ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Самохвалов С.А.
(МАОУ Лицей №7, г.Томска)
В волейболе весьма важную роль играет быстрота движений, уровень развития которой во многом определяет эффективность атакующих и защитных действий волейболистов во время игры. Специальная быстрота волейболиста – это способность максимально быстро оценить обстановку на площадке, принять решение, переместиться к месту встречи с мячом и выполнить технико-тактические действия в защите и нападении в минимальный для определенных условий отрезок времени [1].
Быстрота как двигательное качество – это   способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени  с определенной частотой и импульсивностью. Быстрота в волейболе - способность волейболиста выполнять технические приемы или перемещения по площадке в минимальный отрезок времени [5].
Различают несколько элементарных форм проявления быстроты:
1. Быстроту простой и сложной двигательной реакции.
2. Быстроту одиночного движения.
3. Быстроту сложного (многосуставного) движения, связанного с изменением положения тела или переключением с одного действия на другое при отсутствии значительного внешнего сопротивления.
4. Частоту движений.
В волейболе быстрота проявляется в трех основных формах:
а) быстрота двигательной реакции (на сигнал партнера, на изменение игровой ситуации и др.);
б) предельная быстрота отдельных движений (выполнение технических приемов, ударных движений);
в) быстрота перемещений - максимально быстрое перемещение по площадке к мячу с последующим выполнением технико-тактических действий [6].
Выделяемые формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга и слабо связаны с уровнем общей физической подготовленности.
Под быстротой двигательной реакции понимают латентное время реагирования (появление возбуждения в рецепторе, передача возбуждения в ЦНС, переход возбуждения по нервным сетям и формирование эффекторного сигнала, проведение сигнала к мышце, возбуждение мышцы и появление в ней механической активности). Различают простые и сложные реакции [7].
Простые реакции - ответ заранее известным движением на заранее известный (но внезапно появляющийся) сигнал.
В простой реакции выделяют два ее компонента:
1. Латентный (запаздывающий), обусловленный задержками, накапливающимися на всех уровнях организации действия в ЦНС. Латентное время простой двигательной реакции не поддается тренировке, не связано со спортивным мастерством и не может приниматься за характеристику быстроты человека.
2. Моторный, за счет совершенствования, которого в основном и происходит сокращение времени реакции.
Для простых реакций характерен значительный перенос быстроты: тренировка в различных скоростных упражнениях улучшает быстроту простой реакции, а люди, быстро реагирующие в одних ситуациях, будут быстро реагировать и в других. При напряженной мышечной работе у хорошо тренированных людей наблюдается уменьшение времени простой двигательной реакции и повышение возбудимости нервно-мышечного аппарата; у менее тренированных – время реакции ухудшается, происходит снижение возбудимости ЦНС и функционального состояния нервно-мышечного аппарата. После интенсивной кратковременной мышечной работы может происходить уменьшение времени реакции и за счет ослабления тормозных процессов в связи с перевозбуждением ЦНС [3].
Сложные реакции. Почти все игровые действия волейболиста относятся к типу сложных реакций. К сложным реакциям относятся: реакция на движущийся объект и реакция с выбором.
Реакция на движущийся объект (мяч) проявляется следующим образом:
- игрок должен увидеть мяч, оценить скорость и направление полета, выбрать план действий и начать осуществлять его.
Быстрота реакции на движущийся объект занимает от 0,25 до 1 с. Основная доля этого времени приходится на фиксацию движущегося мяча глазами. Эта способность тренируема. Для этого используют:
а) увеличение скорости полета мяча;
б) внезапное появление мяча;
в) сокращение дистанции;
г) различные игры с маленькими мячами (детскими, теннисными и т.д.) [4,5].
Необходимо развивать умение предугадывать направление и скорость полета мяча по действию партнеров или соперников во время игры.Точность ответного действия на движущийся мяч совершенствуется параллельно с развитием быстроты реакции.
Реакция с выбором – выбор нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения партнера или игровой обстановки (предельная быстрота отдельных движений). Реакция выбора связана с выбором нужного (самого рационального в каждом конкретном случае) двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения партнеров и соперников. При совершенствовании реакции выбора необходимо менять условия игры и внешние условия выполнения.
