Статья Нравственное воспитание через краеведение

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
ЧЕРЕЗ КРАЕВЕДЕНИЕ

Данилова Н.Н.

учитель истории и обществознания Успенской средней общеобразовательной школы Касторенского района Курской области

Обоснование необходимости и актуальности проблемы нравственного воспитания сегодня. И решение этой проблемы через краеведение на основе собственного опыта автора

В «Концепции модернизации российского образования» на период до 2010 года, определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на нравственное воспитание личности.
Понятие нравственности появилось в русском языке в 18 веке, как производное от старославянского «нравъ». Нравственностью называют совокупность самых высоких, чистых, сильных и достойных качеств человека. В любом государстве и при любом строе нравственные ориентиры должны быть одни: любовь к Родине, гражданская ответственность, доброта, порядочность, уважение к семье, взаимопонимание. «Суть человека, смысл его жизни от века остаются неизменными: разум и свобода воли, способность суждения и различения добра и зла; ничего не брать на веру, но и не поступаться принципами походя, теряя свою самоидентичность » (8, с.27)
Трансформация Российского общества привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, ценностную переориентацию в молодежной среде. Последствия посткризисных явлений, присутствующих в социально – экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуют новый уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Поэтому одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема нравственного воспитания становится одной из актуальнейших. Успешно решает эту проблему историческое краеведение.
Роль краеведения в образовательном процессе в последнее время неуклонно возрастает. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с введением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» национально – регионального компонента школьного образования. Историческое краеведение стало обязательной составляющей исторического предмета. Важным условием развития краеведения являются современные социально – политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль «провинции», когда возрастает интерес молодежи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.
Значительно расширилось «поле» краеведения. Изучаются различные стороны жизни края в единстве. Можно обратиться к ранее запретным темам. Одним из ключевых направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь, «близких» людей – земляков и членов семьи, изучение повседневности – обыденной жизни с ее живыми подробностями. Шире стали использоваться архивные документы.
Стержнем краеведения всегда было и остается нравственное воспитание.
Занимаясь краеведением, и используя все его три направления (организационные формы) – учебное (уроки, элективные учебные курсы –«Курская область в годы войны» (11 класс), «Символы Российского государства (10класс), Правовая подготовка (10 класс); внеурочное (внеклассная работа по предмету, занятия краеведческого клуба, музея) и внешкольного (туристско – краеведческую деятельность), я опираюсь на некоторые не вызывающие сомнений и возражений истины.
Краеведение способствует развитию у обучающихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому. Краеведение всегда краелюбие, это проверка душ наших на степень родства с землей, на которой живем. «Если «йокнет» и замрет в печали сердце твое у порушенного храма, «окольцованного» дуба векового и печаль эта взойдет к тебе святой решимостью возрождать и беречь - ты уже сын земли родной. И в тебе живут неразрывно ее вчера – сегодня – завтра. А ежели нет призадумайся, кто ты есть в нескончаемой цепи жизни и рода своего?» (18, с.3)
Краеведение воспитывает патриотизм. Чувство патриотизма – высшая форма проявления Веры, Любви, стержневое в становлении личности. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, составляет духовно – нравственную основу личности, формирует ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. «Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами « (14, с. 114) Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности долг принимает различные формы.
В практике моей работы уроки с использованием краеведческого материала, раскрывающего героизм односельчан, уроки в школьном музее с использованием материалов собранных самими школьниками. 432 человека из нашего села не вернулись с войны. Те, кому посчастливилось вернуться, уже не частые гости в школе. Многих не стало, другие больны и слабы. Наш долг – забота о них. Ведь нравственности в высокой степени свойственны чувства милосердия, сострадания. «В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т.д.) Чувство сострадания (или что – то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной » (11, с. 48)
