Статья Воспитание гражданственности у подростков на уроках русского языка и литературы

Симонова Ирина Александровна
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация
И.А. Симонова
Воспитание гражданственности у подростков на уроках русского языка и литературы
Статья представляет собой обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы Симоновой И.А. в направлении воспитания гражданственности у учеников среднего звена основной школы. Автор отмечает, что воспитание активной гражданской позиции является одним из важнейших аспектов современного образования.
Доказывая результативность своей работы, автор приводит элементы уроков русского языка и литературы, способствующие, по её мнению, решению поднятой проблемы.
Статья И.А. Симоновой написана доступным, лаконичным языком, хорошо структурирована и может представлять интерес не только для специалистов, но и для широкого круга читателей.

Текст статьи
В том, чтобы гражданская, патриотическая
жизнь началась для человека с малых лет,
и заключается мастерство воспитания.
Что для этого необходимо?
Прежде всего, гражданское видение и
понимание мира, который окружает ребенка.
Мы добиваемся того, чтобы у ребенка
и подростка болело сердце за то, что
происходит вокруг него и рядом с ним,
чтобы он с детства пережил, перечувствовал
гражданские радости и гражданские горести
В.А. Сухомлинский. ((
«Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные  устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность»((, - так приветствовал в 2008 году Президент РФ Д.А. Медведев участников и гостей Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.
За многие годы мучительного реформирования политической системы мы растеряли многие духовные ценности. Стали стесняться таких слов и понятий, естественных для наших предков, как Родина, Отечество, долг, патриотизм, служение. И сегодня, когда в детской, особенно в подростковой среде мы видим всё больше недоброжелательности, озлобленности, агрессивности, нетерпимости к другим, перед нами, педагогами, да и перед обществом в целом, стоит задача формирования личности гражданина. Мы просто обязаны помочь ребёнку творить самого себя, опираясь на нравственные ценности. Несомненно, система воспитания должна охватывать все звенья образовательного процесса и, в первую очередь, основную её часть - учебно-урочную. Ясно, что содержательным ядром этой системы должно быть духовно-нравственное   воспитание, соединённое с воспитанием правовым. 
Уроки русского языка и литературы как раз и являются теми школьными дисциплинами, которые невозможно представить себе без аспекта духовно-нравственного и патриотического воспитания. Именно на этих уроках учащиеся постигают всю глубину и силу таких общечеловеческих понятий, как честь, любовь к Родине, долг перед Отечеством, патриотизм, гуманизм, гражданственность. Но прививать эти понятия необходимо ненавязчиво, систематически, основываясь на примерах истинных героев, на которых подросткам хотелось бы равняться.
Так, например, на уроке русского языка в 6 классе при изучении темы «Краткие и полные причастия» я на этапе актуализации знаний и фиксации затруднений деятельности использовала такие слова олимпийской чемпионки и чемпионки мира, выдающейся спортсменки, лыжницы, Ларисы Лазутиной о чувствах, испытанных ею, после победного забега на Олимпийских играх: «Ты понимаешь, что не должна быть среди проигравших спортсменов Ты должна быть первой. На тебя надеются и верят! Еще одни рывок и победа!!! Пока не знаешь про установленный рекорд. Ещё даст о себе знать травмированное колено Но какое это неповторимое чувство – быть первой!.. Всё как в тумане: ревущие болельщики, поздравления тренеров и даже скрытая зависть соперников. Но ты счастлива! Ты оправдала возложенные на тебя надежды, и тобой гордится страна!»(( Из этого текста шестиклассники должны были выписать причастия с определяемыми словами, образовать из полных причастий краткую форму, выявить определённого рода затруднения по теме урока, но Лингвистической работе с текстом предшествовало выразительное чтение учителя, с последующей беседой, содержащей вопросы, способствующие, по моему мнению, развитию гражданственности:
- Только ли о личных переживаниях рассказывает Лазутина? (Нет, победа в таких соревнованиях – это не только личное достижение спортсмена, но и большая ответственность перед своей страной).
- Можно ли назвать человека, испытывающего такую ответственность перед своей страной, перед своим народом, патриотом? (Да, конечно, можно! Ведь она думает не только о своей славе, но и о спортивной славе целого государства, воспитавшего её как спортсменку и, главное, как гражданина).
- А можно ли назвать синонимами такие понятия, как патриотизм и национализм? (Нет. Патриотизм – это любовь к своей стране, своей истории, культуре, литературе, к родному языку. Национализм же – ненависть к людям других национальностей, а это не просто позор, это преступление).
Мне бы хотелось привести ещё один небольшой элемент учебного занятия, который был использован мною на обобщающем уроке по имени существительному в 5 классе (русский язык):
- Из приведенного ниже текста Б. Н. Неменского выпишите в два столбика одушевленные и неодушевленные имена существительные.
«Что это – Родина? И дом твой, и улица твоя, и город твой, и мать, и отец, и все друзья – это и есть Родина.
И ещё вот эти берёзки, этот утренний туман, и птичий гомон в твоём лесу – тоже Родина. И подснежник – тоже Родина»((.
