индивидуальное сообщение, анализ)


Выводы.

Индивидуальные сообщения – «Проблемы современной молодежи»


Закрепление по вопросам
Ответы на вопросы, выводы по теме урока


Анкетирование.



Домашнее задание
Написать эссе «Стыд запрещает порою то, чего не запрещают законы» (Сенека)


Ход урока.
Организационная часть.
Приветствие, подготовка к уроку, определение целей и задач урока. Актуальность темы.
Актуализация знаний по разделу «Общество».
Блиц-опрос
Что такое общество? Дать определение.
Каковы признаки общества?
Назовите сферы общественной жизни.
Что такое человек, индивид, индивидуальность, личность? Приведите примеры.
Что такое деятельность человека и какова структура деятельности?
Перечислите виды деятельности, приведите примеры. Расскажите о вашей будущей профессиональной деятельности.
Что такое общение и коммуникация? Сравните.
Перечислите виды общения. Определите, к какому виду общения относятся эти примеры.
«Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?» А.С. Пушкин. «Сказка о Царевне и семи богатырях»

О каком виде общения идет речь в следующих строках В.Высоцкого?
Во мне два Я – два полюса планеты,
Два разных человека, два врага:
Когда один стремится на балеты –
Другой стремится прямо на бега.
Я лишнего и в мыслях не позволю,
Когда живу от первого лица, -
Но часто вырывается на волю
Второе я в обличье подлеца.
И я борюсь, давлю в себе мерзавца, -
О, участь беспокойная моя! –
Боюсь ошибки: может оказаться,
Что я давлю не то второе я.
Можно сказать что это общение? Докажите.
Какой вид общения происходит сейчас у нас с вами?
Мы продолжаем наше общение и переходим к изучению новой темы, которая подытожит раздел «Общество».
Итак, тема сегодняшнего занятия
«Социальные нормы и отклоняющееся поведение»
Цели: Вы должны понять, что наша жизнь, деятельность, поведение, регулируются социальными нормами, а также какими будут последствия негативного отклонения от норм.
На уроке будем работать с текстами учебника, Конституции РФ, анализировать индивидуальные сообщения.
План
Социальные нормы, их значение.
Отклоняющееся поведение.
Преступность.
Алкоголизм и наркомания.
Проблемы современной молодежи.

Вступительное слово учителя.
1. Социальные нормы.
В глубокой древности складывались представления о нормах жизни, об одобряемом и неодобряемом поведении.
Мифы давали общее представление, в дальнейшем возникли представления о божественном происхождении правил человеческого поведения.
В античных государствах (Греции и Риме) уже обозначалась четкая граница между одобряемым поведением, соответствующим справедливым нормам, и отклоняющимся от этих норм поведением.
В наше время деятельность людей, их поведение и отношения регулируются множеством соответствующих в обществе норм.
Слово «норма» латинского происхождения и означает: правило, образец. Нормы вырабатывает общество.
Социальные нормы направляют поведение, ориентируют человека в вопросах: Что следует делать? Что можно делать? Чего делать нельзя? Как нужно себя вести? Как себя вести не следует?
В этих нормах люди видят стандарты должного поведения.
Воспринимая их и следуя им, человек включается в общественные отношения.
Существуют различные виды социальных норм.
Выясним это и приведем примеры. (Работа с учебником)
Оформим таблицу «Социальные нормы» Учебник с. 173-174
Виды социальных норм Примеры
1. Обычаи и традиции Празднование Нового года.
Традиции техникума
2. Моральные нормы Слова Конфуция
3. Правовые Ст. 29 п. 2 Конституция РФ
4. Политические Ст. 3 п. 2 Конституция РФ
5. Религиозные Библия
6. Эстетические Представления о прекрасном и
безобразном
Выводы:
Еще раз перечислите виды социальных норм и определите их значение: благодаря социальным нормам человек включается в общественные отношения.
А если не следовать этим нормам? К чему это приведет?