Мои односельчане в годы войны сражались на фронте, работали на станции Касторная – Восточная (станция в годы войны имела стратегическое значение), совершали героические поступки. Они честно выполняли свой долг. Ознакомление с таким материалом вызывает чувство гордости за своих земляков. Об этом свидетельствуют творческие работы школьников, например: «Летопись родного края» - Канищева Елена – 9 класс, «Наши земляки» - Бабкина Светлана – 11 класс, «Поле русской славы» - Костина Галина (11 класс).
Любовь к Родине, верность долгу неразделимы с честью и достоинством. Честь заставляет быть требовательным к себе и своим поступкам. Защита Отечества – долг и обязанность патриота. Об этом свидетельствует материал о воинах – афганцах, односельчанах, собранный моими учениками. Основанные на краеведческом материале - Двухдневная краеведческая игра «Салют, Победа!», празднование 65 – летия освобождения Касторного от немецко – фашистских захватчиков «Родина. Честь. Слава». Дней воинской славы и др. – воспитывают у школьников гражданственность и патриотизм, важнейшие нравственные ценности, формируют качества защитников Отечества, верность конституционному и воинскому долгу.
Любя свою Родину, обладая чувством патриотизма, в экстремальных ситуациях человек способен на самоотверженность, самопожертвование (альтруизм). Изучая Курскую битву на занятиях учебного элективного курса «Курская область в годы войны (1941 – 1945гг.)» и анализируя книгу Виктора Давыдкова «Анализ Курской битвы», мы находим примеры самопожертвования во имя Родины: «В железнодорожной школе в Понырях почти двое суток вела бой в окружении стрелковая рота лейтенанта Рябова (1023 СП). Из 51 человека осталось в живых 6. Перед школой подбито 6 танков и уничтожено 200 немцев. В критическую минуту боя 20 – летний офицер вызвал огонь нашей артиллерии на себя» (4, с. 424) , «Это произошло слева от дороги Теплое – Самодуровка, где к дороге примыкает лог Ржавец. В рукопашной схватке бойцы отделения Ерыпалова уничтожили более десятка немцев, сержант был ранен. Немцы окружили его, пытаясь взять в плен. Они уже повалили его на землю, но он дотянулся до оставшейся у него противотанковой гранаты и взорвал себя вместе с немцами» (4, с. 436). Да и сам Виктор Давыдков обладает чувством патриотизма, любви и преданности своей малой Родине показывая, что «в Курской битве справедливо выделяется танковое сражение под Прохоровкой, но уже мало кто знает, что не менее ожесточенными, а порой и более тяжелыми были бои на Северном фасе под Понырями и особенно под Ольховаткой» (6) Здесь 70 – я армия «выдержала, возможно самый сильный удар из всех когда – либо наносимых гитлеровскими войсками в Великую Отечественную Войну по советским войскам». (4,с. 520) Книга Виктора Давыдкова – пример долга и ответственности в мирное время. И в наши дни любовь к Родине, патриотизм проявляется в делах и поступках людей.
Историческое краеведение в школе не ограничивается рамками учебной программы. Большое воспитательное значение имеют школьные вечера, построенные на краеведческом материале. Приведу пример одного из них, проводимого в нашей школе. Вечер «Огненная дуга» посвящается 65 – летию Курской битвы. Проводится в зале школы. Зал оформлен плакатами, оформлена тематическая выставка книг и фотографий, используется интерактивная карта Курской битвы, компьютерные слайды и рассказ учителя. На вечере звучат стихи о войне. Выступают ребята, которые прошли походами по Северному и Южному фасам Курской дуги. На вечере присутствуют ветераны войны, рассказывающие о том, где находились и как встретили известие о победе на Курской дуге. Заканчивается вечер общей песней и возложением цветов к обелиску. Подобные вечера воспитывают чувство гордости за своих земляков, патриотизм. Для патриотического воспитания очень продуктивна тема малой Родины. С целью воспитания любви к своей Родине проводятся фольклорные праздники, турниры знатоков Курского края, посиделки, литературно – музыкальные гостиные и прочее. Интересны в этом плане двухдневная краеведческая игра «Салют, Победа!», операция «Боевой орден», фольклорный праздник «Я юный гражданин села Успенка» и другие коллективные творческие дела.
Занимаясь краеведением, вольно или невольно соприкасаешься с народной культурой. «Сегодня, в век компьютеров, Интернета, полетов в космос трудно себе представить, что деды и прадеды рождались, жили и умирали с первого до последнего дня своей жизни окруженные, как мы сейчас сказали бы, особым культурным полем» (10, с. 165) Суть культурного поля – это народные традиции, песни, стихи, хороводы, обряды, посиделки, свадебные пески, прощальные плачи. В них народная мудрость, которая давала ответы на вопрос что хорошо, что плохо, как следует и как не следует себя вести. И ответы предназначены потомкам. «Соприкосновение с народной культурой ведет к социализации, т.е. освоением индивида норм поведения» (с. 165 там же)