– А что для вас значит это слово – Родина? Подберите к нему однокоренные слова. (Родители, родник, порода, род, родинка).
- Молодцы, следующая остановка: «Род имен существительных и склонение имен существительных».
Следует заметить, что воспитание гражданственности – не одномоментная работа, а долгий, кропотливый труд, требующий от учителя не только терпения и творчества (а их у нас достаточно), но и знаний в смежных предметах. В частности, при изучении имени числительного можно предложить ученикам задания такого плана: записать словами числа 1612, 1654, 1812, 1941, 1943, 1861, 1380, 1242 и другие (в формах именительного, творительного, предложного падежей). При работе с каждым из этих чисел поинтересоваться, какое значение в истории нашей Родины имеют эти даты? А в качестве домашнего задания необходимо будет выписать из учебников истории и литературы предложения, в которых эти даты упоминаются.
Одним из видов работы в рамках гражданского и патриотического воспитания может стать проведение тематических словарных диктантов. Причём выбор тематики разнообразен. Приведу лишь несколько примеров. Скажем, диктанты на тему воинского долга могут включать такие слова: лейтенант, контр-адмирал, генерал-майор, арьергард, адъютант, кадетский корпус и др.; на тему духовно-нравственного развития – благотворительность, честность, мораль, нравственность, воспитанность, образование, посвящение, просвещение и т.д. Подобные диктанты обязательно должны сопровождаться лексической работой.
Конечно же, школа живет не изолированно от общества, и все события, происходящие вокруг, находят отклик в сердцах как педагогов, так и учеников. Самой наболевшей темой становится украинский вопрос. И замалчивать его нельзя ни в коем случае. Но не менее опасен и открытый разговор на политические темы, так как он может вызвать непредсказуемую реакцию. Чтобы привести подростков к правильным выводам и воспитать в них гражданскую ответственность, гордость за свой народ, я на уроках русского языка стараюсь работать с текстами, посвящёнными Великой Отечественной войне, используя фрагменты произведений Е.И. Носова, М.А Шолохова, К.Д. Воробьёва и других авторов. Ученики регулярно выполняют речеведческие задания по предложенным текстам: определяют их тему, идею, высказывают свое отношение к проблеме, поднимаемой автором, учатся аргументировать свою точку зрения, находят изобразительно-выразительные средства языка, определяют особенности авторской речи писателя. Все это поможет будущим выпускникам и на выпускном экзамене.
Таким образом, проводится работа сразу в нескольких направлениях: с одной стороны, тщательно повторяется и закрепляется теоретический материал, а с другой – у ребят появляется возможность задуматься над общечеловеческими ценностями, ориентируясь на произведения классической и современной литературы, а также на лучшие примеры публицистики.
В качестве творческих заданий учащимся можно предложить подумать, к примеру, над такими темами для сочинений и монологических высказываний:
- Национальная гордость и нацизм.
- Чем мне может помешать студент-иностранец?
- Моя многонациональная семья.
- О чем мне могут рассказать фамилии моих одноклассников.
- Украинский борщ в русской печи.
- Как нам поделить Гоголя?
- Грузинские мотивы в произведениях русских классиков.
Эти и подобные «свободные» темы помогают школьникам реализовать свой творческий потенциал (некоторые ученики пробуют себя в качестве корреспондентов, авторов очерков, стихотворений), а также заставляют более пристально взглянуть на многие проблемы современной жизни с позиции толерантного гражданина своей великой многонациональной родины.
Клод Гельвеций говорил: «Все искусство воспитания состоит в том, чтобы ставить молодых людей в условия, способные развивать в них зачатки ума и добродетели». Времена меняются, но не меняются цели! Задача современного педагога не только дать определённый багаж знаний в той или иной области, но и выполнить, как предусматривает ФГОС, основной «заказ общества, семьи и государства» - «воспитать высоконравственного, творческого, ответственного компетентного гражданина Российской Федерации»[]. И огромное поле деятельности в выбранном направлении открывается именно на уроках литературы.
«Героическое и воспитательное значение литературы ясно для всех», - утверждал К.Г. Паустовский в предисловии к повести «Золотая роза»[]. Произведения художественной литературы учат любви к ближнему, к своей стране, дают нравственные уроки, помогают различать добро и зло. Анализируя речь и поступки героев, мы так или иначе анализируем себя, свою роль в жизни общества, пытаясь поставить себя на место тех, о ком читаем, ищем выходы из проблемных ситуаций, может быть, мечтая, но ведь именно мечта, стремление соответствовать ей делают человека личностью.
Так, например, в 5-м классе при изучении повести И.С. Тургенева «Муму» ребята, сопоставляя себя с Герасимом, сначала делают поспешные выводы и говорят, что уж они-то никогда не утопили бы собаку. Но потом, используя прием подбора ассоциаций к словам барыня (самовлюблённая, вершит судьбы людей, основываясь на свои прихоти), лакей (бездумный исполнитель), крепостной (бесправный) приходят к выводу, что поступить по-другому при крепостничестве Герасим просто не мог.