Быстрота перемещений – способность волейболиста максимально быстро переместиться по площадке для выхода к мячу с последующим выполнением технического приема. Проявление быстроты перемещения зависит от скорости протекания нервных процессов в работающих мышцах, от силовой подготовленности спортсмена и других факторов [1,2].
В волейболе все эти разновидности скоростных качеств проявляются в сочетании. Комплексные формы проявления скоростных способностей в сложных двигательных актах в волейболе обеспечиваются элементарными формами проявления быстроты в различных сочетаниях и в совокупности с другими двигательными качествами и техническими навыками.
Одной из основных предпосылок комплексных проявлений скоростных способностей является подвижность нервных процессов и уровень нервно-мышечной координации. На уровень скоростных способностей влияют и особенности мышечной ткани – соотношение различных мышечных волокон, их эластичность, растяжимость, уровень внутри – и межмышечной координации. Проявление скоростных способностей тесно связано с уровнем развития силы, гибкости и координационных способностей, с совершенством спортивной техники, возможностями биохимических механизмов к быстрейшей мобилизации и ресинтезу алактатных анаэробных поставщиков энергии. Для волейбола характерен ациклический режим скоростной работы, характеризующийся однократным проявлением концентрированного взрывного усилия, повторяющегося многократно в течение игры.
Средствами скоростной подготовки являются различные упражнения, требующие быстрой реакции, высокой скорости выполнения отдельных движений, максимальной частоты движений. Специально-подготовительные упражнения могут быть направлены как на развитие отдельных составляющих скоростных способностей, так и на их комплексное совершенствование в целостных двигательных действиях. Эти упражнения строятся в соответствии со структурой и особенностями проявления скоростных качеств в соревновательной деятельности и представляют собой различные действия и приемы, характерные для волейбола.
Аэробная производительность (или работоспособность) наиболее важна в упражнениях умеренной интенсивности: отражением аэробных процессов являются потребление кислорода и показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС).
Анаэробная производительность играет доминирующую роль в кратковременных упражнениях высокой интенсивности. Образование энергии за счет анаэробных реакций сопровождается накоплением в организме продуктов неполного распада, которые устраняются во время работы умеренной интенсивности и, главным образом, в интервалах отдыха за счет повышенного потребления кислорода. Этот излишек называется кислородным долгом. Чем выше значение долга, тем тяжелее была мышечная работа [7].
Так при выполнении нападающего удара с максимальной интенсивностью (14 уд./мин.) и продолжительностью 3 мин. физиологические сдвиги в организме волейболиста имеют анаэробный характер, тренируется скоростно-силовая выносливость. При снижении интенсивности выполнения этого же упражнения до 6 – 7 уд/мин. и увеличении продолжительности выполнения до 10 – 15 мин. реакция организма на нагрузку имеет уже аэробный характер.
Выполнение защитных действий с максимальной интенсивностью одним волейболистом в течение 10 сек. (продолжительность одного повторения) вызывает изменения в алактатном (быстром) механизме энергообеспечения – тренируется скорость перемещения.
Таким образом, варьируя компоненты нагрузки, можно добиться различного тренировочного эффекта при выполнении одного и того же упражнения. Режим ациклической работы определяется главным образом величиной мышечных усилий, рационально организованных во времени и пространстве. Увеличение скоростных возможностей волейболиста при выполнении ациклической работы может быть обеспечено повышением способности центральной нервной системы к мощной эффективной импульсации вовлеченных в работу двигательных единиц, совершенствованием внутримышечной и межмышечной координации, расширением возможностей алактатного механизма высвобождения энергии, формированием целесообразной биодинамической структуры двигательного действия.
Список литературы:
1. Беляев А.В. .Методика воспитания физических качеств волейболистов. – М.: ГЦОЛИФК, 1990 – 215с.
2. Волейбол / Под ред. А.Б. Беляева, М.В. Савина. - М.: Физкультура, образование и наука, 2000. - 368 с.
3. Железняк Ю.Д. Интегральная подготовка в тренировке волейболистов //Физическая культура в школе. – 1987, №12. – С. 45–49.
4.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1970.
5. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. М.: Физкультура и спорт, 1956. 6. Иващенко Д.И. Формирование двигательных навыков юного спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 226с.
7. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.