Одной из действенных форм внеклассной и внешкольной работы по краеведению является клуб. В нашей школе это туристско – краеведческий клуб «Робинзон». Туризм – одна из форм краеведческой работы. Члены клуба стали участниками походов – однодневных и многодневных, пешеходных и водных. Наиболее интересные – поход в Филин сад (бывшее имение помещика), в с. Бунино (где проживал двоюродный брат известного писателя И.Бунина), по северному фасу Курской дуги: Курск – В. Любаж – Молотычи – Игишево – Ольховатка – Поныри. За пять дней этого похода ребята побывали у памятника воинам, погибшим в годы войны. В .Любаже, у памятника 140 – й стрелковой дивизии, у памятника артиллеристам и танкистам в с. Теплое, на тепловских высотах. Был посещен музей Игишевской школы. Побывали у памятника скорбящей матери на кургане «Славы» в с. Ольховатка. В селе Подроща были у памятного знака танкистам и на братской могиле. Посетили музей Курской битвы в с. Поныри. Побывали у памятного знака связистам и памятника саперам, что находится в 8 км от Понырей. Осуществляя водный поход (на байдарках) и пройдя по маршруту Золотухино – Воробьевка 1 – Свобода – Шуклинка – Курск посетили исторический памятник Курского края – Коренную пустынь. Писатель Владимир Алексеевич Чивилихин, автор знаменитого романа – эссе «Память» - романа – раздумья, еще десятилетия тому назад утверждал, что памятники культуры и архитектуры не просто объекты любования или научных исследований – в них хранится наш генетический код, они продолжают участвовать в нашей жизни и влиять на нее. Красота природы, произведения искусства и архитектуры – зеркала для душ человеческих, особенно юных. Они подключают нас к опыту ума и сердца великих предков. И потому, как мы пользуемся этим опытом сегодня, легко прочитывается будущее страны, области, района, города, села Бесспорно одно, что состояние многих памятников культуры, и отношение к ним сегодня, отражается в подрастающем поколении ( да и в каждом из нас ) вместо гордости и достоинства – гримасами варварства и беспамятства А это значит, что мы заведомо обрекаем наше будущее на духовную аритмию в мире людей и вещей.
А жизнь создает все новые и новые памятники, значительными становятся многие имена наших земляков. Уметь увидеть исторические события в повседневности, уметь определить явления трудовой, социальной и культурной жизни своего края, уметь оценить и сохранить лучшее из создающегося и созданного – задача нравственно воспитанного современника, Гражданина своего Отечества.
Водные походы по таким маршрута, как Солнцево – Клюква – Лебяжье – Курск, Курск – Прямицыно – Дичня и другие, позволяют увидеть красоту родного края, помогают решать проблему охраны окружающей среды, природоохранительного просвещения и экологического образования, имеющих международных характер и приобретших нравственную направленность.
Внеурочная работа по краеведению неразрывно связана с деятельность школьников в определенном коллективе. Здесь раскрываются результаты труда других, познается ценность собственных усилий и уровень личных знаний. Совместное преодоление трудностей, удовлетворенность результатами, положительная оценка работы вызывают у учащихся коллективные переживания. Все это способствует воспитанию у них таких качеств, как воля, товарищество, взаимопомощь, инициативность. Занимаясь исследовательской краеведческой деятельностью, видя результаты своей деятельности, у подростка возникает способность смотреть на себя со стороны. Появляется чувство собственного достоинства. А «чувство собственного достоинства – это важнейший компонент такого психического феномена, как совесть» (7, с. 71) Чем сильнее развито самоуважение, тем глубже способен человек переживать состояние стыда, тем выше, нравственнее, ответственнее человек. Такой человек честен, надежен, предсказуем, значит – социален. Он ответственен за все свои поступки, что и предполагает истинный гуманизм, признающий ценность человека, его право на развитие и проявление своих способностей, считающий благо человека критерием оценки справедливого общества. Краеведение, как впрочем и все историческое образование должно опираться на принцип гуманизма. Оценка событий и явлений прошлого, дел, поступков и деятельности людей, общественных групп и организаций должна быть разносторонней. Ее следует давать с научных позиций, с позиций правды и нравственности, с учетом особенностей рассматриваемой эпохи, традиций, идеалов и ценностей, разделяемых людьми того времени. «Положительно оценивать можно те действия и то поведение личности, политических и иных сил, в которых явно просматриваются нравственно – ответственный выбор поведения, соответственно, его позитивные последствия» (5, с.13)
Очень важно, чтобы школьники осознали себя как продолжение тех, кто был до них, и задумывались о своем продолжении. Чтобы они ощутили «самую жгучую, самую смертную связь» (Н.Рубцов) с людьми и миром, почувствовали «Как в прошедшем грядущее «зреет», как в грядущем прошлое тлеет» (А.Ахматова). Знания сами по себе мало что стоят, если они не пропущены через сердце, если они не зажигают стремления к высоким идеалам, желания служить общему благу. И это « должно быть потребностью души, условием личного счастья» (А.П.Чехов). Только так можно воспитать человека нравственного. В этом я вижу главную задачу краеведения.

