Урок по биологии для 5 класса по теме «Химический состав клетки. Органические вещества»

Разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС)
Тема урока «Химический состав клетки. Органические вещества»

Цели урока:
А. Образовательные: знать о химическом  составе  клетки, а  так же  о  роли  органических веществ в  жизнедеятельности  клетки.
Б. Развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты, устанавливать причинно-следственные связи, определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов, уметь организовать совместную деятельность на конечный результат, уметь выражать свои мысли.
В. Воспитательные: осознанно достигать поставленной цели, воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Задачи урока:
Знакомятся с органическими веществами, входящими в состав клеток; формируют понятие «органические вещества» и определяют их роль в клетке.
Учится организовывать выполнение заданий учителя, использовать инструктивную карту при выполнении лабораторной работы, работать с лабораторным оборудованием, делать выводы по результатам работы.
Формируют положительную мотивацию к учению и совместному труду, направляют деятельность на достижение совместного результата.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ведущая педагогическая методология: реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии.
Оборудование: лабораторное оборудование для обнаружения органических веществ. Интерактивная доска.
Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке:
- Методы: частично-поисковый.
-Приемы: поиск ответов на поставленные вопросы, составление опорной схемы, выполнение лабораторных опытов, заполнение кроссворда.
-Технологии: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Используемый УМК:
Рабочая программа по биологии составлена на основе авторской В.В. Пасечника, С.В. Суматохина, Г.С. Калиновой, Г.Г. Швецова, З.Г. Гапонюка, М., «Просвещение», 2011
Биология 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе / [В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк]; под ред. В.В. Пасечника; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. М.; «Просвещение», 2013. – 160с.
Биология Рабочая тетрадь 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Пасечника, М., «Просвещение», 2012
Электронное приложение к учебнику Биология. 5-6 классы «Линия жизни» ОАО «Просвещение», 2013
Ход урока
Название урока
и его этапы
Основное содержание
Виды деятельности учащихся
Планируемые образовательные результаты





Предметные
УУД:
Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные

Личностные

1
2
3
4
5
6

Орг. момент
Проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Р: уметь организовать собственную деятельность.
Уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Актуализация знаний
Подведение к теме. Вопросы, актуализирующие внимание:
1). Какие вещества относятся к неорганическим?
3). Могут ли клетки живых организмов состоят только из воды и минеральных солей? 4). Какие еще вещества нужны для жизнедеятельности организмов? Сформулируйте тему урока. 5). Что сегодня предстоит нам выяснить?
6). Каким образом, можно узнать какие вещества содержатся в клетке?
Отвечают на вопросы, выдвигают предположения о теме урока. Записывают тему урока. Формулируют цель урока.
Выделять и формулировать познавательную цель.
К: уметь организовать учебное взаимодействия в группе и с учителем.
Р: Самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели. Принимать и сохранять учебную задачу.

Создание положительной мотивации учения

Изучение нового материала
1. Знакомство учащихся с основным видами органических веществ в клетках. Задание: Докажите, что в клетках растений содержатся орг. вещества. (выполнение опытов по инструктивной карте учебника стр. 28).
Физкультминутка
2.Выявление значения органических веществ, входящих в состав клетки с помощью текста учебника. Составление схемы по вопросам учителя (или по вопросам, составленным в ходе работы учащимися):
1). Данные вещества незаменимы, когда клетке нужно создать запасы.
2). Эти органические вещества нужны для всех процессов жизнедеятельности и составляют основу клеточных структур.
3). Вещества дают клеткам энергию при расщеплении.
4). Сохранение информации и передача её потомкам осуществляется с помощью?
Групповая работа по выполнению опытов. Обсуждение результатов с помощью задания на интерактивной доске и на столах учащихся (приложение 1). Обсуждают результаты опытов, делают выводы.

