Инструктивная карточка к лабораторной работе Химические и физические свойства органических соединений (Урок Химический состав клетки. Органические вещества)


Лабораторная работа № 1
Инструктивная карточка
Тема: Химические и физические свойства органических соединений
Цель работы:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование: пробирки, штативы для пробирок, спиртовка, держатель, водяная баня, спички, марля, химический стакан, дистиллированная вода, раствор йода, раствор сульфата меди (II), раствор гидроксида натрия, фильтровальная бумага, мука, семя подсолнечника, клубни картофеля, крахмал, глюкоза, растительное масло, сливочное масло, желатин, куриные яйца.
Ход работы
Работа 1. Исследование углеводов
А) Рассмотрите предложенные образцы углеводов (крахмал и глюкоза). В каком агрегатном состоянии они находятся? Имеют ли они заметный запах? Какой вкус имеет глюкоза?
Насыпьте в две пробирки немного глюкозы и крахмала. Залейте большим количеством воды. Хорошо ли растворяются эти вещества?
Б) Налейте в 2 пробирки немного раствора крахмала и глюкозы. Добавьте в каждую несколько капель раствора йода. Что наблюдаете? _________________________________________________________
В) Смочите небольшое количество муки водой, сформируйте комочек. Заверните его в марлю и прополощите в стакане в водой. Что вы наблюдаете? _______________________________________________ _____________________________________________________________________________________________
Добавьте в стакан несколько капель раствора йода. Что сейчас наблюдается? ____________________
_____________________________________________________________________________________________
Г) Сделайте свежий срез клубня картофеля. Капните на срез раствором йода. Что при этом происходит? __________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Какое вещество содержится в муке и картофеле?____________________________________________
Д) В две пробирки добавьте 1-2 мл раствора сульфата меди (II), затем по каплям раствор гидроксида натрия до выпадения синего осадка. В первую пробирку добавьте раствор глюкозы, во вторую – раствор крахмала. Осторожно нагревайте пробирки в пламени спиртовки. Что наблюдается в первой пробирке? Что во второй?____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты занесите в таблицу 1.
Таблица 1. Свойства углеводов
Физические и химические свойства Углеводы
Глюкоза Крахмал
Агрегатное состояние Растворимость
Запах
Вкус
Реакция с йодом
Реакция с гидроксидом меди (II) Работа 2. Исследование белков
А) Рассмотрите предложенные образцы белков (яичный белок и желатин). В каком агрегатном состоянии они находятся? Имеют ли они заметный запах и вкус? Растворимы ли в воде яичный белок и желатин? Что происходит с желатином в отличие от белка при растворении? Ответы внесите в таблицу 2.
Б) Приготовьте в одной пробирке раствор слюны (около 1 мл). Внесите в неё 1 мл раствора крахмала. Во вторую внесите только раствор крахмала. Пронумеруйте пробирки и поставьте на 20 минут на водяную баню с температурой 35-40 °С. Спустя 20 минут снимите пробирки с водяной бани и добавьте в каждую несколько капель раствора йода. Что вы наблюдаете? Чем это можно объяснить? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В) В две пробирки добавить по 1 мл раствора яичного белка и раствора желатина, затем столько же раствора гидроксида натрия. После этого добавить несколько капель раствора сульфата меди (II). Какие изменения происходят в пробирках?______________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Результаты занесите в таблицу 2.
Таблица 2. Свойства белков
Физические и химические свойства Белки
Белок куриного яйца Желатин
Агрегатное состояние Растворимость
Запах
Вкус
Реакция с сульфатом меди (II) в щелочной среде Работа 3. Исследование жиров
А) Рассмотрите предложенные образцы жиров (растительное и сливочное масло). В каком агрегатном состоянии они находятся? Имеют ли они заметный запах и вкус? Возможно растворить в воде растительное и сливочное масло? Ответы внесите в таблицу 3.
Б) Очистите семя подсолнечника. Положите его в свёрнутый лист фильтровальной бумаги и раздавите задним концом карандаша. Что наблюдаете? _____________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
В) В две пробирки внесите немного растительного и сливочного масла (сливочное масло можно немного подогреть до перехода в жидкое состояние), а затем в каждую несколько капель раствора йода, взболтайте, оставьте на некоторое время. Что происходит с раствором йода в каждой из пробирок? ________
_____________________________________________________________________________________________
Добавьте в каждую пробирку раствор крахмала. Что можно наблюдать в первой пробирке? Во второй? О чем это может говорить? ______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________
Результаты занесите в таблицу 3.
Таблица 3. Свойства жиров
Физические и химические свойства Жиры
Растительное (подсолнечное) масло Сливочное масло
Агрегатное состояние Растворимость
Запах
Вкус
Реакция с йодом
Сделайте вывод по проделанной работе:______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________