Очень значимым для формирования гражданской позиции может стать рассказ-быль Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Дети с большим интересом делают сопоставительные анализы образов Жилина и Костылина (портретные характеристики, поведение во время погони, в плену, выписывают характеризующие героев цитаты). Немаловажное значение для воспитания оказывает изучение быта горцев – это дает осознание, что нельзя считать врагом целый народ, хотя бы потому, что Дина тоже татарка, а она испытывает искренние чувства к пленному русскому офицеру и помогает ему, рискуя собственной жизнью.
Никого не оставляют равнодушными (разумеется, при правильном подходе) образы гоголевских героев: и Акакий Акакиевич, и городничий, и Плюшкин, и, конечно, герои повести «Тарас Бульба». Приступая к изучению этого по-новому актуального произведения, нужно сделать все возможное, чтобы помочь ученикам самостоятельно сформулировать вопросы, раскрывающие пафос гоголевского повествования. Например: «Во имя чего написана повесть «Тарас Бульба»?», «Только ли историческое прошлое стремился обрисовать Гоголь?», «Какие общечеловеческие проблемы волновали писателя?». Второй тип проблемных вопросов направит внимание учеников на осмысление логики писателя в отборе и организации материала: «С какой целью Гоголь начинает повесть не с описания Запорожской Сечи, а с хутора Тараса Бульбы? Что изменилось бы, произведи мы такую перестановку?», «О чем бы мы не узнали, не будь в повести описания украинской степи?», «Какой нам рисуется Запорожская Сечи?», «Для чего показаны два боя запорожцев с поляками? Пострадала бы повесть, если бы автор показал только один бой?», «Почему Гоголь так трагически решает судьбу Тараса Бульбы и его сыновей?», «Какая мысль писателя выражена с помощью такой организации материала?»[]
Множество споров вызывают герои Пушкина и Лермонтова (особенно Татьяна Ларина и Печорин). Но, как известно, в споре рождается истина. Именно в споре, а не в заучивании конспектов и статей. В этой связи очень важны и интересны бывают уроки-диспуты, например, на такие темы:
- Ставим «Шинель» Гоголя. Комедия или драма?
- Чичиковы процветают. Надо ли с этим бороться?
- Татьяна Ларина – «милый идеал»?
- Печорин – «герой» нашего времени?
- Герой НАШЕГО времени
- Если завтра война?
- Я в сорок втором
Для организации таких диспутов я использую прием «Шести шляп» де Боно из технологии критического мышления. Заранее ученики разделяются на группы соответственно цветам шляп, где каждый цвет имеет свою функцию: белая – факты, желтая – позитивное мышление, черная – проблемы, противоречия, красная – эмоции, синяя – осмысление, зеленая – творчество.[] Помимо предметных на таких уроках достигаются и метапредметные, и надпредметные цели, потому как обучающиеся учатся достойно вести спор, доказывать свою точку зрения, аргументировать её, используя совокупность знаний и умений из разных областей.
Литература неразрывно связана с историей, и говорить об огромном духовном наследии, о богатейшей культуре, об особенностях русского национального характера невозможно, не касаясь истории нашей страны. Здесь нам тоже помогают литературные произведения, в основе которых лежат подлинные исторические события. Это и памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» - песня-плач о земле русской, и «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, и «Песня про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова, и «Кавказский пленник», и «Война и мир» Л.Н. Толстого, и «Князь Михайло Репнин», и «Василий Шибанов» А.К. Толстого, и «Тихий Дон» М.А. Шолохова, и многие-многие произведения русских советских писателей, основанные на событиях Великой Отечественной войны. Их изучение и анализ, красивое слуховое чтение поэтических текстов призваны воспитывать у подростков активную гражданскую позицию.
И все-таки уроки литературы – это, прежде всего, живое слово учителя. На уроках внеклассного чтения, факультативах, а иногда и классных часах я стараюсь найти время для чтения рассказов о войне. Просто чтению! Без анализа! Читает учитель, то есть я сама, срываясь на чувства Может быть, мой пример и не совсем уместен, но я все равно хочу привести его. По программе русского языка в 7 классе дети пишут изложение на тему «Описание внешности человека. Портрет в литературном произведении» на основе описания внешности отца и сына из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Первый урок я просто читала вслух этот рассказ. Это чтение вызвало бурю эмоций в душах семиклассников. Вечером следующего дня один из мальчишек разместил фотографию книжной страницы рассказа, о пытках, перенесенных главным героем в фашистских застенках Значит, зацепило! Значит, прочел! А раз так, то моя цель достигнута, и формирование гражданской позиции у этого ребенка пошло в правильном направлении!
Особое внимание на таких читательских слушаниях я уделяю чтению произведений нашего земляка Е.И. Носова. Таким образом, в читательском портфолио моих учеников появились рассказы «Немец в валенках», «Шопен. Соната №2», повесть «Красное вино победы», фрагменты повести «Усвятские шлемоносцы» и другие.
Воспитание гражданственности у подростков включает и духовно-нравственное, и патриотическое, и правовое, и экологическое направления, и оно совершенно необходимо гражданину Российской Федерации. Следовательно, мы, педагоги, должны сделать этот аспект жизни школьника, с одной стороны, ненавязчивым и интересным, а с другой – систематическим и целенаправленным на многих уроках школьного курса, и особенно на уроках русского языка и литературы.