Читают текст учебника стр. 27, составляют схему в тетради с помощью вопросов учителя.
Познакомить с органическими веществами, входящими в состав клеток и их ролью в организме.
П: анализировать, сравнивать и обобщать факты , устанавливать причинно-следственные связи. Приобретать элементарные навыки работы с приборами.
К: уметь строить совместную работу на единый результат в группе.
Р: Уметь организовать выполнение заданий, делать выводы по результатам работы

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости на основе достижений науки.

Закрепление
Проверка усвоения знаний учащимися, повторение материала урока.
Учащиеся выполняют заполнение кроссворда (приложение 2) по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе. Осуществляют взаимопроверку выполнения задания.
Закрепляют знания о химическом составе клетки.
П: анализировать, строить логические рассуждения, выделять в учебном материале главное.
К: уметь строить совместную работу на единый результат в группе.
Р: уметь организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Рефлексия
Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:
-Все ли вам было понятно в течение урока?
-Какая часть урока показалась самой интересной?
-Какая часть урока вызвала затруднение?
-Какое у вас настроение после урока?
Подведение итогов с помощью стихотворения:
Из элементов химических состоят вещества.
И в клетках различных творят чудеса.
Кипит там работа.
Идут превращения,
Названье таким превращеньям - явления.
И создают вещества органические,
Процессы те сложные, по сути химические.
Учащиеся отвечают на вопросы, осмысливают и оценивают свою работу на уроке.

П: выполнять работу, анализировать и контролировать результаты.
К: Уметь выражать свои мысли. Рефлексия своих действий
Р: выделять и осознавать, качество и уровень усвоение.
Самооценка на основе успешности
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.


Домашнее задание
Информация о домашнем задании.
Параграф 7, задание на выбор в тетради.
Ответить на вопросы:
-Объясните почему клетку сравнивают с миниатюрной лабораторией?
-Выскажите мнение, что указывает на единство организмов, входящих в основные царства живой природы.
-Провести опыты согласно заданию 4 стр. 25 рабочей тетради.
-Проанализируйте таблицы стр. 29 запишите выводы в тетрадь.

Учащиеся выбирают домашнее задание с учетом индивидуальных особенностей
Закрепляют знания о химическом составе клетки
П : искать и выделять информацию, анализировать, проводить простейшие исследования, устанавливать причинно-следственные связи.
К: уметь доказывать собственную точку зрения.
Р: выполнять учебную задачу.
Создать условия для успешной мотивации к учению

Приложение 1
На интерактивной доске задание, состоящее из вопросов и ответов на них. У учащихся на столах опоры в виде ответов на вопросы (можно добавить лишние ответы).
Вопросы:
1). Какое вещество нужно добавить, чтобы обнаружить крахмал?
2). Какой цвет образуется после добавления этого вещества к крахмалу?
3). В чём мы обнаружили крахмал?
4). Какое органическое вещество остается на марле, после промывания теста?
5). О наличии какого органического вещества, свидетельствую пятна на бумаге после раздавливания семян подсолнечника?
Ответы:
Раствор йода
Синий
Клубень картофеля, мутная взвесь после теста
Белок
5) Жир
Можно предложить составить синквейн органические вещества после заполнения схемы.





Приложение 2 Кроссворд:







1
О



















2



Р






















3
Г





















4

А





















5

Н






















6
И















7







Ч






















8
Е





















9

С






















10
К






















11
И



















12



Е















Вопросы к кроссворду:
Какое вещество используют для определения содержания крахмала.
Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса.
Химический элемент, содержание которого в клетке 17%.
Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля.
Общее название солей, содержащихся в клетке.
Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.
Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли.
Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки.
Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду?
Растительный белок, оставшийся после промывания теста.
Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода.
Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал.
Ответы:








й
О
д


















с
а
х
а
Р






















у
Г
л
е
р
о
д
















к
р
А
х
м
а
л

















м
и
Н
е
р
а
л
ь
н
ы
е














ж
И
р
ы













н
е
о
р
г
а
н
и
Ч
е
с
к
и
е

















б
Е
л
к
и


















т
е
С
т
о





















К
л
е
й
к
о
в
и
н
а













с
И
н
и
й
















к
л
у
б
Е
н
ь






















13 PAGE 14115




15