ЛИТЕРАТУРА
Боголюбов Л.Н., Иванова А.Ф. Обществознание. М., 2008.
Булгаков И.Я. Изучение нравственных категорий «добро» и «зло» в курсе дисциплины обществознание. // Педагогический поиск №1-2 сентябрь – октябрь 2004.
Баженов И.Н. Педагогический поиск. М.,1987.
Давыдков В. Анализ Курской битвы. Курск, 2005.
Зубков Ю.И. Методологические принципы исторического познания // Педагогический поиск №5 январь 2003.
Зубков Ю.И. Ольховатское сражение (О книге Виктора Давыдкова «Анализ Курской битвы») / Курская правда, 28 июня 2008.
Зимина А.И. Организация работы классного руководителя. // Классный руководитель, М., 2003.
Королев Б.Н. Российская молодежь на пороге нового века. // Педагогический поиск №1-2 , сентябрь – октябрь 2004.
Королев Б.Н. Образ «я» и личность. Курск, 2001.
Как научить детей любить Родину. М., 2003.
Лихачев Д.С. Заветное., М., 2006.
Никитин А.Ф. Единство нравственного и гражданского воспитания // Педагогика, №5, 1995.
Путин В.В. Время неопределенности и тревожных ожиданий прошло / Известия, 13 февраля 2004.
Пашкович А.П., Шитов Е.В. Дни воинской славы, М., 2007.
Соловьев В.С. Оправдание добра // Соч: в 2т.., М., 1990,
Шердаков В.Н. Добро и Зло //Человек и общество, №1, 1992.
Шевченко С.В. О некоторых особенностях нравственного развития современных подростков. //Педагогический поиск, №2, 1998.
Холодова Е. Усадьбы Курской губернии. Курск, 1997.
Этимологический словарь русского языка. М., 2007.




15