Библиографический список
В.А. Сухомлинский. Избранные педагогические сочинения. М., 1980 г.
Приветствие Президента России Д.А. Медведева участникам и гостям Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года. Пресс-служба Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г.
Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.А. Ладыженская, Л.А Тростенцова и др. – 26-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1999.
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2019 года №1897 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Паустовский К.Г. Золотая роза: Психология творчества. – М.: Педагогика, 1991.
Мещеряков Н.Я., Гришина Л.Я. Формирование активной гражданской позиции учащихся на уроках литературы в 4-7 классах: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987 г.
Де Боно Эдвард. Шесть шляп мышления. Психология. Издательство: Попурри, 2006 г.

Интернет-ресурс
1. http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/02/15/prichastiya-polnye-i-kratkie





(( В.А. Сухомлинский. Избранные педагогические сочинения. М., 1980 г.
(( Приветствие Президента России Д.А. Медведева участникам и гостям Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года. Пресс-служба Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г.

(( http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/02/15/prichastiya-polnye-i-kratkie
(( Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.А. Ладыженская, Л.А Тростенцова и др. – 26-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1999.
[] Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2019 года №1897 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
[] Паустовский К.Г. Золотая роза: Психология творчества. – М.: Педагогика, 1991.
[] Мещерякова Н.Я., Гришина Л.Я. Формирование активной гражданской позиции учащихся на уроках литературы в 4-7 классах: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
[] Де Боно Эдвард. Шесть шляп мышления. Психология. Издательство: Попурри, 2006.















13PAGE 15



13PAGE 14815