2. Отклоняющееся поведение.
(Рассказ учителя и беседа)
Не всегда поведение людей соответствует социальным нормам.
Во множестве случаев происходит их несоблюдение и нарушение.
Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся поведением или девиантным.
Попробуйте привести примеры отклоняющегося поведения по видам социальных норм. (Работа по таблице)
Последствия отклонений от норм могут быть различными: от безобидного поступка до опасного правонарушения, а к совершающим нежелательные действия применяются различные санкции.
Каковы причины отклоняющегося поведения?
Исследователи имеют различные точки зрения:
Биологическое объяснение отклонений – прирожденная предрасположенность;
Психологическое объяснение - неправильное развитие личности;
Социологическое объяснение – кризис в обществе
Субкультура.
Каково ваше мнение? Что по этому поводу думаете вы?
Выводы.
3. Преступность.
Особенно опасны такие социальные отклонения как правонарушения, преступность, терроризм, национализм.
Преступность наносит наибольший ущерб обществу.
Индивидуальное сообщение – (анализ по вопросам)
Что такое преступление? Виды преступлений?
Причины преступности. Факты, примеры по РФ и Саратовской области.
Терроризм.
Как бороться с преступностью?
«Закон о полиции»
По вопросу о борьбе с преступностью.
Одна точка зрения: нужно ужесточить наказания.
В Сингапуре - поймали с наркотиками – высшая мера, то же с незаконным оружием. В некоторых мусульманских странах по закону за воровство отрубают кисть руки.
Другая точка зрения: жестокость наказаний сделает преступность более жестокой. Главное, чтобы любое преступление было раскрыто, тогда преступность резко сократится.
Как думаете вы?
4. Алкоголизм и наркомания
Алкоголизм и наркомания – виды отклоняющегося поведения, в определенной мере связанные с преступностью, т.к. число преступлений на почве пьянства и наркомании возрастает.
(Индивидуальное сообщение и анализ) Алкоголизм: вопросы: Что такое алкоголизм; каковы последствия для пьющего, семьи, общества.
Причины. Ранний алкоголизм.
Как бороться?
Обращение президента РФ
Наркомания – потребление наркотиков без рекомендации врача.
(Индивидуальное сообщение, анализ)
Причины, последствия.
Примеры.
Как искоренить?
5. Индивидуальные сообщения – «Проблемы современной молодежи»
Выводы.
6. Закрепление
Что такое норма?
Назовите виды социальных норм. Значение соблюдения социальных норм, в том числе в профессиональной деятельности.
Что такое отклоняющееся поведение? Причины.
В чем выражается отклоняющееся поведение?
Что такое преступление? Виды преступлений.
Пути преодоления отклоняющегося поведения.
Анкетирование.
Д/з Написать эссе «Стыд запрещает порою то, чего не запрещают законы» (Сенека)


Анкета к теме урока
«Социальные нормы и отклоняющееся поведение»
Курите ли Вы?
а – да, б – нет, в – курил (а) раньше, сейчас не курю.
В каком возрасте Вы впервые попробовали сигарету?
Если курите, с какого возраста?
Сколько сигарет в день Вы выкуриваете?
Почему Вы курите?
а – за компанию, вместе со всеми;
б – получаете от этого удовольствие, расслабляетесь, успокаиваетесь;
в – по привычке;
г - не можете не курить.
Хотели бы Вы бросить курить?
а – да, б – нет, в – не знаю, не задумывался (лась)
Пытались ли Вы бросить курить?
а – да, б – нет.
Пробовали ли Вы наркотики? Если да, то какие?
Есть ли в Вашем окружении люди, которые принимают наркотики?
В каком возрасте Вы впервые попробовали алкоголь? Что именно?
Как часто Вы употребляете алкогольные напитки? (пиво, вино ,водка)
а – каждый день
б - 1-2 раза в неделю
в – 1-2 раза в месяц
г – очень редко
д – вообще не употребляю.

Литература
Учебник «Обществознание 10 кл.» под редакцией Л.Н.Боголюбова, М. «Просвещение», 2012 г.
Т.П.Бегенеева «Поурочные разработки по обществознанию» базовый уровень, М, «Вако», 2009 г.
Конституция РФ

15