Внеклассное занятие по русскому языку Учим русский, играя…


ГОКУ Иркутской области "СКШ №1 г. Усолье - Сибирское"
Бильдакова Вера Николаевна, учитель начальных классов
Внеклассное занятие по русскому языку в 4 классе специальной коррекционной школы 8 вида
Тема: "Учим русский, играя..."
Цель: Способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, формированию сознательного интереса к русской речи и языку.
Оборудование: ИКТ, дидактический материал, карточки, инсценировка сказок.
Орг. момент. (Учитель приветствует гостей и детей на не понятном для них языке.)
-Сайн байна, хундэтэ нухэдууд!
- Почему же вы не приветствуете меня в ответ, и смогли бы мы общаться, если бы я не знала русский язык?
На каком языке будут общаться якут с грузином, узбек с украинцем, бурят с русским?
Вывод: русский язык – язык межнационального общения.
Ребята, ещё почему нужно учить язык? (ответы детей)
- А теперь переверните карточки на своих партах, тихо прочитайте:
«Не составишь телеграмму
И открытку не пошлёшь,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравишь!»
Вывод: Будем учить русский язык! Прочитайте тему занятия.
« Учим русский, играя…»
Давайте повторим пройденный материал, обобщим знания по предмету. И пусть слова писателя А.Н.Толстого предварят наше занятие:
«Русский язык –
яркий, как радуга…
меткий, как стрелы,
певучий и богатый,
задушевный, как песня над колыбелью…»
Речевая зарядка. Послушайте внимательно стишок. Скажете, что вы услышали в лесу.
В тишине лесной глуши
Шорох к Шороху спешит,
Шорох к Шороху спешит,
Шёпот к Шороху шуршит:
Шу – шу – шу да ши – ши – ши,
Тише, Шорох, не шурши.
Навостри-ка уши,
Тишину послушай.
- Что вы услышали? (Ответы детей)
- Правильно, частый повтор звука «Ш» передал лёгкие лесные шорохи: шелест листьев, шум камыша, шуршанье мыши.
Давайте вместе повторим эти строки.

III. Инсценировка сказки «Лесной карнавал»
-Зная, что звук помогает слову рассказать о чём- нибудь, попробуйте узнать персонажей сказки «Лесной карнавал».
Внимание! Ответьте по порядку на следующие вопросы.
1 - Кто приглашал зверей и насекомых на карнавал? Как вы узнали об этом?
2 - Кто отказался поехать? Как вы догадались?
3 - Кто упрекал другого в жадности?
4 - Кто приедет на карете? Почему вы так думаете?
Вывод: звуки помогли слову рассказать нам о героях сказки.
А теперь наоборот: одна из узнанных вами персон пожелала поговорить и просит вас озвучить её ответы.
(Словарная работа)
1 - Как зовут тебя, ворона?
- Кар - куша!
2 - Где сидишь ты?
- На кар- низе.
3 - Что ты делаешь, ворона?
- Кар- каю!
4 - Что клюёшь ты?
- Кар- тофель.
5 - Что берёшь ты?
- Кар- рандаш, кар - тон.
6 - Что рисуешь ты?
- Кар - тину!
7 - А что ж кричишь ты?
- Кра – сота!
Обратили внимание, какие слова ворона говорила? Повторите. Запомните правописание словарных слов.
1. Инсценировка сказки «Пуськи пятые».
Ребята, следующее задание может оказаться потруднее.
Задание такое: понять, о чём эта сказка и передать её содержание вашими словами. Сказать,
что вам помогло узнать об этом?
Cяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
- Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
- Оёё! Оёё! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит:
- Бутявок не трямкают! Бутявки дюбые и зюмо- зюмо некузявые!
А бутявка брянчит за напушкой::
- Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!
2. « Пуськи бятые» -
Cяпала Калуша по напушке и увазила бутявку.
Задание: Найти слова - предметы и слова – действия.
А - коллективная работа с первым предложением.
Б. - работа групп по карточкам далее по тексту.
В. – каждая группа должна передать содержание текста на свой лад.
Как вы догадывались, о чём идет речь?
Вывод: Каждая большая группа слов имеет своё особое строение и отличается от другой группы. Эти группы слов в 4 классе мы называем слова-предметы, слова-признаки и слова-действия. Но, готовясь к 5 классу, мы изучили понятие «Части речи».
Предлагаю вашему вниманию стих о частях речи.
Чтение детьми наизусть «цепочкой» стихотворения.
Существительное – школа,
Просыпается - глаголС прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали мы – местоименье,
Бьёт числительное 7;
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять.
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах.
А потом у тёплой печи
Повторяем части речи.
(О. Высотская)
- Какие названия частей речи вам знакомы?
Давайте расскажем о знакомых незнакомцах: о словах – предметах, словах – признаках и словах – действиях, используя названия частей речи.
А. Имя существительное
Рассказать по плану:
1. Существительное -
2. Обозначает -
3. Отвечает на вопросы -
Отгадайте загадки. К словам-отгадкам поставьте вопросы. Какая часть речи отвечает на эти вопросы? Б. Имена существительные дружат с именами прилагательными. Я предлагаю следующее задание:
Рассказать по плану:
1. Прилагательное –
2. Обозначает -
3. Отвечает на вопросы -
Имя прилагательное-это художник, украшающий предметы.
Давайте поиграем в игру "Укрась слово".
Олень какой? - (Быстрый, рогатый, красивый и т.д.)
Яблоко - ? Осень -?
Сказка.
Однажды существительные стали высказывать свои обиды на школьников, что те подбирают им одни и те же прилагательные.
-Я во всех сочинениях голубое и безоблачное, - вздыхает небо.
- А ко мне привязалось слово ровная, - плакала дорога.
- А я всегда интересная, - обижалась сказка.
Я только звонкая, - сказала песня.
- Какие прилагательные ещё к ним можно подобрать?
Ребята, давайте разделимся на 4 группы, и каждая группа подберёт к 1 из существительных: небо, дорога, сказка, песня - другие прилагательные; украсим эти слова, чтобы они не обижались.
Молодцы, ребята, что вы справились с заданием, показали, как много прилагательных вы знаете, и существительные теперь не в обиде на вас.
В. А что расскажете про глагол?
Рассказать по плану:
1. Глагол -
2. Обозначает -
3. Отвечает на вопросы -
Давайте попробуем подобрать глаголы к существительным.
Игра «Назови действие» (перекидывая мяч)
VI. Небо - что делает? Сказка - Что делает? Дорога - что делает?
Песня - что делает?
Теперь выполним ответственную работу, сравним 2 колонки. Где получились предложения?
Детская сказка. Сказка учит.
Где предложение? Где словосочетание?
Давайте распространим предложение.
Давайте установим связи слов в предложении. Назовите главные члены предложения.
Вывод детей: Главные члены предложения –
подлежащее и сказуемое, остальные все – второстепенные.
Рефлексия.
На парте у вас 3 цветных кружка: кто не испытал затруднений- возьмите зелёный, кому было чуть трудно- жёлтый, кому показалось тяжело- красный и прикрепите свои кружочки на доске.
Итог занятия. Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями, повторили многие темы.